КОНТРОЛЬ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Прощайте и прощены будете.
Св. писание
Забота каждого учителя о высоком качестве знаний и умений учащихся проявляется и в своевременной проверке усвоения учебного материала, постоянном контроле за эффективностью учебно-познавательной деятельности учащихся. Проверка усвоения знаний и умений учащихся является одним из способов повышения качества обучения. Знание о том, как учащиеся ''продвигаются'' по учебному материалу, какие умения и навыки у них вырабатываются, позволяет учителю рационально организовать весь учебный процесс и добиваться качественного решения задач литературного образования школьников. Проверка знаний, умений и навыков учащихся является частью самого учебного процесса.
Контроль за качеством усвоения знаний должен обеспечить:
- систематичность и всеобщность контроля, т. е. возможность постепенно,
последовательно получать информацию о качестве знаний и умений всех или преобладающего большинства учащихся;
- активность учителя в процессе опроса. Учитель должен анализировать ход
работы учеников, делать обобщения, конкретные выводы, выявлять проблемы, оказывать помощь, намечать тематику дальнейшей проверки знаний;
- возможность проверять не только прочность знаний, но и умение применять
их на практике. Контроль сочетается с дальнейшим обучением, умственным развитием школьников, подготовкой к труду;
- изменчивость форм опроса. Для контроля за работой учащихся использовать
материалы экскурсий, кинофильмов, исследований и т.д. Разнообразие форм опроса – важнейшее условие организации внимания учащихся.
В основу литературы как учебного предмета положено чтение и изучение
литературных произведений. Поэтому общими показателями учебных достижений учащихся в области литературного образования являются:
- начитанность,
- глубина освоения содержания произведения,
- культура эмоций, способность сопереживать,
- уровень читательских компетенций,
- качество речевых умений и навыков.
Оценка и отметка в жизни школьника.
Оценка, представляя собой результат контроля над педагогическим процессом и его итогами, оказывает огромное влияние на деятельность и поведение, на формирование личности школьника, выполняя различные функции:
- диагностическую,
- проверочную,
- стимулирующую,
- ориентирующую (информационную),
- регулирующую (управляющую),
- воспитывающую,
- социальную.
Педагогические оценки могут быть следующих видов:
- качественные и количественные (отметки, баллы, очки),
- текущие, итоговые, вспомогательные,
- положительные (согласие, ободрение, похвала, перспективная оценка,
поощрение), отрицательные (замечание, порицание, отсутствие оценки).
Общеизвестны и педагогические требования к оценке:
- индивидуальный характер,
- дифференцированный подход,
- систематичность контроля и оценивания,
- всесторонность,
- разнообразие форм,
- единство требований,
- мотивированность,
- гласность.
Рекомендации по оцениванию работы учащихся
1. В основе оценки работы учащихся должны лежать понимание детского незнания, гуманных подход (щадящий), бесконфликтность учебной ситуации, вера в творческие силы детей.
2. Воспитательная функция оценки должна быть направлена на формирование чувства успеха, уверенности в своих силах, защищенности. Оценки должны превратиться из орудия принуждения и запугивания учащихся в инструмент положительного стимулирования.
3. При любом виде оценивания учащихся необходим педагогический такт, оценка не должна травмировать ученика.
4. Учитель должен прежде всего ориентироваться на диагностические стандарты, использовать имеющиеся и накапливать собственные материалы, объективно и технологично обеспечивающие контроль (вопросники, задания, тесты и т.д.) Важно, чтобы оценка воспринималась как справедливая: необходимо ее обосновать, аргументировать. Не следует злоупотреблять сравнением учащихся друг с другом (лучше сравнивать ученика с самим собой на разных этапах обучения).
5. Личностный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. На уроках можно практиковать общественные смотры знаний, контроль учениками – консультантами, взаимоконтроль, самоконтроль. Во всех случаях следует стремиться к признанию данной ученику оценки в общественном мнении коллектива класса.
6. При оценивании учащихся важна гласность (информированность об успехах одноклассников).
7. Учащиеся должны иметь возможность исправлять и улучшать оценку.
Важно, чтобы оценка была содержательной, давала возможности для удовлетворения и развития потребностей самосовершенствования, формирования положительной Я - концепции личности учащегося.