Студенты-волонтёры: мотивация к деятельности




В последнее время волонтёрство становится одним из важных направлений деятельности в студенческом самоуправлении и деятельности молодёжных объединений, общественных организаций. В настоящее время возрастает количество привлечённых на добровольческую работу студентов. Иными словами, социокультурный феномен студенческого волонтёрства приобретает сегодня всё большее звучание в общественной жизни страны.

При изучении этого феномена нельзя обойти вниманием изучение мотивации студентов к занятию данным видом деятельности. Ведь для того, чтобы человек, пришедший работать добровольцем, например, в организацию, стремился в её коллектив, захотел стать его членом, и просто не разочаровался в организации, а через неё и во всей волонтёрской деятельности, не потерял к ней интерес, и в конечном итоге, не принял решение уйти, очень важно закрепить, актуализировать мотивы, приведшие его в волонтерскую деятельность. Таким образом, выявление мотивов волонтёров имеет огромное значение.

Для того чтобы изучать мотивацию волонтёров, которая, в свою очередь, является довольно сложным понятием, следует начать с определения самого понятия «мотивация».

У разных исследователей можно встретить совершенно разную трактовку этого понятия. Исследователи определяют мотивацию как один определённый мотив, как единую систему мотивов или как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их взаимодействии. Если рассматривать мотивацию как понятие тождественно равное мотиву, то трактовка мотива будет соотносить понятие мотивации либо с потребностью, либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением, либо с предметом потребности. Отожествление мотивов, мотивации с потребностью проводят такие исследователи как А. Маслоу, Ж.Ньютенн, Д. Маккэланд. Потребность личности же - это ясно осознаваемая нужда в чём-либо, а именно в том, недостаток чего личность ощущает в данный момент. Трактовку мотива, соотносящее это понятие с переживанием потребности и её удовлетворением можно встретить у С.Л. Рубинштейна. По С.Л. Рубинштейну «Всякое действие исходит из мотива, т.е. побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл для индивида». Как видно из определения, для С. Л. Рубинштейна основополагающим моментов для выделения мотива как определённой психологической категории является как раз фактор переживания, которым сопровождается встреча потребности с предметом, в то время как фактор побуждения может отсутствовать.

В контексте же теории деятельности А.Н.Леонтьева термин «мотив» употребляется для обозначения того объективного, в чем конкретизируется потребность в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее». Таким образом, А.Н. Леонтьев понимает мотив как «опредмеченную» потребность, предмет потребности, т.е. как то, в чём непосредственно находит объективное выражение потребность. «До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета»... и потому он «должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность, т.е. становится мотивом». Если рассматривать мотивацию как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их взаимодействии, то целесообразно будет представить следующие определения. В.Г. Асеев определяет мотивационную систему следующим образом: «…мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение». Всё это позволяет говорить, с одной стороны, о мотивации как сложной, многоуровневой структуре, включающей в себя множество потребностей, мотивов, идеалов, интересов, а, с другой стороны, позволяет говорить о наличии структуры мотивов.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация трактуется большинством авторов как совокупность, система разного рода факторов, определяющих поведение и деятельность человека. Также мотивация − это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей.

Ряд учёных считает, что «мотивации человека располагаются в иерархической значимости. А мотивация, таким образом, представляет собой иерархизированную совокупность мотивов. Такое представление о мотивации как об иерархизированной структуре значимо потому, что «Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими». Раскрыл иерархию индивидуальных мотивов психолог Абрахам Маслоу». «По его теории самыми сильными являются первичные мотивации, связанные с удовлетворением физиологических потребностей (чувство голода, жажда, потребность в дыхании, в физическом развитии, сохранении жизни). Эти мотивации располагаются в основании пирамиды иерархии мотивов на нижнем уровне. Далее идет потребность в самосохранении, в защите от риска, гарантии удовлетворения физиологических потребностей. По мере удовлетворения «низших» потребностей актуальными для человека становятся новые потребности, формирующие блок вторичных мотиваций. Сюда входят социальные потребности (потребность в общении, любви, дружбе, уважении), так называемые эгоистические потребности (потребность испытывать гордость, быть престижным, иметь определенный статус). Последний уровень в пирамиде связан с удовлетворением потребности самореализации, творчества». А. Маслоу считает, что только удовлетворение «низших» потребностей ведёт к актуализации для человека потребностей, стоящих на ступень выше.

Следует начать с того, что студенчество -специфическая социальная группа, с характерными для неё особыми условиями жизни, труда и быта, общественным поведением и психологией. Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями». Это значит, что период юности (16-25лет), большая часть которой приходится как раз на студенческие годы - время бурного развития личности в физическом, социальном, моральном отношении, время активного усвоения новых знаний, накопления жизненного опыта, время приобретения жизненных ценностей. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. К тому же, зачастую время студенчества - часть жизни, свободная от многих социальных ролей и обязательств (профессионально-трудовой деятельности, брачно-семейных отношений). Всё это благоприятствует занятию волонтёрством.

С целью изучения мотивации к занятию волонтёрством было проведено эмпирическое исследование среди студентов, принявших участие в проекте благотворительного детского фонда «Виктория» «Профориентация и самоопределение» детей-сирот на территории Волгоградской области в качестве волонтёров. Социально-демографические характеристики участников-волонтёров приведены ниже.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: