ТЕОРИЯ ФРЕЙМОВ: ПРОСТО О СЛОЖНОМ




 

Ежедневно миллионы людей встречаются друг с другом, общаются, передают знания, контактируют. Взаимодействуя каждый день, они неосознанно формируют своеобразные практики, которые в будущем снова с успешностью применяют. Подобные практики в результате постоянного повторения закрепляются в сознании и создают так называемый «фрейм». Можно предположить, что всё межличностное взаимодействие зиждется именно на этих фреймах. Но так ли это на самом деле, или человек способен общаться с другими без заданных им же самим практик, и фреймы ему не нужны?

Термин «фрейм» сам по себе нельзя со стопроцентной уверенностью отнести только к социологии. Следы теории фреймов также можно найти в лингвистике, психологии, кибернетике и в исследованиях, посвящённых искусственному интеллекту. Это межпредметное явление, и, соответственно, к нему существуют различные подходы. Российский социолог В. Вахштайн, активно разрабатывающий теорию фреймов, утверждает, [1] что существует два направления развития этой теории:

1) социолого-психологическое направление;

2) кибернетико-лингвистическое направление.

Оба этих течения развиваются параллельно, но не пересекаются друг с другом. Наиболее яркими представителями первого подхода являются И. Гофман и Г. Бейтсон, второго – М. Минский и Ч. Филмор.

«Фреймы — единицы информации, на которых человек строит для себя прогнозы на будущее и конструирует своё последующее поведение»

Согласно первому подходу, фрейм изначально определялся как метакоммуникативное образование, независимое от его содержания и контекста сообщения. [2] Такая трактовка термина являлась лишь основой для последующего формирования И. Гофманом определения, которое в настоящее время используется в социологии. Учёный считал, что фрейм в одно и то же время является и синонимом ситуации, и её определением, а также матрицей возможных событий в этой ситуации. [3] Помимо этого, И. Гофман предполагал, [4] что фрейм может содержать в себе и такую функцию, как средство интерпретации ситуации. Таким образом, согласно социолого-психологическому подходу, фрейм – это не что иное, как ситуация, которая и является своим собственным определением.

Что же касается кибернетико-лингвистического подхода теории фреймов, то он стал формироваться, прежде всего, благодаря М. Минскому. Разрабатывая свою теорию искусственного интеллекта, он использовал термин «фрейм», чтобы с его помощью определить статистическую информационную структуру. Чуть позже он начал определять это явление как единицы информации, на которых человек строит для себя прогнозы на будущее и конструирует своё последующее поведение.

Общие черты, присущие как кибернетико-лингвистическому, так и социолого-психологическому направлению заключаются в том, что:

  • Фрейм во всех подходах представляет собой определённую структуру.
  • Фрейм строится на знаниях и ожиданиях от ситуации.
  • Фрейм представляет какую-либо значимость для субъекта, который попадает в него.

Помимо этого, И. Гофман выделил черты, присущие каждому фрейму. [5]

Во-первых, эти феномены являются достаточно изменчивыми, но в то же время им свойственна стабильность. Это противоречие можно достаточно легко объяснить. Изменчивость фреймов заключается в том, что они формируются для каждого человека и для каждой ситуации совершенно по-своему. Постоянство же этого явления связано, прежде всего с тем, что конкретная ситуация создаёт свой собственный фрейм, который достаточно трудно изменить.

Во-вторых, эти паттерны поведения создаются человеком неосознанно, и при каждой попытке как-либо на них повлиять они разрушаются. Однако подобные ситуации происходят достаточно редко, и через определённый период времени фрейм восстанавливается, стоит лишь человеку перестать пытаться контролировать своё поведение.

«При формировании фрейма сознание опирается на какой-то идеальный тип, который должен существовать в обществе, однако же этот тип создаётся самим человеком благодаря культуре, доминирующей в обществе»

Согласно И. Гофману каждую минуту происходит фреймирование реальности — постоянно формируются всё новые и новые фреймы. Процесс их создания социолог представляет следующим образом: [6] вне нашего сознания существует определенный идеальный тип фрейма, который каждый человек соотносит с реальной ситуацией, в которую он попадает. В результате его действий идеальный фрейм деформируется и таким образом создаётся новый, который и закрепляется в сознании человека и используется индивидом при следующем попадании в какой-либо фрейм.

В настоящее время фреймы используются как инструменты в различных науках (как социальных, так и технических), а также в повседневной жизни. Например, теория фреймов активно разрабатывается в педагогике, чтобы учителю было легче формировать своё поведение в классе.

Однако наибольшую популярность эта теория получила именно в социологии. До её возникновения социологи сталкивались с проблемой изучения повседневных практик людей из-за отсутствия конкретного метода их анализа и объяснения. С появлением фрейм-анализа стало возможным изучение, например, рутины, а также элементарного взаимодействия между индивидами. Также с помощью теории фреймов социологи смогли своеобразным способом «закодировать» поведение человека, а также увидеть, какие латентные функции может выполнять тот или иной акт его взаимодействия.

 


 

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ ФРЕЙМОВ В ТРАКТОВКЕ И. ГОФМАНА

Определения ситуации, основанные на определяющих событиями принципах организации вовлеченности в события, Гофман называет фреймами. Так же он говорит о том, что фреймы организуют вовлеченность в ситуацию таким же образом, как и смыслы порождают предложения

Рамка, схема, план, шаблон, сценарий, гештальт, прототип, парадигма (в языкознании), дисциплинарная матрица (в науковедении) – это лексические эквиваленты фрейма. Организующие восприятие и память, формальные схемы в когнитивной психологии называются координирующими системами, позволяющие выходить за пределы получаемой информации.

В информатике фрейм может форматироваться как таблица с фиксированными семантическими полями (слотами), предикативная функция или строка (кортеж) включающая наименование свойств. Примером фрейма является библиографическое описание издания {(автор) & (заглавие) & (область ответственности) & (область издания) &} – значения в скобках могут меняться, но фрейм не меняется. Другой пример фрейма для поступающих в аспирантуру: заявление, личный листок по учету кадров, копии дипломов, списки научных работ реферат, результаты вступительных экзаменов и другие поля релевантные данной ситуации»

Разграничивающие сферы «природного» и «социального» Гофман выделяет как первичные системы фреймов ( primary frameworks).

Но первичная система фреймов позволяет, независимо от степени структурной оформленности, воспринимать, локализовать, определить практически любое (бесконечное) количество единичных событий и даже присваивать им наименования. Вернее всего, сам человек не осознает внутреннюю структуру фреймов, что не мешает ему ими пользоваться даже без ограничений.

Существующие различия между двумя классами первичных систем фреймов называются природными и социальными. Природные системы фреймов определяют сами события как бесцельные, неодушевленные, ненаправленные, неуправляемые, то есть, «чисто физические» [1, с. 81]. Существует понимание что события, воспринимаемые в рамках одной подобной схемы, могут быть редуцированы к другим событиям, которые воспринимаются, в более «фундаментальной» системе фреймов, и некоторые понятия общепринятые, например единичного или сохранение энергии, разделяются всеми. Самый простой пример здесь – сводка о погоде. Социальные фреймы, совсем наоборот, обеспечивают само фоновое понимание событий, в которых участвуют разумность, воля, целеполагание, то есть живая деятельность, воплощением которой и является сам человек. Это так же можно назвать «целенаправленным деланием», так как само делание подчиняет человека (делателя) определенным «стандартам», социальной оценке действия, опирающимся на честность, эффективность и т.п. Идет постоянный корректирующий контроль над последствиями деятельности, особенно явный, когда действия блокируются или при других искажающих воздействиях, когда требуются определенные усилия компенсировать их

При этом учитываются мотивы и намерения, а это помогает установить какой конкретно социальный фрейм, из множества, применим для понимания событий.

Системы социальных фреймов включают в себя различные правила. Например: существуют правила дорожного движения и тоже правила, но игры в шахматы. Поэтому, не смотря на то, что эти правила поддаются краткому изложению, между ними имеется различие и очень существенное. Вывод: человек воспринимает события в терминах первичных фреймов, и сам тип используемого фрейма задает способ описания события [1, с. 84]. Следовательно, первостепенное значение имеет категория базовой системы фрейма. На примере решения самого индивидов о том, что они подождали, когда пройдет дождь, а за тем, снова продолжили игру, выясняются обстоятельства, что индивиды в любой момент деятельности своей применяют одновременно (сразу) несколько систем фреймов.

есть общепринятое мнение о том, что люди добиваются признания, следуя уже определенным системам фреймов. Из этого следует, что мы принимаем соответствие восприятия структуре воспринимаемого, хотя и существует множество принципов организации реальности, которые может и могли бы, но не отражаются в восприятии.

В понимании мироустройства сама концепция первичной системы фреймов, при всех своих недостатках, дает следующие обозначения пяти принципиальным проблем.

1. Во-первых, «комплекс необычного». Он проявляется, когда происходит или создается нечто, что само заставляет сомневаться даже в самом взгляде на это событие. Сюда относятся случаи воображаемой высадки пришельцев, предсказания судьбы, астрологические воздействия, экстрасенсорное восприятие, ясновидение и т.п

2. Космологические представлени я самые всеобъемлющие из наших представлений, однако, лежат в основе самого банального развлечения – различных трюков, поддерживающих доминирование и естественно сам контроль волевого действия над тем, что кажется почти невероятным, на первый взгляд.

3. Рассмотрим события, которые называются «промахами» (muffings), то есть такие случаи, когда тело (или какой-то другой объект), находящееся под постоянным контролем, выходит из под него, отклоняется от траектории, становится неуправляемым и полностью начинает подчиняться природным силам – именно подчиняется, а не только просто обуславливается ими, в результате же упорядоченное течение жизни нарушается полностью.

4. Стоит рассмотреть фактор организации опыта как «случайное происшествие» (fortuitousness), означающее то, что событие начинает рассматриваться как непреднамеренно возникшее. Человек сталкивается с чем-то, чего не планировал вовсе и даже не мог предвидеть, и, соответственно, получает результаты вынужденных действий.

5. В заключение мы обратим внимание на сегрегацию, выражаемую посредством «неловкости» и шуток. Человек способен полностью распознать то, что он видят, используя официально принятые схемы интерпретации. Однако эта способность имеет свои пределы. Эффекты распознавания переносятся из одной перспективы, которая конкретно обеспечивает свободное восприятие событий, в перспективу совершенно иного плана, которая применяется в официальном порядке

 

Ключи и переключения

Это понятие автор книги соотносит с набором конвенций, с помощью которых конкретная деятельность, уже осмысленная в базовых системах фреймов, трансформируется в совсем иной вид деятельности

Настройки или переключения тех же действий по сценическим схемам подскажет нам, что происходящее не является «правдашним, реальным, настоящим.

На самом деле, в потоке реально происходящего мы различаем события, интерпретируемые в рамках первичных фреймов, и события, которые мы определяем как превращенные, преобразованные

Системы фреймов всегда находятся в процессе формирования, а не заданы как алгоритмы восприятия. Другими словами можно сказать, что идет постоянное «фреймирование» реальности. Гофман пишет о «ключах» (keys) и «переключениях» (keyings) фреймов – соотнесении воспринимаемого события с его идеальным смысловым образцом

Видим одни события, но имеем основания («ключи») для того, чтобы говорить о том, что на самом деле эти события означают совсем иное: для понимания реального мира мы создаем нереальный мир, и эту процедуру настраиваем таким образом, как и настраивается музыкальный инструмент

Выдумки превращают серьезное в несерьезное, а так же создают вымышленные миры. Так же «выдумка» – это любое драматическое представление реальности.

Состязание – это переключение в безопасную форму игры, поддерживающую ощущение риска и неопределенности обстоятельств, фрейма схватки.

Церемониал превращает (фреймирует) участников временно отделяя от мира в живое воплощение ролей, демонстрируя этим образцы надлежащего поведения.

Техническая переналадка – слово собирательное для обозначения презентаций разного рода, выставок, демонстраций, инсценировок и т.п.

Пересадка – ключ, достаточно своеобразный, к пониманию самих мотивов действия в различных ситуациях, конкретно, когда изображение не соответствует реальности. Поставленная задача заключается в обнаружении различных смысловых слоев фрейма. Каждый из фреймов, как таковой, является подлинным. Получается, что само понимание фрейма конкретно зависит от непосредственного статуса участника взаимодействия, конкретнее, от его удаленности от границы или «центра» фрейма, которые заданы языковыми средствами статусной идентификации.

Так же средствами первичных систем фреймов, помимо переключений и настроек, служат фабрикации. Легкая форма фабрикации является морально оправданной и не опасна

При помощи специфической настройки фрейма совершается проникновение в замыслы человека. У Гофмана имеющее терминологическое значение это слово «containment» не находит определенного русского эквивалента.

Так как область, взятая под контроль, является формой (фреймом) межличностного взаимодействия containment возможно определить как контролирующее вмешательство, считая, что здесь вмешательство осуществляется с помощью мысленного полагания различных действий контрагента.

В деятельности субъекта, предполагающей компонент неопределенности, постоянно воссоздается структуры взаимодействия. Гофманом связывается преодоление данной неопределенности с процедурами крепления (anchoring) фреймов, то есть нужны определенные гарантии

«Люди привычно опознают, что есть и кто есть кто благодаря следующим «креплениям» заключению в скобках (bracketing devices), ролям (roles), преемственности ресурсов (resourse continuity), несвязанности (unconnectedness) и общепринятому представлению о человеке (what we are all like). «Скобки» – понятие, непосредственно заимствованное у Гуссерля, – являются необходимым компонентом фрейма

Скобки показывают, где начинается и где кончается фрейм (ситуация), а кроме того приучают уважать границы фреймов. Скобки бывают внешними (например, школьный или театральный звонок) и внутренними, которые выделяют локальную смысловую область внутри действующего фрейма»

nо есть сборка событийной канвы фрейма из необходимого (нужного) материала.

Так действие переключений ориентировано на то, что уже является результатом переключения, а не просто на первичные системы фрейма. Конкретно само переключение и являет собой материал для смысловых преобразований

Следует указать, во-первых, на глубинный слой деятельности, которая настолько увлекательна, что может всецело поглотить участника. Во-вторых, создаются и внешние наслоения, образующие своего рода оболочку фрейма (the rim of the frame), которая маркирует реальный статус данного вида деятельности, независимо от сложности ее внутреннего расслоения»

Репетиция пьесы – мир переключение, так же, как и репетиция встроенная внутрь пьесы в качестве одного из звеньев ее сюжета; в общих случаях оболочки деятельности существенно различаются: в первом случае – это репетиция, во втором – пьеса. Очевидно, что эти две репетиции имеют различный статус по отношению к реальному миру.

Так же фрейму можно присвоить наименование, которое будет соответствовать его оболочке, такое как: «фрейм театр, «фрейм репетиция», «театральный фрейм» и т.п. Нельзя забывать следующее: предмет описания – лишь переключение, наслоившееся на фрейм, а не сам целостный фрейм

Таким образом, основные понятия концепции первичной системы И. Гофмана включает следующие аспекты: разделение фреймов на природные и социальные классы; ключи (выдумка, состязание, церемониал, техническая переналадка, пересадка); пять принципиальных проблем в понимании мироустройства (комплекс необычного, космологическое разделение, события-промахи, фактор организации опыта как случайное происшествие, сегрегация, выражаемая посредством «неловкости» и шуток). Работа с ними представляется весьма перспективной и полезной для решения целого ряда задач, в том числе в образовательной сфере.


 

СТИГМАЦИЯ – ПРОЦЕСС ВЫДЕЛЕНИЯ ИНДИВИДОВ

В работе И.Гофмана «Стигма. Об особенностях искалеченной личности» автор дает определение стигматизации как процесса выделения индивидов на основании некоторых отклонений от нормы с целью применения общественных санкций

С помощью понятия «стигма» И.Гофман рассматривал разрыв между тем, чем человек должен быть, «фактической социальной идентичностью», и тем, что он на самом деле представляет, «реальной социальной идентичностью».

Он выделял 3 принципиально различных типа стигм: 1) «телесные уродства»; 2) «индивидуальные недостатки характера, воспринимаемые как слабость воли» (к таким недостаткам И.Гофман причисляет спутанность сознания, судимость, наркоманию, гомосексуализм, потерю работы, попытки самоубийства и даже радикальную политическую позицию); 3) «филогенетическая стигма расы и религии, передаваемая от одного поколения другому» и заклеймляющая всех членов семьи.

В культурном пространстве существуют идеальные образцы мужского или женского тела, по отношению к которым общество определяет «патологические» и «неестественные» тела. Поэтому дети с телесными дефектами, выступающими внешними знаками определенных соматических расстройств (например, ДЦП, полиомиелит и пр.), чувствуют себя «неправильными», «инакими». Стигматизации подвергаются как раз такие телесные черты, которые не соответствуют культурным ст


 

Предварительные замечания


 

андартам тела.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: