Особенности работы оператора при макросъемке




КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

 

КАФЕДРА ОПЕРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

 

Реферат

по дисциплине «Специальные и комбинированные киносъемки»

 

« Макросъемка»

 

Выполнил:

студент дневного отделения

гр. 055

Пархоменко Марина Дмитриевна

 

Проверил:

Доцент кафедры операторского искусства
Бохан В.И.

 

Санкт-Петербург

 

Содержание

Введение. 3

Основная часть. 4

Особенности макросъемки 4

Способы макросъемки............................................................................ 5

Особенности работы оператора при макросъемке................................. 8

Глубина резкости.................................................................................... 8

Система освещения при макросъемке................................................. 9

Экспонометрия....................................................................................... 10

Вывод............................................................................................................... 12

 

Введение

 

Макросъемка является одним из самых распространенных видов специальной киносъемки. Она без преувеличения открывает новый мир снимаемых предметов и может даже заставить зрителя совершенно по-другому взглянуть на повседневные предметы. Однако, несмотря на все восхитительные возможности макросъёмки, она зачастую подразумевает крайнюю дотошность и технические ухищрения. Поскольку детальность зачастую является ключевым фактором, макроснимки требуют исключительной резкости изображений, что в свою очередь требует хорошей техники. Неожиданную важность приобретают критерии увеличения, размера светочувствительного элемента, глубины резкости и дифракции.

Макросъемка актуальна тогда, когда при решении различного рода научных, технических или художественных задач обычная съемка дает слишком мелкое изображение снимаемого объекта, а увеличение, получаемое, через микроскоп, слишком велико. Таким образом, съемка малых объемнух предметов в крупном масштабе без применения микроскопа называется макрокиносъемкой. Масштабы изображения при макрокиносъемке, то есть отношение размеров изображения объекта на кинопленке к его действительным размерам, ле­жит в пределах от 1: 10 до 5:1.

 

 

Основная часть


Особенности макросъемки
Принципиальным компонентом в создании кадров с помощью макросъемки является особенная оптическая система, отличная по своему конструктиву от систем стандартной штатной оптики.

При обычной киносъемке снимаемый объект находится на значительном удалении от объектива, когда каждая точка объекта посылает в объектив пучок почти параллельных световых лучей. При макросъемке объект расположен очень близко перед объективом. Здесь пучки световых лучей, идущие от элементарных точек снимаемого объекта, представляют собой конус, основанием которого является входной зрачок объектива. В этих условиях эффективная светосила становится зависящей не только от относительного отверстия, но также и от масштаба зрачков объектива.

В каждом объективе имеется ирисовая диафрагма, служащая для регулирования проходящего через объектив светового потока. Если посмотреть на объектив с передней стороны, мы увидим мнимое изображение диафрагмы, оно проецируется частью объектива, расположенной перед диафрагмой. Это изображение диафрагмы является входным зрачком объектива, определяющим его действующее отверстие. Если же посмотреть на диафрагму с задней стороны объектива, мы увидим также мнимое, увеличенное или уменьшенное изображение той же диафрагмы. Это будет выходной зрачок объектива. Отношение диаметра выходного зрачка объектива к диаметру входного зрачка называют масштабом зрачков.

Объективы симметричной конструкции имеют масштаб зрачков, равный единице или близкий к единице. У объективов же несимметричной конструкции масштаб зрачков бывает больше или меньше единицы. Современные широкоугольные объективы имеют масштаб зрачков, достигающий 1,5. У большинства же объективов, построенных по схеме телеобъектива, масштаб зрачков всегда меньше единицы, от 0,7 до 0,9.

 

Фокусирование изображения весьма близко расположенного объекта требует большого выдвижения объектива. Сопряженное фокусное расстояние объектива (расстояние от задней главной плоскости объектива до изображения объекта, когда объект расположен не в бесконечности, а на некотором расстоянии от объектива; сопряженное фокусное расстояние всегда больше фокусного расстояние объектива и тем больше, чем меньше расстояние от объекта до передней плоскости объектива) увеличивается пропорционально масштабу изображения согласно следующей зависимости:

f ′ = f (m +1),

где f ′ —сопряженное фокусное расстояние;

f — главное фокусное расстояние;

m — масштаб изображения.

 

С увеличением сопряженного фокусного расстояния объектива его относительное отверстие, а следовательно, и светосила, уменьшаются. Одновременно уменьшается и глубина резко изображаемого пространства.

 

Способы макро киносъемки
Существует несколько способов изменения оптической системы. Макросъёмку можно произвести с использованием насадочных линз, удлинительных колец, реверсивных (оборачивающих) макроколец, специализированных макрообъективов. Возможно совместное использование нескольких аксессуаров для макросъёмки.

1.Насадочная линза, надеваемая на переднюю поверхность оправы объектива или прикручиваемая к резьбе на место светофильтра. Как правило, используются в тех случаях, когда объектив несъёмный. Для макросъёмки используются положительные насадочные линзы. Происходит увеличение относительного отверстия системы, уменьшение минимальной дистанции фокусировки объектива, увеличение масштаба съёмки при неизменном выдвижении объектива, уменьшается расстояние до резко изображаемого объекта при неизменном выдвижении объектива. Насадочная линза ухудшает коррекцию (увеличивает аберрации объектива), и тем больше, чем сильнее изменяется фокусное расстояние системы объектив + насадочная линза.

При использовании насадочных линз сохраняется номинальное относительное отверстие объектива. Однако при крупномасштабной съемке с применением одной фокусирующей линзы (не рассчитанной для этого специально) резкость изображения, особенно по краям кадра, будет неудовлетворительной, так как для этого необходима хорошо корригированная насадочная оптическая система.

2.Удлинительные кольца — не содержат оптических элементов, их единственной целью является выдвижение объектива к объекту съёмки. Позволяют использовать для макросъёмки обычные объективы, возможно достичь очень больших увеличений (например, 20:1). При применении удлинительных колец неизбежно уменьшается светосила объектива, снижается его разрешающая способность, диапазон возможной фокусировки при этом смещается с интервала от [бесконечности до несколько метров] в интервал [ от десятков сантиметров до единиц сантиметров).

3. Реверсивные макроадаптеры (оборачивающие кольца). Предназначены для крепления перевёрнутого объективак фотокамере. Передняя линза объектива обращена к фотоплёнке или к матрице, а задняя — к объекту съёмки. При этом, в зависимости от объектива, можно получить довольно большое увеличение. На современных объективах, как правило, управлениедиафрагмой затруднено.

4. Реверсивные (оборачивающие) кольца. Выпускаются кольца с двумя наружными резьбами. Предназначены для стыковки двух объективов их внешними резьбами(резьбами для крепления светофильтров). Два объектива оказываются соединёнными передними линзами друг к другу, один из которых присоединён к камере обычным способом.

Масштаб изображения, образуемого системой из двух объективов, зависит от отношения фокусного расстояния основного объектива киноаппарата к фокусному расстоянию переднего (насадочного) объектива. Если такой блок состоит из двух одинаковых объективов, масштаб изображения предмета на пленке будет равен 1:1.

Соединить в одну систему можно не только два объектива с дискретными фокусными расстояниями. Один из них может иметь переменное фокусное расстояние. С помощью такой системы можно снимать с наездом на макрообъект.

Объектив с переменным фокусным расстоянием устанавливают тыльной стороной к снимаемому объекту, он выполняет роль оптической насадки переменного увеличения. Основной объектив киноаппарата должен иметь большой диаметр входного зрачка, чтобы избежать виньетирования (затемнения с углов) кадра, когда объектив с переменным фокусным расстоянием настроен на длиннофокусную позицию.

5.Специализированные объективы для макросъёмки. Обыкновенные объективы имеют минимальную дистанцию фокусировки около 0,5 м, в макрообъективах эта дистанция сокращена до 15 — 20 см. Как правило, позволяют вести макросъёмку в масштабе до 1:1 (или до 1:2), возможно использование автофокуса, возможна фокусировка на всём диапазоне расстояний (наибольшее увеличение достигается при этом на минимальной дистанции до объектива). Как правило, макрообъективы имеют фиксированное фокусное расстояние (наиболее типичные значения 50, 100, 180 мм, возможны вариации — 60, 90, 105, 125, 150 мм), довольно большие значения относительного отверстия (1:2.8—1:3.5). Современные специализированные макрообъективы разрабатываются таким образом, чтобы аберрации объектива при съёмке близко расположенных объектов минимизировались.

 

Особенности работы оператора при макросъемке

Особенность макро киносъемки заключается в том, что необходимо большое выдвижение объектива для наводки изображения на резкость. При этом изменяется относитель­ное отверстие объектива и, следовательно, уменьшается светосила. Глубина резко изображаемого пространства при съемке с очень малых расстояний оказывается весьма не­значительной и требуется сильное диафрагмирование объек­тива, чтобы получить резкое изображение объемных объек­тов съемки. В этих условиях освещенность снимаемого объекта должна быть очень высокой. Таким образом, при невозможности изменения освещенности объекта, макро киносъемка подвижных объектов должна производится на высокочувствитель­ную кинопленку или при высоких показателях светочувствительности у цифровой кино-видеокамеры. Трудности макро киносъемки возрастают с укрупнением масштаба изображения. При большом выдвижении и сильном диафрагмировании объектива ухудшается общая резкость изображения.

 

Глубина резкости

Чем большему увеличению подвергается предмет, тем меньше становится глубина резкости. В макросъёмке и фото крупного плана она может стать тончайшей — зачастую всего несколько миллиметров:

Как следствие, макроснимки обычно требуют больших f-ступеней для получения приемлемой глубины резкости. Иначе, можно извлечь максимум из этой минимальной глубины резкости, выровняв предмет съёмки по плоскости наиболее резкого фокуса. В любом случае часто бывает полезно знать, какая глубина резкости доступна для работы.

 

Для симметричных объективов, входной и выходной зрачки которых приблизительно равны, глубина резко изображаемого пространства вычисляется по формуле:

T = 2nz'((1+m)/m^2)

где n — диафрагменное число объектива; z ′— диаметр кружка нерезкости(например, для съемки на узкую 16-мм кинопленку принимается равным 0,013 мм); m— масштаб изображения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: