Тема 3.2. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ




1. Возрастная периодизация психического развития.

2. Движущие силы психического развития.

3. Единство возрастных и индивидуальных особенностей развития.

4. Понимание индивидуальности ребенка как ценности.

1. Возрастная периодизация психического развития

Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Задача системы образова­ния и всех взрослых, воспитывающих ребенка, - содей­ствовать полноценному его развитию на каждом возраст­ном этапе онтогенеза. Если на одной из возрастных ступе­ней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды основное вни­мание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции этого развития, что тяжело не только для взрослых, но прежде всего для ребенка. Поэтому не жалеть сил и средств на создание своевременно-благоприятных для психического и духовного развития детей условий эко­номически выгодно и нравственно оправданно. Для этого необходимо знать особенности каждого возраста.

Образовательные учреждения, а, следовательно, и прак­тическая психология образования охватывают дошкольное детство (3-6/7 лет) и детство школьное, включающее млад­ший школьный возраст (6-9 лет), подростковый (10-14 лет) и старший школьный или ранний юношеский возраст (15-17 лет).

В этом заложен определенный смысл, так как системы обучения и воспитания строятся не на пустом месте, в них отражаются опыт и знания особенностей детей, накоп­ленные и отработанные многими поколениями.

Вообще проблема возрастной периодизации психическо­го развития - одна из самых трудных проблем в психологии человека. Изменения процессов психической жизни ребенка (и вообще человека) происходят не независимо одно от дру­гого, но внутренне связаны друг с другом. Отдельные про­цессы (восприятие, память, мышление и т.д.) не являются самостоятельными линиями в психическом развитии. Каж­дый из психических процессов в своем реальном протека­нии и развитии зависит от личности в целом, от общего развития личности: направленности, характера, способнос­тей, эмоциональных переживаний. Отсюда избирательный характер восприятия, запоминания и забывания и пр.

Любая периодизация жизненного цикла всегда соотно­сится с нормами культуры и имеет ценностно-нормативную характеристику. Возрастные категории всегда многозначны, потому что отражают условность возрастных границ. Это отражается и в терминологии возрастной психологии: дет­ство, отрочество, юность, взрослость, зрелость, старость -возрастные границы этих периодов жизни человека непо­стоянны, в значительной степени зависят от уровня культурного, экономического, социального развития об­щества. Чем выше этот уровень, тем более разносторонне ориентированными в различных сферах науки и практи­ки, более творчески развитыми должны быть люди, вступающие в самостоятельную трудовую деятельность, а это требует более длительной подготовки и увеличивает возрастные границы детства - юности; во-вторых, тем доль­ше сохраняется период зрелости личности, отодвигая старость к более поздним годам жизни и пр.

Существует множество попыток периодизации жизнен­ного пути личности. В их основе лежат различные теорети­ческие позиции авторов. Л.С. Выготский делил все попытки периодизации детства на три группы: по внешнему крите­рию, по какому-либо одному признаку детского разви­тия, по системе существенных особенностей самого детского развития.

Так, французский психолог Р. Заззо строил периоди­зацию детства в соответствии с принятыми во Франции ступенями обучения и воспитания детей. Он выделял шесть периодов: 0-3, 3-6, 6-9, 9-12, 12-15, 15-18. И считал, что задачей психологов является не установление некоторых новых возрастных стадий, а только психологическое объяс­нение уже существующих. Л.С. Выготский признавал пра­вомерность такой периодизации, считал, что процессы детского развития тесно связаны с воспитанием ребенка и обращал внимание на положительный момент таких пе­риодизаций, заключающийся в выявлении важности сме­ны социальных позиций ребенка, которые в решающей степени обусловлены именно организацией его воспита­ния и обучения. Такие периодизации существуют практически во всех странах, они представляют собой «общественно-детерми­нированные последовательные звенья процесса воспита­ния и являются научно правомерными исходными пунк­тами для подразделения психического развития на этапы» (Д.Б. Эльконин).

В нашей стране на основе данных современной отече­ственной возрастной психологии практикой образования приняты следующие основные периоды развития детства:

новорожденный - до 10 дней,

младенческий возраст - до 1 года,

ранний детский возраст - от 1 года до 3 лет,

преддошкольный - от 3 до 5 лет,

дошкольный - от 5 до 6(7) лет,

младший школьный возраст - от 6 (7) до 10 лет,

подростковый - от 10 до 14(15) лет,

возраст ранней юности - от 14(15) до 16(17) лет.

Вторая группа периодизации развития строится по прин­ципу вычленения какого-либо «одного признака, детско­го развития как условного критерия для разделения его на отдельные периоды» (Л.С. Выготский).

Например, П.П. Блонский взял за основу периодиза­ции детства такой признак созревания организма, как со­стояние зубов ребенка и выделил:

беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство. При этом он считал основными характеристиками возраста вес ребенка, его конституцию, среду и поведение.

3. Фрейд считает «системообразующим» фактором все­го развития в целом сексуальное развитие, которое начи­нается практически с рождения и проходит ряд этапов, различающихся господством определенных эрогенных зон. Это такие этапы:

1 - оральная фаза (1-й год жизни),

2 - анальная фаза (2-й и 3-й годы жизни),

3 - фаллическая фаза (4-й и 6-й годы жизни),

4 - латентный период,

5 - генитальная фаза (с начала пубертата).

Эти фазы соответствуют бесполому, нейтральному, дву­полому и половому детству. 3. Фрейд считал, что тип лич­ности определяется тем, на какой стадии приостанавли­вается, «фиксируется» развитие индивида.

Ж. Пиаже предложил периодизацию детского развития на основе теории когнитивного (интеллектуального) раз­вития. Ж. Пиаже считает, что усвоение знания, усложнение и развитие мышления - следствие усложняющихся вза­имодействий ребенка с миром. По его мнению, человек в течение всей жизни остается активным, любознательным и изобретательным. Он утверждал, что люди ищут контак­тов и взаимодействий с окружающим миром, вступают с ним в спор, но главное - интерпретируют события. Имен­но интерпретация, а не событие само по себе оказывает влияние на поведение человека. Он очень ярко показал, что все люди - и дети, и взрослые - постоянно пересмат­ривают, перестраивают собственные знания о мире, ста­раются осмыслить свой прошлый опыт и организовать свои знания в связную систему.

Пиаже выделил четыре стадии когнитивного разви­тия: сенсомоторная стадия (0-18 мес), дооперациональ-ная (18 мес-7 лет), стадия конкретных операций (7-12 лет), стадия формальных операций (после 12 лет). Стадии сменяют друг друга в строго указанном порядке. Каждый нормальный ребенок должен последовательно пройти все стадии.

Ж. Пиаже уделил основное внимание процессам ин­теллектуального развития, оставив фактически в стороне вопросы личностного развития ребенка. Но ведь уровень развития личности в значительной степени и зависит от уровня развития ее интеллектуального потенциала.

Среди периодизаций, основанных на выделении суще­ственных особенностей самого развития, следует назвать периодизацию Э. Эриксона, которая по полноте и систе­матичности описания возрастных периодов превосходит многие, разработанные до него. Периодизация Эриксона охватывает весь жизненный путь личности. Развитие, счи­тает ученый, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных, процессов: соматического развития, раз­вития сознательного «Я» и социального развития.

Весь жизненный путь, по Эриксону, включает в себя восемь стадий, каждая из которых имеет свои специфи­ческие задачи и может благоприятно или неблагоприятно разрешаться для будущего развития. Центральным мо­ментом концепции Э. Эриксона является представление о психосоциальной идентичности как итоговом, интегри­рующем свойстве личности. Понятие идентичности озна­чает тождественность человека самому себе. Как это понимать? Если человек обладает идентичностью, то он обладает самим собой: у него сложился совершенно опре­деленный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, у него развито чувство адекватности и стабильного владе­ния собственным «Я» независимое как от изменений «Я», так и различных ситуаций, у него сформирована способ­ность к полноценному решению задач, возникающих пе­ред ним на каждом возрастном этапе.

Идентичность - это прежде всего показатель зрелой (взрослой) личности, которая в своем развитии проходит ряд стадий.

Э. Эриксон считает, что на каждой новой стадии возни­кают новые явления и свойства, которых не было на пред­шествующих стадиях. Эти психологические новообразова­ния становятся центром психической жизни и поведения человека на определенной возрастной ступени. Содержание и форма этих новообразований определяются условиями общения ребенка и взрослого с социальным окружением -с миром значимых для него людей, с социальными общно­стями, с миром труда, и с готовностью ребенка (взросло­го) к тому или иному типу общения. Однако это общение опирается на индивидуальные внутренние предпосылки или, как пишет Эриксон, потенциальности, которые подчиня­ются внутренним законам развития. Именно эти внутрен­ние предпосылки (потенциальности) и определяют изби­рательное воздействие на индивида его социального окру­жения. Э. Эриксон придавал большое значение воспитанию, считая его неотъемлемой, интегральной частью обществен­ной системы, через посредство которой ценности и нормы общества передаются новому поколению.

В отечественной психологии впервые научную возраст­ную периодизацию детства на основе анализа существен­ных особенностей самого детского развития создал Л.С. Выготский. Его ученики и последователи развили ос­новные идеи, заложенные Л.С. Выготским в периодиза­цию развития (А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков и др.).

Разрабатывая периодизацию возрастного развития, Л.С. Выготский опирался на понимание конкретно-исто­рической природы детства вообще и его отдельных перио­дов в частности. Он считал, что в любом обществе продол­жительность детства, его периодизация и тем более его содержание в каждом возрастном периоде определяются требованиями общества к детству, т.е. конкретно-истори­ческой ситуацией развития ребенка. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста един­ственное и неповторимое отношение между ребенком и средой, которое Л.С. Выготский назвал «социальной си­туацией развития в данном возрасте». Социальная ситу­ация развития обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психоло­гические образования, возникающие к его концу. При этом каждому возрастному этапу соответствует не про­сто совокупность отдельных особенностей, новообразо­ваний, а своеобразие некоторой целостной структуры личности и наличие специфических для данного этапа тенденций развития. Иными словами, возрастная пси­хологическая характеристика ребенка определяется не отдельными присущими ему особенностями, а различ­ным на каждом возрастном этапе строением его лично­сти.

Опираясь на идею Л.С. Выготского о сензитивных пе­риодах в развитии личности, многие психологи указыва­ют на необходимость полного выявления и развития пси­хических характеристик каждого возрастного периода. Так, Н.С. Лейтес подчеркивает, что возникающие в годы дет­ства повышенные возможности развития в тех или иных направлениях временны, преходящи (возрастные пред­посылки могут в той или иной мере вытеснить друг дру­га, ослабевать, сходить на нет). Поэтому при быстром темпе развития очень важно, чтобы возрастные достоин­ства каждого этапа детства проявились достаточно полно и тем самым успели внести свой вклад в становление личности. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформиро­ваться необходимым для этого психологическим новооб­разованиям.

Л.С. Выготский рассматривал возраст как относитель­но замкнутый период развития, значение которого опре­деляется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение.

Познакомимся с периодизацией детского развития, разработанной Л.С. Выготским

Возраст Период Примечание
0-2 мес. Кризис новорожденное Каждый период
2 мес.— 1 год Младенчество включает в себя 1 год
Кризис 1года три фазы: 1 — 3 года Раннее детство предкритическую, 3 года Кризис 3 лет критическую и 3-7 лет Дошкольный возраст посткритическую 7 лет Кризис 7 лет (кроме периода, 8—12 лет Школьный возраст новорожденное™, 13 лет Кризис 13 лет который 14 - 17 лет Пубертатный возраст начинается сразу 17 лет Кризис 17 лет с кризиса)  

 

Прежде всего здесь ярко видна динамика детского раз­вития: более короткие критические периоды сменяются более продолжительными периодами, которые называют­ся литическими или стабильными (спокойными). В стабиль­ные периоды происходит постепенное развитие психики и личностных качеств ребенка, постепенное накопление им знаний, умений, опыта. Под влиянием чего происхо­дит это развитие? Прежде всего под влиянием той дея­тельности, которая является ведущей для определенного возрастного периода и в которую активно включается ре­бенок. Но Л.И. Божович отмечала, что в психическом раз­витии ребенка определяющим является не только харак­тер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в кото­рую он вступает на разных этапах своего развития.

Мы уже говорили с вами о важности для развития ре­бенка сотрудничества его со взрослыми, именно это и определяет место ребенка в системе человеческих отноше­ний. В результате активного включения в ведущую деятель­ность и общение у ребенка развиваются более высокие возможности в установлении взаимоотношений с окру­жающим миром, возникают новые потребности, которые ведут к формированию личностных новообразований.

Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в са­мом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Выделим некоторые наиболее существенные личност­ные новообразования возрастных периодов:

младенчество - образование, субъективно выражающе­еся в эмоционально окрашенном самоощущении. Это -предтеча личности, сознания;

раннее детство - появление «Я» («Я сам!») - системно­го новообразования конца, раннего детства, зарождение самосознания;

дошкольник - важнейшее новообразование - соподчи­нение мотивов и не менее важное - способность вообра­жения как основы творческого отношения к деятельнос­ти, жизни и самому себе;

младший школьный возраст - произвольность психичес­ких процессов, внутренний план действий, рефлексия собственного поведения, потребность в активной умствен­ной деятельности; контроль и самоконтроль;

подростковый возраст - сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении;

ранняя юность, или старший школьный возраст, - пси­хологическая готовность к личностному и профессиональ­ному самоопределению, включающему:

а) сформированность на высоком уровне психологичес­ких структур самосознания школьников;

б) развитость потребностей, обеспечивающих содержа­тельную наполненность личности, среди которых централь­ное место занимают нравственные установки, ценност­ные ориентации и временные перспективы;

в) предпосылки индивидуальности как результат разви­тия и осознания своих интересов, потребностей, способ­ностей.

Л.С. Выготский отмечал, что каждому возрастному этапу соответствует не просто совокупность отдельных особен­ностей, новообразований, возникающих к концу этапа, а своеобразие некоторой целостной структуры личности и наличие специфических для данного этапа тенденций раз­вития. Эти тенденции могут вступать в противоречие с наличными условиями жизни ребенка. Кризисы возраст­ного развития являются результатом неудовлетворенности потребностей (депривации) ребенка, которые возникают у него к концу каждого возрастного периода вместе с ос­новным личностным новообразованием.

Согласно теории критических периодов детского раз­вития (Л.С. Выготский), каждый переходный или критический период - результат перестройки социальной ситуации развития, в основе которой, с одной сторо­ны, лежит изменение объективного положения ребенка в системе доступных ему общественных отношений, а с другой - изменение его «внутренней позиции». Все пе­реходные периоды имеют сходную симптоматику и со­держание, протекают по общим закономерностям. В пе­реходах от одного периода к другому выделяются свое­образные «кризисы» развития, содержание которых существенно отличается от особенностей развития в ста­бильные периоды.

Переходные периоды - очень ответственные этапы воз­растного развития. К этому времени у ребенка должны быть сформированы все основные психологические новообра­зования предшествующего периода, подготавливающие его переход на более высокую возрастную ступень.

Наиболее ярко и содержательно своеобразные особен­ности этих периодов описаны П.П. Блонским и Л.С. Вы­готским. Причем П.П. Блонский акцентировал внимание именно на резкости происходящих перемен. Л.С. Выгот­ский прежде всего подчеркивал, что переходный период -это возраст, характеризующийся отмиранием старого, ког­да ребенок теряет многое из приобретенного прежде. Со­путствующее развитию созидательное начало в переход­ные периоды дополняется ломкой лишь настолько, на­сколько это вызывается необходимостью развития новых свойств и черт личности. Негативное содержание развития в рассматриваемые периоды - обратная сторона позитив­ных изменений личности, составляющих главный и ос­новной смысл всякого переходного возраста.

Недостаточная теоретическая и экспериментальная раз­работанность указанных периодов проявляется в неточно­сти терминологии, используемой в исследованиях и сис­темах периодизации детского развития. Существуют следу­ющие понятия: «кризис», «критический возраст», «крити­ческий период», «переломный возраст», «переходный возраст».

Несколько особняком стоит понятие сензитивный воз­раст. Этот термин очень редко употребляется в работах по возрастной психологии, хотя выявление сензитивных воз­можностей психического и личностного развития в каж­дом возрастном периоде чрезвычайно важно для более ус­пешного решения учебно-воспитательных задач (А.А. Бодалев, Б.Ф.Ломов, A.M. Матюшкин).Эти понятия используются практически как синонимы. Рядоположенность понятий достаточно точно отражает неоднозначность данного явления. «Кризис», по сути дела, не понятие, а, скорее, образное выражение, вызывающее негативные ассоциации, означающие распад, исчерпан­ность моделей поведения, возможных форм управления, резкий крутой перелом в чем-либо.

Критический возраст - наиболее нечетко употребляе­мое понятие. Это можно объяснить смешением двух тол­кований слова «критический»: находящийся в состоянии кризиса и очень трудный, опасный. Мы часто сталкива­емся с противоречием, определенным расхождением, двойственностью при анализе критического возраста раз­личными исследователями. С одной стороны, авторы ос­новное внимание уделяют анализу личностных новооб­разований, указывают на определенное психологическое своеобразие этих периодов развития, с другой - акцен­тируют внимание на трудновоспитуемости детей. Кроме того, этим понятием пользуются исследователи, соглас­но точке зрения которых критические периоды занимают значительный промежуток времени. Так, вплоть до на­стоящего времени термином «критический возраст» пользуются тогда, когда хотят сказать о подростковом пе­риоде (примерно от 10-11 до 14-15 лет), а вскоре насту­пает кризис юности (16-17 лет). Таким образом, мы мо­жем рассматривать почти все школьное детство как затя­нувшийся критический период, или критический возраст.

Создавшееся своеобразное положение с широко рас­пространенными и содержательно незаполненными по­нятиями, возможно, объясняется тем, что кризис как особое явление психического развития изучался в основ­ном в первой трети нашего столетия, потом его эмпири­ческое изучение прекратилось, и только в последнее время возникает интерес к этой проблеме. В течение довольно продолжительного периода названная проблема факти­чески не разрабатывалась, но описывалась во всех учеб­никах как изученная, что могло породить терминологи­ческий разнобой.

Мы предлагаем пользоваться термином «переходный пе­риод» психического развития, так как, с нашей точки зре­ния, он наиболее адекватен существу изучаемого явления: ребенок переходит с одной ступени своего развития на другую, более высокую. В переходном периоде, на стыке двух возрастов, возникают кризисы, знаменующие завершение предыдущего этапа развития и начало последую­щего.

Практическая значимость изучения переходных перио­дов определяется широкоизвестным в педагогической прак­тике фактом особой трудности работы с детьми на этих этапах. «В переломные моменты развития ребенок стано­вится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его лич­ности», - писал Л.С. Выготский. Понимание сущности и знание содержательной характеристики переходных пери­одов помогает создавать предпосылки для правильного учета возрастных психологических особенностей детей при организации учебно-воспитательного процесса на разных его этапах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: