СЕНСАЦИОННЫЕ ТАЙНЫ ИСТОРИИ 18 глава




Но через год после того, как Рожер Бэкон возвратился в Оксфорд, генералу ордена францисканцев вновь посыпались доносы на него. Этого монаха ничему не научила жизнь. Возвратившись в Оксфорд, он опять занялся физическими опытами, снова вернулся к алхимии, проводя дни и ночи в монастырской башне. Но это еще не самое страшное. Хуже другое. В своих сочинениях, отстаивая мысль о независимости науки от религии, он подверг критике святую церковь. И тут ему не отпереться. Сочинения Рожера Бэкона – лучший свидетель его вольнодумства.

А сочинения Рожера Бэкона действительно были резки и откровенны. Он обвинял церковников в невежестве, которое является причиной того, что духовные отцы препятствуют развитию научного знания. Знание дает людям власть над природой, приумножает их силы, а духовенство твердит, что человек как раб божийздолжен оставаться рабом, не помышляя о преобразовании природы.

Тем самым церковники препятствуют прогрессу человеческого общества.

И снова он повторяет свою мысль о том, что наука должна стать независимой, сбросить оковы, которые накладывает на нее церковь. Пусть богословие существует само по себе, но не вмешивается в дела науки. Наука сможет развиваться лишь тогда, когда она станет свободной.

Но церковь видела в подобных суждениях более глубокий смысл. Речь шла не просто об освобождении науки, а о скептическом отношении к религиозной вере. Если официально церковь ставила веру над всеми науками, утверждая, что научное познание невозможно без религии, то Бэкон ратовал за свободное развитие знания. Это было очень смелое заявление для того времени.

Не менее «крамольными» были и другие мысли Рожера Бэкона. Он, например, отрицал исключительность христианской религии. А ведь христиане считали свою религию единственно истинной, свою веру – единственно правой, все же другие религии – ложными. Рожер Бэкон считал, что нет никаких оснований делать вывод об исключительности христианской веры, как и любой другой…

Нет, это терпеть было нельзя. Руководство ордена францисканцев готовилось к расправе. За Бэконом был установлен строгий надзор.

Теперь уже сама монастырская братия разносила слухи о том, что Рожер вступил в связь с дьяволом, что он занимается колдовством, что он чернокнижник. Слухи эти разносились с быстротой ветра. Бэкон чувствовал, как вокруг него образуется пустота, как люди, прежде поддерживавшие с ним добрые отношения, стараются избегать его.

И вот пришел день, когда церковь предъявила Рожеру Бэкону обвинение в ереси. Он отверг его: Духовные отцы считают мои произведения делом дьявола, потому что они недоступны их уму, заявил он. Подобная дерзость лишь усугубила его вину. Он пытался защищаться, приводил убедительные доводы, стремясь доказать свою невиновность. Его не слушали. Приговор ему уже был вынесен заранее. В 1278 году Рожер Бэкон был брошен в монастырскую тюрьму.

Четырнадцать лет. Сто шестьдесят восемь месяцев. Пять тысяч сто двадцать дней. Все это время он провел в одиночной камере со строжайшим запретом писать и читать. Но он ухитрился тайком писать, урывками, прислушиваясь к шагам тюремщика, чтобы успеть спрятать листки бумаги.

Среди сочинений Рожера Бэкона есть одно, которое называется «Свободу философии». Оно написано в тюрьме в период его многолетнего заключения. В нем Бэкон со всей страстью нападает на католическую церковь, на духовенство, которое «предано суете, роскоши, обжорству».

Он никогда не был безбожником. До конца дней своих он оставался в плену религии и даже не помышлял о том, чтобы подорвать у людей религиозную веру. Но, расчищая дорогу знанию, утверждая необходимость свободного развития науки, Бэкон тем самым подрывал устои религии, которая претендовала на безраздельное господство над умами людей.

Четырнадцать лет в тюремной камере. Срок вполне достаточный, чтобы сломить волю человека. Но Рожер Бэкон не был сломлен. Он не отказался от своих взглядов, а, напротив, еще сильнее утвердился в них.

Только в 1292 году перед Рожером Бэконом распахнулись тюремные двери. Глубоким стариком он вышел на свободу. За его плечами лежало восемь десятилетий жизни, из них 24 года, проведенные в неволе. Он понимал, что жизнь его подошла к концу, но верил, что прожил ее не зря. Жизнь мыслителя не оканчивается последним вздохом. Он продолжает жить в своих трудах, которые завещает грядущим поколениям.

И хотя после смерти Рожера Бэкона церковь наложила запрет не только на его сочинения, но даже и на его имя, мысли Бэкона о свободном развитии науки, о практическом значении научного познания, о роли опыта в научных исследованиях подхватили передовые философы и естествоиспытатели во многих странах Европы. Эти мысли продолжали служить людям в борьбе с засильем церкви, во имя развития научного знания.

Рожер Бекон считается одним из Посвященных в тайны истинной Алхимии и тайны Философского Камня…

 

Алан Чумак

 

Такого, по признанию самих работников управления информации МИД СССР, давно не было в пресс‑центре на Зубовском бульваре. Пресс‑конференция известного по телесеансам Алана Владимировича Чумака заняла три с лишним часа. В зале практически не оставалось свободного места8.

Телесеансы, которые длились два с половиной месяца по ЦТ, собирали у телеэкрана ежедневно многомиллионную аудиторию. Но это еще не все: в адрес А. Чумака поступило более 350 тысяч писем и телеграмм в 40 процентах из которых просьбы о помощи.

– Это то, – подчеркнул Алан Владимирович, – с чем надо работать. Остальная же часть почты говорит о том, что людям помогают телесеансы…

Поразительный интерес к этим телесеансам вызван и тем, что люди устали верить нашей официальной медицине, уровень которой, мягко говоря, невысок. И все, что исходит не от нее, вселяет в них пусть маленькую, но надежду.

Так произошло и с телесеансами Алана Чумака, феномен которого признан если не всеми, то наверняка многими.

Путь к признанию был непрост. Были скептики, напрочь отрицавшие положительный эффект сеансов с экрана. Другие, чаще представители медицинского ведомства, усматривали в этом чуть ли не шарлатанство…

Ответ на вопрос, что все‑таки стоит за феноменом Чумака, дали исследования ученых. Они установили, что, например, вода, подвергшаяся биоэнергетическому воздействию, меняет свою структуру, становится энергоемкой. Даже на расстоянии восьми метров от телеэкрана, приборы улавливали биоэнергию Чумака, в 140 раз превышающую нормальный фон.

А вот примеры куда более убедительные. Несчастный случай – химический ожог глаз – произошел с мальчиком десяти лет. Врачам удалось восстановить после долгого курса лечения лишь 60 процентов зрения. Родители отчаялись, попробовали закапывать в глаза ребенка воду, на которую воздействовал Чумак. Через две недели к мальчику полностью вернулось зрение.

Из Ставропольского края Алану Владимировичу написала Наташа С. В двухлетнем возрасте у нее выпали волосы. Лишь телесеансы, говорит она в письме, помогли мне – сейчас волосы начали расти.

А были отрицательные результаты лечения с помощью телевидения?

– Были, – говорит Алан Владимирович, – Это примерно сотая, даже тысячная доля процента.

Так в чем же феномен Чумака?

На этот вопрос отвечает доктор медицинских наук, профессор А. Н. Меделяновский:

– То, что делает сейчас Алан Владимирович, еще не до конца понятно, особенно тем, кто специально этой проблемой не занимается. Работа Чумака требует серьезного внимания и серьезного исследования – ведь это явление в нашей жизни. Он, человек с развитыми энергетическими способностями, может воздействовать на тысячи, а с помощью телевидения – на миллионы людей.

Известно, что человек представляет собой целостную энергетическую систему, органически взаимодействующую с целостной энергосистемой Вселенной. Это биоэнергетическое взаимодействие основывается не на передаче известных форм энергии, а на целенаправленном взаимоизменении состояний элементов и в целом всей энергосистемы человека.

Принцип взаимодействия Алана Владимировича как раз и состоит в том, что он не навязывает людям свое понимание здоровья. Он освобождает человека от всякого своего давления, подпитывает его энергетически. Его пациент берет себе то, что нужно только ему.

Приятно убедиться, что все‑таки наши люди не отступаются от своих кумиров. Вот пришелся им по сердце Алан Чумак – и, кто бы что про него не говорил, любовь берет свое. Так что когда мы высказали свою точку зрения и взгляд четырех ученых на его лечебные сеансы («Чудеса по утрам», 22 июля), все телефоны взорвались дружно.

Особенно выросла волна звонков, телеграмм и писем после неожиданного решения телевидения прервать выступления Чумака. Почему так поступили редакторы программы «120 минут»? Они, напомним, выражали опасение: помогая одним людям, сеансы могут принести ухудшение состояния другим. Однако о причинах перерыва так ничего телезрителям толком и не было сказано.

В условиях всеобщего, глобального дефицита, социальной напряженности и тревоги «чудом» становится и пища, и лекарства, и жилище… И даже просто доброе слово: вот прозвучало оно с экрана – и увлекло за собой и верующих, и неверующих. «Мы прекрасно понимаем, что у здравоохранения дефицит одноразовых шприцев и прочего, но на себе мы еще больше ощущаем дефицит доброго взгляда и теплого слова врача, медсестер, работников регистратур. И если нам делается лучше на душе от общения с тов. Чумаком, то пусть эти передачи идут, хоть от этого будет польза». (Е. Васильева, Приозерск Ленинградской обл.). «Если он передает свой оптимизм и свою доброту людям, свое милосердие, то это его надо только благодарить». (Семья Палагиных, Воронеж).

Мечта о чудесном избавлении живет даже в безнадежном больном, знающем свое состояние. Чем она несбыточнее, тем желаннее. Удивимся ли, что такие пациенты единственный выход видят в «лечебных сеансах»? Нет, конечно. Но на «телетерапии» настаивают и те, кому, казалось бы, должно быть вполне достаточно обычного общения с терапевтом. Почему? Потому, что сеансы А. Чумака еще более обострили и без того значительный антагонизм между больными и врачами.

Мнение общественности известно: у нас очень плохое здравоохранение, уровень квалификации врачей весьма невысок, многие эффективные лекарства есть только для избранных. «Пора кончать верить ненужным профессорам и академикам, которые сами ничего не делают для народа, а живут за его счет. Давно пора понять, что для народа нужен Чумак». (3. Загиров, Москва). «Что создали ученые? У вас их больше, чем во всей Европе, а эффекта от них в тысячу раз меньше, потому что защищают диссертации по проблемам, ничего нам не дающим…». (Л. Троицкий, Москва).

Справедливы ли эти слова по отношению к ученым? Думаю, несправедливы. Но ведь люди бесконечно устали от говорильни, и в том числе о перестройке в медицине, и порой готовы сорвать зло на первом попавшемся белом халате. Наверное, вырази сегодня хоть каплю сомнения в пользе сеансов Чумака любой ныне бесспорный в народе медицинский авторитет – сам Федоров, или сам Илизаров, или сам Касьян – тут бы и конец авторитету.

Вряд ли какое другое событие могло так подорвать доверие к медицине, как утренние «лечебные пятиминутки». Они начались, и как по мановению руки телевизионное лечение всех без исключения болезней мгновенно стало легендой. Родился новый миф. А мифы плохо согласуются с логикой и здравым смыслом. Если сильно хочешь чуда, то не задумываешься, так сказать, о механизме его осуществления. Ведь чудо – нечто такое, что случается без всякого механизма, по воле божественной силы. Вот перекрестил толпу – и, глядишь, пять тысяч человек сыты пятью хлебами, и никакой тебе Продовольственной программы – не нужны пахота, сев, уборка, не надо молоть зерно, заквашивать тесто, выпекать батоны, развозить ночью по магазинам…

Самообман, таящийся в мечте о чуде, опасен тем, что уводит от мысли о других людях, толкает к эгоизму. Глядите: хотя медики предупреждают, что кому‑то обязательно будет хуже после сеансов, люди не желают этого слышать. «Кому не помогает, может не принимать эти сеансы, как говорят, дело хозяйское». (В. Филимонов, Винница). Да, хозяйское. В том случае, разумеется, если «хозяин» смог понять, что с ним происходит, и успел выключить телевизор. А если нет? «С 12 по 23 июля я находился в командировке. В это время моя жена, оставшаяся в квартире одна, регулярно смотрела «лечебные» сеансы тов. Чумака. По приезде из командировки я застал жену в шоковом состоянии у включенного телевизора. Выяснилось, что в течение семи дней она не принимала пищу, лишь пила чудотворную воду тов. Чумака и натирала себя его лечебными кремами. В критическом состоянии она была доставлена «скорой помощью» в психиатрическую больницу, где находится в тяжелом состоянии до сих пор». (А. 3., Московская обл.).

_ Нам звонили и написали люди, у которых поднималось давление, появлялись тошнота, головокружения. Да, такой информации было меньше, чем сообщений об улучшении самочувствия. Но и одного случая, самой его возможности – о чем и предупреждали врачи – должно быть более чем достаточно, чтобы понять: была допущена ошибка. И никакой «положительной» арифметикой здесь не оправдаешься. Нельзя пользой одного обосновать вред для другого. И прежде, чем применять к населению те или иные лечебные методики, нужно доказать их безвредность. Такова логика гуманности. Но таков и закон. Для охраны нашего здоровья от непроверенных приемов лечения существует специальная государственная служба – Фармкомитет. «Ведь можно было, прежде чем давать сеансы А. Чумака по телевидению, вначале проверить, нужно это или нет». (П. Коротких, Сочи). «Не лучше ли было бы в случае с Чумаком сначала подвергнуть объективной проверке его феномен, а потом уж высказываться критикой в его адрес?». (Е. Короткая, Краматорск).

Да, если уж телевидение решило, что именно эту своеобразную терапию надо применить ко всему рано встающему населению, то оно и должно было поставить перед Фармкомитетом вопрос о клинических испытаниях. Но этого не произошло. И, согласитесь, довольно странно выглядит в наше время государственная организация – Гостелерадио, нарушающая принятый в этом государстве порядок.

Хотя, конечно, в случившемся нельзя не заметить и другое… В орбиту споров о «лечебных сеансах» втянуты миллионы людей. В сущности, за два месяца был поставлен пусть неофициальный, но уникальный по масштабу эксперимент, позволяющий судить об уровне медицинской культуры населения, о его реакции на телевизионное внушение и так далее. Кто и как воспользуется плодами эксперимента? К примеру, только у нас скопилось несколько тысяч писем на эти темы, наверняка не меньше и на ТВ. Неужели это информационное богатство не заинтересует социальных и медицинских психологов? А разве Минздраву, столь озабоченному своим реноме, безразлично, что думают, а главное, что предлагают изменить в здравоохранении люди, ради которых оно и существует?

С другой стороны, все, что произошло, показывает, как велика потребность людей в общении с психологом, психотерапевтом. «Колоссальный успех сеансов Чумака вскрывает крайнюю беспомощность профессионалов‑терапевтов, которые могли бы значительно уменьшить страдания людей и помогать их выздоровлению. Но виновата в этом и сама маломощная и находящаяся в стадии первых попыток становления психотерапевтическая служба. Она не имеет достаточной организационной и финансовой поддержки. Многие администраторы не понимают ее значения. Вот и заполняется вакуум телевизионным биополем». (Е. Шапошников, доктор медицинских наук Москва). «Чумак лечит своим методом. А кто запретил медицине развернуть в стане психотерапевтическую службу так, чтобы не было столько больных психическими расстройствами? Да, это лечение должны проводить грамотные психотерапевты. Но их у нас практически нет в поликлиниках ». (Н. Сичихина, Барнаул).

Здесь читатели, конечно, правы: нынешняя ситуация создана Минздравом и медицинской Академией. Они ведь еще и «зевнули» колоссальные возможности, которыми располагает телевидение как техническое средство общения врача с больными. В чем, мне кажется, уж никак нельзя заподозрить официальную медицину, так это в обостренном чувстве нового. Вот теперь, когда Алан Чумак «отобрал» у здравоохранения больных, и министерство, и академия скромно отмалчиваются. А тем временем идет бурный «раздел» телеэкрана.

Говорят состоялось еще одно, закрытое для прессы, заседание – уже с вопросом о сеансах Чумака. Начальнику главка В. Ильин обещал дать заключение. Но потянул недельку, передумал и… уехал в отпуск. С тем, как он сказал, чтобы уже после отпуска всерьез заняться организацией «мощного круглого стола», где проблему обсудили бы специалисты из разных областей науки, и вот тогда… Чем‑чем, а умением ускользать от неприятных вопросов наши управленцы владеют превосходно.

Но скандал перерос масштабы обычных уверток. Если в этот раз, когда в него оказались втянуты такие массы людей, официальная медицина сделает вид, будто ничего не произошло, будто биоэнергетика, существование которой убедительно доказано физиками, есть лишь надоедливые штучки дилетантов, – она рискует растерять остатки и без того небогатого авторитета. Нами овладела эпидемия полузнания – этакой коктейль из чудесных фактов, суеверий и слухов. Пока наука, и в первую голову медицинская, испуганно крестит Чумака, как деревенский дьячок черта, с этой эпидемией не справиться. Пора, пора уже ей заняться другим, изначально своим делом – устанавливать достоверность фактов и вырабатывать объясняющие их гипотезы.

…Ну а что касается того секретного заседания в Минздраве, то секрет его оказался несложным. Об этом рассказал известный гипнолог, психотерапевт, профессор В. Райков, ведущий занятия со зрителями московской программы ТВ. Там было решено «постепенно вытеснять с экрана Чумака, заменяя его профессионалами».

Я глубоко убежден, что гонения и неприятная критика на А. Чумака, это всеобщая ошибка. Алан очень хороший человек и прекрасный специалист, и мешать ему в его благородном деле лечения верующих не следует.

В современной науке твердо установлено, что человеческое тело, особенно голова и кисти рук, являются источником самых разных физических полей и излучений. Эти поля и излучения могут реально действовать на большие расстояния, а их действие на людей может усиливаться внушением, самовнушением, верой и эффектом малых доз, как в гомеопатии, когда очень малая доза вызывает лечебный эффект сильнее, чем большая доза.

Мои личные исследования показали, что из всех физических полей человека наиболее лечебно для другого человека биомагнитное поле. Это значит, что каждый человек является сильнейшим природным лекарством для другого человека.

Биомагнитное поле способствует заживлению ран, снятию воспалительных процессов, обеззараживает место воздействия, улучшает тканевый и клеточный обмен, повышает жизнеустойчивость и энергетику, уничтожает инфекции и т. д.

Другим мощным лечебным фактором человеческих рук и иных участков тела является инфракрасное тепловое излучение (ИК‑излучение): Это излучение резко улучшает обмен веществ, расширяет сосуды и вызывает приток крови, что ощущается как тепло, восстанавливает иннервацию и управляющий контроль мозга за ситуацией в поврежденных местах.

Итак, с точки зрения современной науки, метод лечения наложением рук или бесконтактными пассами как у А. Чумака, – это один из приемов так называемой мануальной терапии. Это очень полезный и эффективный строго научный медицинский метод, который уже вошел в официальную медицинскую практику большинства развитых стран мира. Например, в США этот метод называется «хиропрактика». Издается специальный журнал, есть Ассоциации хиропрактики и т. д.

У лиц духовно развитых, таких как А: Чумак, мы наблюдаем и еще более сложные феномены: меняется в лучшую сторону структура объектов, улучшается рост растений и их урожайность и многое другое. Я считаю, что такие люди как А. Чумак – это золотой фонд нации. Им надо создать все условия, чтобы их природный дар пошел на пользу как можно большему числу людей. Должен ответственно заявить, что противопоказаний в методе А. Чумака нет и ухудшения здоровья быть не может. Таковы научные факты о действии биомагнетизма. Все остальное – это некомпетентный бред разного рода «специалистов», поэтому они меня и не приглашают на публичные дискуссии. А ведь я Президент ассоциации народной медицины СССР (СНГ), Президент Всемирной Ассоциации нетрадиционной медицины при ЮНЕСКО, действительный член (академик) большинства крупнейших академий мира. И с моим мнением должны бы считаться… Я уж молчу про свои другие, еще более серьезные титулы. Однако в последние годы меня мало приглашают на Центральное телевидение и поэтому в обществе пока торжествует страх перед чудесами, страх из‑за непонимания природы, большой пользы и доступности.

 

Хосе Дельгадо

 

Наука XX века приступила к штурму одной из величайших тайн природы, одного из сложнейших и совершеннейших ее творений – человеческого мозга. При этом не только исследуются закономерности работы мозга, но и осуществляются прямые воздействия на него с целью управления поведением человека. Достижения науки вновь поставили перед обществом неотложную задачу определения допустимых границ их применения.

При этом обнаруживаются разные подходы к проблеме, обусловленные различием в мировоззрении, в понимании сущности человека и закономерностей развития человечества. Один из этих подходов, порожденных специальной практикой Запада, исходит из того, что уродливость жизни, общественные конфликты и катастрофы возникают в связи с изначальной ущербностью человеческой психики, врожденной агрессивностью человека и поэтому для устранения социальных уродств предлагается изменить природу человека, «переконструировать» его мозг. Другой подход исходит из противоположного утверждения: именно уродливая социальная среда вызывает уродливое развитие психики человека – поэтому в переделке нуждается не его мозг, а социальная система, если она враждебна благородным природным задаткам людей. Прямое же воздействие на определенные мозговые структуры человека целесообразно и морально оправдано только для гуманных целей медицины, для лечения больных. Таким образом, исследование мозга человека, прямое воздействие на него с помощью вживленных электродов перестает быть чисто научной проблемой. Спор, по существу, вдет о важных философских, моральных вопросах.

Итак, послушаем лекцию Хосе ДЕЛЬГАДО:

– Мы поговорим о любви, о войне, о ненависти, но темы эти мы рассмотрим по‑новому: изнутри работающего мозга. Что там совершается, что происходит в нервных клетках, когда мы ведем себя так или этак, когда чувствуем что‑нибудь? У нас есть теперь новый способ изучения поведения, новая методология, которую мы разработали.

Называется «новая методология» ЭСМ – электрическое стимулирование мозга. Дельгадо – один из тех, кто первым ее разработал и усовершенствовал. И он также страстный провозвестник нового «психоцивилизованного» общества, члены которого будут воздействовать на собственные мозговые функции и изменять их для создания «более счастливого, менее агрессивного, лучше сбалансированного человека».

В белом лабораторном халате Дельгадо сидит за столом в своем кабинете.

– Так что вы хотите, чтобы я вам рассказал? – спрашивает он. – Род человеческий находится сейчас на поворотном пункте своей Эволюции. Мы уже очень близко подошли к тому, что будем в состоянии сами конструировать свои мозговые функции. Вопрос в том, какого сорта людей мы хотели бы, по идее, сконструировать. – Он улыбается. – Сейчас не только планировка наших городов очень плохая, очень плохо сконструированы и мы сами, люди. И результаты этого в обоих случаях катастрофические.

– Я оптимист, – продолжает Дельгадо. – Я не думаю, что мы самой природой обречены на насилие и самоуничтожение. Мой тезис гласит, что также, как мы эволюционировали в нашем познании материальных сил, мы сможем – путем соединения новой технологии с интеллектом – эволюционировать и в нашем познании психического мира человека. Человек когда‑то использовал свой интеллект, чтобы добиться своего экологического освобождения, то есть чтобы он не мок при дожде, не зяб после заката солнца, не становился жертвой голодных хищников. Теперь он может добиться и своего психического освобождения. Через познание мозга мозг сам может научиться разумно перестраивать, реконструировать свою структуру, свои функции. И для будущего человечества в высшей степени важно, чтобы мы к этому пришли.

– Когда мы узнаем механизмы, с помощью которых работает мозг, – резюмирует он, – тогда мы будем в состоянии контролировать нашу деятельность. Судьба человечества не очень‑то разнится от судьбы динозавров, что жили на земле около 30 миллионов лет назад. Динозавр имел очень небольшой интеллект, зато в нем было 40 тонн мяса и костей. Когда среда начала меняться, у динозавров не хватило интеллекта, чтобы понять свое положение, приспособиться. И вот их судьба – исчезновение. У нас тоже диспропорционально развились «мускулы и кости»: ракеты, бомбы, биологическая война. Мозг же у нас соответственного развития не получил: а он должен стать настолько же развитым, ибо в противном случае нас ждет судьба динозавров.

Мы заходим в одну из комнат, где находятся обезьяны. Дельгадо достает кусок яблока и протягивает его обезьяне Линде. Та берет яблоко, но через миг запускает им в Дельгадо. Он смеется:

– Это нехорошо, Линда, иди сюда!

Та, наконец, выходит из клетки и садится на руки к Дельгадо. Он разводит в стороны шерсть на плече, и я вижу в этом месте, под кожей, едва заметный стимулятор мозга.

– Вот уже год с лишним, как Линда носит его: опыт этот очень важен и применительно к людям. Ведь с людьми главная трудность, так сказать, косметического порядка. Но вот такой аппарат можно ввести под кожу, оставить его там навсегда. Есть больные с опасными припадками, и вот, вместо того чтобы удалять у них мозговую ткань, мы вводим в нее очень тонкие провода из нержавеющей стали. И после этого можем регистрировать деятельность различных областей мозга; таким путем становится возможным обнаруживать расстройства с большей степенью точности. Поврежденные области мозга можно затем лечить прижиганием или же электрическим стимулированием той области, которая тормозит его нормальную деятельность. Другой возможный способ – это электрическое возбуждение какой‑нибудь соседней, «соперничающей» области. Так, у нас есть один пациент‑эпилептик, который применяет такой стимулятор всякий раз, когда чувствует, что на него находит припадок. Активизируя другую часть мозга, он останавливает распространение «разряда», и припадок предотвращается.

За последние несколько лет этот способ – введение электродов – применялся для диагноза и лечения непроизвольных движений и непонятных, неизлечимых болезней, таких, как эпилепсия, некоторые виды шизофрении.

– Мы, – продолжает Дельгадо, – находимся пока лишь на начальной стадии работы, но мы уже знаем, что с помощью электродов можно задерживать биение сердца, подсказать памяти какое‑нибудь слово, даже пробудить то или иное чувство.

Стимулирование мозга человека вызывало длительные галлюцинации, вроде того, что человеку казалось, будто он слушает музыкальную пьесу, исполняемую от начала до конца: оно вызывало странные иллюзии УЖЕ ВИДЕННОГО – человек отчетливо ощущал, что настоящий момент был уже пережит им в прошлом. Были также пациенты, которые вновь «переживали» различные эпизоды своего прошлого.

– Я полагаю, – говорит Дельгадо, – что в мозге есть такие основные механизмы, которые отвечают за всю мозговую деятельность, включая эмоции. Мы должны их познать, понять, как они работают, и сделать это скорей, если мы хотим выиграть рискованную гонку между спущенными с цепи атомами и наделенным разумом мозгом.

В начале двадцатых годов немецкий психиатр Ганс Бергер первым зарегистрировал электрическую деятельность человеческого мозга.

Вскоре после этого швейцарский нейрофизиолог В. Р. Гесс ввел очень тонкие электроды из нержавеющей стали глубоко в мозг кошки. Кошка этих электродов не почувствовала, ибо мозг ничего не чувствует. Гесс передал в определенную зону мозга животного импульс, и кошка повела себя так, «словно на нее готова броситься собака». Очевидно, были активизированы нервные клетки, ассоциированные с эмоциями ярости. «Она фыркает, шипит, рычит, зрачки у нее расширяются, уши припали назад или двигаются вверх‑вниз, точно она хочет запугать несуществующего врага», – писал Гесс.

Вначале Дельгадо работал в Йельском университете с кошками, а потом – во все возрастающих масштабах – с обезьянами. Под воздействием ЭСМ животные вели себя, как электрические игрушки. «Нажав соответствующую кнопку, мы могли заставить обезьяну открывать или закрывать глаза, поворачивать голову, шевелить языком, чихать, подпрыгивать». Стимулирование некоторых областей мозга вызывало такое повышение аппетита, что животные съедали вдесятеро брльше обычного, в то время как стимулирование точек, тормозящих чувство голода заставляло даже голодных обезьян и кошек отворачиваться от еды.

Люди тоже не способны сопротивляться моторным реакциям по команде ЭСМ. Дельгадо описывает пациента, лечившегося от психомоторной эпилепсии, который каждый раз, когда стимулированию подвергалась левая теменная часть коры его головного мозга, медленно начинал сжимать кисть своей руки в кулак. Когда во время следующего сеанса ему предложили попробовать не сжимать пальцы в кулак, он просто не мог этого сделать. «Боюсь, доктор, что ваше электричество сильнее моей воли», – пожаловался он.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: