Принципы комплектования армии




Введение

 

После окончания Гражданской войны и военной интервенции 1918-1920 Коммунистическая партия и Советское правительство, используя временную стабилизацию международной обстановки, признали возможным максимально сократить численность Красной Армии и полностью перевести её на штаты мирного времени. В условиях восстановления разорённого войной народного хозяйства было признано целесообразным иметь армию, построенную на смешанном кадрово-территориальном принципе. Это позволяло, с одной стороны, иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии, способное в мирное время обеспечить неприкосновенность государственных границ СССР, а в случае войны быстро отмобилизовать достаточно крупные военные силы; с другой стороны, страна получала возможность без длительного отрыва трудящихся от производства охватить военным обучением большое количество военнообязанных.

В марте 1924 года М.В. Фрунзе был утвержден заместителем председателя Реввоенсовета СССР и народного комиссара по военным и морским делам СССР, а с апреля 1924 года стал также начальником Штаба РККА и начальником Военной академии. Под его руководством в СССР была завершена начатая Л.Д. Троцким военная реформа 1924-1925 гг. Она проводилась в обстановке оживления экономики, вызванного НЭПом. И относительная политическая стабильность к тому времени тоже установилась - белые армии были разгромлены, оппозиция подавлена, а все конфликты проходили только внутри партии большевиков и мало интересовали большинство населения, которому было все равно: что Троцкий, что Зиновьев, что Сталин. Поэтому удалось за короткие сроки провести сокращение армии и оптимизировать управленческое звено.


Как всё начиналось

Состояние армии

 

Длившиеся четыре года Первая мировая война и три года гражданская война оставили от материально-технической базы армии одни руины. Страна была разорена, а военно-политическое руководство всерьез опасалось, что «новые враги могут оказаться лучше организованными, обученными и вооруженными, чем те, над коими Красная Армия одержала столько славных побед». Экономические же возможности страны просто не позволяли содержать более чем 5-миллионную армию. Кроме того, руководство очень сильно волновала проблема ослабления влияния Центра в войсках, засоренных, по мнению партийных работников, троцкистами.

 

Состояние вооружённых сил к началу 1921 года

  Артилерииский парк Броневые силы Боевая авиация Пехотные силы
Численность 1260 шт. 122 бронепоездов 300 бронеавтомобилей 80 танков 228 самолетов Свыше 5 млн.
Состояние Осталось от Гражданской войны в основном иностранных марок изношенные и разнотипные сниженная боеспособность

 

Январь 1924 г. выдался на редкость холодным. С 16 по 18 января М.В. Фрунзе как член ЦК РКП (б) участвовал в работе XIII партийной конференции, которая подвела итоги дискуссии, навязанной партии Троцким и его сторонниками. Оппортунисты требовали отмены решения X съезда РКП (б) о запрещении фракций и группировок. Конференция подавляющим большинством осудила антиленинскую, фракционную борьбу троцкистов, наметила мероприятия по обеспечению и развитию внутрипартийной демократии, усилению вербовки в партию рабочих от станка, с тем чтобы привлечь в ее ряды не менее 100 тыс. коренных пролетариев. М.В. Фрунзе активно отстаивал ленинскую партийную политику, резко выступал против Троцкого.

В январе - феврале 1924 г. состоялся Пленум ЦК партии. На нем были обсуждены выводы военной комиссии, образованной июньским (1923 г.) Пленумом ЦК РКП (б) под председательством В.В. Куйбышева, а позднее - С.И. Гусева, в составе А.А. Андреева, А.С. Бубнова, К.Е. Ворошилова, Г.К. Орджоникидзе, И.С. Уншлихта, М.В. Фрунзе, Н.М. Шверника и других, обследовавшей положение в войсках Западного, Украинского, Московского, Северо-Кавказского военных округов и на Балтфлоте. В свете сложившейся непростой обстановки пленум ЦК РКП (б) поручил специально созданной комиссии обследовать положение в четырех военных округах, на Балтийском флоте и разработать меры по укреплению боеспособности Вооруженных Сил в целом. Ознакомившись с реальной армейской и флотской жизнью, комиссия выявила снижение боеспособности войск с одной стороны и большую «текучесть красноармейского состава» с другой, что «подрывало основы нормальной боевой жизни и обучения войск». Действительно, после гражданской войны призывы в армию и увольнение из нее красноармейцев после окончания службы производились разновременно в течение всего года. В войсковые части прибывало большое количество лиц, непригодных к военной службе. Комиссия установила также некоторые расхождения между мобилизационным планом и фактическими запасами вооружения, снаряжения и продовольствия. Организационная структура родов войск была в значительной степени оторвана от экономических возможностей и не отвечала требованиям боевой подготовки в мирное время. Непрерывный процесс расформирования и переформирования, продолжавшийся практически в течение трех послевоенных лет, мешал организации планомерной боевой учебы войск. Армия была перегружена выполнением различных задач по внутренней службе - борьбе с бандитизмом, охране различных объектов народного хозяйства, а также работами на трудовом фронте. Отрицательно сказывались на жизни армии отсутствие уставов и законов о воинской службе, которые отвечали бы характеру Советских Вооруженных Сил.

Во всех грехах комиссия обвинила председателя Реввоенсовета СССР Льва Троцкого, который, по ее мнению, пытался ослабить влияние ЦК РКП (б) на армейские дела. В связи с этим член комиссии, командующий войсками Московского военного округа Клим Ворошилов отмечал, что «до тех пор, пока Военвед не будет уравнен со всеми другими ведомствами в отношении воздействия на него ЦК, нам не изжить тех ненормальностей, которые грозят закончиться полной катастрофой для Красной Армии и страны». Февральский пленум ЦК констатировал, что «армии грозит полный развал» и дал установку на оздоровление и укрепление Вооруженных Сил. Армию ждала большая реформа, главной задачей которой было сократить численность РККА, превратив ее в боеспособную и дешевую.

 

М.В. Фрунзе. 1922 г.

 

Решением Пленума была образована специальная комиссия Реввоенсовета СССР для подготовки проекта военной реформы. Возглавить ее было поручено М.В. Фрунзе. На него возлагалось общее руководство разработкой и проведением в жизнь основных мероприятий по укреплению Вооруженных Сил. В ходе военной реформы намечалось реорганизовать органы управления Вооруженными Силами, осуществить территориальное строительство армии в сочетании с кадровым, создать национальные формирования, усовершенствовать работу военного тыла. Кроме того, предусматривалось внести изменения в организационно-штатную структуру войск, перестроить систему подготовки кадров, ввести единоначалие в армии и на флоте, улучшить идейно-политическое воспитание личного состава.

 

Условия в стране

 

Реформировать армию пришлось в условиях неимоверной разрухи. Оборонная промышленность страны была крайне слаба, вооружение и боеприпасы производились в незначительных количествах. Наибольшую трудность вызывала перевозка демобилизованных красноармейцев в условиях жесточайшего топливного кризиса и транспортной разрухи. Особые опасения вызывало состояние командного состава, получавшего мизерные денежные оклады и скудный паек, при чем на жен и детей полагалось только треть пайка, а «одежда с грехом пополам выделялась только для главы семьи и никакой для ее членов». По данным начальника Штаба РККА Павла Лебедева большинство командиров Красной Армии «не имеет казенных квартир, с коммунальными услугам - почти сплошь одни недоразумения. Комсостав доходит до такого бедственного положения, что принужден искать приработка какими угодно способами, включительно до найма на работы к нэпманам, до искания материальной поддержки у более зажиточных из подчиненных им красноармейцев, до злоупотреблений в хозяйственной части, продажи документов и самоубийств. В результате угнетающей действительности - демобилизационное настроение, бегство из армии наиболее способного и живого элемента, апатия, малые успехи в своей подготовке и в работе с подчиненными».

 


Первые шаги

 

марта 1924 г. постановлением СНК СССР М.В. Фрунзе назначается заместителем председателя Реввоенсовета СССР. Выдвижение на столь высокий пост Фрунзе встретил с энтузиазмом, хотя его и тревожили резкие разногласия с Троцким. Смущали и весьма неопределенные обязанности общего заместителя.

марта М.В. Фрунзе выступил на Всесоюзном совещании по территориальным формированиям.

По существу, с марта 1924 г. началась реализация военной реформы. 31 марта - 2 апреля 1924 г. вопрос о практическом введении милиционно-территориальных начал в строительстве Советских Вооруженных Сил был рассмотрен Пленумом ЦК РКП (б). Пленум обратил внимание всех организаций партии на необходимость «…участия их в работе по созданию и подготовке территориальных частей, в особенности же по постановке на должную высоту допризывной подготовки населения, являющейся основой всего милиционного строительства» {378}. В Москве М.В. Фрунзе снова встретился с профессором Ф.Ф. Новицким, с которым он работал в Иваново-Вознесенске, на Восточном и Туркестанском фронтах.

Несколько раньше, в январе 1924 г., начальником Политуправления РККА и членом РВС СССР был назначен член Оргбюро ЦК РКП (б), соратник М.В. Фрунзе по революционной борьбе в Шуе А.С. Бубнов. Одновременно он был и редактором газеты «Красная звезда». Заместителем начальника ВВС стал бывший член РВС Южной группы, Восточного и Туркестанского фронтов, в 1921 г. - начальник политотдела войск Украины и Крыма и до августа 1923 г. - начальник броневых сил П.И. Баранов. Так что Михаилу Васильевичу было на кого опереться в борьбе с троцкистами, А перспектива военного строительства открывалась грандиозная. М.В. Фрунзе, как глава комиссии Реввоенсовета СССР, представил в ЦК РКП (б) конкретный план реорганизации аппарата Наркомвоенмора. ЦК РКП (б) одобрил этот план, после чего он был изложен в приказе РВС СССР от 28 марта 1924 г. за подписью Фрунзе.

Должность главкома, как изжившая себя в мирных условиях, упразднялась, а его аппарат расформировывался. Вместо Штаба РККА создавались три самостоятельных органа управления: Штаб РККА, Главное управление РККА я Инспекторат РККА. Штаб РККА становился основным оперативным органом управления, на который возлагалась также задача организации подготовки населения страны к обороне.


Ход реформы

 

Принципы комплектования армии

красный армия война реформирование

Одним из первых мероприятий военной реформы явилось широкое внедрение территориального принципа комплектования Красной Армии в сочетании с кадровым. В условиях частичной политической и экономической изоляции или, как говорили в те годы, «полного капиталистического окружения» для Советского Союза наиболее целесообразной являлась, конечно, кадровая армия. Но чтобы обеспечить военную подготовку призывного контингента в середине 20-х годов, потребовалось бы довести численность кадровой армии (при двухлетнем сроке службы) до 1,8. млн человек Для страны, только приступившей к восстановлению экономики, это было нереально. Содержание большой кадровой армии легло бы непосильным бременем на государственный бюджет и на плечи трудящихся. В то время было трудно содержать даже 600-тысячную армию.

Таким образом, в ходе реформы возникло некоторые противоречие. С одной стороны, интересы экономики требовали сокращения армии, а с другой - было просто необходимо обеспечить надежную оборону государства. Михаил Фрунзе предложил решить эту проблему за счет смешанной системы строительства армии на основе сочетания кадровых и территориальных формирований, что, по его мнению, «позволяет увеличить количество пропускаемого через ряды нашей армии контингента и допускает несение военной службы без длительного отрыва от хозяйства, что является большим выигрышем для населения». Смешанная система строительства действительно давала значительную экономию средств. Содержание одного красноармейца в кадровых частях обходилось в 267 рублей в год, а в территориальных - в 58 рублей.

Оставаясь заместителем председателя Реввоенсовета и заместителем наркомвоенмора, М.В. Фрунзе 1 апреля 1924 г. был назначен по совместительству начальником и комиссаром Штаба РККА. Его помощниками стали М.Н. Тухачевский и Б.М. Шапошников. Штаб РККА, по словам Фрунзе, должен был стать «не только мозгом Красной Армии, он должен стать военным центром всего нашего государства и должен поставлять тот материал, который ляжет в основу работы Совета Обороны». В его составе было четыре управления (оперативное, организационно-мобилизационное, военных сообщений, разведывательное) и Научно-уставной отдел, в задачи которого входило изучение опыта войны и руководство по составлению и изданию боевых уставов. Руководство по составлению и изданию прочих уставов, инструкций и наставлений было передано в соответствующие центральные органы по принадлежности. На Главное управление Красной Армии (ГУ РККА) возлагались задачи руководства текущей жизнью войск и обеспечения их повседневных нужд.

Инспекторат РККА, возглавляемый бывшим главкомом С.С. Каменевым, ведал боевой подготовкой и инспектированием Вооруженных Сил. Политуправление Реввоенсовета СССР стало называться Политическим управлением РККА. Его возглавлял А.С. Бубнов.

Материальное обеспечение Вооруженных Сил сосредоточивалось в специальных управлениях во главе с начальником снабжения И.С. Уншлихтом. По вопросам снабжения ему подчинялись управления родов войск (артиллерийское, военно-инженерное, связи, броневых сил), а их боевой подготовкой руководил Инспекторат РККА. Кроме того, реорганизовывались управления Военно-Воздушных Сил, Военно-Морских Сил, военно-санитарное и военно-ветеринарное.

апреля 1924 г. М.В. Фрунзе по совместительству был назначен начальником и комиссаром Военной академии РККА. Он внес большой вклад в улучшение учебных программ. Из курса обучения были исключены некоторые второстепенные предметы и расширена программа военно-исторического цикла. Впоследствии М.В. Фрунзе писал: «В 1924/25 учебном году более широко, чем до сих пор, поставлено изучение опыта нашей гражданской войны». И далее: «…не следует забывать, что наш опыт нужен не только для нас одних. Он практически жизненно необходим для тех отрядов пролетарской армии, которые готовятся ко вступлению в бой с классовым врагом».

Тогда же в Военной академии РККА были открыты снабженческий факультет для подготовки военных специалистов тыла с профилирующей кафедрой военной промышленности и восточное отделение (ставшее вскоре факультетом). Вводились полевые занятия по общей тактике и тактике конницы. Соответствующие нововведения осуществлялись и в других военно-учебных заведениях.

М.В. Фрунзе был необыкновенно прозорлив в определении перспектив развития Красной Армии. Он поставил вопрос об ускорении ее технической оснащенности.

К 1924 г. уже был накоплен некоторый опыт перехода к территориально-милиционным формированиям в районах с наиболее сплоченным пролетарским населением. Дело в том, что крупные военные расходы были непосильными для экономики, тормозили восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства, но и в этих условиях нужно было обеспечить надежную военную защиту Советского государства. Решить эту проблему можно было путем сочетания кадровых и территориальных формирований. «Наличие территориально-милиционных формирований, - писал М.В. Фрунзе, - позволяет нам увеличить количество пропускаемого через ряды нашей армии контингента. Помимо этого соображения, мы считаемся и с тем, что эта система допускает несение военной службы без длительного отрыва от хозяйства, что является большим выигрышем для населения, и, наконец, с тем, что она обеспечивает в должной мере и интересы подготовки. Вот почему в вопросе структуры наших вооруженных сил мы стали на точку зрения постоянной армии плюс милиционные формирования. Другого выхода при данных условиях и численности наших мирных кадров у нас нет и быть не может» {381}.

Внешнеполитические условия благоприятствовали сокращению Советских Вооруженных Сил, так как в то время международному империализму еще не удалось преодолеть последствия антивоенных выступлений в своих странах, а также разразившегося после мировой войны экономическою спада. Полоса дипломатического признания СССР в 1924 г. расценивалась некоторыми политическими обозревателями как второе триумфальное шествие Советской власти. Зловещая тень интервенции, нависшая над советскими границами, постепенно рассеивалась. Мир капитализма все больше ощущал неумолимое приближение экономического кризиса, и он искал из него выхода, как и прежде, на необъятном рынке России. Германия, страдавшая от контрибуции Антанты и от потери Эльзас-Лотарингии, была вынуждена первой пойти на возобновление дипломатических отношений с Советской Россией.

В осуществлении советской военной реформы нужно было исходить из того, что лимит постоянной численности Советских Вооруженных Сил на 1 октября 1924 г. устанавливается в 562 тыс. человек, не считая переменного (приписного) состава.

О сроках службы

 

марта 1924 года Центральный исполнительный комитет компартии и Совнарком СССР утвердили постановление о сроках службы в армии, на флоте и войсках ОГПУ, в котором устанавливался новый порядок прохождения воинской службы. Предыдущий закон был принят в 1922 году и предусматривал два призыва: весной - для основного призывного контингента, и осенью - для тех, кто получил отсрочку. Призывники, попавшие в армию весной, проходили службу в течение полутора лет (в пехоте), а те, кого «забрили» осенью - в течение шести месяцев, что объяснялось стремлением пропустить через армию возможно большую часть призывного контингента.

По новому постановлению для всех родов Сухопутных войск определялся единый двухгодичный срок службы, для специалистов Воздушного Флота - 3 года и Военно-морского флота - 4 года. Призыв на действительную службу проводился один раз в год, осенью, а призывной возраст был повышен до 21 года. Отсрочки и льготы по семейному положению отменялись.

В апреле 1924 г. М.В. Фрунзе подписал директиву Реввоенсовета СССР «О вовлечении командного состава в политпросветработу». Реввоенсовет потребовал от командиров всех степеней, чтобы они лично участвовали в проведении партийно-политической работы. Тем самым в определенной мере обеспечивался переход к единоначалию на партийной основе, который наметился еще в ходе гражданской войны.

Обобщая опыт управления войсками во время гражданской войны, В.И. Ленин указывал: «В этот опыт надо вдуматься. Он прошел, закономерно развиваясь, от случайной, расплывчатой коллегиальности через коллегиальность, возведенную в систему организации, проникающей все учреждения армии, и теперь, как общая тенденция, подошел к единоначалию, как к единственно правильной постановке работы».

В последующем требования директивы были включены во Временный устав внутренней службы, который впервые в истории Советских Вооруженных Сил определил обязанности всех должностных лиц по воспитанию подчиненных. Это не только способствовало повышению действенности партийно-политической работы, но и помогало идейно-теоретическому росту командных кадров.

Апрельский (1924 г.) Пленум ЦК партии одобрил создание территориальных формирований.

В своем постановлении по докладу Реввоенсовета СССР пленум отмечал: «Одобряя мероприятия Военведа в деле учета и применения на деле национальных моментов строительства Красной Армии и в частности постановки политкультурно-просветительной работы в частях на родном языке, пленум считает необходимым дальнейшее расширение и углубление этой работы в духе постановления XII съезда партии».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: