Социально-демографические характеристики участников-волонтёров




Общее количество участников Пол участников Курс обучения Вуз, в котором обучаются участники Специальность участников
  женский 1 курс - 5 Волгоградский государственный университет - 9 Социология - 8
    2 курс - 4 Волгоградскй государственный социально-педагогический университет - 3 Социальная работа - 4
    3 курс - 2    
    4 курс - 0 человек    
    5 курс - 1    

 

Изучение мотивации студентов-участников данного проекта проводилось следующими методами: наблюдение, анкетирование. Один из вопросов разработанной анкеты отражает иерархию мотивов студентов-участников проекта к занятию добровольчеством. Результаты приведены ниже.

Иерархия мотивационных причин, побуждающих студентов к волонтерской деятельности

Мотивационная причина Место мотива в иерархии
1)бескорыстное желание помочь  
2)получение новых навыков  
3)альтруизм  
4)возможность практики/стажировки по специальности  
5)самореализация  
6)возможность приобрести новые знакомства  
7)сегодня заниматься данным видом деятельности престижно    
8)религиозные мотивы    
9)сегодня заниматься данным видом деятельности модно    
10)льготы при обучении в ВУЗе    

 


Для полноты картины был также проведён сравнительный анализ иерархии мотивов, побуждающих к занятию добровольчеством студентов-участников нашего проекта, иерархии мотивов индивидуальной деятельности А. Маслоу и иерархии мотивов, побуждающих к занятию добровольчеством участников социологического исследования, проведённого Центром добровольцев «Московский дом Милосердия» по изучению мотивации волонтёров. Результаты сравнительного анализа представлены ниже.

Сравнительный анализ

Ранжирование мотивов согласно авторскому исследованию Иерархия мотивов по А. Маслоу Ранжирование мотивов согласно исследованию «Московского дома милосердия»
Мотив Место мотива в иерархии Мотив место мотива в иерархии мотив место мотива в иерархии
1)бескорыстное желание помочь   1) самореализация   1) желание быть социально полезными  
2)получение новых навыков   2) престиж, чувство гордости   2)желаниеспособствовать изменениям в обществе  
3) альтруизм   3)потребность в общении, в общении равных   3)реализация собственной инициативы  
4)возможность практики/стажировки по специальности   4) потребность в безопасности   4)желание найти единомышленников  
5)самореализация   5) удовлетворение физиологических потребностей   5)оценка себя как личности  
6)возможность приобрести новые знакомства       6)желание ответить добром за добро  
7)сегодня заниматься данным видом деятельности престижно       7)желание интересно провести досуг, занять свободное время  
8)религиозные мотивы       8)решение собственных пролем  
9)сегодня заниматься данным видом деятельности модно          
10)льготы при обучении в ВУЗе          

 

Анализ данных:

Таким образом, получается, что по пирамиде индивидуальных потребностей А. Маслоу группа мотивов, вызванная потребностями в самореализации и творчестве (в эту группу можно объединить следующие мотивы, выявленные в ходе авторского исследования: самореализация, альтруизм, бескорыстное желание помочь, возможность стажировки по специальности, получение новых навыков) занимает наивысшую ступень. Группа коммуникативных мотивов, т.е. удовлетворяющих потребности в дружбе, общении (куда в нашем случае можно отнести возможность приобрести новые знакомства) стоит на втором месте. Группа эгоистических мотивов (престиж, чувство гордости, иметь определённый статус), куда в нашем случае можно отнести (сегодня заниматься данным видом деятельности престижно, модно, эта деятельность даёт определённые льготы при обучении в ВУЗе) стоит на последнем месте среди мотивации волонтёров-участников проекта. В исследовании «Московского дома милосердия» первое место занимают мотивы, такие как желание быть социально полезным, способствовать изменениям в обществе, реализация собственной инициативы. Интересный момент в таким мотивом как альтруизм. А. Маслоу называет альтруизм одним из аспектов самореализации. Слабжанин Н. Ю. пишет по поводу альтруизма. «Альтруизм широко распространен в добровольческой деятельности. Особенно он характерен для людей старшего возраста, обладающих богатым жизненным опытом. Они могут видеть в нем смысл своей жизни. Но, по оценкам ученых, процесс развивающейся урбанизации замещает этот мотив другими мотивами, направленными на достижение только личного благополучия». Сравнительны анализ, с одной стороны, опровергает данное утверждение. Т.к. по всем трём пунктам на первом месте находятся бескорыстное желание помочь, альтруизм, желание быть социально полезным, и мотив самореализации в пирамиде А. Маслоу, включающий в себя два вышеназванные пункта. Но данное утверждение также и подтверждается сравнительным анализом, т.к. так самореализация это не только альтруизм и альтруизм - это не всегда самореализация. Ведь, по сути, получение новых навыков, возможность реализации собственной инициативы, возможность стажировки по специальности - мотивы, направленные на себя, на достижение личного благополучия, а они занимают во всех иерархиях достойные вторые, третьи места. И все последующие мотивы - мотивы, направленные на себя, а не на общество. Но это вполне объяснимо тем, что, студенчество - пора наивысшего расцвета сил, осознания собственного внутреннего потенциала, определения личной миссии, выбора жизненного пути. В связи с этим, одним из первоочередных мотивов занятия волонтёрством среди студентов и является «стремление к самореализации, т.е. реализации личностного потенциала, проявлению своих способностей и возможностей в социально значимой общественной деятельности». Но, при всём при этом, нужно отметить ещё раз, что бескорыстное желание помочь, быть социально полезным стоит на первом месте в обоих исследованиях. В исследованиях С.В. Михайловой сказано о возрастных различиях мотивации. «У молодёжи преобладает мотивация, связанная с желанием попробовать себя в будущей профессии». Это также видно из вышеприведённой таблицы сравнительного анализа. Мотив «возможность практики, стажировки по специальности» занимает 4 место в авторском исследовании. Получение новых навыков, реализация собственной инициативы занимают 2 место в авторском и 3 в проведённым «Московским домом милосердия» исследованиях. «Добровольческая работа позволяет приобрести полезные практические навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение опыта межличностного взаимодействия, навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков». Ещё одним важных мотивов, стимулирующим студентов к занятию добровольчеством является возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками, приобретения новых знакомств. Это также видно из таблицы и обусловлено тем, что среди молодёжи особенно распространена потребность расширения круга общения. Показательно, что религиозные мотивы стоят, хоть и не на первом месте в ряду мотиваций студентов-волонтёров, участников нашего исследования, но всё же находятся выше по значимости, чем эгоистические мотивы, такие как «сегодня заниматься данным видом деятельности модно» и «волонтёрская деятельность даёт определённые льготы при обучении в ВУЗе», «возможность интересно провести досуг, занять сводное время». Это говорит о том, что волонтёры развиты духовно, нравственно, осознают то, чем занимаются, то, как это может помочь другим, а не просто делают что-либо добровольно, потому что нечем занять себя в свободное время. Но этот мотив занимает далеко не первое место, а среди мотивов, предложенных в ходе исследования «Московского дома милосердия» его нет вообще. Возможно, отсюда мы имеет одну из проблем современного добровольческого движения, а именно, непонимание. «Проблема волонтерства в понимании того, что это такое. Проводилось исследование совсем недавно Тверским центром молодежных добровольческих инициатив Центрального округа, в результате которого к ним поступили данные от самих волонтеров, что они не понимают, почему добровольчество - это в интересах самореализации, социализации. Они считают, что это просто общественная, никому не нужная деятельность, которая использует волонтеров. То есть непонимание». Возможно, когда поведением волонтёров движет единая идеология, каковой, например, долгое время в России являлась как раз идеология, проповедуемая православной церковью и воспитывающая в людях альтруистическое сознание, тогда устремления, желания людей сделать что-то полезное легко направляются в сферу волонтёрства и люди ясно осознают цели своей деятельности. Так было, например, и в советское время, только идеология являлась не религиозной, а светской, пропагандирующей добровольный труд на благо строительства справедливого общества, лучшего мира.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, следует отметить. Социокультурный феномен студенческого волонтёрства приобретает сегодня в России всё больший резонанс. Для того, чтобы волонтёрская деятельность и дальше успешно развивалась необходимо актуализировать мотивы, приведшие молодых людей в добровольческую сферу. Зачастую сходятся во мнении, что мотивация - это совокупность, система разного рода факторов (в том числе мотивов), определяющих поведение и деятельность человека, мотивирующих его к действию. Как правило, альтруизм, определяемый самими волонтёрами как бескорыстное желание помочь, преобладает в мотивации волонтёров, в том числе студентов. Это «традиционный», один из главных мотивов добровольческой деятельности во все времена. Но для студентов, как специфической группы людей, находящихся на «пике» активности творческих, моральных, социально-психологических сил, немаловажными мотивами являются также самореализация, возможность получения новых навыков, практики по специальности, приобретения новых знакомств. Религиозные мотивы стоят не на последнем месте среди иерархии мотивов студентов-волонтёров.


Заключение

 

Подводя итоги всему вышесказанному, можем заключить следующее.

Волонтёрство (используется синонимично с русскоязычным аналогом - добровольчество) - бескорыстный (предполагается отсутствие именно денежного вознаграждения), добровольный труд по решению социально-значимых проблем. Добровольческий труд мало изучен с позиций отечественной социологии. В отечественной науке имеется три основных традиции его изучения. Волонтёрский труд рассматривается сквозь призму христианской традиции как неотъемлемый аспект религиозной жизни; также волонтёрский труд изучается в контексте социально-экономической концепции марксизма как необходимый элемент для построения коммунистического общества, свободы личности; существует методика исследования добровольческого труда с точки зрения социетального подхода (добровольческий труд как фундамент гражданского общества).

Волонтёрство как целостное социокультурное явление имеет свои корни, исторические причины возникновения, обусловленные самой общественной жизнью в разные периоды её развития. Зарождению волонтёрства как бескорыстной помощи ближнему во многом способствовала религиозная идеология, в-первую очередь, христианство. Альтруистические мотивы побуждали людей совершать добрые поступки. В России некоторые учёные усматривают корни добровольчества ещё до принятия государством христианства, а именно - в общине, уклад жизни которой диктовал условия выживания в виде добровольной, взаимной помощи друг другу.

Более организованные формы волонтёрской деятельности как в России, так и в Западной Европе можно наблюдать с появлением глобальных социальных проблем, которые можно было решать лишь сообща, привлекая бесплатный человеческий труд (устранение последствий войны, эпидемии). То есть, как мы видим, волонтёрский труд всегда был ответом на существующую реальность, происходящие изменения проблемного характера, которые трудно было решить силами лишь государства. В России социокультурный феномен волонтёрства прошёл следующую эволюцию форм проявления:

1) индивидуальные инициативы

2) государственная и частная система призрения (нельзя в полном смысле слова назвать формой добровольческого труда)

) организованные формы волонтёрства

) «добровольно-принудительный» труд советского периода.

) Институциональные формы (современный этап развития данного феномена)

Свое современное развитие волонтерское движение также получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы. Сферы распространения и функции волонтёрской деятельности довольно разнообразны. Она применяется при решении проблем в социальной сфере (помощь детям-сиротам, старикам, инвалидам), сфере экологии и окружающей среды, здравоохранения, образования, культуры. Функции волонтёрства довольно разнообразны, но одинаково значимы для развития общества в целом. Добровольчество - это не только бесплатный труд в помощь государству при решении многих социально-экономических проблем, но также неиссякаемый источник нравственности, транслятор социетальных ценностей, прочный фундамент построения гражданского общества, в последствии - правового государства, шанс реализации каждой отдельно взятой личностью своего интеллектуального, творческого потенциала.

Мировой практикой признано, что волонтёрская деятельность наиболее эффективно реализуется в организованной форме в некоммерческом секторе посредством постоянно действующих волонтёров. Такая форма функционирования добровольческого движения - обычная практика для стран Западной Европы и США, но относительно новое явление для России. Отсюда следует ряд проблем, связанных с функционированием и дальнейшим развитием российского волонтёрства, которые необходимо решать. Сюда относится неурегулированность правового вопроса в данной сфере, малая степень информированности, мотивирования и, как следствие, вовлечённости людей в данный вид деятельности, одновременно с этим практически однородный социально-демографический состав волонтёров (молодёжь в возрасте 13-30 лет, основную массу из которой составляют студенты ВУЗов, школьники), практически нулевое развитие волонтёрства в некоторых сферах (например, в сфере культуры), непонимание многими волонтёрами долгосрочнх целей своей деятельности. Данные проблемы требуют скорейшего разрешения.

Важно обратить внимание на мотивацию российских студентов к занятию добровольчеством. Во-первых, потому, что студенты - основная часть волонтёров России. Во-вторых, для того, чтобы дальше развивать данный вид деятельности, некоммерческим организациям необходимо знать, что приводит людей к этому занятию, что они ожидают, в противном случае, можно потерять волонтёров. В-третьих, анализ мотивации позволяет нам понять, какова значимость данного социокультурного явления не только для общества в целом, но и для отдельной личности. Зачастую сходятся во мнении, что мотивация - это совокупность, система разного рода факторов (в том числе мотивов), определяющих поведение и деятельность человека, мотивирующих его к действию. Традиционно мотивацией к добровольческому труду принято считать альтруистические мотивы, бескорыстное желание помочь. Но, в современных реалиях жизни и в связи со своеобразными психофизическими особенностями студентов как специфической социальной группы, помимо альтруизма, немаловажными мотивами студенческой молодёжи к занятию волонтёрской деятельностью выступают также мотив «желание самореализации», «возможность получения новых навыков», «практики по специальности», «расширение привычного круга общения». Занятие добровольчеством помогает студентам самореализоваться морально-психологически, профессионально, а также повышает уровень нравственности волонтёров, что особо актуально в связи с всевозрастающим преобладанием экономических ценностей в политике, идеологии, образовании, культуре, а также частичной потерей обществом, особенно молодёжью нравственных ориентиров.


Список литературы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: