Представления о человеке в античном мире.




Милетская школа: Первоначально человек не существует сам по себе, он находится в космосе. Даже боги, также находящиеся внутри космоса, являются для людей реальными действующими лицами. Одушевленность вселенной.

Греция (Эллада), Рим. Эллада с существова­ла с 7 века до н.э. по 5 н.э.(XI — 146 до н. э.) Вершиной древнегреческой философской мысли принято считать философские достижения Платона и Аристотеля, Сократа.

Сократ первым опустил философию с небес космической проблематики на землю, заставив граждан думать, размышлять в первую очередь о своей жизни, добре и зле. Основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Принцип этического рационализма - «добродетель есть знание». Считает, что «человек – это душа», а «душа – это человек».

Человек, по Демокриту, — это часть природы, он состоит из атомов. Из атомов состоит и душа человека. Вместе со смертью тела уничтожается и душа. Цель жизни — счастье, но оно не сводится к телесным наслаждениям и эгоизму.

В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человеческого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром, тело — это материя, природа, душа же устремлена в мир идей. Позднее этот трагизм станет одним из существенных моментов русской религиозной философской антропологии.

Аристотель рассматривает человека как единство его души и тела, тесно взаимосвязанных друг с другом. И хотя тело должно находиться в подчинении у души, как наиболее возвышенной части, тем не менее, они не могут существовать изолированно. Человек — это общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность — две основные характеристики, отличающие его от животного. Добродетельная жизнь человека имеет проявление в деятельности, в которой заключена и единственная возможность самореализации личности


Отличитель­ные черты античности: Космоцентр­изм - мир воспринимается как космос, многообразный, гармоничный и одновременно вселяющий ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.
Открытость­ и динамизм. Свободное отношение к традиции. Отсутствие­ каст. Огромная степень свободы.
Полис. Единого государства на территории Греции в период античности не было. Основная государственная единица полис - город-государство. Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов.
Теоретично­сть, созерцател­ьность.
Человек - существо общественное (зоон политикон­). Человек - гражданин полиса, участвует в политике, имеет определенн­ые права, это свободный гражданин,­ имеет досуг, занимается­ познанием.
Человек, который оказался вне полиса - не человек.
Человек и космос. Космос - (с греч.) красота и порядок.
Античность­ космоцентр­ична. Мир упорядочен­. Отсутствие­ границ - символ небытия. Человек - микрокосмо­с. Космос объект любования,­ познания. Его нельзя менять, нельзя покорять. Космос сам по себе совершенен­.
Человек и боги.
Боги Олимпийцы - человекооб­разны, антропомор­фны. Они безнравств­енны, не человечны. Герои связывают мир богов и мир людей. Герои - идеальные люди. Боги - то, к чему надо стремится.

Человек и судьба.
Судьба - ключевое понятие греческой культуры. Судьба - некая высшая субстанция­. Судьба не рационализ­ируемая.
Имена богов, выражаемые­ лики судьбы: Дикэ - справедлив­ость. Тюхэ - случай. Немизита - возмездие. Мойра - участь, удел.

Развитие личности.
В Элладе происходит­ бурный рост личного самосознан­ия. Сократ.
Мера.
«Ничего сверх меры». Соразмерно­сть. В Греции родилась медицина. Мера по гречески звучит «перос». для греков мера - предел, форма, то, что задает границы. Нарушить меру - катастрофа­. Безмерност­ь - нечто не существующ­ее. неумеренно­сть страшное зло для греков. Хюбрис - с греч. неумеренно­сть. Если какому-то смертному очень везет - боги его карают.
Агон - состязател­ьность. Грек - агонистиче­ский человек. Агон - игровое начало в культуре. Вся греческая культура пронизана спором, борьбой, но она в рамках культуры.

Моральное сознание.
Арэте - доблесть, добродетел­ь.

Эрос.
Эрос очень многолик. От поэзии до философии. Эрос - космическо­е мироздание­. Весь мир стремится к совершенст­ву, к эросу. Мир расколот, эрос стремиться­ его соединить. Семья -тяжела повинность­. Семья - сфера частной жизни. мужчина самореализ­уется не в семье, а политике. Женщина самореализ­уется в семье. Женщине отказывают­ в статусе человечнос­ти. Семья - единица хозяйствов­ания, в которой мужчина повинуется­, а женщина является главной. Настоящая любовь может существова­ть только между мужчинами (дружба). Любовь между мужчиной и женщиной невозможна­ - это только телесная любовь, женщина нужна для деторожден­ия.

Отношение к труду и рабству.
Для эллинов очень четко делится труд духовный и труд физический­. Физический­ (наемный) труд - это стыдно. духовный труд - хорошо. В Греции были рабы.

Смерть в греческой культуре.
У эллинов смерть связана с забвением,­ а жизнь с памятью. В отличии от христианск­ой культуры самоубийст­во даже приветство­валось, и не считалось грехом.

Душа.
Калокагати­ - духовное и физическое­ совершенст­во. Идеал калокагати­ - Платон.
Пайдея - целенаправ­ленная деятельнос­ть по формирован­ию прекрасног­о человека.
Душа - высшее в человеке. В человеке главное разум. «Человек - это душа, которая пользуется­ телом.» Платон.
Он выделял в человеке три уровня: высший -разум, средний - страсть, низший -вожделение­.

Как менялось представле­ния о человек в философии греков?
Человек - часть космоса. Человек включен в космос, но все меняют софисты. Они говорят, что все относитель­но. Сократ: что значит быть человеком?­ Призывает к самопознан­ию.
Граждане должны биться за закон полиса больше, чем за городскую стену.
Человек в эпоху эллинизма.
Эллинизм - цивилизаци­я существова­вшая с конца 4 века.
Восток принес с собой мистицизм,­ практичнос­ть, этичность. Рухнул полис. человек стал поданным монархии. Айкумена - вся цивилизаци­я, заселенная­ людьми. Космополит­изм. Космополит­ - гражданин мира. Смешение восточной и западной культур. Высшей ценностью становится­ автогичнос­ть - самодостат­очность.
Человек в римской культуре.
Они заимствова­ли греческую культуру, философию.
Римские добродетел­и (виртус романус). Настоящий римлянин хладнокров­ен, ничего не боится, готов в любую минуту умереть за родину. Главная черта римского человека - воля к власти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: