к экзамену по курсу «Возрастная психология»




 

1. Предмет и задачи возрастной психологии.

2. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология юности, психология зрелости, геронтопсихология. Их разработанность и значение.

3. Методы возрастной психологии.

4. Основные факторы развития человеческой личности.

5. Понятие возраста. Соотношение биологического и психологического возрастов.

6. Критерии периодизации психического развития.

7. Теории периодизации психического развития. Общий обзор.

8. Проблема периодизации психического развития детей в трудах Л.С. Выготского.

9. Интериоризация и экстериоризация.

10. Теории развития человека. Психоаналитическая традиция: З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон, современный психоанализ.

11. Теории развития человека. Когнитивный подход: Ж. Пиаже, когнитивное развитие в социальном контексте – Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович.

12. Теории научения. Бихевиоризм. Современный поведенческий анализ.

13. Теория социального научения.

14. Гуманистическая психология о механизмах и закономерностях психического развития человека.

15. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии.

16. Детская психология. Отношение к детям в исторической перспективе. Роль семьи в развитии детей. Развитие Я-концепции в детском возрасте.

17. Развитие психики в пренатальный период.

18. Новорожденность. Врожденные особенности и тенденции развития.

19. Младенчество. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Развитие реакций привязанности.

20. Изоляция и госпитализм.

21. Анаклитическая депрессия.

22. Проблемы диагностики психического развития младенца.

23. Центральные новообразования младенческого возраста.

24. Психическая депривация.

25. Ведущая деятельность как фактор и критерий психического развития личности в онтогенезе.

26. Центральное личностное новообразование. Характеристика понятия.

27. Социализация и индивидуализация.

28. Кризис первого года жизни. Важнейшие психологические следствия.

29. Ранний возраст. Когнитивное и языковое развитие в раннем возрасте.

30. Психосоциальное развитие в раннем возрасте. Предметно-манипулятивная и другие виды деятельности.

31. Правила фасилитации психического развития в раннем возрасте.

32. Кризис трёх лет. Важнейшие психологические следствия.

33. Дошкольный возраст. Особенности общения. Когнитивное развитие.

34. Дошкольный возраст. Развитие воли. Становление субъектности.

35. Становление образа «Я» в дошкольном возрасте

36. Дошкольный возраст. Игра и другие виды деятельности.

37. Проблема школьной зрелости. Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.

38. Младший школьный возраст. Учение как ведущая деятельность. Когнитивное развитие младшего школьника.

39. Младший школьный возраст. Проблема психогенной школьной дезадаптации. Виды психологической помощи.

40. Типология психического развития младших школьников в период адаптационного кризиса.

41. Неблагоприятные варианты развития младших школьников. Общая характеристика.

42. Неблагоприятные варианты развития младших школьников: Хроническая неуспешность. Фасилитация личностного развития.

43. Неблагоприятные варианты развития младших школьников: Уход от деятельности. Фасилитация личностного развития.

44. Неблагоприятные варианты развития младших школьников: Негативистическая демонстративность. Фасилитация личностного развития.

45. Неблагоприятные варианты развития младших школьников: Вербализм и интеллектуализм. Фасилитация личностного развития.

46. Подростковый возраст. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Классические исследования кризиса подросткового возраста.

47. Подростковый возраст. Общение со взрослыми и сверстниками.

48. Подростковый возраст. Чувство взрослости. Образцы ориентации на взрослость.

49. Подростковый возраст. Когнитивное развитие в подростковом возрасте. Познавательные интересы и их изменение.

50. Личность подростка. Особенности идентификации с собственным «Я».

51. Специфические поведенческие реакции детского и подросткового возраста. Общая характеристика.

52. Специфические поведенческие реакции детского и подросткового возраста: Реакции отказа. Дифференциальная диагностика и коррекция.

53. Специфические поведенческие реакции детского и подросткового возраста: Реакции имитации. Дифференциальная диагностика и коррекция.

54. Специфические поведенческие реакции детского и подросткового возраста: Реакции протеста. Дифференциальная диагностика и коррекция.

55. Специфические поведенческие реакции подросткового возраста: Реакция эмансипации. Дифференциальная диагностика и коррекция.

56. Специфические поведенческие реакции подросткового возраста: Реакция группирования. Дифференциальная диагностика и коррекция.

57. Специфические поведенческие реакции подросткового возраста: Компенсация и гиперкомпенсация. Дифференциальная диагностика и коррекция.

58. Специфические поведенческие реакции подросткового возраста: Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

59. Акцентуации характера у подростков. Общая характеристика.

60. Акцентуации характера у подростков: Гипертимная акцентуация. Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации.

61. Акцентуации характера у подростков: Циклоидная акцентуация Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации.

62. Акцентуации характера у подростков: Эмоционально-лабильная акцентуация. Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации.

63. Акцентуации характера у подростков: Астено-невротическая акцентуация. Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации

64. Акцентуации характера у подростков: Истероидная акцентуация. Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации.

65. Акцентуации характера у подростков: Шизоидная акцентуация. Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации.

66. Акцентуации характера у подростков: Эпилептоидная акцентуация. Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации.

67. Смешанные и промежуточные типы акцентуаций.

68. Фасилитация как фактор личностного развития.

69. Ассертивность как показатель личностной зрелости.

70. Субъект-субъектное взаимодействие в педагогическом процессе.

71. Психология юношеского возраста. Юность и юношество в исторической перспективе. Задачи развития в юности. Формирование идентичности.

72. Юность. Профессиональное и личностное самоопределение.

73. Иерархия критериев личностного развития в период взрослости.

74. Ранняя взрослость (Молодость). Задачи развития в ранней взрослости.

75. Психосоциальное развитие в ранней взрослости. Личность, семья и работа: социальный контекст развития взрослого человека.

76. Профессиональная самореализация. Проблема профессионально обусловленных кризисов развития личности.

77. Средняя взрослость. Физическое и когнитивное развитие. «Время расцвета» или «начало конца»?

78. Кризис середины жизни.

79. Задачи психосоциального развития в среднем возрасте.

80. Постоянство и перемены в профессиональной жизни в среднем возрасте. Меняющаяся семья.

81. Поздняя взрослость (зрелость). Физическое и когнитивное развитие.

82. Характеристика «кризиса 55 лет». Определение жизненной перспективы.

83. Современные взгляды на явление старения: четыре периода поздней взрослости.

84. Задачи развития в поздней взрослости. Смена социального статуса. Семейные и межличностные отношения.

85. Социальная политика и пожилые люди. Эйджизм и стереотипы в отношении к старости.

86. Смерть и умирание. Мысли о смерти и страх смерти. Завершение полного жизненного цикла.

87. Жизненная мудрость как личностное новообразование.

88. Критика теории инволюции.

89. Фасилитация личностного развития в пожилом и старческом возрасте.

90. Механизмы развития личности и её социального бытия.

91. Теория позитивных личностных изменений.

92. Рациогуманистический подход к проблеме развития личности в онтогенезе.

93. Социальная ситуация развития. Психологическое содержание и основные структурно-функциональные характеристики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: