А) Пластическое интонирование «Персидского хора» из сцены в волшебном саду Наины.




- В основе этого хора – восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. Давайте предварительно пропоём «про себя» темы хора. Старайтесь брать дыхание там, где отмечено в нотной записи и так, как это делают певцы.

Учащиеся плавным движением рук отмечают фразировку, вступления высоких (сопрано) и низких (альты) голосов хора, их сочетание.

Б) Вокализация вслух разучивание по строчкам.

- Мы с вами сегодня исполняли русскую народную песню «Исходила младешенька». Давайте-ка сейчас сравним, сопоста­вим эти два типа мелодики — русский и восточный. Есть ли между ними сходство? А каковы различия?

Четвероклассники выявляют сходство и различия между разнотипными мелодиями.

- Я предлагаю вам теперь последовательно послушать эти два фрагмента из опер. При слушании обратите внимание на красочность ор­кестровки, необычность тембров голосов и инструментов, вариационный ти­п развития музыки.

– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Какими видите их движения?

- Мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…

– Представьте, что вы находитесь в восточном шатре и должны своими движениями, взглядом поймать в свои сети путника. Это задание каждый из вас выполняет самостоятельно: сначала придумайте, найдите, подберите соответствующие характеру музыки движения – в этом вам помогут ваши внутренние представления, воображение и фантазия.

А) Прослушивание фрагмента. Дети двигаются.

Далее совместно выбирают наиболее подходящие движения, составляя «Танец персидских дев»: танцевальные движения рук, корпуса; хлопки, отмечающие акценты в музыке.

- А теперь соединим характерные движения, добавим в сопровождение звучание тре­угольника и румбы, которые подчеркнут ритмический рисунок, и исполним получившийся танец.

Б) Повторное прослушивание и исполнение всего «Танца персидок».

- Получился замечательный восточный танец!

«Восточные мотивы»

Знакомство с «Колыбельной Гаянэ» А. Хачатуряна

Этот разворот учебника посвящен знакомс­тву с фрагментами из балета «Гаянэ» армянского композитора Арама Ильи­ча Хачатуряна (1903-1978). Гаянэ — имя главной героини балета, простой де­вушки, которая живет в горной деревушке. Композитор, рассказывая о прос­тых людях, рисует их музыкальные портреты, сцены из их жизни.

Сегодня мы познакомимся с сольным но­мером из балета — «Колыбельной Гаянэ».

Прежде чем послушать «Колыбельную Гаянэ», давайте сначала споём её основ­ную тему, ориентируясь на нотную запись (с. 104). Когда будете петь, постарайтесь подчеркнуть в мелодии необык­новенную песенность, задушевность, лиричность.

Хочу ещё обратить ваше внимание на ритмический рисунок мелодии - на наличие в ней мелких дли­тельностей (мелизмов). Они выполняют роль своеобразного орнамента, украшения, словно оплетающего основную тему «Колыбельной Гаянэ».

Прослушивание «Колыбельной Гаянэ» (фрагмент)

- Каков ритм колыбельной? Какими движениями можно его передать?

- В оркес­тре звучат колокольчики; ритм - спокойный, ровный, убаюкивающий. Движения рук должны быть мягкими, плавными.

- Давайте ещё раз прослушаем «Колыбельную Гаянэ» и постараемся исполнить убаю­кивающий ритм сопровождения мягкими движени­ями кистей рук, имитируя игру на фортепиано. Украсить звучание колыбельной нам помогут звуки треугольника, который будет исполнять окончания фраз (как колокольчики в оркестре).

Повторное полное прослушивание и пластическое интонирование

- Всегда ли ровно и спокойно звучала музыка?

- Нет. Музыка сначала звучала нежно и спокойно, но затем музыка, набирая силу, стала в средней части взволнованной и страстной. В конце мелодия зазвучала вновь спокойно и очень ласково, нежно.

- Какова же форма построения музыки этой колыбельной? Сколько вы услышали в ней частей?

- Сопоставление зву­чания крайних частей колыбельной даёт возможность определить трехчастную форму.

Рассматривание картины

- Сочные краски оркестрового звучания «Колыбельной Гаянэ» можно срав­нить с яркими красками картины «Армения» художника Мартироса Сергее­вича Сарьяна (1880—1972).

Что вы видите на этой картине?

- Пейзаж, в котором есть и голубая гладь озера, и спрятавшаяся в дымке горная гряда с вершинами, уходящими в небо, и поля, и небольшие селения.

- Соответствует ли настроение картины Сарьяна «Колыбельной» Хачатуряна? В чём вы слышите и видите это соответствие?

Ответы четвероклассников.

 

Углубление в тему

– А теперь я хочу рассказать подробнее, как в русской музыке появились восточные образы. Русская культура в целом – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов.

«Восточная тема» стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере «Руслан и Людмила» он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские.

Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке, часто так и называют - Русский Восток.

Подумайте, объясните, почему именно так назвали эти образы?

Ответы детей.

- То есть за основу были взяты подлинные восточные народные (персидские, арабские, турецкие мелодии), но написаны были русскими композиторами.

 

Домашнее задание. «Мелодия» А. Хачатуряна. Нарисовать к ней иллюстрацию



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: