СЕНСАЦИОННЫЕ ТАЙНЫ ИСТОРИИ 14 глава




– Два обязательных условия, – говорит Довженко, – должны соблюдать те, кто приходит ко мне. Две недели ни грамма спиртного, никаких лекарств…

То тихо льется, то птицей взлетает голос врача. В затемненной комнате 25 человек. Они знают, что Довженко не будет их «усыплять», что весь сеанс пройдет в состоянии бодрствования. Все лица мне кажутся одинаковыми – они внимают исцеляющему голосу. И какими разными они станут после сеанса, когда за 20 минут больной должен решить, сколько ему не пить – год, два или всю оставшуюся жизнь. Таково правило Довженко: он не насилует личность, предоставляя человеку право самому все определить. После этих 20 минут они будут заходить к врачу по одному. И там, за закрытой дверью, сообщат о своей воле. На основании пожелания пациента Довженко закладывает в мозг специальный код. «Он будет контролировать ваше поведение, ваше отношение к спиртным напиткам. С этого момента вы не имеете права употреблять любые алкогольные напитки. Любые дозы спиртного на время действия кода опасны для жизни».

В предисловии к недавно вышедшей книге А. Довженко «Возвращаю вас к жизни», есть такие строки: «Будет ошибкой думать, что здесь мистика, шаманство или еще что‑нибудь подобное. Видеть в его действиях сверхъестественное можно только по незнанию или злому умыслу». Эти слова доктора биологических наук, руководителя отдела экспериментальной нейрофизиологии, заместителя директора по научной работе Харьковского НИИ неврологии и психиатрии профессора Т. М. Воробьевой подтверждают то, что метод стоит на прочной научной основе.

Конечно, метод Довженко, защищенный авторским свидетельством, родился не сразу. Врач настойчиво экспериментировал, уже работал в поликлинике Феодосийского торгового порта, и в конце концов нашел тот вариант гипнотического сеанса, благодаря которому болезнь отступает. Им исцелены тысячи и тысячи больных.

– Вслушайтесь в слово «внушать», – говорит Довженко. – Оно происходит от старословянского «вън уши» – «в уши». Убежден, что слово имеет материальную основу, следовательно, оно может воздействовать и на материальные процессы в организме. Поэтому необходимо найти единственно верное, точное слово, чтобы оно безошибочно повлияло на человека. Я даю пациенту смысловой код, и слова мои начинают в сознании большую новую жизнь, они будут заниматься своеобразной мобилизацией энергии мозга для борьбы с болезнью. Конечно, даже современная наука знает, что в гипнотическом состоянии происходит торможение коры больших полушарий. А сущность торможения остается, по выражению Павлова, «проклятым вопросом».

– Сильно ли утомляетесь, доктор, после сеанса? – спрашиваю врача.

– Два‑три дня не могу спать.

В 1985 году одно из лучших зданий Феодосии, в котором размещался корпус санатория «Восход», решением ВЦСПС передано республиканскому наркологическому, психотерапевтическому Центру Минздрава УССР. Руководит центром заслуженный врач Украины Александр Романович Довженко. Его признали, но жаль, поздновато. Ведь скоро 70 и не те уже силы. Большую половину жизни отдал на то, чтобы утвердить свой метод лечения от алкоголизма Метод, как теперь видно, самый эффективный. Говоря языком стрелков, из 100 возможных «выбивает» больше 90. И отвращает от спиртного за один сеанс. Вот тут‑то и была зарыта собака, если вспомнить о мытарствах врача. Кое‑кого прямо‑таки бесил его успех. Еще бы. Пациенты Довженко не занимали больничных коек, их не отрывали от семьи, не изолировали от общества.

«Этот Довженко» был точно камень на накатанном пути. В кювет его, ишь, указатель нового нашелся. Комиссия за комиссией, но Александр Романович продолжал свое благородное дело, хотя временами, казалось, не оставалось сил. Он выглядывал из окна клиники, видел на улице десятки людей, дожидающихся приема, и снова обретал уверенность в себе. И все‑таки как жестоко растрачивали его энергию разного рода проверяющие! Ведь врачебные гипнотические сеансы требовали от него максимального напряжения нервной системы и всех психических сил. Только за последние, наверное, неполные пять лет, с тех пор, когда явилось признание, у Довженко прошли курс психотерапевтического лечения больше 12 тысяч человек…

А почему бы не помочь сразу, когда Довженко был в расцвете творческих сил, полон энергии? Однако… И снова проверка: может, он на этом больном споткнется, и к нему направляют человека, который 59 раз лечился от алкоголизма и безуспешно. Больше 30 увольнений, подзаборная жизнь, на дальнейшей судьбе поставлен крест. А он и его излечивает.

Как‑то в Феодосию прибыл проверяющим руководитель отделения Харьковского НИИ неврологии и психиатрии, кандидат медицинских наук А. Ф. Артемчук. Он не сказал, как иные: «Чепуха». Но не дал и положительного отзыва, заключив: «Метод нуждается в апробации и теоретическом обосновании». Теперь Анатолий Филиппович – последователь Довженко. Он говорит?

– Чем глубже знакомлюсь с методикой, результатами лечения, тем больше преклоняюсь перед мудростью его создателя. Методика, разработанная врачом‑практиком, врачом‑мыслителем, органично соединила опыт народного врачевания и высокое мастерство современной психотерапии. В ней можно выделить более 40 механизмов, действующих на весь механизм в целом, личность, сознание и неосознанные процессы, физиологию и психологию больного человека. Методика позволяет совершить чудо: вернуть к настоящей, полнокровной жизни человека, которому уже, казалось бы, никто помочь не в силах. Нередко попутно отмечаются и другие «чудеса»: после сеанса лечения больной алкоголизмом освобождается от бронхиальной астмы, псориаза, язвенной болезни желудка, 12‑перстной кишки, эпилепсии и другой патологии».

Я уверен, что уже в ближайшее время о великом русском гипнотизере и враче выйдет настоящая большая книга. Ну а пока, пусть светлой памятью о нем будет эта небольшая статья, в которой я постарался привести самые разные мнения о моем друге и соратнике…

 

Сергей Радонежский

 

Предки Сергия жили в Ростовской земле4. Ростов Великий принадлежал к числу древних городов Руси и появился на два с половиной века раньше Москвы. Отец Сергия был «един от нарочитых бояр», – иначе говоря, происходил из местной знати. Некогда ростовские бояре распоряжались судьбами Северо‑Восточной Руси. Но к XIV веку Ростовское великое княжество подверглось дроблению и пришло в упадок, что неизбежно сказалось на судьбах местной знати.

Отец Сергия Кирилл служил в боярах у ростовских князей, а усадьба его «бе в пределах Ростовского княжения, не зело близ града Ростова». В этой сельской усадьбе у Кирилла и родилось трое сыновей: старший – Степан, средний – Варфоломей (в монашестве Сергий) и младший – Петр. Память Варфоломея праздновалась 11 июня и 25 августа. Один из этих дней и был днем рождения второго сына.

Некогда имение Кирилла «кипело богатством». Но судьба не благоволила к боярской семье. Кирилл на старости лет «обнища и оскуде». Авторы «Жития» повествуют о том, что ростовского боярина разорили частые «хоженья» в свите ростовского князя в Орду, нападения татарских войск на Русь, наезды ханских послов, приезжавших за данью – ордынским «выходом». Татарская неволя осложнялась внутренними междоусобицами. Оспаривая власть, князь Иван Калита разгромил Тверь и получил от хана ярлык на великое княжество Владимирское. К 1332 году Калита в качестве владимирского князя завладел Сретенской половиной Ростовского княжества.

Объединение земель стало исторической необходимостью для Руси, истерзанной междуусобицами. Но объединение было сопряжено с войной, насилием и крушением привычного уклада жизни народа. Люди, бежавшие из Ростова, не могли до конца своих дней забыть о насилиях, которым подверглись после появления в их земле московских воевод: «Увы, увы, когда фаду Ростову, паче же и князем их, яко отьяся от них власть и княжение, и имение, и честь, и славы, и вся прочая потягну к Москве». Прибывшие в Ростов москвичи Василий Кочева и Мина должны были выколотить из населения серебро на уплату татарского выхода, а также для пополнения казны московского князя Ивана Калиты, – недаром народ прозвал его «денежным мешком». Воеводы «възложисга велику нужю на фад» многим ростовцам приходилось отдавать москвичам «имениа своя с нудею». Те, кто не желал расставаться с имуществом, терпели побои. Чтобы устрашить недовольных, воеводы повесили вниз головой старейшего ростовского боярина Аверкия – «епарха градского», то есть местного тысяцкого. Насилия над ростовскими боярами не были вызваны их изменой, стремлением разбить «старое, сепаратистки настроенное боярское гнездо» в Ростове. Феодальные князья использовали любую войну для расширения владений, пополнения казны и привлечения населения в свои вотчины.

Описывая бедствия семьи Кирилла, автор «Жития» указывает на тяжесть татарского выхода и «частые глады хлебные». Летописи подтверждают достоверность его слов. Летописцы под 1332 годом отметили: «Того же лета бысть меженина велика в земли Русской, дорогов, глад хлебный и скудость всякого жита».

Война с Москвой, неурожай и голод привели к тому, что местное население стало покидать родные места. Некоторые ростовские бояре по своему желанию, а больше поневоле отправлялись в московские пределы на службу к Ивану Калите. Боярин Кирилл с семьей, Георгий Протопопов, Иван и Федор Тормасовы с зятем Дюденем и дядей Анисимом, некоторые другие ростовцы уехали в Радонеж. «Онисимаже род, – отметили авторы «Жития», – с Протасием тысяцким пришедша». Протасий Федорович Вельяминов был тысяцким князя Ивана Калиты, из чего следует, что ростовских бояр переселили на великокняжеские земли.

Если верить «Житию», Иван Калита сам передал Радонеж «сыну своему мезиному князю Андрею, а наместника посгави в ней Терентиа Ргиша и льготу людем многу дарова, и ослабу обещася тако же велику дати, ея же ради льготы събрашася мнози…» Сведения «Жития» не совсем точны. Иван Калита отказал сыну Андрею Боровск и Серпухов, тогда как село Радонежское, Бели, Черниговль должны были отойти его вдове с возможными «меньшими детьми». Андрей достиг совершеннолетия в 1342 году и вступил во владение Боровским уделом. Радонеж, Бели, Черниговль оказались в составе удела, видимо, уже после смерти вдовы Ивана Калиты – мачехи Андрея. Семья ростовского переселенца Кирилла, несмотря на полученные льготы, не смогла поправить своих дел. Незадолго до смерти Кирилл и его жена постриглись в Покровском монастыре в Хотькове, неподалеку от Радонежа, и туда же удалился их первенец Степан, принявший в монашестве имя Стефан. Варфоломей Кириллов задумал последовать его примеру. Решение братьев покинуть отчий дом было продиктовано не только благочестием, но и практическими соображениями. Семье надо было избежать раздела небогатого наследства, и, покидая отцовскую усадьбу, Варфоломей оставил все имущество младшему брату Петру.

По своим склонностям и характеру Стефан и Варфоломей очень мало походили друг на друга. В детстве Стефан без труда овладел грамотой. Учение давалось ему легко. Совсем иным был Варфоломей. Его начали учить в семь лет, но грамота ему долго не давалась. Учитель, по словам Епйфания, «его с многим прилежанием учаща, офок же не вельми внимаше». За это родители бранили его, «боле ж от учителя томим» был.

Но наказания не помогали. Помехой учению была непоседливость ученика. Варфоломей овладел книжной премудростью, когда увлекся религией, а пока в отличие от брата питал склонность ко всякого рода «рукоделию» – физическому труду, что весьма пригодилось ему в пустынножительстве.

По «Житию», Варфоломей увлек брата Стефана идеей пустынножительства и тот покинул Хотьков монастырь. Скорее всего, это легенда. Из двух братьев Стефан первым овладел книжной премудростью и преуспел в знании Священного писания. Он же первым принял монашество, тогда как до пострижения Варфоломей мог быть лишь служкой у инока Стефана.

Покинув Хотьков монастырь, Стефан с Варфоломеем отправились в лес и отыскали пригорок Маковец подле глубокого оврага. Неподалеку из‑под берега маленькой речки пробивался ключ. На этом месте братья выстроили себе хижину, или шалаш. Со временем они расчистили лес, построили келью и срубили малую церковку. Настало время выбрать название для храдоа – в честь праздника или святого. Решающее слово принадлежало, по‑видимому, Стефану, что вполне соответствовав^ традициям того времени. Во‑первых, Стефан был старшим братом и его надлежало слушаться, как отца. Во‑вторых, он сподобился монашеского чина и дальше продвинулся на стезе книжного учения. И в‑третьих, Стефан был хранителем семейных преданий. Старший брат, гласит легенда, поведал младшему о чуде, сотворенном этим последним в утробе матери. На богослужении в церкви еще неродившийся младенец трижды прокричал на весь храм, после чего присутствовавшие там священники пророчески предсказали матери, что сын ее «будет некогда ученик святыя Троицы».

Вскоре братья обратились в Москву к самому митрополиту, и присланные им священники освятили радонежскую церковь во имя живоначальной Троицы. Прошло совсем немного времени, и Стефан покинул пустынь. Автор «Жития» объяснил его уход тем, что пустынники терпели нужду и лишения, не получая ниоткуда «ни ястия, ни питиа»: поблизости не было ни сел, ни деревень, ни людей, «ни пути людского ниоткуда же и не бе мимоходящего, ни посещающего». Рассказ о поселении Кирилловых в необитаемой местности, составленный в лучших традициях житийной литературы, лишь отчасти соответствовал истине. Браться поставили келью всего лишь в десяти верстах от Хотькова монастыря, откуда и получали хлеб насущный.

Перебравшись в столицу, Стефан «обрел» келью в Китай‑городе за Торгом, где свел дружбу с будущим митрополитом Алексеем и боярами Вельяминовыми.

Отъезд брата в Москву доставил Варфоломею немало затруднений. Новопостроенная Троицкая церковь была освящена, но в ней некому было служить. При таких обстоятельствах Варфоломею надо было спешить с пострижением. По‑видимому, он воспользовался услугами первого же священника, посетившего скит. Им оказался игумен Митрофан, вероятно из Хотькова монастыря. Обряд пострижения был совершен 7 октября 1345 года на память мученика Сергия. Так Варфоломей Кириллов в возрасте 23 лет превратился в инока Сергия. По свидетельству «Жития», Сергий провел в уединении два лета, «или более, или меньши». Инок был молод и крепок телом. Сила у него была в теле, как у двух человек. Одиночество оказалось для Сергия самым тяжким испытанием. Чтобы усмирить юную плоть, он предался посту, обрекая себя на голод и жажду, «стояние без отдыха», «слезы теплые», «бдения всенощные», «коленопреклонения частые». Результаты изнурительных подвигов были налицо. Подвижнику стали являться «страшилища пустыни», «неизвестных бед ожидания», ночные страхи и видения. Однажды нечистая сила «в одеждах и в шапках литовских островерхих» напустилась на отшельника в церкви, другой раз в тесной хижине, посреди ночи. К счастью, наваждения были недолгими и продолжались менее часа. Попытки сатанинского воинства изгнать Сергия из Радонежской пустыни окончились полной неудачей. Молодой инок победил искушение вернуться к людям. Он победил также и страх перед диким зверьем, населявшим округу. Особенно досаждали пустынника волки, вывшие по ночам. Днем подле хижины стал появляться медведь. Сергий не забывал класть для него кусок хлеба на колоду. Под конец зверь стал приходить три раза надень, что грозило истощением и без того скудным запасам монаха. Посещения косматого гостя прекратились лишь после того, как в пустыни появилось несколько келий и уединенной жизни пришел конец.

Сергий помнил заповедь Христа: «Где двое или трое собраны во имя мое, там и я посреди них». В числе первых подле Сергия поселились некий монах Василий Сухой, с верховьев реки Дубны, и другой монах – Якута, он же Яков. На Маковец потянулись также и земляки Сергия, среди них Анисим, происходивший из ростовского боярского рода. Каждый занял в обители положенное ему место: родовитый Анисим стал дьяконом, бродячий монах Якута – посыльным. Первопоселенцы трудились в поте лица, чтобы расчистить лес под монастырские кельи. Три‑четыре кельи Сергий выстроил своими руками, чтобы удержать в обители прохожих монахов. Когда в Троице собралось двенадцать монахов, поселок был обнесен оградой и подле ворот поставлен привратник.

Поначалу в Троицкой пустыни не было собственного священника и братии приходилось нанимать попа из ближайшего прихода. Наконец Сергию удалось перезвать к себе, вероятно из ближайшего монастыря в Хотькове, игумена Митрофана, постриженником которого он был. Но Митрофан прожил год и умер. Пустынь на Маковце не могла превратиться в монастырь, пока у нее не было собственного игумена. По настоянию братии Сергий отправился на поставление в Переяславль.

На Руси в то время свирепствовала чума. Весной 1353 года великий князь Семен незадолго до смерти составил завещание «перед владыкою володимерским Алексеем, перед владыкою переяславским Офонасеем». Вслед за тем Алексей уехал в Византию за утверждением на Митрополию, а Афанасий на протяжении двух лет исполнял обязанности главы церкви. По этой причине Сергий ездил не в Москву, а в Переяславль. Указание

«Жития» на поездку Алексея в Константинополь позволяет точно датировать игуменство Сергия. Он получил сан в 1353–1355 годах, когда ему было немногим более тридцати лет.

Смерть великого князя Семена привела к большим переменам в Москве. Бояре Вельяминовы уступили первенство боярину Алексею Хворосту. Стефан вынужден был покинуть Москву и вернуться в Троицкий монастырь. По просьбе Стефана Сергий постриг его сына Ивана в монахи, дав ему имя Федор. Вскоре на Русь вернулся митрополит Алексей. Полагают, что именно он или сопровождавшие его лица привезли тогда Сергию послание и дары от константинопольского патриарха Филофея. Патриарх советовал Сергию ввести в своем монастыре общинное устройство – «общее житие». Но Сергий с Алексеем еще раньше задумали сделать то же самое и «лишь прибегли к авторитету патриарха, дабы придать своему начинанию большую твердость»5. С этим мнением церковного историка трудно согласиться. Алексей выехал в Византию, когда Сергий даже не имел игуменского чина. Глухой удельный монастырек в Радонеже еще не стал настолько известным, чтобы митрополит мог поведать о нем патриарху. Если верить «Житию», глава вселенской церкви прислал Сергию вместе с посланием крест со святыми мощами, который и поныне хранится в монастырской сокровищнице. В советское время краеведы объявили, что крест не имеет никакого отношения ни к Филофею, ни к Сергию, поскольку был изготовлен в начале XV века, когда их уже не было в живых. Пристрастность аргументации мешает принять их датировку. Филофей, приславший крест в Троицу, занимал патриарший престол дважды: в первый раз совсем недолго – в 1354–1355 годах и во второй – в 1364–1376 годах. Обращение патриарха к Сергию можно датировать второй половиной 1360‑х годов, когда Троицкий монастырь приобрел широкую известность, а Сергий стал ближайшим сподвижником митрополита Алексея. Описав прибытие греков в Троицу, авторы «Жития» подчеркивали, что игумен тут же поспешил к Алексею, чтобы показать ему патриаршую грамоту. Уже один этот факт наводит на мысль, что посылка патриаршей грамоты в Троицу не была связана с возвращением Алексея из Византии в 1355 году.

После возвращения из ссылки в Константинополь осенью 1364 года Филофей убедился в том, что авторитет патриаршей власти упал и многие православные епархии ушли из‑под ее контроля. По этой причине он старался отыскать авторитетных церковных деятелей в балканских и восточноевропейских странах, способных поддержать рушившееся единство вселенской православной церкви.

Посылка Филофеем в дар Сергию креста с мощами литовских мучеников имела особый смысл. Константинополь отверг требование великого князя Ольгерда об организации православной монополии в Литве, независимой от общерусской митрополии. Москва и Литва стояли на пороге войны, в которой Филофей решительно поддержал Русь и призвал к священной войне против литовских язычников. По‑видимому, крест с мощами литовских мучеников был послан на Русь между 1365 и 1370 годами, когда патриарх был близок к полному разрыву с князем‑огнепоклонником Ольгердом. Обращаясь к Сергию, Филофей думал об укреплении русского монашества.

К XIV веку языческая Русь превратилась в Святую Русь. Но, как и в княжеские времена, Византия, переживавшая последний расцвет, оставалась для нее источником духовного просвещения. Русское духовенство следило за религиозными исканиями Византии. В XIV веке у греков было три формы монашества. В одних монастырях братья вели «особную» жизнь: каждый держал деньги и личное имущество в своей келье, питался и одевался в зависимости от своего достатка. «Особножительские» обители владели селами, вели торговлю, иногда занимались ростовщичеством. В других монастырях существовала монашеская община (по‑гречески – киновий, по‑латыни – коммуна). Такой строй отвечал вековечной мечте христиан о справедливом устройстве земной жизни в соответствии с идеальными представлениями о царстве божьем. В таких обителях‑коммунах имущество было общим, члены общины проводили жизнь в непрестанном труде, питаясь плодами рук своих, исповедуя принципы братства и любви к ближнему. Покидая общину, избранные монахи удалялись в пустынь, чтобы вести жизнь отшельника. То была высшая форма аскетизма. Ее распространение было связано с развитием мистического учения исихастов. Не внешняя мудрость, учили исихасты, а внутреннее самоуглубление открывает путь к познанию истины. Погружение в себя дает ощущение покоя – исихиа (отсюда исихасты) – состояния «Фаворского света», то есть общения с богом. Окончательно учение исихастов взяло верх в православной церкви на константинопольском соборе 1368 года.

На Руси поборнику общинножительсгва Сергию исихазм по духу своему был, по‑видимому, ближе, чем другим иерархам, включая митрополита Алексея. По мнению Г. М. Прохорова, распространение общинножительных монастырей в XIV веке могло служить верным признаком «проникновения византийских идей и осуществления исихастской политики». Однако в целом вопрос о влиянии исихазма на русскую религиозную мысль во времена Сергия остается неясным из‑за отсутствия достоверных данных. Почва для восприятия исихастских теорий возникла тут далеко не сразу.

Следуя давней традиции, византийская церковь управляла периферией, сообразуясь с местными условиями. Филофей ставил реальные цели, обращаясь с посланием к Сергию. Стремясь утвердить на Руси принцип общинножительства, патриарх обратился не к властям старых и знаменитых монастырей, обремененных богатствами, а к игумену недавно основанной и бедной радонежской обители.

При своем возникновении Троице‑Сергиев монастырь следовал, видимо, тому же уставу, что и большинство других русских обителей. Однажды Сергей из‑за отсутствия хлеба голодал три дня. На четвертый пошел наниматься в плотники к одному из состоятельных старцев своей обители. Целый день трудился в поте лица, после чего старец расплатился с ним «решетом хлебов гнилых».

Грамота патриарха Филофея определила дальнейшую судьбу Троицкого монастыря. Хваля Сергия за добродетельную жизнь, Филофей наказывал ему принять новый устав. «Совет добрый даю вам, – писал глава вселенской церкви, – чтобы вы устроили общежительство».

Получив послание патриарха Филофёя, Сергий приступил к реформе монашеской жизни. Нововведение не встретило единодушного понимания и сочувствия иноков. Недовольные нашли предводителя в лице брата игумена – Стефана Кириллова. Рассказав о прибытии в Троицу греков «от патриарха», автор «Жития» сообщил, что вскоре в обители началось смятение: «Не по мнози же времена пакы въстает млъва». Прожив в столице много лет, Стефан вернулся в Радонеж. Считая себя подлинным основателем Троицкого монастыря, он домогался власти в обители и требовал послушания от рядовых монахов. Однажды во время богослужения Стефан строго спросил одного из старцев, что за книгу он держит в руках и кто дал ему ее. Инок ответил, что получил от игумена, подразумевая Сергия. Стефан оборвал старца словами: «Кто есть игумен на месте сем: не аз ли прежде седох на месте сем? И на некаа изрек, их же не лепо бе». Ссора, затеянная старшим братом, грозила серьезными последствиями. Составители «Жития» признавали, что у Стефана были единомышленники: дьявол «в помысль вложи, яко не хотети Сергиева старейшинства». Не вступая в препирательства с братом, Сергий в тот же день тайно покинул монастырскую ограду и, пройдя за два дня 35 верст, сделал остановку в Махрищенском монастыре. Взяв в проводники одного из монахов, Сергий обошел окрестности и выбрал место для новой обители на глухой речке Киржач. Там он наспех выстроил себе жилище. Троицкие монахи вскоре узнали о месте пребывания игумена и по двое‑трое стали перебираться из Радонежа на Киржач. Новый монастырь располагался не на удельной, а на велйкокняжеской земле. Заслышав о появлении Сергия, местные бояре явились к нему с пожертвованиями. «Овогдаже и князи, и бояре прихажаху к нему, – отмечает «Житие», – сребро довольно подааху на строение монастыря».

Сергий готов был начать все сначала. Но в дело вмешался митрополит Алексий. Он не мог допустить, чтобы бегство иноков привело к запустению Троицкого монастыря, получившего известность не только в стране, но и в Константинополе. Сам патриарх Филофей благословил троицкого игумена крестом с мощами. Чтобы избежать огласки и скандала, Алексей послал Сергию приказ вернуться в Радонеж, пообещав изгнать оттуда всех его недругов. «А иже досаду тебе творящих, – писал святитель, – изведу вънь из монастыря, яко да не будет ту никого же, пакость творящаго ти». С изгнанием ослушников мир в Троице был восстановлен и Сергий получил возможность завершить реформу.

В Троице был введен новый устав, запрещающий братии иметь в монастыре какое бы то ни было лично&имущество: «Ничто же особь стяжевати кому, ни своим что звати, но вся обща имети». Новый порядок предполагал общее ведение хозяйства, общую трапезу, общее владение имуществом.

Церкви никогда бы не удалось приобрести исключительность, если бы не подвижники, не щадя живота служившие идее. Одним из таких подвижников русской церкви стал Сергий. На братию и паломников он воздействовал речами и еще больше – поступками. Каждодневный изнурительный труд заполнял всю жизнь монаха. Собравшейся в монастыре братии Сергий служил, по словам современников, как купленный раб: «И дрова на всех сечаше, и тълкушежито, вжерновех меляше, и хлебы печаше, и варево варящее. и порты крааше». Игумен ходил к источнику за водой, воду черпал в два ведра, на своих плечах в ограду носил и каждому у кельи ставил. Вся жизнь подвижника была проникнута идеей служения ближнему, что и явилось причиной исключительного нравственного влияния Сергия на современников.

Страшный татарский погром и иноземное иго принесли Руси разорение и материальное, и нравственное. Насилие над народом, откуда бы оно ни исходило, всегда деморализует народ, ведет к его деградации и упадку. Подвиг Сергия способствовал духовному возрождению Руси. Порабощенному народу надо было вернуть веру, а через веру – нравственность.

В отличие от старых монастырей Троицкий не блистал богатством. В его ограде, по образному замечанию историка В. О. Ключевского, первобытный лес шумел над кельями и осенью обсыпал их кровли палыми листьями и иглами, вокруг церкви торчали свежие пни и валялись неубранные стволы срубленных деревьев, в деревянной церковке за недостатком свечей пахло лучиной, в обиходе братии было столько же недостатков, сколько заплат на сермяжной ряске игумена. Как выразился один крестьянин, забредший в обитель, все там «худостно, нищетно, сиротинско».

В своей обители Сергий построил храм в честь Святой Троицы, «чтобы постоянным взиранйем на него побеждать страх перед ненавистной раздельностью мира». Со временем догмат о Троице занял одно из центральных мест в системе православного богословия. В глазах верующих Троица стала олицетворять исток и родник жизни, идею единения мира и всеобщей любви, все то, что противостояло смертоносным раздорам и «разделенности». Художественным воплощением этих идей стала знаменитая «Троица» Андрея Рублева.

Ворота Троицкого монастыря всегда были открыты для странников и прохожих. Игумен не отказывал никому ни в подаянии, ни в духовном поучении.

В какой мере Сергий Радонежский разделял мистические идеи исихастов? По этому поводу ученые высказывали разные мнения. Историк русской церкви Г. П. Федотов писал, что «в лице преподобного Сергия мы имеем первого русского святого, которого, в православном смысле этого слова, можно назвать мистиком, то есть носителем особой духовной жизни, не исчерпаемой подвигом любви, аскезой и неотступностью молитвы». Вместе с тем Г. П. Федотов признавал, что следы мистической тенденции в русской православной традиции тонки и почти неуловимы.

«Житие» Сергия отчетливо передавало дух, царивший в Троицкой обители при жизни ее основателя. Сравнительно малое место в нем отведено описанию чудес. Вот одно из таких описаний. В зимнюю стужу некий богомолец принес в монастырь больного сына, но за монастырским порогом он уже не подавал признаков жизни. Отец ушел за гробом, а когда вернулся, застал сына живым. Молившийся подле Сергий объяснил, что отрок окоченел от стужи, а в теплой келье отогрелся. Богомолец решил, что мальчика воскресила молитва, на что старец сказал: «Прежде бо объщаго воскресениа не мощно есть ожити никому же». Один бесноватый вельможа, по‑видимому эпилептик, был приведен в Троицу и получил облегчение, благодаря чему провел там несколько дней «кроткий и разумный». Слухи о подобных чудесах распространились по всей стране. Множество больных и калек потянулись в Радонеж в надежде получить там исцеление.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: