- В основе этого хора – восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. Давайте предварительно пропоём «про себя» темы хора. Старайтесь брать дыхание там, где отмечено в нотной записи и так, как это делают певцы.
Учащиеся плавным движением рук отмечают фразировку, вступления высоких (сопрано) и низких (альты) голосов хора, их сочетание.
Б) Вокализация вслух – разучивание по строчкам.
- Мы с вами сегодня исполняли русскую народную песню «Исходила младешенька». Давайте-ка сейчас сравним, сопоставим эти два типа мелодики — русский и восточный. Есть ли между ними сходство? А каковы различия?
Четвероклассники выявляют сходство и различия между разнотипными мелодиями.
- Я предлагаю вам теперь последовательно послушать эти два фрагмента из опер. При слушании обратите внимание на красочность оркестровки, необычность тембров голосов и инструментов, вариационный тип развития музыки.
– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Какими видите их движения?
- Мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…
– Представьте, что вы находитесь в восточном шатре и должны своими движениями, взглядом поймать в свои сети путника. Это задание каждый из вас выполняет самостоятельно: сначала придумайте, найдите, подберите соответствующие характеру музыки движения – в этом вам помогут ваши внутренние представления, воображение и фантазия.
А) Прослушивание фрагмента. Дети двигаются.
Далее совместно выбирают наиболее подходящие движения, составляя «Танец персидских дев»: танцевальные движения рук, корпуса; хлопки, отмечающие акценты в музыке.
|
- А теперь соединим характерные движения, добавим в сопровождение звучание треугольника и румбы, которые подчеркнут ритмический рисунок, и исполним получившийся танец.
Б) Повторное прослушивание и исполнение всего «Танца персидок».
- Получился замечательный восточный танец!
«Восточные мотивы»
Знакомство с «Колыбельной Гаянэ» А. Хачатуряна
Этот разворот учебника посвящен знакомству с фрагментами из балета «Гаянэ» армянского композитора Арама Ильича Хачатуряна (1903-1978). Гаянэ — имя главной героини балета, простой девушки, которая живет в горной деревушке. Композитор, рассказывая о простых людях, рисует их музыкальные портреты, сцены из их жизни.
Сегодня мы познакомимся с сольным номером из балета — «Колыбельной Гаянэ».
Прежде чем послушать «Колыбельную Гаянэ», давайте сначала споём её основную тему, ориентируясь на нотную запись (с. 104). Когда будете петь, постарайтесь подчеркнуть в мелодии необыкновенную песенность, задушевность, лиричность.
Хочу ещё обратить ваше внимание на ритмический рисунок мелодии - на наличие в ней мелких длительностей (мелизмов). Они выполняют роль своеобразного орнамента, украшения, словно оплетающего основную тему «Колыбельной Гаянэ».
Прослушивание «Колыбельной Гаянэ» (фрагмент)
- Каков ритм колыбельной? Какими движениями можно его передать?
- В оркестре звучат колокольчики; ритм - спокойный, ровный, убаюкивающий. Движения рук должны быть мягкими, плавными.
- Давайте ещё раз прослушаем «Колыбельную Гаянэ» и постараемся исполнить убаюкивающий ритм сопровождения мягкими движениями кистей рук, имитируя игру на фортепиано. Украсить звучание колыбельной нам помогут звуки треугольника, который будет исполнять окончания фраз (как колокольчики в оркестре).
|
Повторное полное прослушивание и пластическое интонирование
- Всегда ли ровно и спокойно звучала музыка?
- Нет. Музыка сначала звучала нежно и спокойно, но затем музыка, набирая силу, стала в средней части взволнованной и страстной. В конце мелодия зазвучала вновь спокойно и очень ласково, нежно.
- Какова же форма построения музыки этой колыбельной? Сколько вы услышали в ней частей?
- Сопоставление звучания крайних частей колыбельной даёт возможность определить трехчастную форму.
Рассматривание картины
- Сочные краски оркестрового звучания «Колыбельной Гаянэ» можно сравнить с яркими красками картины «Армения» художника Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880—1972).
Что вы видите на этой картине?
- Пейзаж, в котором есть и голубая гладь озера, и спрятавшаяся в дымке горная гряда с вершинами, уходящими в небо, и поля, и небольшие селения.
- Соответствует ли настроение картины Сарьяна «Колыбельной» Хачатуряна? В чём вы слышите и видите это соответствие?
Ответы четвероклассников.
Углубление в тему
– А теперь я хочу рассказать подробнее, как в русской музыке появились восточные образы. Русская культура в целом – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов.
«Восточная тема» стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере «Руслан и Людмила» он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские.
|
Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке, часто так и называют - Русский Восток.
Подумайте, объясните, почему именно так назвали эти образы?
Ответы детей.
- То есть за основу были взяты подлинные восточные народные (персидские, арабские, турецкие мелодии), но написаны были русскими композиторами.
Домашнее задание. «Мелодия» А. Хачатуряна. Нарисовать к ней иллюстрацию