История Явленской церкви




Свято-Успенский Жировичский монастырь

 

Мужской ставропигиальный (независимый от местной епархиальной власти) монастырь Белорусской православной церкви, расположенный в деревне Жировичи Слонимского района Гродненской области. Один из главных центров белорусского православия и крупнейших в стране архитектурных ансамблей XVII—XVIII веков.

1 – Свято-Успенский собор, 2 – Явленская церковь, 3 – жилые корпуса, 4 – хозяйственные постройки, 5 – Крестовоздвиженская церковь

Описание

В комплекс монастыря входят 5 храмов и примыкающие постройки — Явленская церковь, Крестовоздвиженская церковь и Успенский собор, звонница, зимний храм во имя святителя Николая Чудотворца, церковь великомученика Георгия Победоносца (находится на кладбище), здание семинарии, жилой монастырский комплекс, трапезная, хозяйственные постройки, огород.

· Центр композиции ― Успенский собор, соединённый крытыми переходами со зданием семинарии и жилым корпусом, в первом этаже которого имеется арочный проезд. Здание семинарии формирует парадный двор перед апсидой собора. Около восточного крыла семинарии расположен прямоугольный двор, окружённый одноэтажными корпусами. К юго-востоку от собора находится Богоявленская церковь. В восточной части территории монастырского комплекса на самом высоком месте возвышается Крестовоздвиженская церковь, являющаяся доминатной ансамбля.

Успенский собор сначала был построен в стиле барокко (окончен в 1650 году), имел две башни на главном фасаде. После реконструкции в первой половине XIX века приобрёл черты классицизма. Из-под собора бьет целебный источник, возникший, по легенде, при обнаружении чудотворной иконы Божией.

Успенский собор был построен неподалеку от того места, где стоял первый, сгоревший храм. В настоящее время место алтаря первой жировичской церкви отмечает небольшой деревянный крест. По замыслу архитекторов алтарь нового храма разместился в точности над местом, где произошло чудесное явление иконы.

В Успенском соборе находится чудотворная икона Божией Матери, а до XIX века хранился белорусский рукописный памятник XV века — Жировичское Евангелие (Сейчас хранится в Научной библиотеке Литвы).

· Свято-Никольская (зимняя) церковь имеет общий вход со Свято-Успенским собором. Это каменная церковь с оригинальным мозаичным полом, что создает впечатление пещерного первохристианского храма.

· Крестовоздвиженская церковь построена на самом высоком месте монастыря в 1769 году. Каменный однонефный храм-кальвария, посвященный распространенному в XVIII веке обряду, символирующему паломничество в Иерусалим. Её фасад разделён на 3 яруса.

Это памятник виленского барокко. Представляет безапсидное, прямоугольное в плане сооружение. Внутри - кальвария - храм, посвященный образу, имитирующему паломни­чество в Иерусалим. Для верующих, прибывших в монастырь, кальвария должна была казаться Голгофой - местом казни Христа. Поднявшись по ступеням входа в храм, посетитель попадает на протяженную парадную лестницу.

Благодаря принятому архитектурному решению и перспективному рисунку достиг­нут иллюзорный эффект необычайной глубины храма. Большие окна хорошо освещали внутреннее пространство, наполняли его светом и позволяли посетителю уже от входа в деталях рассмотреть роспись интерьера.

Внутри церкви половину здания занимает лестница, копия Святой лестницы, как в Латеранской базилике Св. Иоанна в Риме, по которой Иисус Христос поднимался во дворце Понтия Пилата на суд, предшествовавший распятию.

Лютеранская базилика в Риме паломники в Риме на святой лестнице

 

В Крестовоздвиженской церкви лестница начиналась от дверей храма. Она занимала половину внутреннего пространства и выводила на алтарную площадку. По обычаю, паломники поднимались по двадцати восьми ступеням Святой Лестницы на коленях, сопровождая свой путь особыми молитвами. Когда-то в каждую из ступеней был помещен ковчежец с мощами святых. Во второй половине XIX века они были вынуты из ступеней и помещены в крест, находящийся в Успенском соборе монастыря справа от Царских врат.

· В центре монастыря находится Явленская церковь - это памятник архитектуры позднего барокко. Обратите внимание, в верхней части её фасада из смальты выложен мозаичный образ Явления Божией Матери.

На первом плане Явленская церковь, на втором – Крестовоздвиженская церковь

История Явленской церкви

Первоначально чудотворная икона хранилась в деревянном храме, построенном на месте ее явления. Но примерно в 1520 г. во время сильного пожара храм сгорел, и чудотворный образ исчез. Однако, милость Царицы Небесной не оставила скорбных людей. Вскоре икона была вновь обретена. Крестьянские дети, игравшие на склоне холма, недалеко от сгоревшего храма, увидели Деву необычайной красоты, сидевшую на камне.

Дети не осмелились подойти к Ней, но поспешили сообщить о необыкновенном видении родителям. Когда жители села вместе со священником пришли на это место, то обрели на камне пропавшую икону, а сам камень запечатлел на себе след стопы Божией Матери.

Камень, на котором явилась Пресвятая Богородица, быстро сделался местом особого поклонения. Приезжавшие в Жировичи паломники начали откалывать от камня фрагменты. Чтобы сохранить валун и отметить место чудесного второго обретения иконы, была построена церковь, в наши дни получившая название Явленской.

Церковь была построена примерно во второй половине XVII в. (1672 г.). Возможно, что первый храм, воздвигнутый на этом месте, был деревянным. Явленская церковь является самым старым сохранившимся зданием монастыря. В 1769 г. храм был полностью перестроен: разобран фасад, достроен притвор и хоры. Здание приобретает красивый барочный аттик (завершение фасада). В плане храм представляет собой прямоугольник размером 8/ 20 метров. Внутренний объем церкви небольшой; иконостас относится к концу XIX века. Особенностью церкви можно назвать то, что до сих пор в ней нет электрического освещения. Под ее полом находится небольшая крипта (усыпальница), где в 1881 г. был похоронен архиепископ Михаил (Голубович).

Храм претерпел еще одно архитектурное изменение в начале 70-х г.г. XIX века: в это время над ним появился небольшой купол в псевдорусском стиле. Валун, на котором, по преданию, явилась детям Пресвятая Богородица, освящен в качестве Святого престола.

· Георгиевская церковь

Пятый храм Жирович — это деревянная Георгиевская (Юрьевская) церковь XVIII века, построенная в виде прямоугольного сруба. Церковь находится на старом кладбище, на северо-западной окраине Жирович.

 

С возникновением кладбища и строительством храма связаны события 1710 года. После окончания польско-шведской войны, в местности, опустошенной войной, начался упадок и болезни. Особенно жестоким стало моровое поветрие 1710 года, полностью опустошившее Жировичи и монастырь. Из всей братии в живых остался только иеромонах Николай Окуневич. В одиночку он похоронил более 600 человек, умерших от эпидемии. Некоторое время спустя на новом кладбище усердием настоятеля Георгия Шаталловича и была построена деревянная церковь Св. Георгия Победоносца.

 

История монастыря

 

Жировичская икона Божией Матери

Cогласно древнему сказанию, сложившемуся к началу XVII столетия, в 1470 (по другим данным в 1473, 1480, 1494) году близ имения Жировичи была явлена чудотворная икона Божией Матери на камне. Святой образ был обнаружен пастухами в кроне произраставшей в лесу над ручьем дикой груши. От иконы исходило лучезарное сияние, которое и привлекло внимание пастухов. С благоговением сняв икону с дерева, они отнесли ее владельцу местности земскому подскарбию Великого княжества Литовского Александру Юрьевичу Солтану. Вельможа не придал особого значения рассказу пастухов, но икону взял и положил в ларец. Через непродолжительное время хозяин Жировичского имения захотел показать находку своим гостям. Однако, открыв ларец, иконы он там не обнаружил. Вскоре те же пастухи снова обрели чудотворный образ на месте первого явления и снова отнесли его Александру Солтану. На этот раз он принял икону с большим благагоговением и соорудил на месте ее обретения деревянную церковь в честь Пресвятой Богородицы. Впоследствии рядом с храмом возникло поселение.

Чудесное явление иконы и чудотворения, сразу же начавшиеся от нее, сделали Жировичи местом паломничества. Чудотворный образ влек к себе людей окрестных селений и далеких краев. И, по вере своей, они получали исцеление от тяжких недугов и помощь в сложных жизненных обстоятельствах.

В 1520 году в Жировичах случился пожар, во время которого сгорел храм Пресвятой Богородицы с хранившейся в нем иконой. Почитатели чудотворного образа надеялись обнаружить каменную икону на пепелище, но все их поиски не увенчались успехом. Но, однажды, крестьянские дети недалеко от сгоревшего храма увидели Деву необыкновенной красоты, Которая сидела на камне в неземном сиянии. Не осмелившись подойти к Божией Матери, они поспешили рассказать родителям о необыкновенном видении. Вскоре эта весть облетела все селение, и люди, вместе со священником, отправились к тому месту. Подойдя к камню, они увидели на нем горящую свечу и Жировичскую чудотворную икону, почти не пострадавшую от пожара. Радость людей, обретших утраченную святыню, была несказанной. В 1672 г. на месте второго обретения Жировчской иконы был построен храм в честь Явления Божией Матери, престолом которого является тот самый камень, на котором дети увидели Пресвятую Деву Марию.

В 1555 году владельцем имения Жировичи стал надворный маршалок Великого княжества Литовского Иван Александрович Солтан († ок. 1577), который построил на месте сгоревшего храма новую каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. Во второй пол. XVI века при этом храме возник православный мужской монастырь.

В 1629 году в Жировичской обители началось строительство величественного Свято-Успенского собора, который впоследствии неоднократно перестраивался и реконструировался. Современный вид он обрел во второй половине XIX века.

В 1613 году монастырь перешёл в руки базилиан (монахи греко-католического обряда, то есть униаты). В XVII―XVIII веках был духовным и административным центром белорусско-литовских униатов.

На протяжении истории всей своей многовековой истории Жировичская обитель неоднократно подвергалась разорениям и опустошениям. Так, в 1655 году во время войны Московского царства с Речью Посполитой Жировичский монастырь был разорен и сожжен войсками. По прошествии непродолжительного времени полноценная монашеская жизнь в обители была восстановлена. Во время Северной войны (1700-1721) монастырь и его имения были разорены шведскими войсками, взявшими огромную контрибуцию. В 1710 году на территории современной Беларуси была отмечена вспышка моровой язвы и массовая гибель населения. Согласно сохранившемуся преданию, тогда же в Жировичах умерло большинство монахов, а в живых остался только один иеромонах. После трагедии 1710 года Жировичский монастырь снова возродился, а для его насельников был построен новый братский корпус, в котором ныне размещаются Минские духовные академия и семинария.

 

К сер. XVIII века Жировичская обитель стала весьма почитаемым местом паломничеств в Речи Посполитой. К этому времени на дороге из Слонима в Жировичи на средства представителей знатных магнатских фамилий было установлено семь триумфальных арок, а Свято-Успенский собор украшали живописные композиции с изображением чудес от Жировичской иконы Божией Матери.

В 1795 году в результате третьего раздела Речи Посполитой Жировичи вошли в состав Российской империи. В 1810 году в связи с реорганизацией российских греко-католических епархий в Жировичи переместился центр Брестской униатской епархии, а монастырский Свято-Успенский собор стал кафедральным.

В 20-х годах ХIX века в обители началась подготовка к воссоединению белорусских униатов с Православной Церковью. В 1839 году Жировичский монастырь и Литовская духовная семинария поддержали решения Полоцкого Собора, провозгласившего возвращение в Православие.

В результате боевых действий Первой мировой войны в 1915 году Жировичский монастырь и его святыни были эвакуированы в глубь России, а сама Жировичская икона была перевезена в Москву.В период немецкой оккупации 1915-1918 годов здания обители подверглись разграблению и осквернению. С 1918 года началось восстановление монастырской жизни.

После заключения советско-польского Рижского мирного договора с марта 1921 года Жировичский монастырь находился в составе Польши. В 1920-е годы польские власти предпринимали попытки передать монастырь католикам. Массовые протесты православного населения Западной Белоруссии, организовавшего многолюдные крестные ходы в Жировичский монастырь, сорвали планы закрытия монастыря. В это время Жировичская обитель стала главной святыней и оплотом Православия в Польше. В 1938 года для духовной поддержки населения Жировичскую икону на специально устроенной повозке доставляли в города и селения Западной Белоруссии.

С началом второй мировой войны в 1939 году вся территория Западной Белоруссии вошла в состав СССР, а Жировчский монастырь вернулся из юрисдикции Православной Церкви в Польше в Русскую Православную Церковь. С первых дней Великой Отечественной войны Жировичский монастырь оказался на оккупированной территории.

В 1945 г., уже после освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, часть зданий Жировичской обители занял сельскохозяйственный техникум. В том же году при монастыре были открыты богословско-пастырские курсы, в 1947 г. преобразованные в Минскую духовную семинарию. Вплоть до закрытия духовной школы, произошедшего в 1964 году, ректоры семинарии, как правило, одновременно являлись наместниками Жировичского монастыря.

В 1960-1970-е годы Беларусь была на грани превращения ее в первую атеистическую республику. Храмы быстрыми темпами уничтожались или переоборудовались в подсобные помещения. «На волоске» держался последний из уцелевших монастырей — Жировичский. В 1960 году в Жировичи прибыли около 70 насельниц закрытых Гродненского и Полоцкого женских монастырей. Сестры привезли в Жировичи святыни — мироточивую Владимирскую икону, список Красностокской иконы Божией Матери, иконы с частицами мощей вмч. Пантелеимона, прп. Евфросинии Полоцкой и др.

С 1978 года до 25 декабря 2013 года священноархимандритом Жировичского монастыря был Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), с 25 декабря 2013 года на этот пост назначен Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Павел. С 1992 года в связи с возрождением на территории Гродненской области самостоятельных епархий Жировичский монастырь имеет статус ставропигиального и подчиняется непосредственно Патриаршему Экзарху всея Беларуси.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: