Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. с французского С.Н. Зенкина. – М.: «Институт экспериментальной психологии»; СПб: «Алетейя», 1998.




Проект 1. Что такое философия?

(неопубликованная рукопись)

 

Определить, что такое философия – занятие не из простых. Во-первых, потому, что возраст философии превышает два с половиной тысячелетия; стало быть, и опыт, накопленный ею за эти тысячелетия, не мал. Во-вторых, потому, что философия не только старинная, но и всегда современная форма интеллектуальной самоорганизации человека: всякое познание, научное, художественное, религиозное, является философским в своём основании; всякое качественное, добротное образование есть хорошо продуманный и реализованный философский проект. Определяя, чем издавна была и чем теперь является философия, стоит, пожалуй, принять во внимание совет одного весьма успешного человека древности, Квúнта Фáбия Мáксима (Кунктáтора): «Festīna lente»,[1] – не впадая в наивные крайности, надёжнее всего будет «медленно поспешить».

 

Литература

 

Кант И. Логика: пособие к лекциям / Трактаты и письма / Отв. ред. Гулыга А.В. – М.: Изд-во «Наука», 1980. – С. 329-334 (особенно III. «Понятие философии вообще»).

 

Иммануил Кант, по его собственному признанию, учил не столько «философии вообще», сколько «философствованию». Таков предмет его рассуждения в лекциях, читанных студентам Кёнигсбергского университета во второй половине XVIII в.: в своём существе философия есть н а у к а «о в ы с ш е й м а к с и м е п р и м е н е н и я н а ш е г о р а з у м а» [2]. Аскетично и остроумно Им. Кант формулирует для своих студентов, вдохновленных идеалами Просвещения, предельные вопросы философского исследования (знаменитые четыре вопроса Канта); сравнивает его с математическим, которое наиболее близко философии в формально-теоретическом отношении, хотя и весьма отличается по своему предназначению, имеет иную содержательную определённость.[3]

 

2. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию / пер. с нем. Скляднева Д.В. – СПб: Фонд-Университет – «Владимир Даль», 2004. – С. 350-358 (§ 73. <Заключительное слово:> Философия как самоосмысление человечества и самоосуществление разума).

 

Эдмунд Гуссерль говорит о том, что такое философия, в иной аудитории и примерно полтора столетия спустя после Канта - в середине 30-х годов XX в. Гуссерль уточняет здесь высшую научную целесообразность философского исследования, его необходимость в общем познавательном опыте – вплоть до разъяснения того, «к а к н а у к и, о т б и р а ю щ е е м е с т о у ф и л о с о ф и и, н е и з м е н н о с т а н о в я т с я н е с о с т о я т е л ь н ы м и».

 

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. – М.: Республика, 1993. – С. 327-345.

 

Метафизическими принято называть философские исследования фундаментального характера. Определить существо этих исследований, согласно Мартину Хайдеггеру, одному из творческих учеников Э. Гуссерля, означает, прежде всего, установить «несравнимость философии», её несводимость ни к одному из известных типов исследовательских практик или некоему мировоззрению. Предполагая, что уяснить существо философии лучше, следуя «путеводной нити я з ы к а», М. Хайдеггер реконструирует «фундаментальное н а с т р о е н и е философствования» – то, что содержится, например, во фрагменте наследия поэта-философа первой половины XIX в. Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома» … Хайдеггер на непростом своём языке описывает, как происходит философское исследование – «самостояние философствования как основное событие в н у т р и нашего п р и с у т с т в и я».

 

Пассмор Дж. Современные философы. Перевод с англ. Л.Б. Макеевой. – М.: Идея-Пресс, 2002. – С. 7-30 (Предисловие, гл. 1 «Введение: перемены и преемственность»).

 

«Современность» в этой книге Джона Пассмора, философа аналитической традиции, – это 60-80-е годы XX века. Не давая метафизических определений философскому исследованию, Пассмор подводит под некоторые общие основания тематику и проблемные ориентации новейших философских программ, которые, по слову Пассмора, отличаются прежде всего «своей д о т о ш н о с т ь ю».

 

Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. с французского С.Н. Зенкина. – М.: «Институт экспериментальной психологии»; СПб: «Алетейя», 1998.

 

Жиль Делёз и Феликс Гваттари – младшие современники Дж. Пассмора; они склонны доверять прежде всего т в о р ч е с к о м у началу в философских исследованиях. Творчество концептов составляет важнейшее основание философии; философы, по мере своих исследований, обеспечивают появление концептуальных персонажей – виртуальных данностей интеллектуального мира, не интеллекту только принадлежащих. Концептуальное творчество – есть способ самоосуществления интеллекта, который позволяет ему сберегать и поддерживать свой познавательный статус. Будучи одновременно и образом, и приоритетом, и результатом интеллектуального творчества, концепты с трудом поддаются формальному определению и сколько-нибудь завершённому пониманию…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: