ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА




Учебной программой уделяется большое внимание обучению и сообщению им начальных об­щих сведений о машине. Это не случайно. Во-первых, одна из главных задач трудового обучения в V—VII классах состоит в том, чтобы дать учащимся правильное представление о харак­тере современного общественного производства и о путях его дальнейшего развития. Наиболее показательным в этом отноше­нии является замена ручного труда механизированным и автома­тизированным. Поэтому было бы недопустимым ограничиться ознакомлением учащихся только с ручной обработкой материалов.

Во-вторых, опрос учащихся показывает, что многие пятикласс­ники на основании жизненного опыта имеют представление о ма­шине, механизме, детали. Это свидетельствует о том, что сама жизнь требует ознакомления учащихся V—VII классов с эле­ментами машиноведения на научной основе, что важно для уси­ления политехнической направленности образования.

В-третьих, начиная профессиональное обучение в VIII классе, учителю значительно легче будет обеспечить формирование новых понятий, если он сможет опереться на знания учащихся об уст­ройстве какой-либо конкретной машины, приобретенные в V—VII классах.

При обучении учащихся станочным операциям и при ознаком­лении с общими сведениями о технологических машинах перед учителем труда, кроме общих учебно-воспитательных задач трудо­вого обучения, ставятся следующие основные задачи:

1) раскрыть преимущества машинного труда по сравнению с ручным;

3) сформировать основные понятия о детали, механизме, ма­шине.

Учебной программой по труду в V—VII классах по соображе­ниям дидактики на обработку материалов вручную отводится больше времени, чем на обработку материалов на станках. Чтобы у учащихся не сложилось на этом основании неправильное пред­ставление о главенствующей роли ручной обработки материалов в условиях современного промышленного производства, учитель должен дать учащимся понятие о преимуществах машинного тру­да и показать его место в народном хозяйстве. Для этой цели обработка материалов на станках сопоставляется с обработкой материалов вручную по показателям, которые позволяют убедить­ся в ее преимуществе, а именно: производительность труда, точ­ность обработки, трудоемкость процесса изготовления детали.

Задачи политехнического образования требуют, чтобы учащие­ся имели общие понятия о машине, детали, механизме и т. п. На базе этих понятий можно систематизировать знания учащих­ся по машиноведению.

В учебно-методической литературе встречаются различные, под­час противоречивые определения понятия «машина». Машина определяется как устройство, выполняющее механические движе­ния для преобразования энергии, материалов и информации. Усво­ить эти понятия учащимся V—VII классов школы не под силу. Поэтому, опираясь на это общее определение, с учетом общего развития учащихся, можно воспользоваться, например, таким опре­делением: «Машиной называется механизм или система механиз­мов, предназначенная для преобразования энергии или выполне­ния полезной работы».

Общее определение понятия «механизм» выведено на базе теории механизмов и машин и недоступно пониманию учащихся. В связи с этим можно рекомендовать, например, такое опреде­ление понятия «механизм»: «Совокупность деталей, в которой пе­ремещение одной детали (ведущей) вызывает совершенно определенные перемещения остальных деталей этой системы, называется механизмом».

Наконец, определение понятия «деталь» можно рекомендовать в следующей формулировке: «Отдельные части механизмов и ма­шин, изготовленные без сборочных операций, называются дета­лями машин. Деталью считают часть машины или механизма, состоящую из одного куска материала».

Определения перечисленных понятий изучаются в V—VII клас­сах. Этому предшествует накопление знаний учащихся, так что формирование понятий осуществляется как единый дидактический процесс на протяжении нескольких лет.

Рассмотрим, например, как происходит формирование понятия «машина».

Для этого нужно, прежде всего, указать на некоторые из ка­честв деревообрабатывающих и металлорежущих станков, харак­терные для любой машины: более высокую, чем при ручных видах работ, производительность труда и облегчение труда рабочего. В V классе учащиеся знакомятся с устройством сверлильного станка и выполняют на нем обработку древесины и металлов. Уча­щиеся узнают, из каких частей состоит сверлильный станок, при­обретают умения по управлению станком и выполнению на нем основных трудовых приемов. Однако станок по-прежнему не рас­сматривается еще как технологическая машина.

В VI классе происходит качественное изменение в содержании изучения названного выше оборудования: станки рассматриваются как машины. Для такого изучения машин к этому времени созда­ны необходимые предпосылки. Учащиеся накопили достаточный опыт и получили начальные знания по физике, необходимые им для осмысливания процессов, происходящих в станках, с позиций основ наук. Таким образом, учащиеся оказываются подготовлен­ными к формированию понятия «машина», и оно дается им вна­чале на примере токарного станка, а затем представление уча­щихся о машине расширяется.

Можно создать у учащихся некоторое представление о класси­фикации машин. Задача эта вполне обоснована и посильна, если опереться на опыт учащихся и их знания по основам наук.

В настоящее время машины принято делить на две большие группы. Это машины-орудия и машины-двигатели. В свою очередь, среди машин-орудий различают машины технологические, а также машины транспортные и транспортирующие. На занятиях в мастерских учащиеся знакомятся достаточно подробно и глубоко с технологическими машинами. Знакомятся они также с электриче­скими машинами. К этому нужно добавить знания учащихся о двигателях внутреннего сгорания, а также их знания на базе жиз­ненного опыта о назначении и устройстве транспортных машин (автомобилей и др.). Если все это учесть, то становится очевид­ной подготовленность учащихся к формированию некоторого пред­ставления о классификации машин.

Формирование представлений о классификации машин стро­ится на основе сопоставления различных машин по назначению и конструкции. При этом ставится задача показать, что при всем своем многообразии машины имеют много общего. Именно поэто­му не обязательно знакомиться со всеми машинами (что практиче­ски и невозможно), чтобы составить себе представление о них. Достаточно рассмотреть наиболее типичные машины, по которым можно судить о родственных машинах, близких к типовым по своему назначению и конструкции. Например, опираясь на знания об устройстве токарного станка, можно создать у учащихся пред­ставление о металлорежущем оборудовании в целом. Таким об­разом, при формировании представления о классификации машин следует иметь в виду не ознакомление учащихся со всеми маши­нами, а обобщение знаний, которые были получены на занятиях по труду, предметам естественно-математического цикла и вне школы.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: