Психологическая” модель Комстока.




БЛОК I

Первые модели “волшебной пули” Ласуэлла и Лазарфельда: коммуникация как процесс убеждения. Модели Ховланда и Брэддока: ограничение бихевиоризма и контекстуализация акта коммуникации. Модель коммуникационного процесса Де Флера.


Авторы: Ласуэлл, Лазарфельд.

Коммуникация предстает как некая схема. Большей частью все модели(схемы) исследовательские. Исследуются различные элементы коммуникации. Первыми появляются самые простые модели. Это «модели волшебной пули». Коммуникация рассматривается как непосредственный сиюминутный акт. Коммуникация рассматривается, как то, что происходит в определенный момент времени.

Источник -----------? Получатель

Коммуникатор Сообщение Реципиент

Адресант -----------? Адресат


Модель оказывается линейной и однонаправленной.

Ховленд подчеркивает эту модель. «Коммуникация, по сути, это убеждение». Успешность убеждения зависит от того, что вы собственно собрались услышать. Реципиент должен доверять коммуникатору. В основе – профессионализм.

Первой и наиболее известной моделью коммуникационного процесса стала так называемая "формула ЛАССУЭЛЛА ":

Кто Что говорит По какому каналу Кому С каким эффектом
Коммуникатор Сообщение Средство Реципиент Эффект

Каждый элемент формулы представляет собой самостоятельную область анализа коммуникационного процесса: "Кто говорит" - изучение коммуникатора; "Что говорит" - контент-анализ сообщений; "По какому каналу" – изучение СМК; "Кому" - исследования аудитории; "С каким результатом" - измерение эффективности коммуникации.

В 50е годы эта общая идея еще в большей степени подчеркивается классиком Ховландом, который не только делает самый мощный вывод по поводу коммуникации – коммуникация – по сути, это убеждение. Но он добавил 2 момента – успешность этого убеждения зависит от того, что вы собственно собрались услышать. Эффективность убеждения зависит от реципиента, реципиент должен доверять коммуникатору, и Ховланд сделал важный вывод – в основе этого доверия, прежде всего, профессионализм коммуникатора. И второй момент – убеждение происходит тем эффективнее, чем в большем страхе находится реципиент. Убеждению способствует психологическое состояние реципиента, в частности – негативные эмоции, прежде всего – страх. Когда человек боится – он в большей степени доверяет тому, что ему говорят.

 

Ховланд. Модель убеждающей коммуникации:

Коммуникационная ситуация ---> Установочные факторы ---> Внутренние опосредующие факторы ---> Изменение компонентов установок
сообщение коммуникатор канал ситуация общая убеждаемость реципиента; установки, активируемые коммуникативным актом внимание понимание принятие когнитивный; аффективный; поведенческий

Коммуникационная ситуация, состоящая из наблюдаемых стимулов - сообщения (рекомендуемое мнение, аргументация, апелляция, стилистика и т.д.), коммуникатора (обладающего социальной ролью, групповой принадлежностью и намерениями), канала (прямого или опосредованного, с определенной сенсорной модальностью) и ситуации (социальной среды реципиента, затрудняющей и облегчающей восприятие факторов) влияет на установочные факторы личности через внутренние опосредующие факторы и влечет изменение компонентов установки. В этом и заключается коммуникационное воздействие.

Р.Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор.

Модель М. де Флера.

Зачастую неспособность участников коммуникации осознать, что посланное и полученное сообщения не всегда совпадают, является причиной многих затруднений общения. Эта мысль, уже заложенная в модели Шеннона—Уивера, привлекла внимание и получила дальнейшее развитие в исследованиях М. де Флера, существенно модифицировавшего линейную модель коммуникации.

В частности, он отмечает, что в коммуникативном процессе первоначальная идея («значение») трансформируется в «сообщение», которое отправитель затем переводит в «информацию», посылаемую по каналу получателю. Получатель декодирует «информацию» в «сообщение», которое в свою очередь трансформируется в месте назначения в идею («значение»). Если между первым и вторым «значениями» есть соответствие, т.е. идея, возникшая в сознании отправителя, соответствует идее, возникшей в сознании получателя, то коммуникация состоялась. Однако, согласно де Флеру, полное соответствие является весьма редким.

Де Флера замыкает цепочку следования информации от источника до получателя петлей обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием «шума».

Включение обратной связи на правах полноправного элемента в модели таких, казалось бы, односторонних процессов, как распространение информации с помощью СМИ — телевидения, радиовещания, прессы, на первый взгляд представляется проблематичным. Следует, однако, различать обратную связь первого порядка, когда коммуникатор может получать ее в ходе прямого воздействия, и опосредованную связь второго порядка, возникающую на основе оценки результатов воздействия.

Де Флер. Один элемент дисфункционален (шум), распространение которого необходимо исследовать по всем элементам коммуникации.

 

Психологическая” модель Комстока.


Общая идея Комстока состоит в том, что сам факт показа действия по телевидению предполагает его повторение в реальной жизни. И соответственно на вероятность реализации этого действия дополнительно влияют еще 3 фактора: вовлеченность в телевизионный просмотр в целом, показанные положительные следствия и достоверность показанной реальности.

Сотрудник Сиракузцкого университета Г. Комсток и его научный коллектив использовали данную модель для описания определенных ментальных процессов, имеющих место при просмотре телепередач. Модель показывает, что поведение персонажей телепередач может оказывать воздействие на поведение зрителя. Индивид обучается поведению, которое он видит на экране, и может перенимать его. Использование нового поведения обуславливается его значимостью (или психологической важностью) для индивида, а также степенью волнения или мотивацией индивида (данная характеристика в рамках модели называется возбуждением), достигаемого в результате использования такого поведения. Важной переменной, определяющей интенсивность медиа-воздействия, выступает воспринимаемая реальность изображенного поведения (т.е., чем реалистичнее медиаобраз, тем выраженнее психологическое воздействие на зрителя и тем сильнее потенциальное воздействие на его поведение).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: