Проблема соотношения веры и разума неразрывно связана в средневековой схоластике с пониманием человека: его внутреннего мира – души и внешнего – истории.
Наиболее важные постулаты средневекового понимания человека следующие. 1. Человек есть образ и подобие Божие. В этом качестве он соединяет духовность и разумность, тварность и способность к творению и обладает определенной волей, благодаря которой способен различать добро и зло и следовать за тем или другим. 2. Человек есть «венец творения». В этом качестве он царствует над тварным миром, для чего ему и дана свобода воли, и живет как природное существо, но определяемое душой. Он пришелец из другого мира, в который должен вернуться, и это определяет его особое положение. 3. Человек – источник греха и зла. Поскольку он необоснованно дерзает, неправедно творит, отвергает дар веры. Причем третье является печальным и неизбывным следствием первого.
Два образа средневековья: 1 - мрачная темная эпоха и 2 - светлая эпоха, глубокая вера, дамы, рыцари.
Связующее звено - христианство.
476 год н.э. - пала западно-римская империя. Начало средневековья.
Конец средневековья (три важные даты): 1453 - пала великая византийская империя. Взятие Константинополя турками. В этом же году закончилась столетняя война (Англии и Франции). 1492 год - Колумб открыл Америку. Начало эпохи новых географических открытий. 1517 год - начало реформации.
Средневековье - это эпоха абсолютной власти церкви, ее господства во всех сферах жизни. Плюрализм разных укладов, разных культур. «Цветущая сложность». Множественность миров, ценностей. Культура делится на 2 части: народная культура (устная, народная, языческая) и поверхностная (церковная, письменная).
Это общество прежде всего деревенское, аграрное. Города играют ничтожную роль. Это сословная культура. Все жестко поделено на сословия: духовенство, рыцарство, крестьянство.
В центре всего средневековья стоит одна книга - библия. Читать можно только священникам. Вокруг библии крутится вся культура.
Характерен символизм. Все происходит по воле божьей. Мир нужно разгадать. Все имеет явное и тайное.
Открытие личности (персонализм).
Аврелий Августин. Первый стал употреблять слово «персона». Первый написал автобиографию. «Персона» - изначально называли маску в театре. Августин назвал персоной личность. Бог трансцендентен (то есть запределен, существовует по ту сторону бытия), Бог стоит над миром, Бог - личность.
Августин: «Тайна великая есть человек». Мы знаем далекие земли, а себя то мы не знаем.
«Хочу знать Бога и душу, Бога через душу и душу через Бога. И более ничего».
Человек изымается из космоса. Человек стоит над миром. Он божественен. Человек над миром, но под Богом. Человек резко вырывается из природы. Теряется связь с природой. Природа теперь не объект любования, а нечто наполненное прошлыми духовными символами.
Подчеркивание абсолютной уникальности каждой человеческой жизни, каждой человеческой личности. Однократность жизни.
Человек: тело-душа-дух. Дух - присутствие бога в человеке. Главное в человеке не разум, а воля. Разум - это орудие. Сердцевина человека - воля. Воля - сила, свобода, желание. Выше всего в человеке вера, как волевое желание. Вера - высший акт воли. Две позиции: 1. Вера против разума. 2. Вера ищущая разум.
Человек и время, пространство и история.
Циклизм. связан с космоцентризмом. Сознание циклично. Есть что-то вне мира - Бог. У мира есть цель, это не круг, а стрела (линейность). Мир структурирован. Мировой процесс повторяется. Возникает смысл истории. Идея истории возникает именно в христианстве. Меняется все представление о времени. Эсхатология - система представлений о конце света, искуплении и загробной жизни.
Новое понимание любви. Отношение к семье и женщине.
Для христианства любовь - это любовь сверху вниз, с неба к людям, любовь бога к людям. Возлюби ближнего как самого себя. отношение к семье двойственно. Из любви изгоняется похоть. Остается только духовное. Идеал - безбрачие. Отношение к женщине очень двоится в христианстве. Женщины - сосуд греха. 1 образ - связан с Девой Марией. 2. 2 образ - Ева, корень всех зол, служит дьяволу.
Отношение к смерти.
Вся средневековая культура пронизана ожиданием смерти. Momento mori - помни о смерти. Отношение к смерти было достаточно спокойным, обыденным. Больше страшило то, что после. Спасение души – сверх идея. Категорический запрет на самоубийство. Ты ведешь себя горделиво, не ты хозяин судьбы. Самоубийство осуждается.
Изменение в сфере морали. Закон и благодать.
Вводится понятие греха. Человек изначально греховен. Христианство отменяет внешнее принуждение, но при этом выдвигает призыв внутреннего преображения.
Вопрос о природе зла и о спасении.
Теодицея - оправдание управления Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие зла в мире.
Августин: «Человек, который живет по человеку, а не по богу подобен дьяволу».
Открытие новой социальности.
Церковь - новый тип социальности. Это не полис, не род, не империя. Родственность, но не кровная, а по Христу. Духовные узы. Все средневековое общество пронизано корпорацией.
Отношение к труду.
Люди не трудились.Труд воспринимается как проклятие. Труд - это наказание. «Не копите сокровища на земле». Отсюда отношение к богатству: богатство - это зло. Бедный человек - божественный человек. Христьянин не должен ни к чему привязываться.
|
|