Экономическая сущность и свойства внешней среды бизнеса




Внешняя среда бизнеса

 

1.
Теоретические основы внешней среды бизнеса

 

Экономическая сущность и свойства внешней среды бизнеса

 

Характеристикой внешней среды организации можно считать следующие признаки [3]:

. Подвижность - постоянно изменяющаяся система.

При том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, исследователи обнаружили, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций. Менее заметные относительные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство тары и упаковочных материалов, а также пищевых консервов.

Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения [7]. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время, если производственные мощности разбросаны по разным странам мираили исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной внешней среды. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных.

. Непредсказуемость - сложности в прогнозировании поведения факторов внешней среды, особенно в отдаленные сроки.

Непредсказуемость (неопределенность) является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения [7].

. Сложность - большое число взаимосвязанных факторов. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, предположим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается [12].

. Взаимозависимость факторов, т.е. изменение одного фактора влечет за собой изменение другого. Взаимозависимость факторов - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

Отдельные авторы сводят эти признаки к двум основным: сложность и динамизм [1]. Сложность внешнего окружения определяется тем, как много факторов влияет на проектирование организации и насколько эти факторы схожи между собой. Например, могут быть взаимосвязи между конкретными поставщиками, между конкурентами, между элементами законодательной базы, между государственными органами, регулирующими деятельность организации. Сложность внешней среды по-разному влияет на различные внутренние переменные организации, что особенно наглядно при сложной структуре организации.

Динамизм внешнего окружения характеризуется тем, как быстро меняются факторы, влияющие на проектирование организации. Остаются ли они стабильными, неизмененными или же они изменяются, нестабильны.

Нередко отличие одной организации от другой объясняется различием среды, в которой им приходится функционировать. Связано это с тем, что даже функционирующие на одном экономическом пространстве, предприятия могут иметь различное содержание разных уровней среды. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.

Внешняя по отношению к организации среда состоит из двух уровней:

. Общее окружение (косвенное воздействие)

. Непосредственное окружение (прямое воздействие).

Подобная классификация факторов внешней среды, влияющих на проектирование организации позволяет выявить четыре типа ситуаций, каждая из которых наиболее соответствует тому или иному бизнесу [4].

Ситуация, характеризуемая низкой неопределенностью, является наиболее благоприятной для руководства организации. От самих руководителей не требуется высокого уровня подготовки, длительного обучения, большого опыта для того, чтобы успешно действовать в достаточно ясной, с точки зрения влияния внешней среды, ситуации.

Ситуация, характеризуемая умеренной неопределенностью, является более напряженной для руководства организации. Высокая степень сложности внешнего окружения вносит элемент значительного риска в процессе принятия решения. Повышенный риск подталкивает руководство организации к большей альтернативности в действиях. Чтобы эффективно управлять, руководители в данной ситуации нуждаются в серьезной подготовке и наличии опыта [1].

Ситуация, характеризуемая умеренно высокой неопределенностью, требует от руководства и самой организации достаточной гибкости. Это необходимо в силу частого изменения характера взаимодействия с факторами внешней среды. Однако схожесть факторов позволяет руководителям справляться с ситуацией, имея достаточный уровень подготовки и мотивации.

Ситуация, характеризуемая высокой неопределенностью, представляет собой наибольшую трудность для управления организацией, так как внешняя среда полна неопределенных ситуаций. Эффективное взаимодействие организации и ее частей с институтами внешнего окружения требует от руководителей высочайшего уровня подготовки, аналитических способностей и интуиции.

Каждая из рассмотренных выше ситуаций требует своего специфического подхода к проектированию организации и ее частей.

 


1.2 Структура и содержание факторов внешней среды бизнеса

 

Как ранее было уже сказано, в структуре внешней среды выделяют микро- и макровнешнюю среду бизнеса.

Микровнешняя среда - это совокупность субъектов и факторов, непосредственно (прямо) влияющих на возможность организации обслуживать своих потребителей.

Макровнешняя среда представляет собой совокупность политических, социально - экономических, правовых, научно - технических, культурных и природных факторов, воздействующих на все субъекты микровнешней среды бизнеса (косвенное воздействие).

На рисунке 1 представлена схема внешней среды [15].

 

Рисунок 1 - Внешнее окружение

 

Основные силы микросреды [там же]:

Поставщики - это организации и отдельные лица, обеспечивающие компанию и её конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства. События в «среде поставщиков» могут значительно повлиять на сбыт товара, установление приемлемых цен и т.д., поскольку рост, например, цен на сырье может спровоцировать рост цен на производимый товар, а это может снизить спрос на него.

Посредники- это фирмы, помогающие компании в продвижении, сбыте и распространении её товаров среди клиентуры. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно - финансовые учреждения. Торговые посредники обеспечивают фирму клиентурой. Они экономят время и облегчают процедуру приобретения товара клиентами. Поэтому предприятие идет на сотрудничество с посредниками.

Законы и государственные органы. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и региональные законы, но и требования местных органов власти. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу правовой нормы.

1. Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.

2. Рынок производителей - организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.

. Рынок промежуточных продавцов - организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью для себя.

. Рынок государственных предприятий - государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для непосредственного использования (например, в сфере коммунальных услуг), либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается.

. Международный рынок - покупатели за рубежами страны, включая потребителей, производителей, промежуточных продавцов

Любая фирма сталкивается со множеством конкурентов на рынке. Конкуренты могут вести борьбу за различные объекты. Традиционно - за рынки сбыта продукции. В настоящее время это также борьба с производителями заменяемой продукции, за деньги потребителей.

Контактные аудитории фирмы- это любая группа, которая проявляет потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на её способность достигать поставленные цели [4].

К финансовым кругам фирмы относят банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, акционеры и т.д. К аудиториям СМИ относят печатные издания, аудио - и видео компании и другие. Гражданским группами воздействия называют различные организации потребителей, группы защиты окружающей среды и др.

Эти факторы контролю не поддаются, они воспринимаются фирмой как реальные, и фирма старается строить свою деятельность с их учетом. Факторы среды косвенного воздействия имеют более сложную структуру, многоплановый характер. Они в меньшей мере, чем факторы среды прямого воздействия, испытывают влияние организации. Информация о среде косвенного воздействия часто неполная. В условиях усиления воздействия этой среды на конкурентоспособность организации здесь приходится полагаться на субъективные оценки, а не на аналитические данные.

Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, бизнесменам необходимо учитывать их [6].

. Технологиикак фактор среды косвенного воздействия характеризуют общий уровень производительных сил. Технология является одновременно внутренней переменной в внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Исследователи описали скорость изменения технологий в последние десятилетия и утверждают, что данная тенденция сохранится.Одна из причин этого явления состоит в том, что в наше время на земле живет больше ученых, чем их было в мире прежде. Недавние крупные технологические нововведения, которые глубоко затронули организации и общество, - это компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая технология, интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, генная инженерия.

Это наиболее динамичный фактор данной среды. Уровень и темп изменения технологий в различных отраслях существенно отличаются. Однако наиболее наукоемкие отрасли и производства оказывают значительное и все возрастающее воздействие на другие организации, эффективность их деятельности.

. Состояние экономики как фактор среды косвенного воздействия включает ряд характеристик.

Во-первых, это самые общие характеристики экономической системы - численность населения, наличие и использование ресурсов, тип государственного устройства, денежная система, валютное положение, отраслевая структура экономики, параметры внутреннего рынка, объем, структура и география экспорта и импорта и т.д.

Во-вторых, это анализ общих условий развития предпринимательства: характеристика экономической стабильности, наличие рыночной и технической инфраструктуры, законодательная база, инвестиционный климат, условия формирования новых рыночных субъектов, формы и масштабы государственного регулирования экономики.

В-третьих, это конкретное состояние, стадия развития экономики, включая оценку экономической конъюнктуры, уровня и темпов инфляции, фазы экономического цикла.

Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации.

. Социокультурные факторы проявляются в социальных ценностях и установках, приоритетах, национальных традициях, влияющих на деятельность организации. В каждой стране существуют представления об этичных методах ведения бизнеса, необходимых стандартах качества обслуживания, допустимых уровнях воздействия на окружающую среду.

Пример социокультурного влияния на деловую практику - традиционный стереотип, согласно которому женщины не склонны рисковать и некомпетентны в качестве руководителей [12]. Такая установка реализуется в дискриминационной практике найма и служебного продвижения женщин, и, хотя она противоречива, избавиться от подобного отношения трудно.

Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Хорошим примером служит производство одежды. Люди зачастую готовы платить больше за предмет туалета, на котором стоит имя престижного модельера, например, Ральфа Лорена, поскольку, считают, это придает им дополнительный вес в обществе [7].

Некоторые социальные установки изменяются с возрастом. Сравнительно молодые работники стремятся к независимости в работе, охотно принимают на себя ответственность. В более старшем возрасте на первый план выходит стремление сохранить свой статус, желание социальной защищенности и т.д. Это влияние факторов внешней среды должно учитываться в системах мотивации.

. Политические факторы определяют общую политическую ситуацию в стране, уровень ее стабильности, предсказуемости. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них - настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов бизнеса, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и уровня заработной платы.

Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рывки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. В стране - хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев или установлению специальных пошлин на импорт. Баланс платежей или проблемы с обслуживанием внешнего долга могут затруднить получение валюты, вывозимой в качестве прибыли. С другой стороны, политика может измениться и в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа. Установление дипломатических отношений может открыть путь на новые рынки.

Высокий уровень политического риска приводит к замедлению научно-технического обновления производства, устареванию структуры, снижению конкурентоспособности национальных предприятий в конкурентной борьбе.

Однако и в сравнительно стабильной ситуации происходят столкновения различных хозяйственных субъектов и представляющих их интересы политических сил и лоббистских групп. В переходной экономике России это столкновение трех комплексов - военно-промышленного, топливно-энергетического и аграрного. В настоящее время борьба идет в сфере приватизации бывшей государственной собственности, а также за распределение бюджетных средств. Ясно, что решение этих проблем, с одной стороны, определяется политическими факторами, а с другой - влияет на них.

Политика местных властей оказывает существенное влияние на занятость в регионе и размещение предприятий, их воздействие на окружающую среду, добычу и использование природных ресурсов, создание производственно-технической и социальной инфраструктуры.

. Научно - техническая среда. Участникам рынка необходимо разбираться в изменениях, происходящих в научно - технической среде, и в том, как новая наука и технология могут быть поставлены на службу удовлетворения человеческих нужд. Им необходимо работать в тесном контакте с научно - техническими специалистами и стимулировать их на проведение исследований, в большей мере возможные негативные аспекты любой новой идеи, которые могут обернуться ущербом для пользователей и вызвать их недоверие и противодействие.

6. Международные факторы [8]. Если ранее считалось, что международная среда является объектом внимания только тех организаций, которые работают на экспорт, то теперь изменения в мировом сообществе затрагивают практически все предприятия. В современном мире присутствует тенденция глобализации рынка. Это значит, что стираются границы между бизнесом в различных странах, развиваются транснациональные корпорации, все большее влияние имеют международные экономические и политические организации. К факторам, обусловливающим развитие международного бизнеса, относятся: более низкие издержки ведения бизнеса за границей, стремление уйти от торговых ограничений внутри страны, а также инвестиционные и производственные возможности других стран.

Теоретический аспект рассматриваемой темы нужно дополнить общей картиной современной бизнес среды в России. К особенностям современной бизнес-среды российских предприятий можно отнести [14]:

качественное изменение содержания понятия «деловая организация». Для выживания в рыночных условиях российские предприятия были вынуждены эволюционировать от предприятий планово-экономической системы к организациям рыночной системы, для которых характерны такие свойства как саморазвитие и самообучение.

рынок финансов является с одной стороны «зарегулированным», а с другой стороны условия безопасности и легализации деятельности требуют высокого уровня прозрачности для проводимых финансовых операций.

природные ресурсы РФ нуждаются в серьезном аудите и анализе процесса их использования. Так как с одной стороны, страна обладает богатыми природными ресурсами, а с другой - не управляет процессом их эффективного использования.

тенденции мирового рынка энергоносителей определяются соотношением сил в энергетических альянсах и наличием запасов энергоносителей. Не последняя роль в расстановке сил принадлежит России. Энергетическая безопасность в современных условиях определяется как устойчивая система правовых, политических и экономических отношений, позволяющая поддерживать эффективное функционирование мировой энергетической системы.

особенности бюджетной политики в РФ. Большая территория и разнородные природно-климатические условия оказывают существенное влияние на размещение и концентрацию промышленных и транспортных узлов, территориально-производственных комплексов и агломераций. В результате, регионы РФ обладают собственной спецификой в производственных процессах, инвестиционной привлекательности, уровне (качестве) жизни и условиях трудовой деятельности, и т.д. С точки зрения своей финансовой обеспеченности российские регионы подразделяются на регионы-доноры финансовых ресурсов и регионы-реципиенты, что является ключевым моментом в бюджетных отношениях между регионами и федеральным центром. Данное обстоятельство вносит свои коррективы в деятельность предприятий, обслуживающих бюджетные организации и принимающих участие в программах и проектах финансируемых за счет бюджетных средств.

особенности фискальной политики государства. Структура обязательных налоговых платежей и отчислений во внебюджетные фонды, сформированная в период перехода к рыночной системе хозяйствования оказалась настолько неэффективной, что организации для целей уменьшения налоговой базы шли на искажение бухгалтерской отчетности. Примером является выплата «зарплаты в конвертах». Такой подход позволял экономить существенные суммы на отчислениях во внебюджетные фонды. Тенденции последних лет свидетельствуют о том, что с внесением изменений в законодательство и усилением контроля за исполнением законов, многие организации прекращают практику выплаты «зарплат в конвертах». Этому также способствует позиция работников, которые предпочитают устраиваться на работу в ту организацию, где заработная плата выплачивается в установленном законодательством порядке.

новые формы государственной политики. С 2007 года для государственной политики РФ, стала характерна такая форма, как национальные проекты. По своей сути национальный проект - это комплекс мер направленных на решение некоторой, с одной стороны, достаточно узкой задачи, а с другой стороны, задачи определяющей многие составляющие в экономической системе. Так в настоящий момент реализуются национальные проекты «Здравоохранение», «Образование», «Доступное жилье» и «Сельское хозяйство», которые оказывают свое, особое влияние на формирование условий бизнес-среды в России.

еще одной характерной особенностью российской бизнес-среды является «умение договориться». Решение многих вопросов происходит с использованием взятки. Формы взяток и способы их выплат достаточно разнообразны. Взяточничество является уголовно наказуемым деянием и преследуется по закону. Но, несмотря на это, случаи получения / дачи взятки случаются с завидной регулярностью. Причем в качестве взяткополучателя может выступать как государственный служащий, так и сотрудник любой организации за принятие решения в пользу взяткодателя.

Таким образом, организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Значит, используя анализ факторов внешней, можно выявить угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: