Единство возрастных и индивидуальных особенностей развития




Психическое развитие и становление личности в онто­генезе предполагают, что возрастные особенности суще­ствуют лишь в единстве с особенностями индивидуальны-

Под индивидуальными особенностями личности в пси­хологии понимают такие особенности, которые отличают данную личность ото всех других. На их формирование ока­зывают существенное влияние природные свойства чело­века, социальная среда, общий уровень развития, направ­ленность личности, характер, взаимоотношения различ­ных свойств и качеств. Индивидуальные особенности особенности, свойственные именно данному человеку, со­ставляющие своеобразие его психики и личности, делаю­щие его неповторимым, уникальным.

Психологи (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лей-тес, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что в годы дош­кольного и школьного детства, с их неуклонным подъе­мом по «возрастной лестнице» первостепенное значение имеет проблема взаимосвязи возрастных и индивидуаль­ных особенностей, что возрастные особенности личнос­ти существуют обязательно в форме индивидуальных ва­риантов развития1.

С.Л. Рубинштейн акцентировал внимание ученых на том, что нельзя изучение индивидуальных особенностей отрывать от изучения особенностей возрастных, ибо при отрыве от этой «почвы» особенности, способности от­дельных людей неизбежно мистифицируются и путь их для исследования и познания обрывается. Он писал, что возраст сам по себе не определяет какого-то стандартно­го психического развития... Возрастные особенности су­ществуют лишь внутри индивидуальных и в единстве с ними.

С другой стороны, мы можем говорить о том, что фор­мирование индивидуальности личности, т.е. того непо­вторимого сочетания психологических особенностей лич­ности, которое отличает одного человека ото всех дру­гих, происходит в процессе возрастного развития и во многом зависит от меры включения ребенка в ведущую для данного возраста деятельность, от развития его спо­собностей к ее выполнению, от характера общения со взрослыми и сверстниками при выполнении этой дея­тельности.

Обратим внимание еще на один важный момент воз­растного и индивидуального развития ребенка, а именно на то, что существуют половые различия, которые дети весьма рано осознают, а затем довольно остро переживают. Обобщенные понятия, такие, как «дошкольники», «младшие школьники», «подростки», на самом деле вклю­чают в себя конкретных мальчиков и девочек, весьма не похожих друг на друга.

Дети очень неравнодушны к своей внешности, кото­рая уже в дошкольном возрасте фокусирует их напря­женные эмоциональные переживания и эмоционально окрашенные рассуждения. Л.Н.Толстой так вспоминал о себе, шестилетнем мальчике: «Я имел самые стран­ные понятия о красоте... но очень хорошо знал, что я нехорош собою, и в этом нисколько не ошибался; по­этому каждый намек на мою наружность больно оскор­блял меня... на меня часто находили минуты отчаяния: я воображал, что нет счастия на земле для человека с та­ким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, как я; я просил бога сделать чудо -превратить меня в красавца, и все, что имел в настоя­щем, все, что мог бы иметь в будущем, я все отдал бы за красивое лицо»1.

Очень важно помочь ребенку увидеть и осознать досто­инства своей внешности, помочь ему полюбить свой внеш­ний облик, чтобы относиться к нему спокойно, не стес­няться его, обратить его внимание на то, что все мальчи­ки и девочки, прекрасны надо только уметь увидеть это.

Дети подросткового возраста требуют к себе еще боль­шего внимания.

Сложности психического и личностного развития, осо­бенно в подростковом и раннем юношеском возрасте, во многом обусловлены половым созреванием. У мальчиков и девочек в этот период формируется не просто чувство взрос­лости, а достаточно дифференцированная взрослость опре­деленного пола «внутренняя позиция мужчины» или «внут­ренняя позиция женщины».

Быстрый физический рост и половое созревание про­изводят заметные изменения во внешнем и внутреннем мире подростков, порождают острый интерес как к са­мим себе, так и к представителям другого пола; у них возникают новые ощущения, чувства, переживания, фор­мируется потребность понять себя с этой точки зрения, появляются идеалы «взрослого мужчины», «взрослой жен­щины», чаще всего не знаемые и не контролируемые взрослыми родителями, учителями, воспитателями, которые на эту сторону развития самосознания подростка обращают явно недостаточное внимание.

Программы и методы учебно-воспитательной работы в школе не предусматривают создания особой системы представлений ребенка, подростка о себе как человеке определенного пола, включающих специфические для мальчиков и для девочек потребности, мотивы, ценно­стные ориентации, отношения к представителям друго­го пола и соответствующие этим образованиям формы поведения. Задача развития личности ребенка в соответ­ствии с его полом включает формирование, с одной стороны, психического пола, с другой системы отно­шений с лицами противоположного пола.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: