Свобода как глубочайшая ценность человечества. Свобода и ответственность. “Бегство от свободы”.




Человек реализует свою сущность в деятельности, в целена­правленной активности, в чем и проявляется его свобода воли.

Свобода - это основанная на познании необходимости спо­собность выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Но свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия, поступки и т.д. Ответственность - это социаль­ное отношение к общественным ценностям. Осознание ответст­венности - это отражение субъектом бытия социальной необхо­димости и понимание смысла совершаемых действий. Осозна­ние ответственности - необходимое средство управления пове­дением личности со стороны общества через ее сознание.

Свобода личности, проявление этой свободы, обусловлены ее индивидуальностью, которая находит свое выражение в при­родных задатках и психических свойствах человека - в особен­ностях памяти, воображения, темперамента, характера, т.е. во всем многообразии человеческого облика и его жизнедеятель­ности. Индивидуальную окраску имеет и все содержание соз­нания, взгляды, убеждения, суждения, мнения, которые даже при общности их у разных людей всегда содержат в себе нечто «свое». Индивидуализированы потребности и запросы каждого отдельного человека, и на все, что данный человек делает, он накладывает свою неповторимость, индивидуальность.

Но только в обществе формируется и реализуется сущность человека, его способности, социальные связи, его материаль­ные и духовные потребности, а также сознание человека, спо­собствующее осмыслению целей жизни, деятельности. Лич­ность - конкретно-историческое явление. Каждая эпоха порож­дает специфический социальный тип личности. Эпоха, в кото­рую живет человек, родился и сформировался, уровень культу­ры народа определенным образом влияют на его индивидуаль­ное поведение, поступки, сознание.

Необходимо обратить внимание на то, что индивидуаль­ность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В индивидуальности ценится ее само­бытность, в личности - самостоятельность, независимость, си­ла. Индивидуальность указывает на своеобразие социально-значимых качеств. Так, Леонардо да Винчи был не только ве­ликим живописцем, но и великим математиком, инженером. Лютер - основатель протестантизма, создал современную не­мецкую прозу, сочинил текст и мелодию хорала, который стал «марсельезой» XVI века.

Становление личности невозможно без соблюдения нравст­венных законов. Лишь нравственность дает возможность ут­верждаться личностной независимости индивидуума, развивать его умение руководить своей деятельностью, строить свою жизнь осмысленно и ответственно. Безответственность и бес­принципность чужды индивидуальной независимости, а это возможно, если действия индивида не противоречат нравствен­ности, принятой в данном конкретном обществе, или, как писал величайший этик И. Кант: «поступай так, чтобы максима твое­го поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеоб­щего законодательства».

Необходимость и свобода. Вопрос об отношениях свободы и необходимости извечен. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для достижения этой цели. Свобода, следовательно, не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Свобода воли - это способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношений вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Таким образом каждое действие человека есть сплав свободы и необходимости => Свобода личности, общества заключается не в воображении независимости от объективных законов, а в способности выбирать, принимать решения.

Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стороны свобода присутствует в необходимости, т.е. необходимость реализуется только через свободу, в виде бесконечной цепи выбора в деятельности людей, которая, однажды начавшись, привела к данному общественному состоянию. Это означает, что в историческом процессе необходимость не только сознается, но и создается. С другой стороны необходимость содержится в свободе в виде объективно данных исторических обстоятельствах, объективных условий деятельности людей. В общем, свобода есть осознанная необходимость.

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, кото­рые в той или иной степени определяют поведение человека. В наше время такими несомненными ценностями являются мир, демократия, прогресс и сам человек как ценность особого рода. Познание каждым человеком этих ценностей служит основани­ем для становления целостной личности, где дух и природа на­ходятся в диалектико-гуманистическом единстве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: