Показатели | Диагностические задания |
Умение ребенка устанавливать причинно – следственную зависимость, рассуждать | Диагностическое задание «Подумай и скажи» (Стребелевой Е.А.) |
Умение ребенка выстраивать логическую цепочку событий по картинкам | Диагностическое задание «Составь рассказ» (Стребелевой Е.А.) |
Умение ребенка использовать при описании предметов (игрушек) слова, обозначающие существенные признаки | Диагностическое задание «Расскажи, какой» (Стребелевой Е.А.) |
За единицу измерения была взята степень самостоятельности выполнения ребенком 5-6 лет диагностических заданий:
3 балла – ребенок самостоятельно выполняет задание; дает точный и правильный ответ.
2 балла – ребенок выполняет задание с помощью взрослого; допускает незначительную неточность, отвечает по наводящим вопросам и уточнением взрослого.
1 балл – ребенок затрудняется при выполнении задания, но на помощь взрослого не реагирует; не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Качественная оценка результатов:
Достаточный уровень – ребенок правильно выстраивает логическую цепочку событий. Знает характерные признаки каждого предмета. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопросы. Логически выстраивает картинки в нужной последовательности. Комментирует свои решения.
Близкий к достаточному уровень – ребенок правильно выстраивает логическую цепочку событий. В основном знает характерные признаки каждого предмета, но иногда допускается незначительные ошибки. На вопросы отвечает односложно. В ответе отражает существенные признаки того или иного предмета/события.
|
Недостаточный уровень – Ребенок не всегда правильно выстраивает логическую цепочку событий. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных предметов/событий. Отвечая на вопросы называет только предметы. В ответе не может отразить характерные признаки того или иного предмета/события.
Рассмотрим подробнее диагностическое задание № 1 «Подумай и скажи».
Цель: выявление умения ребенка устанавливать причинно – следственную зависимость, рассуждать.
Материалы: подготовленные распечатанные предложения.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и закончить следующие высказывания:
«Мама взяла зонтик, потому что па улице » (идет дождь);
«Тает снег, потому что » (пригревает солнце; наступила весна);
«Цветы засохли, потому что » (их не поливали);
«На деревьях появляются молодые листочки, потому что (наступила весна).
«В лесу появилось много грибов, потому что» (прошел дождь);
Результаты исследования по диагностическому заданию 1: «Подумай и скажи»
Уровень развития | Количество детей |
ДУ | |
БКУ | |
НУ |
При проведении диагностики по методике «Подумай и скажи» было установлено:
Достаточный уровень развития показали 2 детей (Леша Р., Андрей И.) 14%, а КГ 3 детей (Александр С., Георгий Ш., Диана Д.). Дети данного уровня выполняли задания правильно и быстрее всех, а в некоторых случаях даже давали не один вариант ответа.
Близкий к достаточному уровню развития у 7 детей (Данил Д., Саша Ч., Тимур К., Дима К., Женя П., Саша С., Миша П.) а в КГ у 6 детей (Александр К., Вероника А., Иван Г., Кристина Б., Мария С., Матвей Ч.), что составляет 50%, такие дети достаточно быстро ответили на вопросы, но у них наблюдались небольшие затруднения.
|
Недостаточный уровень развития показали 5 детей (Дима С., Влад Б., Сергей Г., Арсений В., Олег В.) 36%, и в КГ 5 детей (Алексей О., Дима Т., Ксения К., Никита Т., Ростик С.) не справились с заданием, несмотря на оказываемую им помощь.
Рассмотрим подробнее диагностическое задание № 2 «Составь рассказ»
Цель: выявление уровня сформированности связной речи.
Материалы: три картинки с изображением серии последовательных событий: «Кошка ловит мышку».
Ход обследования: взрослый непоследовательно раскладывает перед ребенком картинки и предлагает рассмотреть их и разложить по порядку: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, что было вначале, что потом случилось и чем завершилось действие? Составь рассказ».
Результаты исследования по диагностическому заданию 1: «Подумай и скажи»
Уровень развития | Количество детей |
ДУ | |
БКУ | |
НУ |
При проведении диагностики по методике «Составь рассказ» было установлено:
Достаточный уровень развития показали 2 детей (Леша Р., Андрей И.) 14%, а КГ 3 детей (Александр С., Георгий Ш., Диана Д.). Дети данного уровня с легкостью выполнили задание и составили рассказ.
Близкий к достаточному уровню развития у 7 детей (Данил Д., Саша Ч., Тимур К., Дима К., Женя П., Саша С., Миша П.) а в КГ у 6 детей (Александр К., Вероника А., Иван Г., Кристина Б., Мария С., Матвей Ч.), что составляет 50%, такие дети достаточно быстро выполнили задание, но у них наблюдались небольшие затруднения.
|
Недостаточный уровень развития показали 5 детей (Дима С., Влад Б., Сергей Г., Арсений В., Олег В.) 36%, и в КГ 5 детей (Алексей О., Дима Т., Ксения К., Никита Т., Ростик С.) не справились с заданием, несмотря на оказываемую им помощь.
Рассмотрим подробнее диагностическое задание № 3 «Расскажи, какой».
Цель: диагностика умений ребенка использовать при описании предметов (игрушек) слова, обозначающие существенные признаки.
Материалы: игрушки: елка, зайчик, мячик, яблоко, лимон.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать об игрушке (предмете). Предлагаются для описания следующие слова: елка, зайчик, мячик, яблоко, лимон. При затруднениях взрослый уточняет: «Расскажи, что ты знаешь о елке? Какая она бывает? Где ты ее видел?»
Результаты исследования по диагностическому заданию 1: «Подумай и скажи»
Уровень развития | Количество детей |
ДУ | |
БКУ | |
НУ |
При проведении диагностики по методике «Составь рассказ» было установлено:
Достаточный уровень развития показали 2 детей (Леша Р., Андрей И.) 14%, а КГ 3 детей (Александр С., Георгий Ш., Диана Д.). Дети данного уровня с легкостью описали предметы без помощи воспитателя.
Близкий к достаточному уровню развития у 7 детей (Данил Д., Саша Ч., Тимур К., Дима К., Женя П., Саша С., Миша П.) а в КГ у 6 детей (Александр К., Вероника А., Иван Г., Кристина Б., Мария С., Матвей Ч.), что составляет 50%, описали предметы с помощью вспомогательных вопросов.
Недостаточный уровень развития показали 5 детей (Дима С., Влад Б., Сергей Г., Арсений В., Олег В.) 36%, и в КГ 5 детей (Алексей О., Дима Т., Ксения К., Никита Т., Ростик С.) не справились с заданием, несмотря на оказываемую им помощь.