Государство как важнейший элемент политической системы.




Государство, основное орудие по­литической власти в классовом обществе. В более широком смысле под государством понимают политическую форму организации жизни об­щества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жиз­ни и опирающейся в случае необходи­мости на силу принуждения. Поскольку государство строится по территориальному принципу, этот тер­мин иногда неточно употребляют как си­ноним понятия «страна». Известны раз­личные типы государства - рабовладельческое, фе­одальное, буржуазное, социалистическое; различные формы организации государства - мо­нархия(абсолютная и конституционная), республика (парламентская, президент­ская, смешанная), советская республика, унитар­ное государствои союзное государства.

Основные признаки государства: 1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм государства (специфичное место в этом меха­низме занимает аппарат принуждения: армия, полиция и т.п.). Механизм государства становится всё более сложным и разветвлённым по мере ус­ложнения жизни общества в её социально-политических и технико-экономических аспектах; 2) наличие права, т.е. обязательных пра­вил поведения, устанавливаемых или санкционируемых государством. С помощью права государство как политическая власть закрепляет опре­делённый порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятель­ности государственного механизма; 3) наличие опре­делённой территории, пределами кото­рой ограничена данная государственная власть. Высту­пая как территориальная организация, государство активно способствовало процессу формирования наций.

Государство - основное, но не единственное, политическое учреждение классового общества. Наряду с государством в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения и т.д., которые в совокупности с государством образуют политическую органи­зацию общества. Отличие государства от других политических институтов классового об­щества состоит в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе (суверенность государственной власти). Верховенство государственной власти конкретно выражается в универсальности, властная сила распространяется на всё население и общественные организации данной страны, прерогативах (государственная власть может отменить любое проявление всякой дру­гой общественной власти), а также в наличии таких средств воздействия, которыми ни­какая другая общественная власть не располагает (например, монополия законодательства, правосудие).

Государство представляет собой социальное явле­ние, ограниченное определёнными историческими рамками. Первобытнообщинный строй не знал государства. Оно возникает в резуль­тате общественного разделения труда, появле­ния частной собственности и раскола об­щества на классы. Экономически гос­подствующие классы нуждаются для за­щиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом властном механизме политического господства, каким и явилось государство и его аппарат. С появлением государства этот механизм уже не совпадает с об­ществом, как бы стоит над ним и содер­жится за счёт общества (налоги, сборы). Как ни различны исторические формы государства, государственной власти и организации аппарата государство, его сущность, природа его отношений с об­ществом — это политическая власть господ­ствующего класса (диктатура класса). Классы, владеющие средствами произ­водства, становятся с помощью государства полити­чески господствующими и тем самым за­крепляют своё экономическое и социальное господство и руководящую роль внутри данного общества и в его взаимоотноше­ниях с другими государствами и странами.

Государство, таким образом, обусловлено, в конеч­ном счете, характером производственных отно­шений и способа производства в целом, оно является надстройкой над экономическим базисом. Вне этой зависимости не могут быть поняты и объяснены генезис государства, пере­ход от одного исторического типа государства к другому. В ходе истории государство приобретает по отно­шению к базису значительную, хотя и от­носительную, самостоятельность. Его са­мостоятельное воздействие на основные сферы жизни общества (в том числе на экономику), исто­рические и социальные процессы весьма су­щественно и осуществляется в разных на­правлениях, т.е. государство может способствовать развитию общественных отношений или, наобо­рот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общест­ва роль этого воздействия возрастает.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР - фило­софская и юридическая доктрина, объясняю­щая возникновение государственной власти соглаше­нием между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой есте­ственного состояния к состоянию граж­данскому. Первое формулирование общественного договора принадлежит Эпикуруи его последова­телю Лукрецию Кару.

Новая эпоха в истории теории общественного договора (договорная теория происхождения государства) связана с развитием буржуазных отно­шений в Западной Европе; эта теория послу­жила идейной основой борьбы с абсо­лютистской феодальной монархией, подвергла критике феодальные институты и идеологию. В противоположность учению о божественном происхождении власти, её неограничен­ности и неответственности, сторонники теории общественного договора, на основе доктрины есте­ственного права, утверждали, что государство, образованное волеизъявлением свободных и независимых индивидов, обязывается обеспечить соблюдение их неотъемлемых прав. Родоначальником новой доктри­ны общественного договора считается Г. Граций.В своём развитии эта теория получает различную интерпретацию: от консервативно-охра­нительной (Т. Гоббс) до революционно-демократической (Ж. Ж. Руссо).В уче­ниях Б. Спинозыи Дж. Локкадаётся иная концепция общественного договора. Например, Локк отвер­гает идею «естественного состояния» Гоббса, считая, что догосударственное обще­ство есть общество свободы и равенства индивидов и что договор, который они затем заключают с государством, имеет целью обеспечение, а не отчуждение их «есте­ственных прав». В варианте Локка теория общественного договора являлась правовым обо­снованием конституционно-монархического правления.

Наиболее радикально концепция общественного договора разработана Руссо в его книге «Об обще­ственном договоре». Руссо не только критиковал институты феодального государства и права, он отрицал всю систему феода­лизма в целом, призывал к изменению всего существующего строя, считал, что, поскольку государство возникает на основе общественного договора, граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Учение Руссо было положено в основу политической и практической деятельности якобинцев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: