Тема: «Изготовление шапочки для куклы».
Цель: познакомить детей с разновидностями плотного вязания, начать выполнение шапочки для куклы.
Оборудование и материалы: Шерстяные нитки, спицы, ножницы, сантиметровая лента, игла, крючок, булавка, бумага, карандаш.
Методы:
· словесный (беседа, объяснение)
· наглядный (образцы, иллюстративный материал, технологические карты)
· практический (упражнения)
· эвристический (продумывание будущей работы)
Использованная литература: Гай-Гулина З.С. «Петелька за петелькой»: Москва, «Малыш».-1986г.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята! На сегодняшнем занятии мы научимся вывязывать новые узоры и начнём изготовление шапочки для куклы. Нам понадобятся нитки разных цветов, спицы, сантиметровая лента, игла, крючок, ножницы, булавка.
2. Вводная часть
Все мы знаем, что человек использует разные нитки для шитья, вязания, плетения. И они играют важную роль в жизни человека.
3. Сообщение нового материала
Нитки бывают хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми, капроновыми, синтетическими и др. Их отличают между собой толщина, фактура, сила натяжения, а также сырьё, из которого их изготовляют. Разнообразны по фактуре и шерстяные нитки, которые в основном используют в вязании спицами. Их называют пряжа (педагог показывает таблицу «Разнообразия ниток»). Здесь мы видим, что нитки бывают пушистыми, плотно крученными, украшенными люрексом, буклироваными. Для изготовления шапочки для куклы нам понадобятся не очень тонкие нитки. Что облегчит вашу работу над изделием.
4. Практическая часть
А теперь приступим к делу. Пользуясь образцами вязок и технологическими картами вы выберете узор для вязания и форму изделия. Я с помощью образцов не буду ограничивать ваши желания, поэтому лучше будет, если вы захотите связать шапочку непохожую на другие.
|
(Дети ориентируются в выборе будущего изделия. Намечается эскиз). Готовое изделие можно будет украсить вышивкой или обвязать крючком. Вам решать! Прежде, чем приступим к работе, давайте вспомним (педагог задаёт вопросы).
1. Как передаются ножницы? (кольцами вперёд)
2. Как они должны лежать? (сомкнутыми)
3. Где должны храниться иглы? (в игольнице)
Теперь я напомню вам ещё несколько правил, которых нужно придерживаться, работая в технике вязания.
1. Клубок должен лежать в коробочке, чтобы не загрязниться и не путаться.
2. Спицы должны быть не очень длинными, чтобы не мешали остальным девочкам. Концы должны быть безопасными, с защитными колпачками (кусочками резинки).
3. Седеть при вязании следует на стуле со спинкой, слегка наклонив голову вниз.
Теперь приступим к работе. Прежде чем начать вязать какую-либо вещь определяют плотность вязки. На прошлых занятиях вы этому уже научились. Поэтому не составит труда связать шапочку нужного размера. Сначала измерим окружность головы вашей куклы (Дети с помощью сантиметровой ленты измеряют. Педагог оказывает помощь). Полученный результат увеличим в 2-3 раза. Теперь мы знаем, сколько петель набирать. Берём спицы и набираем петли (Дети набирают петли). Основой любой шапочки является резинка (Дети с помощью таблиц выбирают вид вязки «резинка»: двойная, английская и др.).
В зависимости от выбранной формы изделия и вязки дети начинают индивидуально работать. Педагог оказывает помощь всем детям в процессе работы. После получасовой работы педагог даёт возможность детям отдохнуть. Так как работа в технике вязания требует усидчивости и даёт большую нагрузку на глаза, педагог в процессе выполнения работы проводит физминутку.
|
Вы хорошо потрудились, теперь дадим возможность нашим глазам и пальцам отдохнуть. Проделаем несколько упражнений.
1. Зажмурим глаза, посчитаем до трёх. Откроем. И так три раза.
2. Растопырим пальцы и с силой согнём. Повторим пять раз.
3. Поочерёдно поморгаем глазами пять раз.
4. Складываем ладошки вместе и с силой разжимаем, оставляя пальцы соединёнными. Повторим пять раз. Отдохнули? (Дети: да!)
Приступим к работе.
Педагог оказывает индивидуальную помощь детям.
5. Подведение итогов
Девочки, рабочее время вышло, давайте посмотрим каких успехов вы достигли на сегодняшнем занятии. Молодцы! Все старались. (Педагог смотрит качество и аккуратность выполнения работы. Даёт детям советы.)
6. Уборка рабочих мест
Уберём своё рабочее место. До свидания! (Педагог прослеживает, чтобы инструменты и материал были убраны на место. Провожает детей домой.)
Тема: «Изготовление шапочки для куклы».
Цель: завершить работу по изготовлению шапочки для куклы, познакомить детей с искусством оренбургских мастериц.
Оборудование и материалы: Шерстяные нитки, спицы, ножницы, игла, крючок, ткань для отпаривания, утюг.
Методы:
· словесный (объяснение, рассказ)
· наглядный (образцы, иллюстративный материал)
· практический (упражнения)
Использованная литература:
|
1. Гай-Гулина З.С. «Петелька за петелькой»: Москва, «Малыш». - 1986г.
2. Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд.-М.: Большая русская энциклопедия, 1998.-288с.: ил.
Предварительная работа: Выполнение эскиза и начала изделия
Ход занятия:
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим выполнение шапочки для куклы. Проверьте, есть ли у вас всё необходимое для занятия. Что нам понадобится? (спицы, нитки, ножницы, крючок, игла)
2. Повторение пройденного материала
Девочки! Давайте вспомним с прошлого занятия (преподаватель задаёт вопрос):
1. Какие бывают нитки и где они используются? (хлопчатобумажные, шерстяные, капроновые, синтетические и др. Используются в вязании, вышивании, ткачестве).
2. Что отличает нитки друг от друга? (фактура, толщина, сырьё из которого их делают и т.д.)
Молодцы!
3. Практическая часть
Сейчас вы продолжите работать над изготовлением шапочки, а я расскажу вам о всем известных оренбургских платках, о том, где их изготовляют. (Педагог напоминает о правилах техники безопасности.) Детям раздаются технологические карты, таблицы (Дети приступают к работе. Преподаватель оказывая помощь приступает к рассказу).
Промысел ручного вязания оренбургских пуховых платков зародился в XVIII веке вдоль рек Урала и Ори. Суровый климат и особенности местности обусловили успешное развитие здесь исключительной породы коз. Которые обладали лёгким, тёплым, мягким пухом. Промысел родился в среде уральских казаков. Жена знаменитого географа П.И. Рычкова, приучала местное население к пуховязанию. Изготовляют платки дух видов: плотные, из серого пуха и тонкие, ажурные – из белого. «Паутинки» вызывают особый восторг своей лёгкостью и красотой узоров. Такой узорный платок весил всего 70 граммов и был размером 2х2 метра.
Искусство вязания оренбургских платков передаётся из поколения в поколение. Уникальные шали, платки, палантины с успехом демонстрируются на художественных выставках.
Вот видите и среди умельцев вязания есть мастера, работы которых очень ценятся и имеют славу.
Вы не устали? Давайте проведём физминутку.
1. Поморгаем глазами, поочерёдно пять раз.
2. Сожмём руки в кулаки и с напряжением разожмём. Повторим три раза.
А теперь продолжаем. По окончанию работы дети с помощью преподавателя отпаривают изделия.
Девочки, вы помните последовательность при отпаривании изделия? (приколоть булавками к гладильной доске, сверху наложить влажную ткань, отпарить утюгом с изнаночной стороны, дать просохнуть).
Затем изделия сшиваются и оформляются завязками, вышивкой.
4. Подведение итогов
Преподаватель смотрит качество и аккуратность выполненных работ. Проводится экспресс-выставка.
5. Уборка рабочего места
Так как работа в технике вязания даёт нагрузку на глаза и требует усидчивости, преподаватель во время занятия проводит физминутку.
ВЫВОДЫПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Конспекты занятий, предложенные в дипломной работе, могут быть использованы руководителями кружков по рукоделию. Рекомендуется для детей средней и старшей возрастных групп. При индивидуальной работе с детьми во время кружковых занятий требуется следовать психолого-педагогическим рекомендациям. Часто появляются ситуации, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:
7) длительная напряжённая работа
8) ответственная самостоятельная работа, в особенности, если на неё отводится ограниченное время
9) ситуация когда учитель требует немедленного ответа на вопросы
10) кропотливая работа с мелкими деталями
11) отрицательная оценка работы и резкая критика
12) работа в шумной обстановке
Для того чтобы в перечисленных условиях деятельность ребят была успешной, им следует выработать специальные приёмы её организации. В этом случае преподавателю следует:
8) давать ребёнку во время работы возможность отвлечься, отдохнуть
9) не торопить ребёнка с обдумыванием и ответом
10) часто оказывать индивидуальную помощь
11) путём правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать у детей уверенность в своих силах и возможностях
12) осторожно оценивать неудачи
13) создавать тихую атмосферу в кабинете занятий
14) воспитывать в детях терпение и усидчивость
Важно учесть, что воспитательный процесс протекает успешно, когда преподаватель эффективно планирует свою деятельность и учитывает индивидуальность каждого ребёнка, как личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практическая часть дипломной работы показывает, что одним из эффективных средств формирования индивидуальных особенностей у детей являются кружковые занятия по вязанию. В процессе, которых тесно переплетаются формирование индивидуальных трудовых навыков и художественное развитие ребят. Работа в кружке по вязанию позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает интерес к труду, жажду творчества.
Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. «Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая связанная вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. И дети неистощимы на выдумку они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, как утверждал Л.С. Выготский, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества».
Кружковые занятия по вязанию ценны ещё и в том отношении, сто дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, т.е. из интереса к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, т.к. способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.
Небольшое количество детей в кружке позволяет его руководителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребёнка.
Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка в кружке по вязанию помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков и освоив процесс подготовки и выполнения вязаного изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности.
Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лихачов Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992.–528с.
2. Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд. - М.: Большая русская энциклопедия, 1998.-288с.: ил.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: «Просвещение», 1985.
4. Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.
5. Балашова М.Я., Глекель С.А. Техника ручного вязания. - Минск, 1974.
6. Белая Н.П. Кружевная ностальгия. – Минск, 1999.
7. Берестов А.Н. Чудесный клубок. - Свердловск: Средне - Уральское книжное издательство, 1987. - 124 с.: ил.
8. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
9. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. – Москва – Ростов-на-Дону: «Учитель», 1999.
10. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения// Педагогика. 1997. №7.
11. Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – СПб., 1993.
12. Гай-Гулина З.С. Петелька за петелькой. М.: Издательство «Малыш».-1986.
13. Гусакова А.М. Рукоделие в начальных классах. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981.-178с.: ил.
14. Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.-176с.: ил.
15. Гребёнкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. - Рязань, 2000.
16. Для тех, кто вяжет. Сост. Киреева Л.Ю. - СПб., 1992.
17. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – М., 1984.
18. Еремова О.М. Занятие по рукоделию //Начальная школа (журн.)-1983. - №4 - с.51-54.
19. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. - Москва- Воронеж, 1995.
20. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 1993.
21. Ильина Г.С. Вязание. Альбом. – М., 1983.
22. Коджаспирова Г.М. Педагогическая практика: Учебное пособие для учащихся педучилищ. - М.: Издательство «Академия»,1998.-144с.
23. Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. - М., 1991.
24. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия».
25. Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. - Ростов-на-Дону, 1997.
26. Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики. - Ростов-на-Дону, 1997.
27. Краузе А. Вязание крючком. - Ташкент, 1984.
28. Кузнецов В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учебное пособие для учащихся педучилищ. - М.: Просвещение, 1981 - 223с.: ил.
29. Кульневич С.В. Новая педагогика. - Воронеж, 1997.
30. Кульневич С.В. Педагогика личности. – Воронеж, 1997.
31. Максимова М.В. Азбука вязания. - М., 1990.
32. Максимова М.В., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000.
33. Маслов С.И. Развитие творческих возможностей младших школьников на уроках трудового обучения// Начальная школа (журн.). -1989. - №8. - с.69-71
34. Мечникова Л.К. Уроки вязания. - М.: Издательство «Малыш»,1985.
35. Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком. - Минск,1990.
36. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. - М., 1996.
37. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990.
38. Полная энциклопедия женских рукоделий. - М., 1999.
39. Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. – Воронеж, 1994.
40. Попова О.С. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 1984.-144с.
41. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2000.
42. Столярова А.М. Вязаная игрушка. – М., 2000.
43. Сычева Л.В. Приглашаем вязать. - Свердловск: Средне - Уральское книжное издательство,1983.-112с.:ил.
44. Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. – М., 2001.
45. Технология: Учебник для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). Под ред. Симоненко В.Д.- М.,2000.
46. Технология: Учебник для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. Под ред. Симоненко В.Д.- М.,1999.
47. Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 1994.
48. Ханашевич Д.Р. Я вижу и вышиваю. - М.: Издательство «Малыш», 1987.
49. Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы. – М., 1981.
50. Шабаева М.Ф. История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пединститутов,-2-е изд., дораб. - М.: Просвещение 1989.-352с.
51. Шалимова О.Д. Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы в процессе трудового обучения// Начальная школа (журн.). - 1989. - №8. - с.69-71
52. Щеблыкин И.К. аппликационные работы в начальных классах.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1990.-191с.: ил.
53. Шубина И.Ф. Уроки вязания. - Минск, 1979.
54. Энциклопедия рукоделия: Перевод с англ.- М.: Ниола-Пресс,1997.-256с.: ил.
55. Ясинский А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1984.-192с.: ил.