СЕНСАЦИОННЫЕ ТАЙНЫ ИСТОРИИ 11 глава




17 ноября 1875 года было основано теософическое общество Блаватской. Теософию Блаватская превратила в организованное течение, которое вскоре объединило десятки тысяч фанатиков. Термин «теософия» (от греческих слов тео – божество, бог и софия – мудрость, знание) должен быть понимаем как мистическое богопознание, богомудрие. Теософия стоит вне вероисповедных границ, привлекает мифологический и философско‑нравственный материал самых разнообразных богословских систем. Она оперирует представлением о едином боге всего мира и человечества.

Теософы наравне со спиритами признают реальность загробного мира и возможность контакта с его обитателями, возможность перенесения физических тел в пространстве путем волевого и мыслительного усилия, проникновение сквозь стеньг, чтение запечатанных писем и прочие совершенно невероятные вещи.

В сопровождении неизменного Олкотта Блаватская появляется в Индии. Сперва для ее резиденции был избран Бомбей, а затем Адияр. С тех пор индийское теософское общество получает название Адиярской квартиры. В Индии Блаватская продолжает совершенствоваться в производстве своих – уже доставивших немалый успех – «феноменов». Скоро становится известно, что она обладает даром являть на чистом листе бумаги изображения путем наложения руки. Она может переносить мысленно предметы с одного места на другое. Посвященные кроме этого лицезреют чудо из чудес: материализацию самих махатм. Во время демонстраций этих «чудес» Блаватской неизменно ассистируют супруги Коломб: жена – помощница секретаря теософического общества, муж – библиотекарь.

В Индии здоровье Блаватской стало ухудшаться: она плохо переносит местный климат. Было принято решение возвратиться в Европу, и неразлучная пара – Блаватская и Олкотт – направляется в Париж. Отныне они действуют уже под прикрытием индийской экзотики. Теперь дверь перед посетителями их квартиры открывает мрачного вида слуга индус Бабула, ранее состоявший помощником фокусника. Есть у Блаватской и свой собственный молодой брамин Могини. Когда во время беседы хозяйка протягивает руку вперед, он непременно падает, как сраженный молнией, и, извиваясь, словно змей, ползает до тех пор, пока его не остановит повелительница.

Такое не могло не подействовать, и оно подействовало.

И вдруг в 1884 году внезапно Блаватская получает сильнейший удар. Она узнает, что оставленные на Адиярской квартире супруги Коломб поссорились с руководством местного Теософического общества и выступили на страницах газеты с разоблачениями всех махинаций и жульничества Блаватской. В подтверждение они представили ее письма к ним, из которых явствует, что большинство знаменитых феноменов – обман чистейшей воды. Все подстроено, все фокусничество: и письма от махатм, падающие с потолка на стол, и появление и исчезновение предметов. Напрасны вопли Блаватской о том, что ее оклеветали, что письма поддельны: авторитетная графологическая экспертиза установила тождественность ее почерка с почерком писем, представленных супругами Коломб.

В дело вмешивается английское «Общество исследователей психических явлений». И вот восемь месяцев спустя появляется его печатный (не менее 500 страниц убористого текста) отчет. И тот же уничтожающий для Блаватской вывод: обман! Все сплошной обман, построенный на примитивном фокусничестве. Обман, рассчитанный на привлечение легковерных людей в общество теософов, чтобы выколотить из них деньги.

Родоначальница теософического движения в прострации. Начался массовый выход обманутых людей из теософских обществ разных стран. Однако наиболее преданные ученики сплотились вокруг своей, как они говорили, незаслуженно «оклеветанной матери». И вот вопреки всякому здравому смыслу после некоторого периода нелестного отношения и забвения именно в Англии, где на 500 страницах описывались махинации Блаватской и Олкотта, опять начал усиливаться интерес к теософии. Число приверженцев Блаватской стало неуклонно расти. В 1887 году она принимает решение покинуть Париж и переселиться в Лондон. Здесь, восторженно встреченная своими единомышленниками, она, уже старая и больная, вновь развернула активную деятельность, но сравнительно скоро – 8 мая 1891 года – дух Блаватской освободился от бренного тела и улетел к своим астральным братьям.

И все же Елена Блаватская оставила после своей смерти много неясных вопросов. Например, как удалось ей написать несколько весьма объемных книг за очень короткое время, а главное, откуда у нее появились элементы знания Русской Религии? Ведь она никогда не была в Киеве и не могла знать это, так как для этого надо было быть посвященной в тайны Русской Религии.

Анализируя творчество Е. Блаватской, я вижу, что она не знала сакральную Историю, Идеологию и Русскую Идею. Более того, не понимала она и Русский Космизм, но не будучи посвященной в Русскую Ведическую Традицию Е. Блаватская смогла из ныне неизвестных источников все же достаточно близко приблизиться к тому, о чем я написал лишь сто лет спустя после ее смерти в своей книге «История Русской Империи».

Я считаю, что феномен Е. Блаватской существует, но верно и то, что она уступает Рерихам в понимании истоков мировой культуры и главного, что именно мы, русские, есть Источник Бытия, она не понимала…

 

Александр Довженко

 

Александр Романович Довженко – великий русский гипнотизер, создатель знаменитого метода «кодирование», который ныне у нашей страны украден и подается на западе под именем «нейро‑лингвистическое программирование», а авторство метода приписывается неким Бэндлеру и Гриндеру, которые к науке о гипнозе не имеют никакого отношения.

А. Довженко прожил трудную жизнь и потратил 50 лет на доказательство научной эффективности своего метода, поэтому столь горькая посмертная судьба его метода обидна. А забвение имени А. Довженко недопустимо…

Саша родился 29 марта 1918 года в семье рабочих в городе Севастополе. Отец Саши, Роман Григорьевич, работал мастером и машинистом Одесского пароходства, затем работал механиком на теплоходе «Армения». Мать Саши, Наталья Никифоровна, была уборщицей. В 1917 году семья переехала из Одессы в Севастополь, здесь Саша и родился. Кроме Саши в семье вскоре родились два брата и сестра.

Семья Саши жила бедно, но все дети учились хорошо и все, когда выросли, окончили Крымский медицинский институт в городе Симферополе и стали врачами.

В возрасте 17 лет в 1933 году Саша окончил семь классов и школу ФЗО и поступил матросом к отцу на теплоход «Армения».

Саша с детства увлекался гипнозом, поэтому на судне развернул бурную деятельность гипнотизера, иногда гипнотизировал кого‑нибудь шутки ради, а в основном занимался лечением с помощью гипноза. Командование судна смотрело на «чудотворство» матроса сквозь пальцы, поэтому Саша экспериментировал вовсю.

В 1936 году Саша принял твердое решение стать врачом‑гипнотизером, поэтому оканчивает годичные подготовительные курсы и поступает в Крымский мединститут.

В институте Александр стал увлекаться работами B. М. Бехтерева, И. П. Павлова, И. М. Сеченова. Стал изучать психиатрию, рефлексологию головного мозга, основы траволечения, отечественную и восточную народную медицину.

Александра уже на первом курсе заметил и поддержал заведующий кафедрой психиатрии профессор И. М. Балабан. Поэтому Александру сразу доверили преподавание лечебной физкультуры, а затем и преподавание курса анатомии и физиологии человека в Симферопольском медицинском техникуме.

После института А. Довженко работал врачом в Джанкое, Цюрюпинске, Черновцах, а с 1948 года – в Феодосии, главврачом городского вендиспансера. На общественных началах А. Довженко проводил лечение больных алкоголизмом, наркоманией, табакокурением, заиканием, неврозами и другими заболеваниям.

Здесь, в Феодосии, Александр Романович и создает свой знаменитый метод лечения словом в гипнотическом трансе техникой кодирования. Вот как пишет о своем методе сам А. Р. Довженко:

Многие курильщики, которые уже знают, какое зло приносят они своему здоровью, неоднократно пытаются бросить курить, но так и не добиваются желаемого результата. И все же миллионы людей навсегда отказались от курения. Известны случаи избавления от употребления алкоголя и даже наркотиков без какого‑либо лечения. Отвыкнуть от курения может каждый. Для этого не нужно применять специальные методы. Проявить волю и настойчивость – достаточно для того, чтобы покончить с этим злом. Только безвольные люди не могут бросить курить. Им следует укреплять свою волю, а этот процесс как раз включает в себя способность отказаться от чего‑то желательного, приятного. Таким образом, бросив курить, человек выполняет сразу две задачи – избавляется от вредной привычки и укрепит свою волю. Бросая курить, надо набраться терпения. Во‑первых, надо уяснить, что без никотина человеческий организм обходился всегда. Ведь тот, кто никогда не курил, не испытывает в этом потребности. Вредная привычка перерастает в тягу к курению. Напомним, физиологически это объясняется тем, что организм, вначале отвергавший вредное воздействие никотина, адаптируется к нему. В дальнейшем протекание биохимических процессов на фоне никотина становится естественным. Теперь уже его отсутствие в организме нарушает ставшее для него обычным состояние, которое можно выразить словами: «курить хочется». Это категория психическая: понижается настроение, ощущается утрата спокойствия и благополучия, возникают неприятные ощущения тревоги, раздражительности. Бороться с ними трудно. Проще закурить, удовлетворить организм в никотинном голодании и все пройдет.

В своей книге «Умей владеть собой» А. П. Козин отмечает, что если человек воздерживается от курения, организм очищается от никотина и отвыкает от него. Фактически организм перестает испытывать потребность в никотине. Но память о том, что сигарета приносит удовольствие, сохраняется. Наиболее частым поводом для: возобновления курения является любая ситуация, вызвавшая неприятные Эмоции. Человек не раздумывая обращается к тому, что раньше улучшало состояние. Иногда просто от волнения он закуривает машинально, включая механизм, хотя и ненужной, но привычной деятельности. Новая порция никотина, попавшая в организм, воскрешает память о былом и опять возникает тяга к курению.

Таким образом, как и при первичном, так и при повторном начале курения человек раньше закуривает, а затем уже у него возникает потребность в курении, но не наоборот, как это объясняют курильщики. Именно поэтому лекарственное лечение от курения является малоэффективным. Мало создать физическое отвращение к курению – оно врожденное у человека, – нужно понять механизм развития тяги к нему, выработать в своем сознании понимание его нецелесообразности, вредности и тогда уже для восприятия этой ненужности создать чувство отвращения к этой вредной привычке.

Как видим, бросить курить не так просто. И все же возможно. Если же это, сделать не удается, нужно прибегнуть к лечению. При этом необходимо убедиться в окончательном решении бросить курить. Лечебные меры многообразны: медикаментозная терапия, иглоукалывание, физиопроцедуры, заменители табачных изделий, индивидуальная и групповая психотерапия, гипноз… Довольно эффективны словесное внушение и гипноз.

Психотерапия помогает тренировать главные нервные процессы, происходящие в головном мозге, – возбуждение и торможение.

Существуют и медикаментозные методы лечения. Однако еще нет лекарства, после приема которого в организме выработалось бы прямое отвращение к табаку. Принцип действия медикаментов сводится к созданию иллюзии никотинового насыщения организма. К таким препаратам – «заменителям» табака относятся цитизин, любелин, анабазин‑гидрохлорид, бензедрин. В Болгарии производятся таблетки «Табекс», которые также содержат цитизин.

И все же как бросить курить самостоятельно? Как избавиться от этого зла? В 1982 году вышла книга М. Стоппард «Бросим курить», в которой приводятся интересные факты: 8 миллионов человек в Великобритании отказались от привычки курить. Автор рекомендует бросать курение постепенно, соблюдая пять стадий отвыкания. Первая заключается в том, почему хотите бросить курить. Эта стадия длится неделю.

На второй стадии принимается решение бросить курить. Это решение во многом зависит от силы воли.

На третьей стадии человек готовит себя к тому, чтобы бросить курить. Необходимость правильной и серьезной подготовки к этому шагу трудно переоценить. Она во многом предопределяет конечный результат.

Четвертая стадия – отказ от курения. Нужно заранее определить дату и не отступать от нее. Этот день следует выбирать тщательно. Надо постараться, чтобы он отличался от других, ничем не примечательных дней.

Пятая стадия характеризуется стремлением бросившего курить оставаться некурящим. Первые несколько недель пережить труднее всего. Когда эта стадия минует, можно считать, что поставленная задача выполнена.

Предложенные стадии отказа от курения, безусловно, содержат и рациональное зерно. В их основу положен принцип постепенной перестройки отношения к курению, самовнушения желания и готовности отказаться от этой вредной привычки. Надо помнить, что отказ от курения возможен только в тех случаях, когда волевое, осознанное усилие «я не буду курить» подавляет желание «я хочу курить».

Существуют и другие способы прекращения курения: одномоментный и медленное, постепенное отвыкание.

Одномоментное прекращение курения заключается в том, что человек сразу бросает курить. Этот метод рекомендуется для подростков, юношей, людей молодого и среднего возраста.

Внезапно перестать курить лучше в спокойной обстановке. Если при этом появляется резко выраженное явление абстиненции (депрессия, бессонница, потеря аппетита и т. п.) целесообразно переходить на постепенное прекращение курения. Оно заключается в систематическом уменьшении количества выкуриваемых сигарет с последующим отказом от них. Заслуженный деятель науки РСФСР профессор В. М. Банщиков предлагает метод лечения, основанный на постепенном отвыкании от никотина и на длительной психологической перестройке. Через каждые 3 дня количество выкуриваемых сигарет уменьшается на одну. Через полторы недели человек чувствует себя спокойней и не страдает, как в первые дни. Когда остается одна сигарета на день, курят еще 10 дней, только в момент непреодолимого желания. Тяготение к сигарете, утренний кашель исчезают, появляется повышенная работоспособность. Психологическая перестройка заключается в том, что, считая каждый день на протяжении 2–3 месяцев количество сигарет, человек постепенно укрепляет решение вообще не курить и создает в себе уверенность в этом.

Основной принцип лечения табакокурения – применение комплексных мер и способов. Вместе с применением лекарственных препаратов они описаны в специальной литературе, и мы не будем здесь разбирать их подробно, поскольку в своей практике используем безмедикаментозный психотерапевтический метод лечения курильщиков, алкоголиков, наркоманов.

В чем заключается этот метод? В своей практике я исхожу из того, что алкоголизм, наркомания, табакокурение – это болезни силы воли, то есть – это, прежде всего, болезни личности. Для их лечения необходим метод, позволяющий вмешаться в работу интимных механизмов человеческой психики, переустроить болезненную психику, лечить личность. 40 лет тому назад передо мной встала сложная, дерзкая по своему замыслу задача – найти практический метод лечения наркомании, в том числе табакокурения и алкоголизма. Решению этой задачи я посвятил всю свою жизнь. Мне пришлось изучить многие методы народной медицины, в том числе тибетской, индийской, китайской, египетской, западноевропейской и нашей замечательной отечественной народной медицины. На протяжении многих лет занимался гомеопатией, овладел фототерапией, активно совершенствовался в психиатрии, клинической психонаркомании и в других отраслях современного здравоохранения в медицинских центрах Советского Союза: Харькове, Москве, Киеве, Ленинграде. Многие методы лечения приходилось проверять на себе. Так, в научных целях в московской клинике профессора Ю. С. Николаева я провел. 36‑суточное голодание. Но все это было не то. Да, эти методы давали эффект, но не всегда и недостаточно полный. Надо было продолжать поиски.

Мое внимание привлек гипноз, внушение. И вот в течение многих лет я занимаюсь гипнозом: в бодрствующем состоянии и в состоянии лечебного сна, индивидуальные и коллективные формы, глубокий и поверхностный гипноз и т. д. и т. п. Это позволило накопить необходимый опыт, клинические наблюдения для создания новой эффективной методики лечения алкоголизма, табакокурения, наркомании – стрессопсихотерапий.

Очень долго оставалось загадкой само человеческое сознание, психика. Кто же разгадал ее? Кому прежде всего мы обязаны тем, что новыми глазами можем смотреть на самих себя? Имя этого человека – Иван Михайлович Сеченов, выдающийся русский ученый XIX века.

Возникает вопрос: почему человек во всем своем многогранном развитии так далеко ушел от своих предков – животных – и стал не рабом природы, а ее хозяином? На этот счет есть немало разных рассуждений. И преобладали среди них религиозные, идеалистические воззрения. Их носители рассматривали жизнь как отражение некой самостоятельной сущности, которая не зависит от тела. Они стремились внушить мысль о человеческой душе, которая, дескать является непознаваемой, управляет всей жизнью, всеми действиями человека. Иван Михайлович Сеченов первым выступил против этих религиозно‑идеалистических воззрений на процессы человеческой психики. Решительно их отвергая, он доказал, что эти процессы не могут быть самостоятельными, не зависящими от физиологии человека.

Положив в основу познания психики человека и животных исследования деятельности органа мышления – головного мозга, И. М. Сеченов утвердил истину: человек мыслит, чувствует и действует не потому, что кто‑то наделил его божественной душой, а потому, что так устроен его мозг. Именно он, человеческий мозг, это самое совершенное творение природы, обусловливает все действия человека, как орган высшей жизнедеятельности.

Но что же представляет собой наша нервная система? Это очень сложный механизм. Его составляет множество разнообразных нервных клеток и отростков – нервных волокон, связывающих между собой самые различные отделы и участки нашей нервной системы. Размеры нервной клетки – это десятки тысячных миллиметра. Другое дело – ее отростки. Их длина составляет десятки сантиметров. Нервная клетка с ее отростками называется нейроном. Человеческий мозг насчитывает около 15 миллиардов нейронов. Они постоянно в работе. Нейроны перерабатывают информацию, которая поступает к ним из внешней среды и внутренних органов. Наша нервная система делится на центральную и периферическую. Первая – это спинной и головной мозг. Периферическую нервную систему составляют нервы, отходящие от спинного и головного мозга, со всеми их многочисленными переплетениями. Есть еще и вегетативная нервная система. Она является той частью периферической нервной системы, которая связывает мозг с внутренними органами.

Человеческий мозг – самая сложная часть нашей нервной системы. Чтобы проникнуть в тайны этой высокоорганизованной материи, сам человек на протяжении веков проделал огромный труд. Теперь многие тайны головного мозга разгаданы. Мы знаем, вес мозга – около 1400 граммов. Известно, что самым важным отделом головного мозга есть кора больших полушарий. Знаем, что Она состоит из большого множества нервных клеток. Коре головного мозга и принадлежит решающая ро£ь во всей осознанной жизни и деятельности каждого из нас.

Наше мышление возникает благодаря работе мозга, который получает сигналы, прежде всего от органов чувств. И. М. Сеченов впервые в истории науки доказал, что наряду с процессом возбуждения в центральной нервной системе протекает и вопрос торможения. Они выражают собой две половины нервной реакции организма. Если возбуждение вызывает работу нервных центров и органов, ими управляемых, то торможение ослабляет или прекращает ее, Причину такого торможения И. М. Сеченов указал безошибочно – она в головном мозге человека и животных, в котором действуют тормозящие центры.

Вся деятельность нашего организма – это непрерывная смена состояния возбуждения и торможения, активности и покоя, бодрствования и сна. Сделав это открытие, явившееся крупным поворотом в познании физиологии нервной системы, И. М. Сеченов пошел дальше. Уже через два года он заканчивает свой знаменитый труд «Рефлексы головного мозга», который развеял миф о так называемой непознаваемой душе. Первым в истории науки он неопровержимо доказал истину: наше сознание – это функция головного мозга. И она может изучаться, как всякая другая функция живого организма, потому что «…все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

Достойным наследником и продолжателем дела И. М. Сеченова стал И. П. Павлов. «Да, я рад, – писал он, – что вместе с Иваном Михайловичем и полком моих дорогих сотрудников мы приобрели для могучей власти физиологического исследования вместо половинчатого весь нераздельно живой организм. И это целиком наша русская неоспоримая заслуга в мировой науке, в общечеловеческой мысли».

И. П. Павлов окончательно развенчал религиозные воззрения на душу и веру в нее как нечто независимое от тела и сверхъестественное. Не душа, а рефлексы – вот основа работы головного мозга. Всеобъемлюще это обосновав, он доказал, что уже в момент своего рождения как человек, так и животные обладают многими свойственными нервными рефлексами, которые передаются из поколения в поколение. Ученый назвал их безусловными.

Но есть инстинкты и другого рода. Они более сложные и вырабатываются у человека и животных уже после рождения, в ходе жизни, под ее воздействием. Такие рефлексы И. П. Павлов назвал условными. Он определил, что условный рефлекс – это временная связь организма с внешней средой, которая осуществляется при посредстве нервной системы. Мы живем в многообразном мире различных ощущении и реагируем на каждое из них. Стоит измениться погоде или даже нашему меню – в деятельности организма произойдут соответствующие изменения, в центральной нервной системе возникнут новые условные рефлексы. Именно этим рефлексам мы обязаны постоянным своим единством с окружающим миром, разумным реагированием на каждое в нем изменение и жизненно важным приспособлением своего организма к условиям внешней среды.

Эту работу коры головного мозга, которая обусловливается всеми первичными чувственными восприятиями, И. П. Павлов назвал работой первой сигнальной системы. Ею обладают и люди, и животные. Но в отличие от последних, люди наделены способностью воспринимать окружающую действительность еще и по словесным обозначениям. Ведь мы слышим и видим слова. Эти элементы письменной и устной речи – тоже сигналы. Они являются как бы вторичными сигналами наших чувственных восприятий.

По мнению И. П. Павлова, наша речь и отвлеченное мышление – это результат работы второй сигнальной системы, осуществляющей нервные связи высшего типа в виде речи и мышления. Она дана лишь человеку и в словах заключен индивидуальный познавательный опыт каждого из нас и размах познавательной работы всего человечества. Слова, слышимые или видимые нами, это сигналы, вызывающие условные рефлексы.

Любое слово непременно отражается в нашем сознании с точным представлением о перце, полыни, или подобных им раздражителях, которые характерны своим отличительным качеством – горечью. При слове «сладкий» у вас возникает ассоциация с представлением о сахаре, винограде, – со всем, что уже известно своей сладостью.

Слово, как учит И. П. Павлов, – это великий раздражитель. Словом можно убить или оживить человека. Оно может оживить в мозгу огромное количество разнообразнейших нервных связей, которые заложены ранее приобретенным людьми опытом. Эти связи не идут ни в какое качественное или количественное сравнение с доступными животным раздражителями.

Однако вторая сигнальная система не может существовать и возникать без первой сигнальной системы. Разве мышление может возникнуть без ощущений? Нет. Точно также у нас не может быть ощущений, не связанных с мышлением.

Разумеется, что наше мышление нельзя считать просто механическим восприятием окружающей среды. Но не существует и «чистой мысли», как это думали раньше. Представим себе ребенка, который с первого дня своего рождения лишен возможности общаться с такими же, как он людьми, с обычной для него средой. Что было бы в результате такой изоляции? Он, если бы выжил, наверняка остался бы недоразвитым, не стал бы человеком в полном смысле слова, хотя и имел бы способность к отвлеченному мышлению и познанию.

Только контакт с внутренней и внешней средой позволяет головному мозгу осуществлять все свои функции применительно к нашему организму. Только этот контакт делает мозг действенным органом мышления, органом мысли, умственных способностей, воли к действию, всей духовной жизни.

Много страниц в науку о высшей нервной деятельности человека вписал И. П. Павлов. И он мечтал о том дне, когда физиологи не только на основе экспериментов будут судить о сложности процессов, происходящих в мозге, но и увидят живой действующий мозг. И тогда будет ясно, как именно, в какой момент и каким образом у человека формируются его сознание, мышление, речь. «Мы его еще увидим!» – говорил великий физиолог, веря, что люди сумеют постичь весь механизм процессов, происходящих в каждой клетке мозга. Он не ошибся. Его последователи уверенно продвигаются к цели.

…Слово – могучее оружие в борьбе с болезнью, недугом. О бережном обращении со словом, о необходимости охранять психику каждого человека говорили видные деятели отечественной медицины.

Выдающийся русский психиатр В. М. Бехтерев, подчеркивая важность слова в лечении недугов, указывал, что если больному от беседы с врачом не становится легче, это не врач.

Но слово может оказывать и отрицательное воздействие на психику. Вредное влияние грубого слова на нервную систему, к сожалению, мы еще недооцениваем. Некоторым из нас приходилось, видимо, наблюдать, как человек после грубого с ним общения, оскорбления, проявленной бестактности менялся в лице. Нередко он уходил, держась рукой за сердце. Дело в том, что на грубое слово наша психика отвечает целым рядом негативных реакций: повышается или падает артериальное давление, ухудшается настроение, изменяется деятельность многих внутренних органов, что способствует развитию многих заболеваний, в том числе и заболеваний сердца.

Особенно отрицательно сказывается грубое слово на больном человеке. Резко ухудшается течение болезни. Академик К. М. Быков писал: «Теперь мы все яснее сознаем, что эмоциональные воздействия могут часто оказывать во много раз больше влияния, чем какой‑нибудь физический фактор, что слово может наносить глубокие изменения во всем организме».

Отрицательные эмоции стали предметом изучения руководителя лаборатории патофизиологии ВНИИ общей и судебной психиатрии имени В. П. Сербского профессора Э. А. Костандова, который утверждает, что их «резиденция» находится в правом полушарии мозга. Экспериментальные воздействия на правое полушарие вызывали эйфорию. Аналогичный эффект вызывают наркотики, алкоголь, табак. Все мы знаем, что отрицательные эмоции – это плохо. «Еще хуже, – утверждает Э. А. Костандов, – если они безотчетные, неосознаваемые. Мы не всегда понимаем, почему у нас неожиданно испортилось настроение, почему вдруг тоска сжала сердце. Виною может быть случайное слово, промелькнувшее воспоминание, даже забытый запах, связанный с горестными переживаниями. Больной человек не всегда объясняет вызванные ассоциации, а врачу непременно нужно знать, что послужило причиной нервного срыва.

Благодаря каким же механизмам осуществляется словесное воздействие при гипнозе? Этот очень трудный вопрос отчасти уже разрешен на основе исследований И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, их соратников и учеников. Осуществляемые посредством гипноза изменения в психике и нервной системе, казавшиеся раньше загадочными, в настоящее время получили объяснение.

Под влиянием идей и экспериментальных данных Н. Е. Введенского А. А. Ухтомский создал учение о доминанте, которую он определил как «общий рабочий принцип центров».

Страстное увлечение русской интеллигенции во второй половине XIX века естествознанием побудило А. А. Ухтомского (1875–1942 г.), блестяще окончившего Нижегородский кадетский корпус и Московскую духовную академию, получившего ученую степень магистра философии, стать физиологом. Он окончил Петербургский университет и работал в нем до конца жизни, возглавляя физиологическую лабораторию, кафедру физиологии животных, а затем организованный им Физиологический институт, который теперь носит его имя. Талантливый педагог, А. А. Ухтомский много сделал для народного образования. После Великой Октябрьской социалистической революции он принял деятельное участие в создании рабочего факультета в Ленинградском университете. Академик А. А. Ухотомский был лауреатом премии имени В. И. Ленина, одним из первых советских биологов, удостоенных этой высокой награды.

Главная заслуга А А Ухтомского – открытие важнейшего принципа деятельности нервной системы – явления доминанты. Этим термином называют стойкий очаг возбуждения, возникающий в мозговых центрах в результате их систематического раздражения. Одновременно с формированием этого очага во всех прочих частях нервной системы развивается торможение. Деятельность заторможенных участков прекращается, осуществление присущих им рефлекторных реакций становится невозможным, а любое перевозбуждение, предназначенное для заторможенных районов мозга, не может туда проникнуть. Оно переадресуется в доминантный очаг, усиливая степень его возбуждения, усиливая доминанту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: