Формирование идеологии дворянских революционеров.




Несомненно, что первые русские революционеры объективно высту­пали за решение коренного противоречия в России того времени - про­тиворечия между феодальными общественными отношениями и растущими буржуазными производительными силачи. Но было бы наивно думать, что дворянские революционеры именно так и понижали задачи своей дея­тельности. Мировоззрение будущих- декабристов, боль­шинство которых родилось на рубеже нового столетия, (формировалось под воздействием целого ряда факторов. Прежде всего ближайшие ис­токи декабристской идеологии следует искать в общественно-политической обстановке вРоссии после Отечественной войны 1812 года и освобождения Европы от наполеоновского господства. В подавляющем большинстве своём декабристы принадлежали к высшему, привилеги­рованному сословию России - дворянству. И нужна были особые усло­вия их идейного и нравственного воспитания, чтобы эти люди поднялись на борьбу против строя, охраняющего дворянские привилегии, во имя человеческой, а не дворянской справедливости. Глубокий след в сознании будущих декабристов оставляли сцены крепостничес­кой эксплуатации, свидетелями которых они были в своих родовых имениях. С детства и на протяжении всей своей жизни они видели тяготы русского народа, миллионов зависимых крестьян. Уже находясь в крепости -декабрист Якубович направил Николаю I замечательное письмо, в котором писал по поводу невыносимого положения русского крестьянства:" Вся тягость налогов и повинностей, разорительное мо­товство дворянства, все лежит на сем почтенном, но несчастном со­словии... Нет защиты угнетенному, нет грозы и страха угнетателю!" "Рабство крестьян всегда сильно на меня действовало", - заявлял в своих показаниях Пестель. "Несправедливости, насилие и угнетение помещиков, их крестьянам причиняемые... укрепляли в моем уме либе­ральные мысли", - говорил на следствии декабрист Борисов. Но ведь, скажете вы, подобное положение крестьянства было и раньше, однако на протяжении веков в дворянстве не намечалось какого-либо протес­та против подобного положения вещей. Нужен был толчок, пробуждающий гражданскую совесть, чувство стыда за принадлежность к сословию угнетателей; нужна была грандиозная общественная встряска. Роль такого толчка сыграла Отечественная война 1812г., явившая всему миру величие подвига и готовность к самопожертвованию со стороны про­стого русского народа. Я уже отмечал, что передовая часть дворян­ства была, охвачена патриотическим порывом. Декабрист Никита Муравьев писал: "В 1812 году не имел я образа мыслей, кроме пламенной люб­ви к Отечеству." Подавляющее большинство будущих членов тайной ор­ганизации оказалось в армии и стало участником знаменитых сражений. Война заставила передовых дворян задуматься о судьбах русского народа. Народ - героически защищавший свою родину от Наполеона, на­деялся получить освобождение от крепостного права. Но его надежды были напрасны. “Мы проливали кровь, - говорили солдаты, - а нас заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа" Осознание этой вопиющей несправедливости толкало патриотов-дворян на путь активных действий. Очень ярко вы­сказал эту мысль декабрист Бестужев-Рюмин: "Век славы военной кон­чился с Наполеоном. Теперь настало время освобождения народов от угнетающего их рабства, и неужели русские, ознаменовавшие себя столь блистательными подвигами в войне истинно отечественной, - русские, исторгшие Европу из-под ига Наполеона, не свергнут собственного ярма и не отличат себя благородной ревностью, когда дело пойдет о опасении Отечества, счастливое преобразование коего зави­сит" от любви нашей к. свободе?" Другой декабрист, Александр Бесту­жев, уже будучи в крепости писал - царю: "Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу, тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва патриотичес­кой, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России". Однако война 1812 года имела большое воздействие на формирова­ние: декабристского мировоззрения не только потому, что она показа­ла силу и величие народа, стонавшего под крепостническим ярмом. Влияние войны было велико и потому, что подвиг народа учил жертвен­ности, гражданском мужеству, готовности быть истинным патриотом. “Мы были детьми 1812 года”, - писал уже на склоне своей жизни Мат­вей Муравьев-Апостол - жертвовать всем, даже жизнью на благо оте­чества, было влечением сердца. В наших чувствах, отсутствовал эго­изм." Полагаю, что именно здесь коренится источник того, горячего патриотизма, того истинно национального характера, которые отличали движение декабристов и которые ставили в тупик буржуазных исто­риков движения. Последних всегда смущало то обстоятельство, что борцами против дворянских привилегий стали сами дворяне. Ведь со­вершенно же прав был декабрист Свистунов, вспоминавший через много лет: "Не подлежит сомнению тот факт, что люди замышлявшие пере­ворот в России, подвергались неминуемой потере всех преимуществ, какими пользовались вследствие положения своего в обществе. Лишь пламенная любовь к отечеству и желание возвеличить его, доставив ему все блага свободы, могут объяснить готовность пожертвовать со­бой и своей будущностью.” Разгадка столь необычного энтузиазма в глубоко национальной основе движения, в его глубоких социальных корнях. Вот почему пройдя даже тяжкий путь испытаний, уйдя из жиз­ни в расцвете бил и возвращаясь к ней седовласым старцем, эти люди никогда не вспоминали с "сожалением о своём участии в событиях 1825 г, "Сорок лет прошло с того времени, - писал декабрист Лорер,- я смело скажу, что ни одной минуты и ни разу я не сожалел, что слу­чилось так, а не иначе."

Важнейшим, фактором формирования дворянской революционности яв­лялось воздействие и развитие передовой русской обществеино-политической мысли. Многие будущие декабристы учились в Московском уни­верситете, в Московской школе колонновожатых (будущей Академии ге­нерального штаба), в Царскосельском лицее. Эти учебные заведения были затронуты тогда "духом времени". Передовые преподаватели стремились познакомить учащихся с развитием прогрессивной мысли, сеяли сомнения в справедливости самодержавного строя. Из рук в руки среди думающей молодежи ходила запрещенная книга А.Н.Радищева. Человек "родится в мире равен во всем другому", говорилось в ней. Жестокие картины крепостного права и самодержавия, возмущавшие душу Радищева, полностью совпадали с действительностью, окружавшей юношей. Будущих декабристов воспитывали лучшие традиции идейной жизни передо­вой части русского общества. Распространение произведений просвети­телей Н.И.Новикова, Десницкого, так называемых радищевцев - Пнина, Борна, Попугаева формировали передовой лагерь в обществе России. И пусть в произведениях этих и других просветителей не было революционных призывов, но они помогали будущим декабристам критически оценивать окружавшую их действительность, -

Внутренние факторы, условия развития самой России оказывали; определяющее воздействие на развитие декабристской революционности. Однако мировоззрение дворянских революционеров нельзя понять без учета факторов внешних, без анализа воздействия передовой зарубеж­ной мысли и важнейших событий мировой истории. Еще в библиотеках своих дедов и отцов -будущие декабристы находили пришедшие с Запада произведения философов-просветителей. Особенно часто попадали в ру­ки передовой молодежи книги французских корифеев вольнолюбия - Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье. Освободительная идео­логия западноевропейских стран приковывала внимание передовой мо­лодежи России, вызывала жаркие споры. Школой политического созна­ния становилось изучение конституций и государственного строя Фран­ции, Англии, США. Знакомство с идеями о прирожденном равенстве всех людей, о необходимости уничтожения всех феодальных привилегий, почерпнутые из литературы Запада, заставляли сомневаться в праве дво­рянина владеть крепостным человеком. Против права абсолютного мо­нарха повелевать по произволу своими подданными поднималась на борь­бу идея о власти, принадлежащей народу, т.е. та идея, которая была на знамени французской революции. Ускорителем развивающегося идео­логического процесса явились заграничные походы 1813-1814гг. Побы­вав в странах, где не было крепостного права и где существовали, кон­ституционные учреждения, будущие декабристы получили немало мате­риала для размышлений. Вот как вспоминал об этом декабрист И.Д. Якушкин:"Пребывание во время похода за границей в первый раз обра­тило внимание мое на состав общественный в России и заставило ви­деть в нем недостатки. По возвращении из-за границы крепостное состояние людей представилось мне как единственная преграда общественному образованию России".

Особый резонанс среди передовой дворянской молодежи вызвало нарастание революционных событий в Европе с начала 1820-х годов, когда народы поднялись на борьбу против попыток упрочить феодальные порядки. С восторгом встретили передовые русские люди весть о рево­люции 1820 г. в Испании. Горячо приветствовалась и борьба народа Греции за свою независимость. Даже сейчас трудно без волнения читать пламенные строки П.Пестеля:"Нынешний век ознаменован революцион­ными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зре­лище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде ум клокотать...Вот причины, полагаю я, которые породи­ли революционные мысли и правила и укоренили оные в умах."

Законное чувство негодования вызывала и рольцаризма на между­народной арене. Активное его участие в подавлении революционных и национально-освободительных движений в Европе воспринималось как национальный позор. Уже будучи под следствием, Каховский писал:"Мы, русские, кичимся, величая себя спасителями Европы. Иноземцы не так ви­дят нас - они видят, что силы наши есть резерв деспотизму Священного союза...Нацию ненавидеть невозможно, и народы Европы не русских не любят, но их правительство, которое вмешивается во все их дела и для пользы царей утесняет народы."

Нельзя, наконец, не отмстить немаловажное влияние на мировоззрение декабристов новейшей буржуазной и буржуазно-демократической историографии Запада. Некоторые из декабристов уже обращали внима­ние на роль классов в общественном развитии, начинали понимать, что не цари, а народ является творцом истории. В ответ на льстивое пос­вящение Карамзиным своей истории государства Российского Алексан­дру I -"История народа принадлежит царю", - Никита Муравьев начал свою записку "Мысли об Истории Карамзина" словами" История принадле­жит народу ".С этими словами горячо согласился Н.И.Тургенев:"История народа принадлежит народу - и никому больше, смешно дарить ею царей".

Союз Спасения.

Уже сразу после окончания войны о Наполеоном среди дворянских офицеров стало заметно стремление к образованию тесных товарищеских групп, в которых можно было бы постоянно обмениваться мыслями, обсуждать волнующие вопросы. В такие яркие эпохи, когда дух преобразований заставлял клокотать ума, все вело к сплочению единомышленников. Поначалу потребность к единению проявлялась в разнообразных формах. Очень популярны стали масонские ложи - полу­мистические, полу религиозные объединения, преследовавшие цели рели­гиозного или нравственного обновления общества. Но масонские объединения с их таинственными ритуалами и обрядами были, в общем, достаточно безобидными организациями о политической точки зрения, далекими от потребностей реальной жизни. Поэтому роль преддекабристских организаций сыграли не они, а офицерские артели, или объедине­ния офицеров, как правило однополчан для совместного ведения хозя­йственных или иных дел. Вообще говоря, такие артели, среди офицеров не являлись чем-то необычным, в целях экономии в условиях полковой жизни они возникали довольно часто. Новым же после войны было при­соединение к обычным формам полковой жизни общения идейного харак­тера и возникновение признаков политического объединения, тревожившего начальство. Вот такие-то артели офицеров и можно рассматривать как ранние преддекабристские организации, в которых будущие рево­люционеры прошли первую школу политической активности.

К 1814 или 1815 г. относится возникновение офицерской артели в гвардейском Семеновском полку. Об этой артели писал в своих вос­поминаниях декабрист И.Д.Якушкин. По его воспоминаниям в артель входило человек 15 или 20 семеновских офицеров, которые сошлись, чтобы тлеть возможность обедать вместе. Однако на эти обеды прихо­дили и другие офицеры - вели их сюда не только стремление отобе­дать, но обменяться мнениями, обсудить вопросы политической жизни.. Среди членов Семеновской артели можно видеть Якушкина, братьев Ма­твея и Сергея Муравьевых-Апостолов, Сергея Трубецкого и др.Уже со­временникам бросалось в глаза, что новая артель резко отличалась от прежних. "В 1811 году,- вспоминал Якушкин,- когда я вступил в Семеновский полк, офицеры, сходившись между собою, или играли в карты без зазрения совести надувая друг друга, или кутили напропалую.” Теперь же все стало иначе". После обеда одни играли в шахматы, дру­гие читали громко иностранные газеты и.следили за происшествиями в Европе,- такое времяпровождение было решительно нововведение."

И, очевидно, что такое нововведение показалось весьма опасным влас­тям. Через несколько месяцев после возникновения артели Александр приказал полковому командиру "прекратить артель в Семеновском полку", сказав при этом, что "такого рода сборища " офицеров ему очень не нравятся.

Почти в одно время с Семеновской артелью, во второй половине 1814 г. возникает артель среди офицеров Генерального штаба, получив­шая название "Священной артели". Основателем этой артели стал 24-х летний полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев. Членами артели стали братья Муравьевы (Александр и Михаил), Бурцов, группа бывших воспитанников Лицея -"Пущин, Кюхельбекер и др. Собира­ясь, члены артели вели постоянные беседы о предметах общественных, вспоминал член артели Пущин,"о зле существующего у нас порядка вещей и о возможности изменения. "Жизнь- свою члены артели вели в духе республиканском. В одной из комнат висел вечевой колокол, по звону которого все участники артели собирались для решения общих дел. Каждый член общества имел право в него звонить. По звуку все собирались и тогда решались требовании члена. Здесь вообще надо отметить, что среди передовой молодежи России было заметно стремление к иде­ализации строя древней Руси и в первую очередь Новгородской респуб­лики,,!! не случайно, что и Пестель и Никита Муравьев в своих консти­туционных проектах будут говорить о необходимости введения Народного вече. "История Великого Новгорода, - говорил Пестель на след­ствии,- меня такие утверждала в республиканском образе мыслей". Обе эти артели – Семеновская и Священная - важнейшие ранние преддекабристские организации, обе они непосредственно связаны с образованием первого тайного общества революционеров.

Среди преддекабристских организаций нужно выделить и попытку молодого гонерал-майора, участника Отечественной войны П.Орлова создать тайное общество под названием "Орден русских рыцарей ".(1814г.) Членами Ордена стали граф Матвей Дмитриев-Мамонов, Михаил Новиков, Денис Давыдов, Николай Тургенев. О взглядах участников общества мож­но судить по проекту государственного преобразования ("Пункты преподаваемого по внутреннем Ордене учения”), написанного рукой Орлова. В первом же пункте устанавливалось, ограничение самодержавия. Царь лишался права издавать законы, объявлять войну и т.д. без согласия на то Сената. Правда в Сенате «места отводились в основном аристократам, но все же нельзя не видеть в этом проекте явного вольнодумства. Кроме того, в программе Ордена предусматривалось упразднение в России рабства и установление вольного книгопечатания.

Можно было бы продолжить характеристику этих и других преддекабристских организаций. Но здесь для нас важно то, что их воз­никновение свидетельствовало о неистребимом стремлении лучшей ча­сти российского общества покончить с гнилостью и лживым величием самодержавно-крепостнических устоев. Члены этих кружков хотели действовать во имя блага родной страны потому что они были "истинны­ми и верными сынами Отечества".

Из этих-то стремлений и родилось первое тайное общество декабристов, получившее название "Союза Спасения". Это общество родилось в феврале 1816 года в Петербурге. Инициаторами создания были 6 офицеров - Александр Муравьев, Сергей и Матвей Муравьевы-Апосто­лы, Никита Муравьев, С.Трубецкой и Якушкин. Вскоре в общество были приняты Лунин, Пестель Долгоруков и др.Как видим, инициаторы создания "Союза Спасения” ранее являлись членами офицерских артелей. Название Союза не было случайным. Спасать собирались Россию; она сто­яла на краю пропасти - так думали члены возникшего общества. И на своем первом заседании. шестеркой инициаторов было решено под­готовить устав новой организации. Поначалу в "Союзе Спасения велись оживленные дискуссий об острейших проблемах положения страны. В этих дискуссиях и начали вырисовываться первоначальные общие требова­ния членов общества. Надо иметь в виду, что начало деятельности "Со­юза Спасения" совпадало с резким усилением реакции. Год 1816 - год окончательного утверждения режима аракчеевщины. Вступил в силу реакционнейший "Священный союз"- душитель свободы народов, в 1815 го­ду учреждаются военные поселения в Новгородской губернии, в 1817 году создается печально знаменитое Министерство духовных дел и народного просвещения. Нарастание реакции по всей линии вызвало ответную реакции людей передового лагеря; шел процесс поляризации противоборствующих общественных сил. Первое время целью тайного об­щества было только освобождение крестьян от крепостной зависимости а также освобождение страны от иностранного засилья. В этом ви­дели участники начавшихся обсуждений путь к спасению отчизны. Но очень скоро члены Союза поняли, что решить вопрос об отмене крепо­стного права нельзя, не ограничив самодержавия. Тайное общество пос­тепенно расширяет свою программу. Оба лозунга - борьба против кре­постного права и против самодержавия - соединились прочно вошли в идеологию декабризма и так и остались в ней до конца движения, переживая модификации, но никогда не меняясь в существе. Эти лозунги и были завещаны первыми русскими революционерами последующим поколениям. Между тем в обществе развернулась подготовка устава, ведь для "успешного действия,- говорил Трубецкой,- нужен порядок и форма".Для написания устава избрали целую комиссию, но всю основ­ную работу выполнил Павел Пестель.

Пестель очень скоро стая одной из центральных фигур среди бу­дущих декабристов. Он был сыном сибирского генерал-губернатора. Учился за границей, потом окончил Пажеский корпус. Участник войны 1812 года, раненый в ногу во время Бородинской битвы, юный Пестель получил награду - золотую шпагу - из рук Кутузова. Он глубоко за­думался над смыслом революции в эпоху реставрации Бурбонов. Бурбо­ны не могли уже вернуться на французский престол в качестве нео­граниченных монархов и вынуждены были согласиться на конституци­онные ограничения."От сего cyждения породилась мысль, что революция, видно, не так дурна, как говорят, и что может быть даже весьма полез­на", -решил Пестель. В момент вступления в общество Пестель был адъю­тантом графа Витгенштейна. Он жадно учился, слушал лекции передовых профессоров и невероятно много читал.

"Статут" общества не дошел до нас сами декабристы сожгли его, когда в 1818 г.преобразовали свое общество. Но из многочисленных свидетельств современников мы можем составить, себе представление о его содержании. Прежде всего, после принятия "Статута","Союз спа­сения" принял другое название -"Общество истинных и верных сы­нов Отечества". В торжественном введении к "Статуту" излагалась общая цель тайного общества - достижение общего блага Родины. Для этого нужно было бороться за ликвидацию крепостного права и само­державия; вместо самодержавия предлагалось ввести представительную форму правления в виде конституционной монархии, на манер английской. Цели, таким образом в самом общем виде были определены и нетрудно видеть, что для своего времени они были безусловно революционны. Поэтому члены общества, хорошо осознавая это, создавали свою орга­низацию как тайную, готовящуюся к совершению государственного пе­реворота. Большое значение Пестель придавал организационной части своего "Статута".Перед ним стоял вопрос - какой должна быть пер­вая в России революционная организация?!! Он особое внимание об­ращает на ее конспиративность. Члены общества должны были свято хранить доверяемую тайну. В тех случаях, когда какой-либо член об­щества изменял своей клятве, против него должны были применяться "яд и кинжал".

Члены общества делились на бояр, мужей и братьев. Бояре - учреди­тели общества. Цель"исторжения" конституции и решение выступить открыто считалась сугубо тайной и открывалась лишь проверенным членам" самой старей степени."Совет бояр" или "Дума" руководил тай­ным обществом. Во главе Совета бояр стоял старейшина, избираемый на определенный срок.

Второй после бояр степенью был разряд "мужей". А третьей, пос­ледней степенью общества были "братья". "Мужи" знали больше, чем от­крывалось "братьям", но не знали многого, что было известно "боярам". "Братом" считался тот, кто дал клятву на верность обществу, но которому все его тайны оставались неизвестны."Брат" мог стать"мужем" и "муж* мог передвинуться в "бояре" - в обществе должно было совершаться внутреннее передвижение членов от подчинения к руководству. С по­вышением разряда член Общества узнавал цель его во все более и бо­лее полном виде. Все такие передвижения всякий раз должны были со­провождаться новыми клятвами и присягами на верность обществу.

Итак, членам первого тайного общества в общем виде были ясны его цели, определялись контуры строительства тайной организации. Но все более остро вставал перед революционерами вопрос о способах действия. Ясно было только одно - действовать нужно было без уча­стия народа. Почему для всех дворянских революционеров был свойственен отказ от привлечения народа к активным действиям?

Здесь прежде всего говорят об их дворянской ограниченности, о том, что они страшились ужасов народного движения, ужасов всеобщего стихийного крестьянского бунта. Это безусловно правильно. Декаб­ристы действительно исключали всякую возможность вырвать новую пугачевщину, более того, подчас считали, что их движение как раз и долило предотвратить разгул народной стихии. Но тот факт, что де­кабристы действительно боялись народных восстаний, это только одна сторона вопроса. Дело не только в том, что декабристы боялись разбудить народ, но также и в том, что народ тогда - крестьянство - не был способен на сознательную революционную борьбу.

Поскольку опираться можно было только на свои силы - значит возможен путь заговора. Было решено требовать конституцию в момент смены императоров. Но кто будет требовать? А главное, как обеспечить выполнение этих требований? Это было неясно.

Несмотря; на активную деятельность общества, в кем к 1818 г. насчитывалось всего около 30 членов. Конечно, строгая организация безусловная подчиненность, дисциплина приводили к тому, что организацию можно былоиспользовать для решительного удара. У членов общества возникла даже мысль: нельзя ли ускорить смену монархов путем цареубийства? Разговоры об этом пошли с осени 1817г., после переезда гвардии из Петербурга в Москву в связи с закладкой Храма Христа Спасителя. Переехал в Москву и царский двор. И вот здесь-то и возник, так называемый, Московский заговор. Якушкин caм предложил себя в цареубийцы и никому не хотел уступить "этой чести". После жарких обсуждений план Якушина был отвергнут, хотя в ходе прений соглашались на цареубийство в сущности все присутствовавшие. Эти разговоры резко обострили обстановку внутри общества. В нем уже шли тайные обсуждения и споры о путях действия. Члены общества все более осознавали слабость своей организации. Все больше членов начинает протестовать против клятв, против слепой субординации. Принятые формы очень затрудняли количественный рост организации. Стеснение самостоятельной работы мысли только что пробужденной, налагаемой молчаливой дисциплинойк безгласным повиновением неведомым боярам, да еще повиновение под угрозой кинжала или яда воспринималось особенно болезненно. Ичем больше было новичков, тем больше было сомнений. Члены общества все больше сознавали бессилие своей малочисленной и замкнутой кон­спиративной группы. Внутри общества нарастал кризис; было ясно, что общество нужно значительно расширять, а между тем, его принципы мешали это сделать. Следовательно, нужно было создать но­вую организацию, на новых основах, к этому звала развивающаяся революционная мысль.

 

4. "Союз Благоденствия"

Серьезный внутренний кризис "Союза Спасения" был кризисом рос­та, развития революционной теории и практики. Очень точно говорил об этом С.Трубецкой. Первое тайное общество, по его мнению, было ликвидировано в силу того, что члены видели "малые его успехи и неудобства". К обществу охладели потому, что его действие было затруднительно и незначаще. Как видите, декабрист сожалел не о самом факте революционной деятельности, а о том, что она развива­лась не так скоро и успешно как хотелось. Старая организация не могла обеспечить достижения целей, следовательно, надо было корен­ным образом ее перестроить. Назрел вопрос о пересмотре ее устава, точнее даже о выработке нового.

С этой целью была создана специальная комиссия, В работе по созданию программного документа выявились острые разногласия в понимании путей совершения революции. Но, в конце концов, в 1818 г. родилась знаменитая "Зеленая книга" - программа новой организации, Принявшей название "Союза Благоденствия".

"Союз Благоденствия" имел те же основные цели борьбы, что и "Союз Спасения". Поначалу и в "Союзе Благоденствия" вынашивалась идея создания в России конституционной монархии. Существенного различия в это»м отношении между "Союзом Спасения" и "Союзом Бла­годенствия" не было. Новое в "Союзе Благоденствия" было то, что его члены попытались яснее определить средства борьбы.

И тут мы должны затронуть одну любопытную сторону истории "Союза Благоденствия". Развитие организации должно было проходить в соответствии с правилами, изложенными в "Зеленой книге" причем каждый вновь вступающий в организацию знакомился с содержанием этой программы. Каково же содержание этого интереснейшего доку­мента?

Примечательно то, что в "Зеленой книге" не было упоминаний о необходимости конституции, о борьбе против самодержавия, не го­ворилось о требовании ликвидировать крепостное право. Почему? Ведь если судить по фактам из жизни "Союза Благоденствия" и по мнениям о цели общества самих декабристов, то можно сделать вы­вод, что никакого зигзага в сторону от революционных требований у них не было. Дело, очевидно, заключалось в том, что организаторы "Союза Благоденствия" решили в "Зеленой книге" не высказывать

своих сокровенных целей, полагали, что назначение "Зеленой кни­ги" заключалось прежде всего в мобилизации на сторону общества максимально широкой общественной поддержки. Усомнившись в воз­можностях узкой организации - на примере "Союза Спасения", - де­кабристы решили привлечь на свою сторону силу "общественного мне­ния". На том этапе своей истории декабристы пришли к убеждению, что основной силой, движущей вперед человеческое общество, явля­ется общественное мнение. По мнению декабристов общественное мнение всегда было мощным рычагом движения истории. Пестель, на­пример, писал, что отличительной чертой наступившего столетия является борьба между народами и феодальной аристократией, и он указывал, что в этой борьбе феодальная аристократия "общим мне­нием всегда потрясена быть может".

Выдвигая положение о решающей роли общественного - или обще­го - мнения, декабристы разделили достижения передовой просве­тительской философии Европы ХVIII в. "Мнение правит миром", - утверждали французские просветители накануне Великой революции. Конечно, с современной научной точки зрения такое положение не состоятельно, ибо не идеи правят миром, но тогда оно сыграло огромную прогрессивную роль: вместо положения о том, что миром правит бог и его "заместитель" на земле - монарх, выдвигалось по­ложение, утверждавшее силу разума. Человек и человеческое мнение становились решающей силой исторического процесса.

Чтобы овладеть общественным мнением, "Союз Благоденствия" должен был, по планам декабристов, создать целую сеть тайных и дивных организаций и кружков. Задумано было создание литератур­ных обществ, научных, педагогических, женских организаций, кружков молодежи. Предполагалось издание журнала "Россиянин XIX ве­ка", был куплен станок для печатания материалов тайного общест­ва. Предполагалось, что в течение 20 лет будет готовиться об­щественное мнение и примерно с 1840 г. произойдет революция. Считалось, что решающее значение в подготовке общественного мне­ния должно было сыграть мнение дворян, но должно было привле­каться также мнение купцов, мещан, духовных лиц и свободных крес­тьян.

Для того, чтобы завоевать общественное мнение, деятельность "Союза Благоденствия" должна была вестись в 4-х направлениях или, как писалось в "Зеленой книге" - отраслях: 1) человеколю бие, 2) образование. 3) правосудие. 4) общественное хозяйство

Члены "Союза Благоденствия", работающие по первой отрасли, должны были вступить во все "человеколюбивые" общества и заведения, и заводить новые, т.е. больницы, сиротские дома, а также в места, где "страждет человечество" - "темницы, остроги". Члены этой отрасли должны были помогать бедному люду, служить приме­ром доброго отношения к крепостным.

Вторая отрасль была особенно популярной. Ее члены должны были
воспитывать юношество, распространять знания, внедряться в учебные заведения. Воспитание, конечно, должно было вестись а духе
"Союза".

Работающие по третьей отрасли должны были занимать различные выборные и судебные должности.

Что же касается четвертой отрасли, то члены "Союза" должны были пропагандировать передовые идеи как в области сельского хозяйст­ва, так и в промышленности, добиваться честного ведения торговли и т.д.

Вся идейная жизнь огромной страны, таким образом, охватывала деятельностью тайной организации. И когда "общественное мнение" будет соответствующим образом подготовлено, тогда наступит время революции. Руководители "Союза" выберут тогда главу революционного действия и совершат государственный переворот. Не будет никаких ужасов, кровопролития, ведь множество сторонников будет заранее "нечувствительно" завоевано, переворот будет праздничным, всеобщим"... Такова была утопия "Союза Благоденствия".

Выше отмечалось, что о самом революционном перевороте, к которому-то общество и готовило общественное мнение, в программе -"Зеленой книге" - не говорилось. Но эта сокровенная цель, кото­рую было решено широко не разглашать, была безусловно главной, определяющей. По мнению многих исследователей - прежде всего акад. Нечкиной - о сокровенной цели общества говорилось во вто­рой части "Зелёной книги" Эта часть не дошла до нас и о ее су­ществовании знало только руководство общества, его ядро.

"Союз Благоденствия" быстро рос. Число его членов достигало 200; правда, не все эти новые члены были во воем единодушны. Уже очень скоро стало заметно, что в обществе есть умеренные и более решительные члены. Приток умеренных был связан как раз с той тактикой подготовки общественного мнения, которую приняло общество. Особо надо отметить хорошо известное литературное общество "Зеленая лампа", одним из активных членов которого был А.С.Пушкин. С "Союзом Благоденствия" были связаны Вольное общество любителей российской словесности. Общество для распространения ланкастерских училищ и ряд других.

Постепенно "Союз Благоденствия" оформился и организационно.
Руководство тайным обществом осуществлялось Коренной управой.
В свою очередь члены Коренной управы были обязаны учредить и
возглавить по одной управе. Управы или отделения - "Союза" делились на деловые, побочные и главные. Если в управе набиралось
10 членов, она именовалась деловой и получала экземпляр "Зеленой
книги". Деловая управа могла учреждать управы побочные. Та деловая управа, которая учреждала три побочных управу, получала назва­ние главной.

В течение трех лет "Союз Благоденствия" быстро развивался. Но
жизнь внесла серьезные коррективы в ранее намеченные планы. С од­
ной стороны, внутри самой России все более заметными становились
признаки нараставшей революционной ситуации, а с другой – еще более серьезные потрясения переживала Западная Европа. Ведь ее юг начинает охватываться революционным движением. И что интерес­но - почти повсеместно решающей силой победы революции оказыва­лась армия, руководимая революционными офицерами. Декабристам - военным людям - было над чем задуматься. Они с восторгом следи­ли за нараставшей революционной волной и приветствовали ее. "Сла­ва тебе, славная армия гишпанская! Слава гишпанскому народу!",- писал Н.И.Тургенев, В этих условиях более решительным членам общества прежняя программа стала казаться неудовлетворительной. Ранее представлялось возможным ждать хоть четверть века, пока в результате терпеливых усилий создается "общественное мнение" и можно будет приступить к действию. А теперь жизнь России, да и всей Европы, столь стремительно поила вперед, что так долго ждать ужeне представлялось возмогшим. Декабристы всё более убеждались что встремительный революционный век у них не может быть отсрочки.

В январе 1820 г. Коренная управа принимает решение созвать совещание по основным программным вопросам - для уяснения цели общества и для выработки правильной линии действий. Такое сове­щание состоялось в Петербурге, на квартире у Ф.Глинки. Вот здесь-то, впервые в истории России, революционное общество высказалось за введение в стране республики. До сих пор декабристы стояли за ограничение самодержавия конституцией. Блестящий доклад Пес­теля на тему о том, какое правление надлежать предпочесть, кон­чился единодушным поименным голосованием в пользу республики. За изменением программы последовал вопрос о "способах действия".

В обстановке нарастающего революционного натиска казалось невоз­можным десятилетиями постепенно "формировать" общественное мне­ние. Надо было выступать не откладывая, действовать решитель­ным ударом, опереться на армию (опыт Испании!). Таким образом, за трехлетие с 1818 г. по 1821 г., начав с установки на форми­рование общественного мнения и конституционно-монархической прог­раммы "Союз благоденствия" пришел к республиканской программе и замыслу активного военного переворота. Опыт Испании и Неаполя учил их армейскому перевороту, как наиболее быстрому и.позволяю­щему избежать народных волнений. Близкий к декабристам П.Я.Чаада­ев писал после испанских событий: "Революция, завершенная в 8 ме­сяцев, при «том ни одной капли пролитой крови, никакой резни, ни­какого разрушения, полное отсутствие наси



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: