В конце 80-х годов в мировом хозяйстве отмечалось увеличение государственных сбережений вследствие экономии на государственных расходах в части социальных расходов. Одновременно сократились потребности в выпуске государственных займов для финансирования бюджетных дефицитов. К началу 90-х годов дисбалансы централизованных бюджетов ведущих стран мировой экономики сократились с 4-10 до 1-4% ВВП. Резкое увеличение бюджетных дефицитов в 70-х годах было обусловлено не только увеличением военных и социальных расходов государства, но и сокращением налоговых поступлений из-за снижения деловой активности.
На протяжении 80-х годов проводилась довольно жесткая монетаристская политика, которая позволила решить многие проблемы. Однако в 90-е годы вновь наметился переход ведущих стран мировой экономики к стимулирующей политике в рамках регулирования денежного предложения. Ведь в 80-е годы сокращение бюджетных дефицитов далеко не всегда приводило к увеличению государственных накоплений. В целом ряде промышленно развитых стран наблюдалась похожая ситуация, когда сокращение займов происходило за счет снижения инвестиций. Их действия по сокращению внутренних и внешних долгов содействовали росту внутренних сбережений. Однако капиталовложения общественного сектора при этом сократились. Сдерживание государственных инвестиций помогало лишь снизить бюджетные дефициты, равно как увеличение доходов госбюджета достигалось за счет притока налоговых поступлений или «урезания» других расходных статей.
В развивающихся странах внутренние сбережения также служат важным источником наращивания производственных мощностей. Они обеспечивают 95% общих инвестиций. И в этой подсистеме мирового хозяйства динамика внутренних сбережений развивалась неоднозначно. В 1976—1986 гг. они сократились с 25 до 22,5%, а затем в 1991-1995 гг. выросли до 24% ВВП. Повышательная тенденция отмечалась не во всех странах. Высокий уровень сбережений наблюдался в Сингапуре, Алжире, Индонезии, Таиланде, Танзании (более 30% ВВП). Одновременно в странах, испытывающих трудности с обслуживанием внешнего долга, основу внутренних сбережений составили частные накопления, хотя их доля неодинакова в различных странах. В 1985—1995 гг. годах доля частных сбережений была наиболее высокой в странах Африки и Ближнего Востока — почти 90% общих сбережений (табл. 3.3, 3.4).
|
Основным фактором, влияющим на инвестирование частных компаний, является ожидаемая прибыль. Поэтому наблюдаются колебания частных инвестиций, уровня капиталоотдачи в зависимости от фазы цикла. Достигнутый высокий уровень накопления порой сдерживает дальнейшее инвестирование. В свою очередь переход на новую технологическую базу, расширение рынков сбыта, снижение издержек производства повышают эффективность инвестиций и стимулируют инвестиционный процесс (табл. 3.5).
Основным сдерживающим инвестирование фактором выступает стоимость привлекаемого капитала. На нее оказывают влияние уровень учетных ставок и стоимость размещения ценных бумаг. Однако падение учетных ставок и котировок ценных бумаг в конце 80-х годов не привело к наращиванию инвестирования, несмотря на снижение стоимости капитала. Различия между странами мирового хозяйства в уровнях налогообложения нивелировали разницу в стоимости капитала. Поэтому решения об инвестировании обосновываются исходя из нормы прибыли до вычета налогов. Полученная прибыль покрывает расходы на прирост основных и оборотных фондов. В краткосрочных инвестиционных проектах компаний стоимость фондов менее важна, чем в долгосрочных.
|
На динамику сбережений домохозяйств влияет стремление поддерживать определенный уровень потребления исходя из располагаемого и ожидаемого дохода. Поэтому уровень сбережений изменяется в течение жизни человека (семьи). В молодости их уровень относительно невысок. В ожидании увеличения будущих доходов часто делают займы. Люди среднего возраста имеют склонность к значительным сбережениям, чтобы обеспечить себе приемлемый уровень потребления с уходом на пенсию. На стремление сберегать на старость влияют ожидаемые изменения в доходе, богатстве, возможности пенсионного обеспечения. На уровень сбережений домохозяйств в различных подсистемах мировой экономики влияют социальные, экономические и демографические факторы.
Совокупный уровень сбережений домохозяйств падает при преобладании молодых и пенсионных возрастов. В том же направлении действует и создание новых семей. Рост молодых семей в 70-х годах вызвал в 80-х годах повышенный спрос на жилье и товары длительного пользования, что привело к падению нормы сбережений. В развитых странах наблюдается старение населения, сокращение относительной доли молодых возрастов. Чистый эффект демографических сдвигов в мировом хозяйстве был довольно противоречивым. Однако сбережения домохозяйств имели тенденцию к повышению.
|
Быстрорастущие страны имеют более высокую норму сбережений в силу большого разрыва между доходами работающих и пенсионеров. Это способствует повышению и нормы накопления, которая приближается к норме сбережений наиболее многочисленных и преуспевающих работников, например в США и Японии.
Немаловажное значение имеет изменение богатства домохозяйств. В 80-е годы стоимость жилья и земли опережала рост доходов. Значительно выросла стоимость ценных бумаг. Прирост богатства стимулирует домохозяйства увеличивать расходы и сокращать уровень сбережений. Если расходы домохозяйств превышают их доходы, то это приводит к росту задолженности. Динамика сбережений может определяться отношением богатства и задолженности («чистым богатством») к их доходам. Этот показатель сократился в конце 60 — начале 70-х годов, а затем возвратился к •прежнему уровню. Увеличение потребления в результате роста нормы богатства в ВВП США на протяжении 1970-1986 гг., по оценке МВФ, объясняет снижение нормы накопления на 2 процентных пункта.
На динамику сбережений домохозяйств оказывает влияние социальная политика государства, которая воздействует на структуру доходов и потребления через социальное обеспечение. Государственные пенсии и программы социального обеспечения обычно снижают норму частных сбережений. Перераспределение национального дохода в пользу людей пожилого возраста уменьшает необходимость сберегать на старость и непредвиденные случаи. Однако в развитых странах, несмотря на широкое распространение государственных и частных пенсионных систем, стремление населения поддерживать соответствующий уровень потребления на протяжении всей жизни содействует росту сбережений в трудоспособном возрасте. Например, в США люди старше 65 лет получают 53% своего дохода от процентов с ценных бумаг. У пенсионеров уже нет стимулов делать сбережения.
Интересна проблема взаимосвязи частных сбережений домохозяйств и предприятий частного бизнеса в развитых странах мирового хозяйства. Статистические данные показывают, что в ряде стран они замещают друг друга. Рост накоплений предприятий обычно повышает стоимость капитала. При этом за счет эффекта богатства происходит некоторое сокращение сбережений домохозяйств. В развивающихся странах на процесс накопления существенное влияние также оказывают возрастная структура населения, рост доходов, переоценка богатства, пенсионное обеспечение и страхование. Однако формирование и использование ресурсов накопления в данной группе стран имеет свои особенности. Прежде всего в странах третьего мира большая часть населения редко имеет доходы, превышающие прожиточный минимум. В тех развивающихся странах, где уровень дохода высок, норма сбережений также значительно выше, чем в целом по данной группе стран. Пенсионное обеспечение в ряде государств практически отсутствует, социальные системы слабы, продолжительность жизни невелика. Поэтому обеспечение старости не является важнейшим мотивом сбережений. Кроме того, формирование сбережений происходит в условиях неразвитости финансово-кредитной системы. Значительную роль в аккумуляции сбережений играют неофициальные институты (ростовщики, родственные сделки и т.д.). Так, в середине 70-х годов в Африке на долю ростовщиков приходилось более 70% сельскохозяйственного кредита, в странах Латинской Америки — 52%, в Азии — 89%. В результате огромные средства «замораживаются», приобретая независимый от производства характер.
Сбережения общественного сектора в развивающихся странах также имеют свои особенности. Значительное место в формировании доходов государства занимают национализированные производственные предприятия. Однако часто низкая рентабельность этих предприятий снижала возможности роста государственных сбережений. На динамику сбережений государственного сектора влияют также неразвитость административной системы и финансовой инфраструктуры. В большинстве развивающихся стран государственный сектор является дебитором, что обеспечивает высокую долю государственных инвестиций в общем объеме капиталовложений.
Существенное влияние на развитие этих стран оказывают внешние факторы. Так, в 90-е годы роль накопленного иностранного капитала увеличилась до 6% общего объема накоплений против 3,2% в первой половине 70-х годов. Иностранный капитал в развивающихся странах выполнял функцию замещения дефицита внутренних сбережений. Однако не всегда приток иностранного капитала в страны третьего мира способствовал увеличению производительных капиталовложений. Иногда таким путем финансировалось внутреннее потребление. Долгосрочным эффектом подобной политики в области привлечения иностранных займов всегда является отвлечение значительной доли экспортных поступлений на обслуживание внешнего долга наряду с оттоком из страны прибыли и дивидендов на вложенный капитал.