Милетская школа: Первоначально человек не существует сам по себе, он находится в космосе. Даже боги, также находящиеся внутри космоса, являются для людей реальными действующими лицами. Одушевленность вселенной.
Греция (Эллада), Рим. Эллада с существовала с 7 века до н.э. по 5 н.э.(XI — 146 до н. э.) Вершиной древнегреческой философской мысли принято считать философские достижения Платона и Аристотеля, Сократа.
Сократ первым опустил философию с небес космической проблематики на землю, заставив граждан думать, размышлять в первую очередь о своей жизни, добре и зле. Основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Принцип этического рационализма - «добродетель есть знание». Считает, что «человек – это душа», а «душа – это человек».
Человек, по Демокриту, — это часть природы, он состоит из атомов. Из атомов состоит и душа человека. Вместе со смертью тела уничтожается и душа. Цель жизни — счастье, но оно не сводится к телесным наслаждениям и эгоизму.
В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человеческого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром, тело — это материя, природа, душа же устремлена в мир идей. Позднее этот трагизм станет одним из существенных моментов русской религиозной философской антропологии.
Аристотель рассматривает человека как единство его души и тела, тесно взаимосвязанных друг с другом. И хотя тело должно находиться в подчинении у души, как наиболее возвышенной части, тем не менее, они не могут существовать изолированно. Человек — это общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность — две основные характеристики, отличающие его от животного. Добродетельная жизнь человека имеет проявление в деятельности, в которой заключена и единственная возможность самореализации личности
|
Отличительные черты античности: Космоцентризм - мир воспринимается как космос, многообразный, гармоничный и одновременно вселяющий ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.
Открытость и динамизм. Свободное отношение к традиции. Отсутствие каст. Огромная степень свободы.
Полис. Единого государства на территории Греции в период античности не было. Основная государственная единица полис - город-государство. Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов.
Теоретичность, созерцательность.
Человек - существо общественное (зоон политикон). Человек - гражданин полиса, участвует в политике, имеет определенные права, это свободный гражданин, имеет досуг, занимается познанием.
Человек, который оказался вне полиса - не человек.
Человек и космос. Космос - (с греч.) красота и порядок.
Античность космоцентрична. Мир упорядочен. Отсутствие границ - символ небытия. Человек - микрокосмос. Космос объект любования, познания. Его нельзя менять, нельзя покорять. Космос сам по себе совершенен.
Человек и боги.
Боги Олимпийцы - человекообразны, антропоморфны. Они безнравственны, не человечны. Герои связывают мир богов и мир людей. Герои - идеальные люди. Боги - то, к чему надо стремится.
Человек и судьба.
Судьба - ключевое понятие греческой культуры. Судьба - некая высшая субстанция. Судьба не рационализируемая.
Имена богов, выражаемые лики судьбы: Дикэ - справедливость. Тюхэ - случай. Немизита - возмездие. Мойра - участь, удел.
|
Развитие личности.
В Элладе происходит бурный рост личного самосознания. Сократ.
Мера.
«Ничего сверх меры». Соразмерность. В Греции родилась медицина. Мера по гречески звучит «перос». для греков мера - предел, форма, то, что задает границы. Нарушить меру - катастрофа. Безмерность - нечто не существующее. неумеренность страшное зло для греков. Хюбрис - с греч. неумеренность. Если какому-то смертному очень везет - боги его карают.
Агон - состязательность. Грек - агонистический человек. Агон - игровое начало в культуре. Вся греческая культура пронизана спором, борьбой, но она в рамках культуры.
Моральное сознание.
Арэте - доблесть, добродетель.
Эрос.
Эрос очень многолик. От поэзии до философии. Эрос - космическое мироздание. Весь мир стремится к совершенству, к эросу. Мир расколот, эрос стремиться его соединить. Семья -тяжела повинность. Семья - сфера частной жизни. мужчина самореализуется не в семье, а политике. Женщина самореализуется в семье. Женщине отказывают в статусе человечности. Семья - единица хозяйствования, в которой мужчина повинуется, а женщина является главной. Настоящая любовь может существовать только между мужчинами (дружба). Любовь между мужчиной и женщиной невозможна - это только телесная любовь, женщина нужна для деторождения.
Отношение к труду и рабству.
Для эллинов очень четко делится труд духовный и труд физический. Физический (наемный) труд - это стыдно. духовный труд - хорошо. В Греции были рабы.
Смерть в греческой культуре.
У эллинов смерть связана с забвением, а жизнь с памятью. В отличии от христианской культуры самоубийство даже приветствовалось, и не считалось грехом.
|
Душа.
Калокагати - духовное и физическое совершенство. Идеал калокагати - Платон.
Пайдея - целенаправленная деятельность по формированию прекрасного человека.
Душа - высшее в человеке. В человеке главное разум. «Человек - это душа, которая пользуется телом.» Платон.
Он выделял в человеке три уровня: высший -разум, средний - страсть, низший -вожделение.
Как менялось представления о человек в философии греков?
Человек - часть космоса. Человек включен в космос, но все меняют софисты. Они говорят, что все относительно. Сократ: что значит быть человеком? Призывает к самопознанию.
Граждане должны биться за закон полиса больше, чем за городскую стену.
Человек в эпоху эллинизма.
Эллинизм - цивилизация существовавшая с конца 4 века.
Восток принес с собой мистицизм, практичность, этичность. Рухнул полис. человек стал поданным монархии. Айкумена - вся цивилизация, заселенная людьми. Космополитизм. Космополит - гражданин мира. Смешение восточной и западной культур. Высшей ценностью становится автогичность - самодостаточность.
Человек в римской культуре.
Они заимствовали греческую культуру, философию.
Римские добродетели (виртус романус). Настоящий римлянин хладнокровен, ничего не боится, готов в любую минуту умереть за родину. Главная черта римского человека - воля к власти.