СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Тема 1. Человек
https://5-ege.ru/slovar-terminov-po-obshhestvoznaniyu/
Из моих лекций:
1. Общество - в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей и формы объединения людей.
2. Индивид - отдельно взятый человек. Понятие «индивид» означает единичного человека, характеристика которого безликость – это всегда один из многих. Это понятие указывает определенность родовой принадлежности человека: всякий Homo sapiens есть индивид.
3. Индивидуальность - понятие, характеризующее своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств человека, его неповторимость, особенность, самобытность и незаменимость. В формировании индивидуальности значительная роль принадлежит наследственным факторам и неповторимому природному развитию человека. Н оворожденный уже индивидуальность: уникальный и неповторимый человек ( личная уникальность и биопсихологическая неповторимость).
4. Личность - социально одаренная индивидуальность. Она формируется в деятельности, общении, требующих постоянной самооценки. Это то, что характеризует человека среди себе подобных в плане социально-выработанных свойств и качеств. В этом смысле понятие «личность» противоположно понятию «индивид». Личность реализует себя в различных видах социального общения и в деятельности. Личность здесь – сумма поступков.
5. Становление личности, ее признание обществом происходит в процессе социализации, т. е. в процессе усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом.
6. Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе».
7. Воспитание - намеренное формирование личности.
8. Социальная адаптация – фаза социализации, которая характеризуется приспособлением человека к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, общественным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.
9. Интериоризация – фаза социализации, которая характеризуется процессом включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, освоением им ценностей социума.
10. Социальный статус - это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
11. Темперамент или характер - типичные эмоциональные реакции, настроения и энергетические характеристики человека
12. Нация – исторически сформированный тип народа, представляющий собой социальную целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых отношениях собственности, культуры, социально-психического склада и этнического самосознания.
13. Семья - устойчивая система взаимоотношений, которая основана на общности имущества и совместном проживании супругов и родственников.
14. Нуклеарная семья – это родительская пара и их невзрослые дети.
15. Социальный статус - социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус характеризуется властными и/или материальными возможностями, реже специфическими умениями или навыками, харизмой, образованием.
16. Социальный класс (общественный класс) - выделение в обществе по отношению к собственности на средства производства и общественному разделению труда.
17. Социальный статус - место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей; это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ.
18. Пол – это совокупность биологических и социальных особенностей человека, единство биологического и социального в нем. Концептуальной основой исследования пола в социальной теории пола становится представление о социальной конструкции пола - гендер как элементе культуры
19. Гендер - — спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности. В некоторых случаях понятие «гендер» используется как синоним понятия «пол», хотя изначально термин «гендер» был введён как дополняющий понятие «пол» и противопоставленный ему.
20. Фемининность
Маскулинность
22. Матриархат - такая форма общества, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств этого общества.
23. Патриархат - общество, в котором мужчины являются «доминантным элементом » в семейной, хозяйственной и общественной жизни. Характерен практически для всех традиционных обществ
24. Традиционное общество - — общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества фактически стремится сохранить в неизменном виде сложившиеся в ней социокультурные устои жизни.
Обыденное мировоззрение
Научное мировоззрение
Мифологическое мировоззрение