Культурологическое определение коммуникации Маклюэна.





Герберт Маршалл Маклюэн (1911 - 1980) - знаменитый канадский гуманитарий, посвятивший свое творчество исследованию воздействия средств коммуникации на культуру и человеческое восприятие. Воззрения Маршалла Маклюэна на становление и природу современных медиа изложены в двух его книгах - «Галактика Гутенберга» и «Понимание медиа». Он видел в технологии коммуникаций формообразующу силу всякой культуры и причину эволюции общества.

 

Культурологическая теория массовой коммуникации как нового этапа социального общения представлена исследованиями канадского социолога и публициста Г.М. Маклюэна.

Маклюэн разработал типологию исторически развивающихся систем культуры (устная, письменная, аудиовизуальная), основана на различных средствах общения.

Этапы развития цивилизации по Маклюэну:

1) дописьменная культура с устными формами коммуникации, основанная на принципах общинного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира;

2) письменная культура, завершающаяся «галактикой Гутенберга», эпоха индивидуализма, национализма и промышленных революций;

3) современный этап («электронное общество», «глобальной деревни», задающий посредством электронных средств коммуникации (инфокоммуникаций) многомерное восприятие мира по типу восприятия акустического пространства

.

Изучение коммуникативных средств он считал главной задачей для понимания их взаимодейст­вия с человеком. Интересен его вывод о том, что на протяжении человеческой истории соотношение органов чувств меняется в пользу слуха и тактильности. И еще одно интересное наблюдение: пользуясь «электронной информацией», мы вынуждены думать не «линейно-последовательно» (как привыкли при чтении книги), а «мозаично», через интервалы, посредством, так называемого резо­нанса. К сожалению, эта дурная привычка укореняется в нас при чтении не только научных публикаций, но и художественных про­изведений — книги читаются «по диагонали» с тем, чтобы выловить интересующую информацию.

Взгляды и направление исследований Маршалла Маклюэна претерпели эволюцию. Если на ранних этапах деятельности его можно отнести к «традиционным» литературоведам, которые подвергают критике современное общество, ставя ему в вину упадок интереса к классической литературе, пассивность масс, технологическое манипулирование их сознанием и т. п., то в дальнейшем критический пафос исчез. Начиная с 1950-х годов Маклюэн «предложил изучать массовую культуру в её собственных терминах, а не с точки зрения классической традиционной культуры. Культуре было дано определение системы коммуникаций, и Маклюэн отказался от анализа интеллектуального и морального содержания культуры, то есть от качественного, ценностного подхода»[9]. При этом, Маклюэну удалось сделать необыкновенно интересные наблюдения в области влияния электронных средств массовой коммуникации на современное общество. Удивительным образом литературный критик стал одним из самых авторитетных авторов в области теории коммуникации.

 

Понятие политической коммуникации. Критика “общества позднего капитализма” и “коммуникативная рациональность” как “модель делиберативной демократии”. Понятие “общественности”. Кризис легитимности: институты и жизненный мир. Понятие “коммуникативного действия”. Основные критерии “идеальной коммуникативной ситуации”, значение аргумента. Теория коммуникации Липмана.


К определению «политической коммуникации» (ПК) существует 2 подхода:

Понимание ПК как любой коммуникации по поводу власти (широкое понимание);

В узком смысле ПК понимается в связи с установлением демократической избирательной системы. (В ходе развития общества происходит переход от представительной формы выборов к выборам народным).

ПК – это коммуникация внутри органа избираемой власти, т.е коммуникация между большинством и меньшинством (переход от представительской системы к общенародной в нач. XX в.).

С 70-х гг. XX в. после «социального бума» после появления и развития СМИ возникает новое определение ПК (Тьерри Вольтон):, третье, определение ПК – это коммуникация между полит. деятелями, журналистами и обществ. мнением, представленным вопросами. Центр. проблема демократич. государства – проблема учёта индивидуальн. мнения при учете мнения большинства (должно победить большинство с учетом мнения каждого индивида). Мнение меньшинства может быть учтено через 2 субъекта: журналистов и вопросы. Маклюэн выделяет 3 типа коммуникации: 1 – устный, 2 – письменный, 3 -аудио-визуальный.

В 60-е гг. Маркузе, Адорно, Фромм, Хабермас выступили с критикой «высокоразвитого» индустриального общества. Франкфуртская философия глубоко повлияла на сознание бунтующей молодежи, которая в конце 60-начале 70-х годов оказалась в центре социальных движений протеста на Западе. Идеологи Герберт Маркузе и Э. Фромм.

Маркузе (собрал воедино все основные обвинения, со времени Маркса, кот. были брошены в адрес системы капитализма, эксплуатации, "принципа производительности", "технической рациональности" с ее тенденцией деперсонализации. Вывод Маркузе: индустриально развитое общество нашей эпохи по природе своей "одномерно" - в экономике в нем все приводится к мотивам прибыли, экономической рациональности, потребительства, в политике - к "репрессивной терпимости", униформизму, манипуляторству, в культуре - к коммерциализации, выхолащиванию духовного и нравственного начал. Соответственно формируется "одномерный человек" как продукт и одновременно предпосылка "одномерного общества".

Хабермас: капитализм не в состоянии реализовать тот социальный, культурный и нравственный потенциал, который современная история предоставила в его распоряжение. Хабермас выдвигает обвинения в адрес капиталистической экономики и коммерциализации культуры. Хабермас считает, что рациональное должно быть использовано, чтобы установить социальный порядок и преодолеть кризисы общества. Следует ввести нормативность в коммуникативном режиме. Кризисы XX в. – результат неправильного использования рационализма, т.е. сами рациональные схемы и являются основой современного мышления, но их использовать неверно. Созидательная роль принадлежит коммуникации. Он говорит о кризисе легитимности (т.е. об обосновании публичной власти). Сама процедура легитимации рассматривается как коммуникацию. Политическая власть существует отдельно от приватной (индивид) власти, (власть не чувствует связи с гражданами и наоборот). Этот кризис можно снять внедрением новых процедур коммуникационного характера.

идеальная коммуникативная ситуация – ситуация, в которую вовлечены все заинтересованные в обсуждении данного вопроса субъекты. Она определяет место каждого участника как равноправное, равенство прав обеспечивается определенными нормативами (процедурами).

Идеальная коммуникация является путем к делиберативной (дискурсивной) демократии. Представительная власть народа реализуется через дискурс, т.е. через определенную коммуникативную практику. Смысловой акцент создан на процессе, который подразумевает речевую практику

Следующий этап, снят кризис легитемации.Консенсусные теории исходят из того, что предполагается общепринятая точка зрения и главное – её проговорить.

суть дискурсивной демократии в том, что общество находится в постоянном поиске консенсуса. Процесс обсуждения и принятия решения непрерывен. Точка зрения Хабермаса оказалась продуктивной.

Липман ввел термин стереотип (С.) «общественное мнение» (1922). Описал метод категорирования людей. Общественное мнение ставит штамп на основе некоторых характеристик. 4 аспекта стереотипов: - стереотипы всегда проще, чем реальность. Сложнейшие харатеристики укладывают в 2-3 предложения. 2. Люди приобретают стереотипы, а не формулируют их из личного опыта. 3. Все С. ложны в большей или меньшей степени. 4 С. Живучи, люди склонны не отказываться от с. На основе жизненного опыта С. меняются.

 

12.

 

13.

 

14.

 

15.

 

16.

 

Язык как система. Язык и речь. Денотация и семантический треугольник: означаемое, означающее и знак. Развитие идей структурной лингвистики Р.Я.Якобсоном. Денотация и коннотация в семиотике Р.Барта. Идеи “смерти автора”, “скриптора”, “нулевого уровня письма”.


Система языка́ — множество элементов языка, связанных друг с другом теми или иными отношениями, образующее определенное единство и целостность. Каждый компонент языковой системы существует в противопоставлении другим элементам, что наделяет его значимостью. Языковая система имеет иерархическую структуру: единицы более высоких уровней представляют собой сочетания единиц низших уровней.

Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.

Денота́ция — прямое (явное) значение языковой единицы (слова), лексическое значение слова.(когда говорят «собака»-представляете живое существо(денотат),а не @).

(представление о коте)/означающее

 

(слово «кот»)

 

(сам кот)/означаемое

Структу́рная лингви́стика — языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания.

Коннота́ция — сопутствующее значение языковой единицы. Ссылаясь на Л. Ельмслева, которому принадлежит определение коннотации, Барт поясняет, что коннотативное значение — вторичное значение, означающее которого само представляет собой какой-либо знак или первичную — денотативную — знаковую систему. (Иначе говоря, план выражения коннотативной семиотики сам является семиотикой.) Коннотативный знак как бы "встроен" в денотативный и представляет собой "измеримый след" той или иной множественности текста. Коннотация, указывает Барт, "представляет собою связь, соотнесенность, анафору, метку, способную отсылать к иным — предшествующим, последующим или вовсе ей внеположным контекстам, к другим местам того же самого (или другого) текста

Смерть автора - парадигмальная фигура постмодернистской текстологии, фиксирующая идею самодвижения текста как самодостаточной процедуры смыслопорождения.

Скриптор — понятие, сменившее в постмодернистской текстологии традиционное понятие ‘автор’ и фиксирующее отказ философии постмодернизма от наделения субъекта письма: 1) причиняющим статусом по отношению к тексту; 2) личностно-психологическими характеристиками и даже 3) самодостаточным бытием вне рамок пишущегося текста. По формулировке Р.Барта, С. ‘рождается одновременно с текстом и у него нет никакого бытия до и вне письма, он отнюдь не тот субъект, по отношению к которому его книга была бы предикатом’. Письмо являет собой ‘единственно возможное пространство, где может находиться субъект письма’ (Р.Барт).

Нулевой уровень письма - где смысл сообщения может быть передан минимальными средствами

 

18.

 

19.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: