Трудовое обучение 5 кл. (девочки) 08.05.20
(Застрожникова Т.В.)
Тема: «Изготовление декоративной заплаты-аппликации»
Цель: Ознакомить с историей происхождения, конструктивными особенностями и технологией выполнения декоративной заплаты-аппликации;
Способствовать развитию мышления, речи на основе устных ответов и знакомства с новыми понятиями (расширение словаря); развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук в процессе практической деятельности.
Содействовать воспитанию трудолюбия, бережного отношения к одежде.
Ход урока:
I. Организационный момент. (1 слайд)
II. Актуализация знаний учащихся (беседа по слайдам)
- Почему надо следить за своей одеждой, беречь её? (Для того чтобы сохранить одежду в хорошем состоянии, чтобы выглядеть опрятным и аккуратным)
- Почему надо учиться ремонтировать одежду? (Чтобы уметь выполнить ремонт самостоятельно следует приучать себя к бережному отношению к вещам).
- Какие виды ремонта мы изучили на прошлых уроках?
Пришивание пуговиц, ремонт одежды по распоровшемуся шву, ремонт в месте разрыва ткани, замена вешалки. (2 слайд)
III. Сообщение нового материала
3.1. Сообщение темы и цели урока Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом ремонта одежды и тема нашего урока «Изготовление декоративной заплаты-аппликации». (3 слайд) Запись числа и темы урока в тетрадях.
3. 2. Работа с пословицей и новыми терминами (по слайдам и в рабочих тетрадях)
Учащимся предлагается прочитать пословицу и объяснить её смысл «Не всё ходить в заново строченом, а иногда и в платаном» (4 слайд) Какое слово напоминает слова «Платанный»? Девочки подбирают однокоренное слово «заплата». Происхождение слово «заплата» древнерусское – «платъ» (кусок материи), (5 слайд) производное от «платити» (латать, чинить). Таким образом, определение понятия заплата звучит следующим образом. Заплата- кусочек материи, пришиваемый на одежду в том месте, где она прохудилась. (6 слайд) Запись в тетрадях. Заплата может быть декоративной, в виде аппликации. Аппликация - с латинского «прикладывание» (7 слайд) Так называется приём отделки, когда на ткань нашивается узор или рисунок, выполненный из другого материала, который будет выделяться на фоне основного. – Как, вы думаете, какую форму может иметь заплата-аппликация? (8 слайд) По форме заплата-аппликация может быть круглая, овальная, прямоугольная, квадратная, в виде цветка, листочка, фигурки животных. - Рассмотрите следующий (9 слайд) и скажите, с помощью каких стежков прикреплены заплаты-аппликации? (косыми и петельными стежками; машинной строчкой) Пришивать их можно на машине или вручную. Обычно ткань для заплаты должна иметь те же рисунки и направления долевой нити, что и ткань изделия. У декоративной накладной заплаты цвет, рисунок и форма подбираются по желанию. (10 слайд)
- Как вы считаете, от чего зависит выбор рисунка для аппликации? (11 слайд) (От размера изношенного места, от цвета изделия и предпочтений хозяина ремонтируемой вещи)
Чтение рассказа учителем, беседа по содержанию
«Брюки превращаются…»
Оля стояла у окна и смотрела на улицу. Во дворе мальчишки играли в футбол. Среди них был и её младший брат Митька. Погода была замечательная, и Оля решила тоже прогуляться. Не успела она собраться, как в комнату вбежал Митька. У него было испуганное лицо: «Оля, я упал и порвал брюки! Мама будет ругаться!» «Ладно, не бойся, я сейчас тебе их зашью» - сказала Оля.
Она взяла нитки, иголку и зашила дырку косыми стежками: дырка была круглая и на брюках образовалась складка. Мама это сразу заметит! «Нужно сделать заплатку!» - подумала Оля, распорола дырку, взяла кусочек ткани, обвела края дырки и вырезала заплатку точно по линии. Попыталась пришить заплатку к дырке, но у неё ничего не получилось: заплатка оказалась мала.
Митька совсем расстроился: «Теперь точно от мамы попадёт» - подумал он. «Ладно, не унывай» - сказала Оля. «Сейчас мы из твоих брюк шорты сделаем, а маме скажем, что тебе жарко стало, лето на дворе!» Она взяла ножницы и отрезала штанины брюк выше колена. Вот видишь, замечательные шорты! Митька натянул новые шорты и радостный побежал на улицу.
Подумай и ответь:
- Почему у Оли не получилось отремонтировать брюки?
- Какие ошибки она совершила?
- Как поступили бы вы в такой ситуации?
3.4. Последовательность выполнения заплаты-аппликации (12 слайд)
Изготовление декоративной заплаты-аппликации
1.Выполнить ремонт в месте разрыва ткани с лицевой стороны. 2.Раскроить деталь заплаты. 3.Наложить деталь заплаты изнаночной стороной на лицевую сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть булавками, наметать. 4. Прикрепить заплату к ткани с лицевой стороны частыми косыми или петельными стежками, удалить нитки строчек временного назначения. Приутюжить образец.
5. Оформить образец в альбом.
3.5. Повторение правил техники безопасности
- Где нужно хранить иголки и булавки?
- Как нужно передавать ножницы? - Где нужно хранить ножницы?
- Каким образом определяют длину рабочей нити? - Как нужно подбирать нитки?
IV. Самостоятельная практическая работа
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу, используя технологическую карту с этапами выполнения, а учитель, обходя рабочие места, контролирует правильность выполнения работы, технологическую последовательность, соблюдение правил техники безопасности.
По окончании практической работы учащиеся производят самоконтроль выполненной работы. (13 слайд)