Персидский хор» из 3-го действия оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки




Тема: Восточные мотивы

ХОД УРОКА

Мотивация учебной деятельности учащихся. Разминка «Хорошее настроение»

- На предыдущем уроке мы побывали в музыкальном театре. Сегодня наше «путешествие» в музыкальный театр продолжается.

Давайте проведём разминку «Хорошее настроение!»: приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним «укатились», ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением мы отправляемся в театр.

Мы вновь отправились сейчас

В театр музыки тотчас.

Актуализация опорных знаний.

– В прошлый раз в музыкальном театре мы познакомились с одной из опер русского композитора. Напомните автора и название оперы.

- Опера М. Мусоргского «Хованщина».

- Сейчас вы ещё раз услышите фрагменты из оперы. Вспомните героев, их образные характеристики и сцены в опере.

Прослушивание фрагментов из оперы Мусоргского «Хованщина»

А) «Рассвет на Москве-реке»

- Это вступление к опере — «Рассвет на Москве-реке». Композитор нарисовал музыкальную картину наступающего утра. Звуки симфонического оркестра ярко передают перекличку пастушеских рожков, утреннюю перекличку петухов, звоны колоколов.

- Какие музыкальные «краски» - выразительные или изобразительные - применил композитор, чтобы передать эту величественную музыкальную картину?

- Изобразительные, т.к. инструменты симфонического оркестра подражают народным инструментам. Постепенное непрерывное нарастание динамики звучания показывает, как постепенно пробуждается все вокруг и появляется свет - от почти полной темноты до ещё не очень яркого: утро - раннее.

- Но в музыке прослушиваются и тревожные нотки: композитор не только изобразил пейзаж, но и выразил свои чувства к происходящим историческим событиям того времени, отразил своё к ним отношение и понимание. Здесь можно говорить о выразительных «красках».

Б) «Песня Марфы»

- Это – песня главной героини оперы – Марфы.

- Вспомните, а как вообще называется сольная песня в опере?

- Ария.

- А как думаете, почему Мусоргский выбрал не традиционный оперный жанр — арии, а жанр песни?

- Чтобы раскрыть народность образа героини, показать душу русского народа.

- Какую песню использовал Модест Мусоргский, чтобы подчеркнуть «русскость» образа главной героини?

- Русскую народную песню «Ходила младешенька».

- Композитор использовал подлинную народную песню в своей обработке или написал песню в народном духе?

- Песня написана Мусоргским в народном духе: протяжная, лирическая, распевная мелодия.

- Давайте споём русскую народную песню «Ходила младешенька».

Исполнение р.н.п. «Ходила младешенька по борочку». Вокально-хоровая работа.

Выявление проблемы урока

А) Рассматривание картин

- Рассмотрите на слайдах живописные произведения русских художников: репродукцию с картины В. Верещагина «Двери Тимура» и эскиз костюма И. Билибина «Шамаханская царица». Какие особенности вы видите на этих изображениях?

- На картинах русских художников изображены нерусские - восточные сцены и сюжеты. Это видно по одежде, узорам, обстановке.

- Совершенно верно. На картине В. Верещагина с фотографической точностью передан замысловатый орнамент тяжелой резной двери, детали красочной восточной одежды стражей, их воинского обмундирования (луки, стрелы, щиты, копья, сабли). А эскиз костюма «Шамаханская царица» И. Билибина, выполненный к опере «Сказка о золотом петушке» Н. Римского-Корсакова (по сюжету А. Пушкина), отличается яркостью красного тона, на котором тонко выпи­саны узоры.

Что вы можете сказать о нарисованной Иваном Билибиным женщине?

- Молодая, красивая, с необычным цветком в руках и скипетром. Её черты лица и наряд – восточные. То, как она сидит, а также скипетр в руках говорят о её принадлежности к высшему сословию. Преобладает яркий, красный цвет.

- Действительно, царственная поза молодой женщины (в раскинутых руках ски­петр и волшебный цветок), восточные черты лица, необычность костюма (тяжелый тюрбан со звездой на голове, шаровары, многослойность и орнаментальная роспись верхней одежды, характерная (с загнутыми вверх носами) обувь говорят о восточной царице. Художник изобразил её в ярко-красных, праздничных тонах.

Б) Расширяем кругозор

- Для любознательных:

Русский художник Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) — ученый, этно­граф, путешественник, репортер — известен как автор батальных картин: «Апофеоз войны», «Скобелев под Шипкой», «На Шипке все спокойно!», «Смертельно раненный», «Панихида» и др., серии исторических полотен о войне 1812 г. Главной целью худож­ник ставил обличение «великой несправедливости, именуемой войной». Он и погиб на посту во время Русско-японской войны на взорванном броненосце. Из поездок в Среднюю Азию и Индию художник привозил помимо батальных композиций документально точные изображения архитектурных памятников, местных жителей, свидетельства о типах, обычаях, нравах народов, ценные в ту пору, когда не существовало ни кино, ни цветной фотографии.

Имя Тимура или Тамерлана (1336—1405), прозванного в народе Железным Хромцом, среднеазиатского полководца и завоевателя, уже вам известно. В конце XIV в. чудотворная икона Богоматерь Владимирская во время нашествия войск хана Тимура спасла Москву от гибели.

Русский график, живописец, художник театра Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) создал свой неповторимый праздничный стиль русской иллюстрации, ко­торый он сам называл «облагороженным лубком». Наиболее значительными считаются серии иллюстраций к русским народным сказкам: «Царевна лягушка», «Васи­лиса Прекрасная», к сказкам А. Пушкина: «Сказка о паре Салтане...», «Сказка о зо­лотом петушке», а также незаконченный цикл иллюстраций к русским былинам. Сре­ди театральных работ Билибина выделяются оформление оперы Н. Римского-Корсакова «Золо­той петушок», эскизы костюмов для оперы М. Мусоргского «Борис Годунов», для дягилевских Русских сезонов в Париже.

 

- Все виды искусства, в том числе и музыка, предоставляют большое поле для деятельности и творчества авторов. Теперь, рассмотрев внимательно живописные восточные образы на картинах русских художников Верещагина и Билибина, предположите, о чём у нас с вами пойдет сегодня разговор.

- Наверное, будем знакомиться с восточной музыкой русских композиторов.

- Совершенно верно. Мы познакомимся с таким направлением творчества русских композиторов, как «русский Вос­ток», обратим внимание на интонационное своеобразие музыки народов Востока, представленной в музыкальных образах русских композиторов.

Объявление темы: на доске вывешивается плакат, оформленный в восточном стиле с названием «Русский Восток». Учитель обращает внимание на особенную роспись и вязь письма.

- Каким вы себе представляете Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен?

- Верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…

– Восток, действительно, загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды и одновременно пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические растения.

Далее учитель дополняет ответы детей показом слайдов:

серия живописных восточных картин (3-4 слайда);

иллюстрации из восточных сказок (4-5).

 

«Сезам, откройся!»

- Откройте учебники на с. 103. Здесь вы видите нотную за­пись двух фрагментов из уже знакомых вам опер — «Пляска персидок» из «Хованщины» Мусоргского и «Персидский хор» из «Руслана и Людмилы» Глинки.

Давайте со мной вместе попытаемся пропеть эти музыкальные темы, выявляя характерные восточные интонации и причудли­вые пунктирные ритмы, узорчатость мелодики, обилие распевов.

Персидский хор» из 3-го действия оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки

- Вспомните, кто в опере исполняет этот хор?

- Восточные девушки в замке злой волшебницы Наины.

- Зачем?

- Персидские девы манят путников пленительным пением.

- Как восточным красавицам это удаётся? В чём проявляется особенность их пения?

Тембр голоса завораживающий, нежный.

- Многочисленные распевы,убаюкивающий ритмический рисунок.

- Мелодический рисунок волнистый, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: