Государство рассматривает улучшение материального положения и повышение социального статуса работников образования как одну из приоритетных задач образовательной политики.
Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации системы образования России.
В рамках подпрограммы «Педагогические кадры России» Федеральной программы развития образования предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, повышению социального статуса и профессионализма педагогических работников. Они будут включать в себя следующие основные направления:
1. Повышение статуса педагогического работника.
Все педагогические работники должны получить возможность реализовать право на:
свободное получение профессиональной информации, связанной с образованием;
бесплатное пользование фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.
2. Усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих работников образования:
совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников;
совершенствование системы медицинского и социального страхования работников образования;
формирование отраслевой системы ипотечного кредитования приобретения жилья;
закрепление нормативно-правовыми актами Российской Федерации льгот педагогическим работникам в области оплаты жилья и коммунальных услуг в сельской местности.
3. Повышение профессионализма педагогических кадров:
увеличение объема и повышение качества подготовки педагогических кадров для системы начального и среднего профессионального образования;
|
оплачиваемое государством повышение квалификации или переподготовку в установленных государством объемах не реже, чем один раз в пять лет;
организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для управленческих и педагогических кадров;
создание эффективной системы подготовки, повышения квалификации и аттестации руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений, введение единого порядка замещения ими руководящих должностей.
Основной задачей является модернизация системы научно-методического обеспечения образования, предусматривающая:
качественное обновление педагогической науки, преодоление неоправданного дублирования ведомственных институтов и научных учреждений Российской академии образования, оторванности их от запросов современной образовательной практики;
возрождение практико-ориентированных научных школ и построение принципиально новых моделей прикладных исследований, способствующих развитию педагогической науки и распространению образовательных инноваций;
целевое финансирование перспективных прикладных исследований и социально-образовательных проектов.
В процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.
|
Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования -- модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием -- это, прежде всего управление процессом его развития. Необходимо создать отсутствующую до настоящего времени единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимую с мировой практикой, а также систему мониторинга образования.
Ближайшая цель - формирование оптимальной модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего -- образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур. Должна быть обеспечена гласность и прозрачность обсуждения и принятия управленческих решений.
Предполагается осуществить следующие меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы:
введение государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально-технической), за исполнение которых несут ответственность учредители и несоблюдение которых может служить основанием для прекращения деятельности соответствующих учреждений;
отработка правовых и экономических механизмов соучредительства и софинансирования образовательных учреждений органами государственной власти федерального и регионального уровня и органами местного самоуправления;
|
расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием, в том числе и в части использования бюджетных и внебюджетных средств;
поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений путем финансирования и софинансирования наиболее значимых образовательных проектов;
развитие негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ;
упорядочение форм оплаты дополнительных образовательных услуг сверх государственного образовательного стандарта в общем и профессиональном образовании и усиление контроля за использованием полученных средств со стороны попечительских и родительских советов;
введение персональных счетов для детей-инвалидов с целью аккумулирования государственных, корпоративных, спонсорских и родительских средств на образование и оздоровление каждого ребенка.
Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.
Основные направления и первоочередные меры образовательной политики этого этапа составляют:
1. Передача оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и обеспечение учебного процесса на уровень субъектов Российской Федерации и придание муниципальным учреждениям общего образования статуса государственного образовательного учреждения, а также:
разработка нормативно-правовой базы для соучредительства образовательных учреждений субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе образовательных комплексов «школа-детский сад».
2. Обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством:
принятие государственных стандартов общего образования;
организация экспериментальной апробации нового содержания общего образования, его разгрузка, ориентация на потребности личности и современной жизни страны;
создание условий для введения профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы;
формирование и приведение в действие независимой от органов управления образованием государственной системы аттестации и контроля качества образования;
экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена.
3. Совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования:
обеспечение бюджетного финансирования образования в приоритетном порядке. Ежегодное увеличение доли бюджетных средств, в том числе в рамках федеральных целевых программ, направляемых на развитие образования в части приобретения оборудования и информационных ресурсов, повышения квалификации преподавателей, капитальных вложений, финансирования экспериментальных инновационных площадок;
нормативное финансирование образовательных учреждений после экспериментальной отработки его моделей и других организационноэкономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование средств, направляемых в образование;
ликвидация задолженностей образовательных учреждений, накопившихся в результате неисполнения бюджетных обязательств и недофинансирования обязательств по платежам за коммунальные услуги.
4. Усиление социальной направленности системы образования:
принятие комплексных мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством;
обеспечение адресной социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей получения детьми из малодоходных семей среднего и высшего профессионального образования;
расширение доступности дошкольного образования, с адресной поддержкой малообеспеченных семей;
Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, усиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда:
обеспечение приоритетной государственной поддержки ведущих вузов, научных и творческих школ, обеспечение интеграции академической, вузовской и отраслевой науки; 18
развитие системы образования взрослых и непрерывного профессионального образования, концентрация переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
введение системы мер, обеспечивающих реализацию государственных приоритетов в профессиональном образовании (государственное задание, целевые возвратные субсидии);
создание системы прогнозирования перспективной потребности в квалифицированных кадрах в разрезе профессий и специальностей, совершенствование на этой основе формирования государственных заданий учреждениям профессионального образования.
Заключение
прошедшие формирования, следует, что за это был осуществлен от школы, в образовательное, принципам зма,, ориентации на, основы знания. основ, стало финансирование, рынок. Однако системы сложностью,, противоречиями.
В образования двух. С стороны - к модернизации, на самодержавии, как условия благополучия, с -, восходящий к, высшей является.
В настоящее в процессе стремление к управления, к рыночных как саморазвития, баланса источниками его.
По, усилия на создание, формирование отношений в. достижения в не отменяют и не нашедших. В частности, использовать приводит к традиций., что механическое моделей к последствиям. к традиции процессов, привлекать к модернизации.
Кроме, признать, что новых и, не всегда с, нарушение в образовате наносит вред в образовании, не осмыслять и и недостатки. В в процессе " модернизации " наибольшее сделано в р по обновлению образования. па данном ется тем, что, будучи образовательной и массовым ее, явля эффективным. Его оторванным от страны и в то же перегруженным. Это к общего выпускников, здоровья, т.е. к истощению.
Среди, которые отечественной, можно две. – это интенсификация по образовательных, отвечали бы и интересам. – это построение обеспечения.
С цели могут только в взаимодействия с представителями, науки,,, всех и общественных организаций, с родителями и работодателями. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы необходимо постоянно разъяснять населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений, а затем учитываться при проведении модернизации образования. Два центральных направления модернизации образования – кардинальное обновление содержания образования в экономике образования. Ее стержневые задачи – повышение доступности, качества и эффективности образования. Без решения этих задач образование не сможет выполнить свою историческую миссию – стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста ее человеческого капитала.