Вводный раздел.
Вводный раздел программы обладает своей внутренней структурой, для которой характерна органическая взаимосвязь и последовательность всех составляющих ее элементов:
1) Характеристика проблемы исследования.
2) Актуальность проблемы.
3) Проблемная ситуация.
4) Уровень научной разработанности.
5) Теоретический объект исследования.
6) Эмпирический объект исследования.
7) Предмет исследования.
8) Цель социологического исследования.
9) Задачи социологического исследования.
10) Теоретическое обоснование проблемы исследования.
11) Эмпирическое обоснование проблемы исследования.
12) Научная новизна социологического исследования.
13) Практическая значимость социологического исследования.
1. Характеристика проблемы исследования.
В любой сфере научного знания в социологической практике существует определенная совокупность социальных проблем, которые существенным образом изменяют определенные сферы жизнедеятельности общества и, как правило, выступают в качестве конкретного социологического исследования.
Таким образом, в научной социологической литературе социальные проблемы определяются как несоответствие между действительным и желаемым состоянием социальных отношений как механизмов взаимосвязи и взаимодействия между социальными общностями, личностью и обществом, социальных действий и массового поведения, препятствующее развитию личности, социальных групп и общностей, общества в целом.[25] Также, социальная проблема – это объективно возникшее противоречие между потребностями, интересами, формами поведения и деятельности отдельных индивидов и социальных групп и возможностями их удовлетворения, которыми обладает общество на данном этапе своего функционирования и развития.[26]
|
Таким образом, социальное противоречие представляет собой наличие у индивидов, социальных групп, общностей и общества в целом, находящихся во внутреннем единстве и обусловливающих существование друг друга, недостаточного и неравного доступа к объектам и способам удовлетворения своих потребностей при существовании противоположных, взаимоисключающих интересов.[27] Еще определения.
В научной литературе и практике социологического исследования существует множество сфер проблем, которые можно классифицировать по различным основаниям. Классификация – это система группировки объектов, как социальной, так и природной реальности в соответствии с их общими признаками.[28] Еще определения
В социологических исследованиях можно говорить о том, что можно классифицировать социальные проблемы по следующим основаниям и. таким образом, выделить определенную типологию социальных проблем.
Типология социальных проблем по природе их возникновения:
- естественные социальные проблемы – это такие проблемы, которые возникают как порождение действительно существующих противоречий в рамках общества и социальных групп, вне зависимости от состояния сознания людей, от характера восприятия ими действительности, т. е. объективно;[29]
- искусственные социальные проблемы — это такие проблемы, которые возникают в сознании человека, определяя характер его поведения, и не существует объективно, в отрыве от его сознания;[30]
- смешенные социальные проблемы – это такие проблемы, в основе которых лежат действительные противоречия, имеющиеся в рамках общества и социальных групп, т. е. объективно существующие проблемы, возникающие вне сознания субъекта поведения, но которые субъективно воспринимаются им и порождают в его сознании вторичные, искусственные проблемы;[31]
|
Таким образом, наша социальная проблема представляет собой смешанную социальную проблему, т.к. противоречия, возникающие в обществе на основании естественного гендерного различия его членов, объективно влияют на взаимоотношения индивидов в социальных группах, однако, данные проблемы отражаются так же и в сознании субъектов взаимодействия, в результате создавая в нем искусственные проблемы.
Типология социальных проблем по уровню своего проявления:
- индивидуальные социальные проблемы характеризуются возникновением социальных противоречий между отдельными индивидами в разных социальных группах и обществах, возникающие в процессе их обыденной жизнедеятельности. Такие социальные проблемы обладают краткосрочным характером своего влияния на жизнедеятельность общество в целом и влияют на характер межличностных отношений;
- институциональные социальные проблемы – это проблемы, которые возникают в результате существенных нарушений традиционно функциональных связей между различными социальными институтами. Они обладают достаточно широким диапазоном своего проявления в жизни общества и социальных групп, более длительным периодом существования, влияют на характер отношений между институтами и требуют очень значительных усилий от государства и общества по их устранению;
|
- общесоциальные проблемы характеризуются масштабом тех социальных изменений, которые они привносят в жизнедеятельность общества, длительным периодом своего существования, изменением всего характера общественных отношений;
По уровню своего проявления можно также выделить глобальные социальные проблемы, которые вошли в структуру научного знания лишь только в конце 60-х гг. 20 в. Эти проблемы характеризуются теми глобальными противоречиями, которые вызываются социальными изменениями, угрожающими всему человеческому сообществу и всей планеты в целом.
Глобальные проблемы обладают своей внутренней структурой. Они делятся на:
- интерсоциальные глобальные проблемы, которые обладают глобальным уровнем своего проявления и формируют те социальные противоречия, которые влияют на жизнедеятельность человечества в целом и планеты (гонка вооружений, локальные военные конфликты, террористические движения, распространение наркотиков, национальные противоречия);
- социоприродные глобальные проблемы, такие как загрезнение окружающей среды, возникновение ГМО, истощение ресурсов, демографический взрыв и т.д.;
- социальные глобальные проблемы, которые возникают между отдельными индивидами и обществом в целом (проблемы воспитания, нравственности, культуры, здравоохранения, образования, ценностей).
Социальные проблемы делятся также по масштабу:
- межгосударственные социальные проблемы;
- государственные социальные проблемы;
- региональные социальные проблемы;
- поселковые;
- сельские и др.
Наша социальная проблема обладает государственным уровнем своего проявления….
Все социальные проблемы делятся на долговременные и кратковременные. Наша социальная проблема относиться к долговременной…….
По цели исследования социальные проблемы делятся на:
- гносеологические социальные проблемы отражают социальные противоречия, знание о которых всегда существует в обществе на данном этапе его функционирования и развития, однако общество не обладает способами, методами для снижения негативных последствий данных проблем;
- предметные социальные проблемы отражают социальные противоречия, которые всегда лежат в основе так называемого «социального заказа», который социологи получают от того или иного заказчика для проведения исследования социального явления.
По уровню влияния социальные проблемы делятся на:
- одноплановые, отражающие те социальные противоречия, которые изменяют качественные характеристики жизнедеятельности общества и проявляются в одной из его сфер;
- системные социальные проблемы отражают социальные противоречия, которые изменяют качественные характеристики общества в целом и характер общественных отношений;
- функциональные социальные проблемы отражают нарушение функций и связей между отдельными подсистемами в жизни общества
В социологической научной литературе существуют три признанных критерия обретения проблемы социального статуса:
- массовость проявления. Проблема является социальной постольку, поскольку она затрагивает жизнедеятельность групп людей или общества в целом. Это означает, что лежащие в основе ее противоречия обусловлены сложившимися отношениями между людьми и решение данной проблемы невозможно без изменения этих отношений в рамках социальной группы или общества.[32]
- отклонение от социального фона ………….
- степень влияния на жизнедеятельность общества. Чем на большее число сфер жизнедеятельности людей, отношений между ними отрицательно воздействует социальная проблема, тем выше ее значимость, тем сильнее ее отрицательное воздействие на развитие общества.[33]
Актуальность проблемы исследования.
Актуальность проблемы исследования отражает социальную значимость проблемы, которая проявляется на трех основных уровнях:
- общества в целом;
- социальной группы;
- эмпирического объекта.
3. Проблемная ситуация.
Социальная ситуация — это сочетание условий и обстоятельств жизнедеятельности общества, создающих в нем определенную систему социальных (в широком смысле) отношений. Социальная ситуация, порождающая определенную проблему в жизнедеятельности общества, называется проблемной социальной ситуацией. Таким образом, проблемная социальная ситуация – это существующая в определенных условиях и обстоятельствах система социальных отношений в обществе, создающих противоречивость интересов и взаимодействий индивидов и социальных групп и порождающих конкретную проблему их жизнедеятельности.[34]
Также проблемную ситуацию можно определить как нестабильное состояние социальной реальности, в условиях которой формируется система общественных отношений, отражающая противоречия интересов взаимодействующих между собой отдельных индивидов и социальных групп.[35]
Любая проблемная ситуация всегда отражает диссонанс между различными социальными факторами, которые выступают как движущая сила развития любого общества и обуславливают определенные уровни социальных изменений, состояние которых способствуют формированию предпосылок возникновения проблемной ситуации в жизнедеятельности общества.
Существует два типа социальных факторов:
- общесоциальные – духовные, экономические, политические, социальные факторы, которые формируют основу жизнедеятельности любого общества. Уровень их взаимодействия оказывает решающее влияние на все общественные процессы в их деятельности и единстве;
4. - специфические социальные факторы отражают личностные характеристики индивидов и социальных групп, которые оказывают влияние на их поведение и деятельность (статусные, оценочные, психологические характеристики
Уровень научной разработанности.
Уровень научной разработанности проблемы социологического исследования представляет собой масштаб и глубину существующего знания, которые отражают состояние исследуемого социально явления и факторы его формирования.
Любая социальная проблема характеризуется существованием междисциплинарного подхода к ее изучению и исследованию. Это связано с тем, что любая социальная проблема аккумулирует в себе различные аспекты своего влияния и воздействия на жизнедеятельность общества и представляет научный и практический интерес различных сфер знания, каждая из которых вычленяет конкретную предметную область, решая определенные задачи, и достигает цели исследования.
Таким образом, при анализе научных теорий, характерных нашей социальной проблеме, нами были выявлены определенные научные подходы, которые нашли свое отражение в таких источниках…….
5. Теоретический объект исследования.
Теоретический объект исследования является обязательным элементом программы социологического исследования и представляет собой конкретную область социальной действительности, имеющую характер целостного явления и включенную в процесс познания.[36]
Целостное социальное явление характеризуется:
- обособленностью своего существования в жизнедеятельности общества;
- способностью к саморазвитию;
- наличием системы взаимосвязанных между собой элементов.
Поэтому в качестве теоретического объекта выступает наше социальное противоречие, т.е. данная социальная проблема, которая выступает в качестве целостного социального явления. В качестве взаимосвязанных между собой элементов в данном теоретическом объекте выступают взаимосвязанные между собой понятия.
6. Эмпирический объект исследования.
Эмпирический объект социологического исследования представляет собой совокупность отдельных индивидов, социальных групп, социальных общностей, социальных организаций, которые выступают в качестве носителей проблемы исследования.
Как показывает практика, существует два вида эмпирического объекта исследования:
- простой отражает взгляды, суждения, мнения отдельных индивидов и социальных групп, которые они высказывают в процессе проведения социологического исследования;
- сложноструктурированный отражает взгляды, суждения, мнения респондентов, которые принадлежат различным социальным группам, и объект выбирается только в том случае, когда необходимо провести сравнительный анализ этих мнений, суждений и т.д.
Поэтому выбор зависит от целей, задач, гипотез и специфики проблемы исследования.
Любой эмпирический объект обладает своими универсальными признаками, в качестве которых выступают:
- половозрастные характеристики;
- статусные;
- профессиональные;
- региональные
- временные и др.
Однако, есть и другие признаки эмпирического объекта:
- образование;
- семейное положение;
- жилищные условия;
- материальное положение и др.
В качестве нашего эмпирического объекта будут выступать студенты МГУ………………
7. Предмет исследования.
Предмет социологического исследования - это существенные свойства теоретического объекта исследования, обусловливающие возникновение в его рамках социальной проблемы.[37]
Существует две разновидности предмета социологического исследования:
- предмет социологического исследования находящийся внутри объекта социологического исследования;
- предмет социологического исследования находящийся вне объекта исследования.
Существует также феномен, в котором предмет социологического исследования находится одновременно, как и внутри объекта исследования, так и за его пределами.
Таким образом, предметом нашего социологического исследования является зависимость карьерного роста от гендерной дифференциации.
8. Цель социологического исследования.
Цель социологического исследования представляет собой сформулированное в виде повелительного предложения конкретное содержание того знания, которое будет получено в результате исследования.[38] Это также конечный результат научной деятельности, направленной на получение нового научного знания о современном состоянии исследуемого социального явления.[39]
Критерии формулировки цели исследования:
- содержание цели исследования представляет собой формулировку результата исследования в виде предполагаемого знания, а не процесса исследования;
- содержание цели исследования непосредственно определяется темой исследования.[40]
Существует три разновидности цели социологического исследования в зависимости от вида этого исследования:
- при описательном социологическом исследовании в качестве цели исследования выступает описание характерных свойств и особенностей объекта исследования, который подлежит исследованию;
- при описательно-объяснительном социологическом исследовании целью исследования является выявление тех состояний и свойств предмета исследования, которые зависят от изменения состояний и свойств объекта исследования;
- при объяснительном социологическом исследовании в качестве цели исследования выступает……………………….
9. Задачи социологического исследования.
Задачи социологического исследования - это сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на достижение частных результатов исследования, для получения которых используются теоретико-методологические, методические и аналитические средства, и достижение которых дает общий результат — цель исследования.[41]
Задачи социологического исследования также представляют собой научно обоснованную систему теоретико-методологических, методических, аналитических и организационных процедур, реализация которых направлена на достижение цели данного социологического исследования.
В социологической научной литературе и в практике социологических исследований существует четыре основных вида задач социологического исследования:
1) Теоретико-методологические задачи - это сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на обоснование теоретического подхода, выделение системы понятий и причинно-следственных связей, которые позволяют описать и объяснить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений.[42] Необходимые процедуры:
- обосновать теоретический подход, позволяющий описать и объяснить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений;
- в рамках выбранного теоретического подхода выделить и определить систему понятий, использование которых позволит описать и объяснить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений;
- исходя из выделенной системы понятий, определить причинно-следственные связи в рамках данных теорий, использование которых позволит объяснить характер взаимосвязи исследуемых явлений.[43]
2) Теоретико-методические задачи – это сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на обоснование показателей, методов, инструментов измерения и процедур их использования, позволяющих оценить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений. Необходимые процедуры:
- обосновать систему показателей для оценки состояния и характера взаимосвязи исследуемых явлений;
- обосновать методы измерения показателей для оценки состояния и характера взаимосвязи исследуемых явлений;
- в рамках выбранных методов определить инструменты измерения, необходимые для оценки показателей состояния и характера взаимосвязи исследуемых явлений.[44]
3) Аналитические задачи – это сформулированные в виде повелительного предложения названия действий, направленных на обоснование методов обработки и анализа, которые необходимо использовать при обобщении первичных данных для оценки состояния и характера взаимосвязи исследуемых явлений. Необходимые процедуры:
- обосновать методы обработки и анализа, которые необходимо использовать при обобщении первичных данных для оценки состояния исследуемых явлений;
- обосновать методы анализа первичных данных, которые необходимо использовать при оценке характера взаимосвязи исследуемых явлений.[45]
4) Содержательные задачи - это сформулированные в виде повелительного предложения названия действий, направленных на получение знания о состоянии свойств исследуемых явлений и характере их взаимосвязи. Необходимые процедуры:
- ценить состояние исследуемых явлений в условиях данной проблемной ситуации;
- оценить характер взаимосвязи между состояниями исследуемых явлений в условиях данной проблемной ситуации.[46]
Определить чем руководствуется молодежь при выборе профессии;
Определить какие карьерные стратегии выбирают молодые люди, а какие девушки.
Выявить значение пола при устройстве на работу.
Выяснить существует ли гендерный стереотип при формировании карьеры.
Определить отношение молодых людей к ……
10. Теоретическое обоснование социологического исследования.
Этот элемент является обязательным в программе социологического исследования и представляет собой названия тех конкретных теорий, которые будут использоваться при теоретическом описании и объяснении состояния объекта и предмета исследования.[47]
Связи с этим, социологи всегда обращаются к анализу и обобщению существующего научного знания на двух уровнях:
- уровень общесоциологических теорий (общие теории);
- теории среднего уровня (специальные и отраслевые социологические теории).
1) общие теории способны охватить своим описанием и объяснением самую широкую совокупность явлений социальной действительности и оперируют понятиями самого абстрактного уровня.[48] В качестве объекта выступают всегда социальные явления, социальные процессы, закономерности жизнедеятельности общества как единого и целостного социального организма. В качестве предмета выступают те социальные противоречия. Которые вызывают существенные изменения жизнедеятельности общества в целом и кардинально изменяют характер общественных отношений. Поэтому, эти теории всегда выступают в качестве теоретического фундамента макросоциологии и обладают совокупностью базовых универсальных теорий, к которым относятся:
- теория структурного функционализма (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюргейм, М.Вебер, Р.Мертон, Т.Парсонс);
- теория символического интеракционализма (Дж.Мид, Г.Блумер, Г.Стоун, А.Стросс);
- теория социального действия (Т.Парсонс);
- теория социального обмена (Дж.Хоманс);
- теория социального факта (Э.Дюргейм);
- теория конфликта (Г.Спенсер, М.Вебер, Р.Пакрк, Д.Козер, Р.Дорендорф);
- теориия психоанализа (З.Фрейд, Э.Фромм, К.Юнг);
- теория социальной динамики, социальной мобильности, социальной стратификации (П.Сорокин);
- теория общественных формаций и исторического материализма (К.Маркс);
- теория феноменологии (А.Шюц, П.Бергер, Ч.Кули);
- теория модернизации (Смелзер);
- теория социальных установок (Том);
- теория социального пространства (Бурдье).
Все они могут быть использованы для выявления состояния современного состояния исследуемых явлений.
Второй уровень научного знания – теории среднего уровня. Этот термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном. По мнению Р. Мертона, теории среднего уровня - это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающими систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений».
Теории среднего уровня позволили социальным наукам сформировать отрасли социологического знания – социология семьи, социология образования, социология религии и т.д.
Существует две разновидности теорий среднего уровня:
- специальные, которые отражают формы проявления жизнедеятельности отдельных социальных групп, институтов, общностей (социология молодежи);
- отраслевые, которые отражают форму проявления и механизмы действия законов общественного развития в различных сферах общества (социология экономики).
11. Эмпирическое обоснование социологического исследования.
Эмпирические основы социологического исследования — это те источники, методы получения и обобщения эмпирических данных, посредством которых обеспечивается достижение цели и задач исследования.[49]
Существует четыре вида эмпирических данных, которые социологи используют при разработке программы социологического исследования
[1] Социологический энциклопедический словарь /Под редакцией Г.В. Осипова. – М.: Издательство НОРМА. 2000.
[2] Д. Джери, Д. Джери Большой толковый социологический словарь. Т. 2, - М.: Вече Аст, 1999.
[3] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования.- М.: УДК. 2009. С 36.
[4] Практикум ММСИ. 2012-2013.
[5] Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., Изд-во МГУ, 1988. С. 29.
[6] Всемирная энциклопедия: философия. / Под ред. А.А. Грицанова. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001.
[7] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Том 1. Теория и методология.- М.: ИНФРА-М. 2003
[8] Социологический энциклопедический словарь / Под редакцией Г.В. Осипова. – М.: Издательство НОРМА. 2000.
[9] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования.- М.: УДК. 2009. С 36.
[10] О.Филатова. Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий.
[11] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования.- М.: УДК. 2009. С 36.
[12] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования.- М.: УДК. 2009. С 36.
[13] Социологический энциклопедический словарь / Под редакцией Г.В. Осипова. – М.: Издательство НОРМА. 2000.
[14] Словарь терминов. [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/7798 (дата обращения: 30.09.2012)
[15] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования.- М.: УДК. 2009. С 19.
[16] Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований.- М., изд-во МГУ, 1988. С. 31.
[17] Харчева В. Прикладное социологическое исследование. – В кн.: Основы социологии. - М., «Логос»,1997.. С.288.
[18] Социологический энциклопедический словарь / Под редакцией Г.В. Осипова. – М.: Издательство НОРМА. 2000.
[19] Социологический энциклопедический словарь / Под редакцией Г.В. Осипова. – М.: Издательство НОРМА. 2000.
[20] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования.- М.: УДК. 2009. С 20.
[21] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования.- М.: УДК. 2009. С 37.
[22] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования.- М.: УДК. 2009. С 41.
[23] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования.- М.: УДК. 2009. С 42.
[24] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования.- М.: УДК. 2009. С 43.
[25] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования.- М.: УДК. 2009. С 68.
[26] Практикум ММСИ. 2012-2013
[27] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. - М.: УДК. 2009. С 71
[28] Энциклопедический словарь М 1979
[29] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. - М.: УДК. 2009. С 79.
[30] См там же стр 80
[31] См там же стр 81
[32] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. - М.: УДК. 2009. С 75.
[33] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. - М.: УДК. 2009. С 77.
[34] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. - М.: УДК. 2009. С 85.
[35] Практикум ММСИ. 2012-2013.
[36] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. - М.: УДК. 2009. С 92
[37] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. - М.: УДК. 2009. С 94
[38] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. - М.: УДК. 2009. С 103
[39] Практикум ММСИ. 2012-213.
[40] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. - М.: УДК. 2009. С 104
[41] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. - М.: УДК. 2009. С. 107
[42] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. - М.: УДК. 2009. С. 108
[43] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. - М.: УДК. 2009. С. 108
[44] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. - М.: УДК. 2009. С. 110
[45] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. - М.: УДК. 2009. С. 111-112
[46] [46] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. - М.: УДК. 2009. С. 112-113
[47] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. - М.: УДК. 2009. С. 114
[48] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. - М.: УДК. 2009. С. 117
[49] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. - М.: УДК. 2009. С. 122