Оценивают эмблему, название, девиз. Максимальное количество баллов- 5. (2 мин)
Конкурс «Разминка»
Командам по очереди задают вопросы по топонимике материка Северная Америка. Каждый правильный ответ- 1 балл. (2 мин.)
Вопросы для 1 команды
1. «Зеленая страна, земля». (Гренландия)
2. «Мешок со льдом». (Гудзонов залив)
3. «Горячая сковорода». (Мексиканский залив)
4. «Большая река». (Миссисипи)
5. «Вода, которая грохочет». (Ниагара)
Вопросы для 2 команды
1. «Шнур, цепь». (Кордильеры)
2. «Цветущая» (Флорида)
3. «Течение залива». (Гольфстрим)
4. «Большое озеро». (Мичиган)
5. «Красное дерево». (Секвойя)
Конкурс «Узнай контур»
В конверте командам предложено несколько контуров: островов, полуостровов, морей, государств. Необходимо их отгадать. Каждый правильный ответ-2 балла. (Приложение 1)(5 мин.)
1 конверт: п-ов Флорида, о. Ньюфаундленд, Карибское море, Мексика.
2 конверт: п-ов Лабрадор, о. Куба, Море Баффина, Канада.
Конкурс «Знатоки Северной Америки»
Учитель задает вопросы командам. Какая из команд первая подняла руку и ответила правильно на вопрос, та и получает 1 балл. (10 мин.)
1. Какой водопад принадлежит странам США и Канаде? (Ниагарский)
2. Страна кактусов. (Мексика)
3. Канал, который отделяет Северную Америку от Южной Америки. (Панамский)
4. Название пролива между Евразией и Северной Америкой. (Берингов)
5. Какое теплое течение омывает юго-восток материка? (Гольфстрим)
6. Какое течение у берегов Калифорнии. (Калифорнийское).
7. Какое из озер Северной Америки наиболее загрязненное? (Эри)
8. Наибольший приток Миссисипи. (Миссури)
9. Географический объект, названный в честь А. Макензи. (Река)
10. Какие географические объекты названы в честь В. Беринга? (Берингов пролив, Берингово море)
|
11. Какая самая высокая точка Северной Америки? (Денали).
12. В пределах каких широт расположена большая часть материка? (В умеренных и полярных)
13. Какая платформа лежит в основе материка Северная Америка? (Северо-Американская)
14. На западе материка продолжается развитие земной коры. Какие доказательства? (Извержение вулканов и землетрясения)
15. Какой архипелаг, крупнейший в мире, расположен на севере материка? (Канадский Арктический)
16. Почему тихоокеанский влажный воздух не проникает вглубь материка? (Ему препятствует горная система Кордильер)
17. В каком месте был зарегистрирован абсолютный максимум температуры воздуха в Северной Америке? (Долина Смерти).
18. Где расположен Большой Каньон? (В долине р. Колорадо)
19. Американское название смерча. (Торнадо)
20. Назовите первый в мире национальный парк. (Йеллоустон)
Конкурс «Путешествие по Северной Америке»
На листах написаны географические координаты объектов. Ваша задача- по этим координатам определить названия объектов и подписать эти названия. За правильно узнанные 2 объекта- 4 балла, за 1 объект- 2 балла.
(5 мин.)
Задание для 1-й команды.
430с.ш., 790 з.д. (Ниагарский водопад).
190 с.ш., 990 з.д. (Мехико).
Задание для 2 –й команды.
390 с.ш., 770 з.д. (Вашингтон; город назван в честь первого президента США).
360с.ш., 1160з.д. (Долина Смерти).
Конкурс «Черный ящик»
В ящик кладут фрукт, овощ. По описанию необходимо узнать, о чем идет речь. За правильный ответ- 5 баллов. (10 мин.)
1. После открытия Америки в Европу начали завозить разнообразные диковинные растения, в том числе и съедобные, но в Старом Свете относились к ним с недоверием, и путь признания некоторых растений был долгим и трудным. Не сразу было оценено американское растение, которое индейские племена ацтеки называли «крупной ягодой», или «тумантлом». В Испании ее разводили как декоративное растение, поскольку ее ярко- розовые плоды считали ядовитыми. Даже выдающийся натуралист Карл Линней дал растению латинское название «солянум ликоперсикум»- волчий персик. Первыми его вкусовыми качествами оценили итальянцы и за прекрасный вкус назвали «золотым яблоком». В Росси это растение появилось при Екатерине II, когда прошел слух, будто это растение очень ядовито. Только в 1850 наши соотечественники узнали, что плоды этого растения съедобны. О каком растении шла речь? (Помидор)
|
2. Сейчас трудно представить наши поля без этого растения, которое переселилось к нам из Центральной Америки примерно 500 лет назад. Матросы Христофора Колумба были первыми европейцами, которые увидели это растение. Его относят к злаковым гигантам, мощные стебли достигают в высоту 4-5 м. Этот давний злак американского континента- главная пищевая культура на Земле вместе с пшеницей и рисом. Древние жители Америки любили это растение и изображали бога дождя с его побегами, считая, что от него зависело их благополучие. Много мифов и легенд связано с этим растением. Говорят, что бог этого растения был сыном бога Солнца и богини Луны. Но нашлись другие боги, которые позавидовали его красоте и силе. Они убили прекрасного юношу, а тело разрубили на мелкие кусочки, которое затем превратили в зерна. Возможно, поэтому мексиканцы называют ее «тлаалли», что означает «тело». У нас название этого растения денского рода, на американском континенте- мужского (маис). Что только не делают из этого необычного растения: муку и крупа, консервированные зёрна и хлопья, крахмал и растительное масло. Это высококачественное сырье для технических отраслей промышленности, используется в изготовлении бумаги, линолеума, вискозы, смол, изоляционного материала, уксусной кислоты. (Кукуруза)
|
3. Несколько сортов этих ягод являются родными для Северной Америки, в том числе мускатный, который является родным для юго-востока США, лисицы, который является родным для восточной части США. Ранние посетители в США писали о ягодах, растущих в изобилии по всей сельской местности. Он используется в качестве варенья, для производства сока и вина, или его можно употреблять в сыром виде. Популярный сорт Конкорд, выращенный в штате Массачусетс, был разработан как гибрид диких сортов в середине 1800-х годов. (Виноград).
4. Этот фрукт родом из южной части центральной Мексики. Впервые он был обнаружен в пустыне между 7000 и 5000 до н.э. Фрукт был завезен в Соединенные Штаты в 1871 году, а к 1900-м годам он стал популярным коммерческим фруктом в Калифорнии. В 1950-х годах несколько сортов были привиты для создания гибридных сортов. Сегодня он растет на юго-западе США, в Мексике и на Карибах. (Авокадо).
5. Родина этого растения- Северная Америка. Считают, что североамериканский индейцы одомашнили его раньше, чем пшеницу. Индейцы употребляли впишу его семена, использовали как лекарство, производили из него красители. Инки поклонялись ему, как священному цветку. В Европу оно попало из Северной Америки в 1510 году благодаря испанцам. Долгое время его выращивали на клумбах и в палисадниках как сугубо декоративное растение, а почти через два века оно, в конце концов, достигло территории России. Вкусовые свойства этого растения были обнаружены в 1829 г. В селе Алексеевка, на территории нынешней Белгородской области. Крепостной Д.С. Бокарёв обнаружил в семенах высокое содержание полезной для питания жидкости. Ему первому удалось добыть из этого семени янтарного цвета продукт, который мы сегодня называем масло. Продукцию данного растения используют в лакокрасочной и мыловаренной промышленности, а также как высокобелковый корм для скота и как народные лакомства. Это важное медоносное и декоративное растение. (Подсолнух).
III. Итоговый этап.
Жюри после выполнения всех задач подсчитывает набранные баллы и объявляет результат. (2мин.)
IV. Рефлексия. (3 мин.)
- Ребята, на каком материке мы побывали?
- Какое задание было самым трудным?
- Что вам понравилось на уроке?
Приложение 1.
п-ов Флорида п-ов Лабрадор
о. Ньюфаундленд о. Куба
Карибское море Море Баффина
Мексика Канада