Рекомендации по оцениванию работы учащихся




КОНТРОЛЬ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Прощайте и прощены будете.

Св. писание

 

Забота каждого учителя о высоком качестве знаний и умений учащихся проявляется и в своевременной проверке усвоения учебного материала, постоянном контроле за эффективностью учебно-познавательной деятельности учащихся. Проверка усвоения знаний и умений учащихся является одним из способов повышения качества обучения. Знание о том, как учащиеся ''продвигаются'' по учебному материалу, какие умения и навыки у них вырабатываются, позволяет учителю рационально организовать весь учебный процесс и добиваться качественного решения задач литературного образования школьников. Проверка знаний, умений и навыков учащихся является частью самого учебного процесса.

Контроль за качеством усвоения знаний должен обеспечить:

- систематичность и всеобщность контроля, т. е. возможность постепенно,

последовательно получать информацию о качестве знаний и умений всех или преобладающего большинства учащихся;

- активность учителя в процессе опроса. Учитель должен анализировать ход

работы учеников, делать обобщения, конкретные выводы, выявлять проблемы, оказывать помощь, намечать тематику дальнейшей проверки знаний;

- возможность проверять не только прочность знаний, но и умение применять

их на практике. Контроль сочетается с дальнейшим обучением, умственным развитием школьников, подготовкой к труду;

- изменчивость форм опроса. Для контроля за работой учащихся использовать

материалы экскурсий, кинофильмов, исследований и т.д. Разнообразие форм опроса – важнейшее условие организации внимания учащихся.

 

В основу литературы как учебного предмета положено чтение и изучение

литературных произведений. Поэтому общими показателями учебных достижений учащихся в области литературного образования являются:

- начитанность,

- глубина освоения содержания произведения,

- культура эмоций, способность сопереживать,

- уровень читательских компетенций,

- качество речевых умений и навыков.

 

Оценка и отметка в жизни школьника.

Оценка, представляя собой результат контроля над педагогическим процессом и его итогами, оказывает огромное влияние на деятельность и поведение, на формирование личности школьника, выполняя различные функции:

- диагностическую,

- проверочную,

- стимулирующую,

- ориентирующую (информационную),

- регулирующую (управляющую),

- воспитывающую,

- социальную.

 

Педагогические оценки могут быть следующих видов:

- качественные и количественные (отметки, баллы, очки),

- текущие, итоговые, вспомогательные,

- положительные (согласие, ободрение, похвала, перспективная оценка,

поощрение), отрицательные (замечание, порицание, отсутствие оценки).

Общеизвестны и педагогические требования к оценке:

- индивидуальный характер,

- дифференцированный подход,

- систематичность контроля и оценивания,

- всесторонность,

- разнообразие форм,

- единство требований,

- мотивированность,

- гласность.

 

 

Рекомендации по оцениванию работы учащихся

1. В основе оценки работы учащихся должны лежать понимание детского незнания, гуманных подход (щадящий), бесконфликтность учебной ситуации, вера в творческие силы детей.

2. Воспитательная функция оценки должна быть направлена на формирование чувства успеха, уверенности в своих силах, защищенности. Оценки должны превратиться из орудия принуждения и запугивания учащихся в инструмент положительного стимулирования.

3. При любом виде оценивания учащихся необходим педагогический такт, оценка не должна травмировать ученика.

4. Учитель должен прежде всего ориентироваться на диагностические стандарты, использовать имеющиеся и накапливать собственные материалы, объективно и технологично обеспечивающие контроль (вопросники, задания, тесты и т.д.) Важно, чтобы оценка воспринималась как справедливая: необходимо ее обосновать, аргументировать. Не следует злоупотреблять сравнением учащихся друг с другом (лучше сравнивать ученика с самим собой на разных этапах обучения).

5. Личностный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. На уроках можно практиковать общественные смотры знаний, контроль учениками – консультантами, взаимоконтроль, самоконтроль. Во всех случаях следует стремиться к признанию данной ученику оценки в общественном мнении коллектива класса.

6. При оценивании учащихся важна гласность (информированность об успехах одноклассников).

7. Учащиеся должны иметь возможность исправлять и улучшать оценку.

Важно, чтобы оценка была содержательной, давала возможности для удовлетворения и развития потребностей самосовершенствования, формирования положительной Я - концепции личности учащегося.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: