Соотношение темпераментов по Галену и по Павлову




Меланхолик — это слабый тип нервной системы по Павлову, неспособный выдерживать сильные нагрузки. В ответ на них в центральной нервной системе развивается процесс «запредельного торможения».

Холерик — сильный и неуравновешенный тип, бурно реагирующий на воздействия, способный к активным действиям и сильным эмоциям.

Флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, способный выдерживать длительные и сильные нагрузки.

Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный тип, с регулярно чередующимися процессами возбуждения и торможения.

Еще одна попытка объяснения темперамента принадлежит отечественному психологу Б. М. Теплову, который писал следующее:

«Темперамент — характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой» (Теплов Б. М., 1985).

Таким образом, согласно взглядам этого ученого главным компонентом темперамента являются эмоции, а точнее скорость и сила их проявления.

Выделяют следующие критерии темперамента:

□ в большой степени определяется на генетическом уровне;

□ рано проявляется в детстве;

□ устойчив в течение длительного периода жизни человека;

□ проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека;

□ коррелирует с некоторыми индивидуальными анатомическими и физиологическими параметрами организма (свойствами нервной системы, формой тела и т. д.).

26. Периодизация индивидуального развития, признаки возрастных этапов.
Процесс роста и развития человека характеризует следующими тенденциями
I. Дифференциация и интеграция частей функций, автоматизация развития в процессе филогенеза. Интеграция обусловлена тем, что развитие происходит на анатомическом, физиологическом и соматическом уровнях.
II. Единство непрерывного и прерывистого, цикличность, чередование этапов ускорения и замедления роста.
III. Неравномерность созревания разных систем организма. Согласно концепции системы генеза П.К. Анохина, опережающими темпами созревают жизненно важные функции, обеспечивающие формирование комплексных, адаптивных реакций. В связи с этой тенденцией, развитие мозга, расширение его функций опережает развитие на других уровнях.
IV. Значительное индивидуальное разнообразие возрастной динамики в пределах этапов онтогенеза. Оно зависит от уникальности наследственной генетической программы. Тенденции развития определяются среднестатистическими нормативными показателями. Отставание означает, что на более позднем этапе развития человек вернётся к нормативным показателям кривой роста. Эта способность человека устранять торможение в своём развитии называется канализированием.
В основе развития организма, особенно в условиях пубертатного скачка, лежат гормональные механизмы. Дополнительным методом определения физиологического критерия биологического возраста выступает ЭКГ. Она учитывает уровень развития жизненно важной ёмкости лёгких, частоту дыхания, показатели АД.
Этапы и закономерности роста человека. Подходы:
1. продольное исследование. Изучение в течение года или ряда лет определённых параметров у одних и тех же детей.
2. поперечное исследование. Обследование за короткий период времени детей для выявления корреляций.
3. смешанный тип исследования с совмещением продольного и поперечного исследований.
Бунак (1965) выделяет стадии развития человека:
1. Прогрессивная стадия – детство и отрочество.
2. Стабильная – взрослый возраст, увеличение жирового слоя.
3. Регрессивная – старческий возраст.
Универсальный подход к периодизации возрастных этапов:
I. Пренатальный период.
А) эмбриональный. 1-8 недели – формирование внутренних органов
Б) сретальный – увеличение размеров органов
II. Постнатальный период.
1. новорожденный (8-10 дней) – питание грудным молоком
2. грудной (весь 1й год) – питание грудным молоком, резкий скачок в росте, с 6-тимесяцев прорезаются зубы.
3. раннее детство (1-3 года) – ко 2-3 году завершается прорезание молочных зубов, годичное увеличение роста не сильное.
4. первое детство (4-7 лет) – первый ростовой скачок, с 6 лет молочные зубы заменяются на постоянные.
5. нейтральное детство (1-7 лет) – не выражены половые признаки.
6. период второго детства (8-11 лет) – выявление половых признаков, повышенная секреция половых гормонов, окончательная смена зубов. Темпы роста у девочек быстрее – половое созревание в среднем на 2 года раньше, развитие нижних конечностей, развитие первичных и вторичных половых признаков (волосяной покров, увеличение молочных желёз); у мальчиков – увеличение половых органов, рост.
Пубертатный скачок – максимальный рост тела
7. подростковый период (12-16 лет) – оформление половых признаков, почти окончательный рост человека, первые менструации у девочек.
8. юношеский (17-21 лет) – окончание процессов формирования организма, темпы роста замедляются.
9. зрелый (22-35 лет, 36-55 (ж), 36-60 (м)) – строение тела не меняется, возможен рост из-за увеличения позвоночного столба.
10. пожилой (56-74 (ж), 60-74 (м)) – регресс организма, потеря жидкости организмом.
11. старческий (75-90 лет) – замедление обменных процессов.
12. долгожители (свыше 90 лет).

27. Кривая роста и ростовые скачки.
График кривых роста как единство показателей абсолютного роста был впервые применён в 1759-1777 годах графом Филибергом де Монбейаром. Он замерил скорости и темпы роста своего сына. Его кривые были опубликованы Бюффоном как приложение к «Естественной истории».
Скачки – младенческий, первое детство, пубертатный.
Харрисон: рост человеческого тела и его внутренних органов происходит неравномерно. Развитие внутренних органов не успевает за ростом человека. В первом детстве рост изменяется за счёт роста верхних и нижних конечностей по сравнению с длиной туловища. Харрисон вводит понятие канализирование – индивидуальное развитие человека часто не совпадает со среднестатистическими показателями роста. На первых этапах развивается отставание в развитии, но на других сохраняется способность к возвращению к средним показателям.
Чувствительный периоды. Под влиянием соматофизиологических механизмов и окружающей среды возникают также показатели в динамике роста. Это возрастные интервалы, в пределах которых наблюдаются максимальные темпы увеличения роста и веса тела.
На кривой роста человека (2 параметра: абсолютный рост и темпы роста) выделяют 3 цикла постнатального развития:
1. от рождения до 10-13 лет при незначительных темпах роста (не учитывая первый ростовой скачок). На этом этапе происходит совершенствование мозга. У 10-летнего ребенка мозг достигает 95% размеров мозга взрослого человека.
2. пубертатный период развития: резкие, ускоренные темпы роста, веса тела, половое развитие, обусловленное влиянием гормонов.
3. падение скорости роста до уровня ниже допубертатного периода и прекращение роста. При этом окончательная остановка роста происходит в 28-30 лет: после пубертатного скачка рост происходит за счёт развития позвоночного столба и достигает 3-5 мм в год.
4. отдельно можно выделить старческий возраст. Этот этап характеризуется регрессивными темпами роста.

28. Физиологическая природа пубертатного скачка роста.
Возрастные периоды пубертатного скачка:
М: 12,5 - 15,5 лет (до изменения голоса)
Ж: 10,5 - 13,5 лет (по менархе)
Темпы роста во время пубертатного скачка - около 10 см в год. У мужчин пубертатный скачок начинается позже, но к 16 годам они опережают женщин по росту. Чем медленнее происходит пубертатный скачок, тем вероятнее долгожительство (из-за замедленного обмена веществ). Это происходит у высокогорного адаптивного типа.
В своей основе пубертатный скачок имеет гормональную основу. Секреция гормонов роста находится под контролем гипоталамуса. Гормон роста порционно выделяется в течении суток. Секрецию гормона роста вызывает физическая нагрузка, состояние стресса, сон. В случае недостатка гормона роста наблюдается задержка созревания.
Помимо гормона роста в процессе пубертатного скачка важен гормон щитовидной железы. Также важны андрогены (гормоны надпочечников) - они определяют пубертатный скачок у женщин. У мужчин андрогены связаны с половым гормоном тестостероном, секретуемого яичками. Он увеличивает число эритроцитов во время подросткового периода и увеличивает мышечную массу. Таким образом, пубертатный скачок имеет гормональную природу.

29. Гендерные различия пубертатного скачка роста.
Пубертатный скачок характеризуется формированием первичных и вторичных половых признаков и имеет разную природу у мужчин и женщин. По окончании подросткового периода мальчики становятся значительно сильнее девочек за счёт изменения массы и мышечной силы за счёт высокой концентрации молочной кислоты в крови мужчины, то есть, они более стойки к физическим упражнениям. Сердце и лёгкие у мальчиков становятся крупнее, выше кислородная ёмкость крови, повышается способность нейтрализовать химические продукты мышечной деятельности.

Несмотря на значительные индивидуальные колебания, пубертат у девочек в среднем начинается в возрасте 12 лет, у мальчиков — 13, а заканчивается у девочек к 16—17 годам, у мальчиков — к 17—18. У мальчиков основным гормоном полового созревания является андроген и тестостерон, который отвечает за все процессы формирования мужчины, и в том числе рост костей в длину. Несмотря на преобладание тестостерона, существенная часть этого гормона в процессе метаболизма превращается в эстрогены, имеющие свойства закрывать зоны роста костей, но уровень эстрогенов у мальчиков нарастает значительно медленнее, чем у девочек, поэтому рост мальчиков идёт дольше и интенсивнее. Если перед началом пубертата мальчики в среднем на 2 см ниже девочек, то к концу этого периода юноши становятся в среднем на 13 см выше девушек. В процессе женского пубертата доминирующим является эстрогенный гормон эстрадиол, который вызывает рост и развитие молочных желёз и женских половых органов. Эстрадиол у девочек начинает повышаться раньше и достигает более высокого уровня, чем у мальчиков, поэтому девушки достигают половой зрелости и останавливаются в росте раньше, чем юноши.

 

30. Средовые и генетические факторы пубертатного скачка роста.
1. условия окружающей среды неразрывно связаны с генетическими факторами. Одни и те же условия окружающей среды могут быть благоприятны для ребёнка с одним набором генов, и неподходящим для ребёнка с другим набором. Чем ближе генный набор и условия окружающей среды, тем выше потенциальные возможности роста.
2. не все гены оказываются активными к моменту рождения. Гены, определяющие рост, проявляются в первые 3 года жизни. Гены определяют интенсивность и время наступления пубертатного скачка, секрецию большего или меньшего количества андрогенов.
3. на генетическом уровне темпы роста зависят от времени года (самые сильные темпы роста весной, из-за высокой гормональной активности). Интенсивность сезонного типа сильно варьируется у большого числа детей, трудно уловить сезонные колебания объёмов роста.
4. влияние условий среды:
- интенсивность и разнообразие питания. У девочек недостаток пищи значительно реже нарушает кривую роста. У мальчиков голодание и недостаток роста и обуславливают быстрый скачок в условиях возвращения к полноценному питанию.
- психологические стрессы. Они тормозят секрецию гормонов и могут приводить к задержкам в росте.
- принадлежность детей к разным социальным группам. Разница в длине тела у детей из обеспеченных семей и детей низко квалифицированных работников составляет: около 2см в 3х летнем возрасте: около 5см в подростковом.

31. Биологический и календарный возраст.
Колебание между индивидуальным развитием и нормой обуславливает необходимость введения понятия биологического возраста. Биологический возраст – это система нормативных показателей, характеризующих данный этап развития человека. Биологический возраст человека противопоставляется календарному возрасту. Календарный возраст – проявление индивидуального развития ребёнка, а биологический – среднестатистического. Биологический возраст выделяется на основе единства 3 параметров:
1. скелетная зрелость (темпы роста, показатели развития скелета, мускулатуры).
2. зубная зрелость (параметры темпов роста молочных и коренных зубов).
3. зрелость по степени развития вторичных половых признаков.
Методика оценки биологического возраста производится путём сопоставления показателей индивидуального развития со стандартными, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. В связи с процессом акселерации эти стандарты периодически обновляются на основе проведения повторных исследований.
1. Скелетная зрелость. Критерий определения скелетного возраста – степень осефикации (окостенения) кисти, так как она состоит из большого количества развивающихся костей. Длина пальцев зависит от того, обучался ли ребёнок в музыкальной школе и т.д. Преимущество обследования кисти и в том, что она легко исследуется с помощью рентгенографии. Сравнительное исследование разных параметров связывает половое созревание и осефикацию скелета. При раннем созревании скелета половое созревание ускоряется, при позднем – задерживается.
2. Зубная зрелость определяется путём подсчёта числа прорезавшихся зубов и сопоставления с существующими стандартами. Молочные зубы прорезаются у детей с 6 месяцев до 2 лет, а постоянные – от 7 до 13 лет. Этот параметр используется только до возраста 13-14 лет и он зависит от общего уровня развития организма.
3. вторичные половые признаки. При определении уровня зрелости для женщин исследуются сроки наступления менархе (менструации). Для мужчин учитывается перелом голоса.
Физиологические и биохимические критерии биологического возраста. В качестве методов исследования выступает анализ мочи и крови. Фиксируется концентрация ферментов, гормонов и их соотношение. Она формирует гормональные индексы.

32. Физиологическое, интеллектуальное, эмоциональное развитие человека.
Изучение роста и развития следует рассматривать как одну из ведущих наук, на которых должны основываться теория и практика воспитания. В течение первой половины этого столетия бурный расцвет педагогической психологии привёл к тому, что педагоги почти совсем перестали интересоваться вопросами физического развития. Однако сейчас учителя со всевозрастающей настойчивостью требуют от специалистов по биологии человека точных и полных данных о росте мозга, о критических периодах и стадиях развития, о влиянии раннего или позднего созреваний на эмоциональную уравновешенность, об эпохальной сдвиге и т.д.
На многие из этих вопросов пока можно дать лишь весьма схематичные ответы, так как наукой о росте и развитии долгое время пренебрегали. Тем не менее уже сейчас мы располагаем обширным арсеналом фактов и целым рядом выводов, которые имеют важное значение для педагогики. Главные среди них — это вопросы о градиентах роста мозга» об индивидуальной изменчивости в темпах роста, особенно в пубертатном периоде, о взаимосвязи между темпами умственного и физического развития.
Начиная с самых первых стадий внутриутробного развития и на протяжении всего дальнейшего роста, мозг по весу ближе к своему конечному значению, чем любой другой орган человеческого тела, за исключением, пожалуй, глаза. Мозг развивается раньше других органов. У новорожденных вес мозга составляет 25% его веса у взрослого, у ребенка 6 мес. — почти 50%, в 2 1 /> года — около 75%, в 5 лет — 90% и в 10 лет — 95%.
Различные части мозга растут с различной скоростью и не одновременно достигают максимальной скорости своего роста.
Спинной и средний мозг и варолиев мост первыми достигают максимальной скорости роста на 2-м месяце внутриутробного развития. К 3-му мес. максимальной скорости достигает рост полушарий головного мозга, а к 6-му — рост мозжечка. Для мозга характерно существование таких же градиентов роста и очередности в процессах созревания, как и для других частей тела.
Пока еще не ясно, в какой мере окружающая среда может влиять на созревание и организацию мозга. По мнению Кахала (Cajal) и Хебба (Hebb), функциональная активность клетки стимулирует дальнейшее развитие ее связей, однако эта гипотеза не подтверждена.
Многие аспекты функционирования мозга, по-видимому, совершенно не подвержены изменениям условий окружающей среды, если последние колеблются в нормальных пределах. Но это не значит, что созревание мозга вообще не зависит от внешних условий. При некоторых состояниях, таких как недоедание или воздействие токсичных веществ, нормальный рост может нарушаться. В настоящее время все еще нельзя определенно утверждать, до какой степени недоедание, встречающееся в некоторых слаборазвитых странах, может тормозить созревание мозга, хотя эта проблема широко дискутируется.
Накоплено много данных, свидетельствующих о том, что дети, более развитые в физическом отношении получают в среднем более высокие баллы в психологических тестах, чем их отстающие в развитии сверстники. Эти различия невелики, но постоянны. При возрастных обследованиях обнаруживаются большие возможности у детей с быстрым физическим созреванием по сравнению с медленно созревающими. Крупные, т.е. физически более развитые дети получают более высокие баллы при определении так называемого коэффициента интеллекта (КИ) во всех возрастах, начиная с 6 лет, чем их низкорослые сверстники. Различия для отдельных детей могут быть весьма значительными. Обычно считалось, что у взрослых связь между длиной тела и результатами психологических тестов исчезает. Этого и следует ожидать, если коэффициенты корреляции отражают лишь взаимосвязь между параллельным ходом физического и умственного развития. Действительно, различий по длине тела между рано и поздносозревающими мальчиками после окончания роста уже не наблюдается. Однако в настоящее время совершенно ясно, что, как это ни странно, связь между длиной тела и КИ, хотя бы частично, сохраняется и у взрослых. Вполне возможно, что в качестве основного движущего фактора в данном случае выступает различная социальная мобильность.
Раннее или позднее созревание отражается на поведении, причем у некоторых детей в значительной степени. Те мальчики, которые в своем развитии опережают сверстников, выделяются из их среды и становятся вожаками. Мальчики с развитой мускулатурой в среднем созревают раньше других, и пубертатный скачок наступает у них раньше. Видя вокруг себя успешно развивающихся сверстников, ребенок с поздним развитием в глубине души иногда начинает сомневаться, сможет ли он догнать их в физическом отношении и станет ли он настоящим мужчиной. Беспокойство и тревога, связанные с вопросами пола, проявляются большей частью лишь подсознательно и вызываются гораздо более сложными и глубокими причинами. Однако и в этом случае события подросткового периода — или их отсутствие — играют роль триггера и вызывают к жизни страхи, живущие глубоко в душе ребенка.
Рано созревающие дети более общительны и уравновешены, менее нервозны и пользуются большим успехом в обществе, по крайней мере в США. Но таких детей ждут свои трудности. Если одни горды своим новым положением, то другие испытывают чувство неловкости и замешательства. У рано созревших детей в течение более длительного срока продолжается задержка сексуальных влечений, стремления к независимости и профессиональной ориентации. Именно с этим, по мнению большинства авторов, и связаны все те психологические трудности, которые испытывают в этот период многие юноши и девушки.


33. Акселерация роста и развитие человека.
Акселерация – это ускорение темпов роста длины и пропорций тела, а также зубного, скелетного и полового развития. Акселерация определяется:
1. половым параметром. Акселерация имеет территориальные различие. В пределах европейской популяции выраженность акселерации варьируется: на севере и западе проявляется раньше, чем на юге. Для Нидерландов среднее увеличение тела у мужчин за последние 100 лет на 15 см, а для Португалии – на 3,7см. При этом акселерация предполагает не только ускорение темпов роста и ранний пубертатный скачок, но и увеличение продолжительности жизни человека, репродуктивного возраста у женщин, перестройка структуры заболеваемости.
Особенность современного этапа развития человечества – акселерация. Это отмечаемое за последние 100-150 лет ускорение физиологического и полового созревания подростков. Она фиксируется на уровне увеличения размеров тела, его веса, увеличения репродуктивного периода, сохранения работоспособности в пожилом возрасте, увеличение продолжительности жизни. Другой аналогичный термин – эпохальный сдвиг.
В детском возрасте акселерация проявляется на уровне ускорения темпов роста и веса тела. По среднестатистическим показателям современные дети на 5 см длиннее и на 1,5-2 кг тяжелее своих предшественников. У детей дошкольного возраста за последние 100 лет длина тела увеличилась на 10-12 см, значительно раньше прорезываются постоянные зубы. Акселерация влияет на особенности пубертатного скачка. В результате ускоренных темпов роста и созревания пубертатный скачок происходит интенсивнее и значительно раньше. За последние 100 лет половое созревание ускорилось примерно на 2 года. В Европе 19 века среднестатистический возраст менархе был 16,5-17 лет, а в современных городах – 12,5-13 лет. Ускорение развития коснулось и двигательных функций. Современные подростки, по сравнению с их ровесниками, жившими 100 лет назад, быстрее бегают, прыгают в длину с места и больше раз подтягиваются.
Теории объяснения акселерации:
1. акселерация – это циклическое явление. В истории развития человека можно выделить периоды интенсивного развития и замедленного.
2. акселерация связана с улучшением питания, медицинского обслуживания, воздействием на психику человека, раздражающими факторами города.

34. Физиологическая природа старения, старение и продолжительность жизни.
Физиология старения

Основная статья: Старение (биология)

Физиологические изменения, которые происходят в теле человека с возрастом, в первую очередь выражаются в снижении биологических функций и способности приспосабливаться к метаболическому стрессу. Эти физиологические изменения обычно сопровождаются психологическими и поведенческими изменениями. Собственно биологические аспекты старения включают не только изменения, вызванные старением, но и ухудшение общего состояния здоровья. Человек в позднем возрасте характеризуется большей уязвимостью к болезням, многие из которых связаны со снижением эффективности иммунной системы в пожилом возрасте. Так называемые болезни пожилого возраста, таким образом, являются комбинацией симптомов старения и болезней, против которых организм более не в силах бороться. Например, молодой человек может быстро оправиться от пневмонии, тогда как для человека пожилого возраста она может легко стать смертельной. Снижается эффективность работы многих органов (сердце, почки, мозг, лёгкие). Частично это снижение является результатом потери клеток этих органов и снижения возможностей их восстановления в чрезвычайных случаях. Кроме того, клетки пожилого человека не всегда в состоянии выполнять свои функции так же эффективно. Определённые клеточные ферменты также снижают свою эффективность, то есть процесс старения протекает на всех уровнях. Общие детали и причины старения описаны детальнее в статье «Старение».

С точки зрения философии, процесс старения обусловлен естественным вырождением колонии клеток организма под воздействием факторов внешней среды. У людей и животных при воспроизводстве идет восполнение утерянной или поврежденной генетической информации за счет эффекта наложения свойств двух особей противоположного пола на генном уровне. То есть срабатывает принцип вероятностной компенсации. Именно поэтому существует возможность противостояния видов вредным влияниям окружающей среды. В целом, любой многоклеточный организм на Земле можно рассматривать как сложно организованную колонию одноклеточных организмов, которые способны на три стадии своей эволюции (какие?). Процесс старения обусловлен только влиянием внешних факторов (реликтовое излучение, отрицательные экологические факторы и т. п.), разрушающих генные структуры колонии и способствующих их вырождению, так как организм можно рассматривать как обособленную систему, не способную к воспроизводству и обмену своего организма в плане восполнения потерянной информации на третьей стадии развития. Существуют теории, подтвержденные научными результатами, что внедрение извне вирусов и других носителей способствует восполнению нарушенного строя генов и тем самым отдаляет процесс вырождения клеток организма, то есть процесс старения. Несмотря на это, сегодня старение организма есть не только неизбежный, но и необходимый процесс для любого существа на Земле. Существуют философские и религиозные течения, которые вводят в ранг свойств человека его интеллект, способный управлять процессом старения как переносчик и обменник поврежденной генной информации. Можно только надеяться на то, что это первый шаг к рождению сверхсуществ, которые никогда не стареют.

Причины старости:
1. молекулярная – отмирание нейронов в головном мозге и в теле вообще. Нарушение хранения информации на межклеточном уровне.
2. генетическая – старение рассматривается как генетический механизм, соединение развития и деградации.
Проявления старости многообразны и затрагивают все уровни организации. Физиологические проявления старения:
1. сокращение роста, веса тела, перераспределение жирового компонента, снижение амплитуды движений грудной клетки, уменьшение размеров лица.
2. физиологические функции: менее эффективная работа рецепторов, а следовательно, снижение остроты зрения и слуха.
3. замедление биосинтеза белка, повышение содержания жира в тканях и крови, снижение толерантности к углеводам и инсулиновой обеспеченности.

Продолжительность жизни. В каменном веке продолжительность жизни людей составляла 18 лет, в Римской империи – 35 лет. Еще в 18 веке дожившие 100-летнего возраста лица приравнивались к божествам.

Продлением жизни человечество занимается во все периоды своего существования. Попытки продлить жизнь и сохранить молодость предпринимались еще в древнем Kитае, Индии, Египте, великими цивилизациями Центральной и Южной Америки. С этой целью предлагались и предлагаются многочисленные и разнообразные способы и средства (травы, медикаменты, пересадка эндокринных органов животных, диеты, занятия спортом и многое, многое другое).

Известно, что на продолжительность жизни особое влияние оказывают наследственность, образ жизни, факторы окружающей среды, а также востребованность в семье и обществе.

Отмечено,что дольше живут религиозные, добрые, неразвратные, женатые, близнецы, высокорослые, левши.

В семьях долгожителей дети значительно чаще достигают долголетия. Недавно американские авторы обнаружили ген долгожительства.

В последние десятилетия во всех экономически развитых странах продолжительность жизни поступательно увеличивается.

Наряду с этим отмечено уменьшение продолжительности жизни в странах Африки, бывшего Советского Союза.

Согласно статистических данных начала текущего столетия, самая длинная продолжительность жизни у жителей Андорры (83,49 лет), а самая короткая – в Мозамбике (31.3 лет). К странам с наибольшой продолжительностью жизни относятся США, Япония, Израиль, Вьетнам, Франция, Великобретания, Германия и др. Дольше всех живут японки.

Во всех странах продолжительность жизни женщин на 4-5 лет больше,чем мужчин.После 100-летнего возраста это соотношение составляет 1:1

Уже сегодня во многих странах лица в возрасте выше 65 лет составляют 10-14%. По прогнозам к 2010 году они составят 30%. Предполагается,что к 2030 г. в США средняя продолжительность жизни будет 100 лет.

Ученые утверждают,что человечество генетически запрограммировано на продолжительность жизни 120-150 лет. Это совпадает с библейским возрастом.

В настоящее время принято различать старение и старость.


35. Роль среды в акселерации.
Большинство учёных объясняют акселерацию коренным улучшением условий жизни, питания, медицинского обслуживания. Акселерацию могут вызвать изменение рациона питания – возросшее потребление белков, животных жиров, витаминов, молочных продуктов. Уровень питания оказывает влияние на соматическое развитие. Поэтому в эпоху войн и голода у детей происходит уменьшение размеров тела и замедляется половое созревание. Есть попытки объяснить акселерацию влиянием на организм условий жизни в современном городе (ускоренный темп жизни, стрессовость, телевидение и т.д.).

Явление, без всякого сомнения, связанное с нарушениями во взаимодействии людей с окружающей средой, но еще не до конца изученное, представляет собой акселерация. Акселерация – это увеличение размеров тела и значительный сдвиг во времени в сторону более раннего полового созревания.Акселерация проявляется в ускорении психического и физического развития. В качестве возможных причин этого явления называют улучшение условий жизни, в первую очередь – хорошее питание. Акселерацию связывают с возросшей миграцией населения и повышением количества межрасовых браков. К другим возможным факторам, вызывающим акселерацию, относят изменение солнечной активности, повышение радиационного фона, насыщенность атмосферы электромагнитными колебаниями. Последствия акселерации для человеческой популяции пока не до конца понятны.

 

  • Группа гипотез связанных с влиянием факторов среды (гипотезы 30-х годов) связывала изменения в скорости роста и развитии с естественными и искусственными изменениями условий среды. Кох (E. W. Koch), 1935, который предложил термин акцелерация, придавал значение гелиогенным влияниям, увеличению светового дня за счет электрического освещения. Трейбер (T. Treiber), 1941 связывал акцелерацию с влиянием радиоволн — хотя ускорение роста детей началось раньше широкого распространения радио на Земле, а Миллс (C. A. Mills), 1950 — с повышением температуры атмосферы Земли. Есть и другие гипотезы, например, связанные с радиацией или космическим излучением. Но тогда феномен должен был проявляться на всех детях одной местности. Однако, все авторы отмечают различия в скорости роста детей различных контингентов населения.

Каждая из гипотез в отдельности не могла объяснить все явления секулярного тренда и убедительным доказательством были бы данные об ускорении онтогенетического развития и увеличения размеров тела не только у людей, но и различных животных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: