(тыс. рублей)
Наименование | сумма | |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | 932 157 813,7 | |
Общегосударственные вопросы | 667 776,4 | |
Международные отношения и международное сотрудничество | 14 902,9 | |
Международное сотрудничество | 14 902,9 | |
Обеспечение мероприятий, предусмотренных соглашениями с международными финансовыми организациями | 7 600,0 | |
Иные бюджетные ассигнования | 7 600,0 | |
Предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права | 7 600,0 | |
Платежи в целях обеспечения реализации соглашений с правительствами иностранных государств и международными организациями | 7 600,0 | |
Международные культурные, научные и информационные связи | 7 302,9 | |
Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд | 730,6 | |
Иные закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд | 730,6 | |
Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд | 730,6 | |
Иные бюджетные ассигнования | 6 572,3 | |
Предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права | 6 572,3 | |
Взносы в международные организации | 6 572,3 | |
Другие общегосударственные вопросы | 652 873,5 | |
Руководство и управление в сфере установленных функций | 652 873,5 | |
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов | 652 873,5 | |
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами | 187 412,0 | |
Расходы на выплаты персоналу государственных внебюджетных фондов | 187 412,0 | |
Фонд оплаты труда и страховые взносы | 181 084,0 | |
Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда | 6 328,0 | |
Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд | 459 721,5 | |
Иные закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд | 459 721,5 | |
Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий | 305 755,3 | |
Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд | 153 966,2 | |
Иные бюджетные ассигнования | 5 740,0 | |
Уплата налогов, сборов и иных платежей | 5 740,0 | |
Уплата налога на имущество организаций и земельного налога | 5 570,0 | |
Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей | 170,0 | |
Образование | 9 412,6 | |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации | 9 412,6 | |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров | 9 412,6 | |
Переподготовка и повышение квалификации кадров | 9 412,6 | |
Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд | 9 412,6 | |
Иные закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд | 9 412,6 | |
Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд | 9 412,6 | |
Здравоохранение | 931 448 740,4 | |
Амбулаторная помощь | 4 905 017,5 | |
Социальная помощь | 4 905 017,5 | |
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" | 886 451,1 | |
Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | 886 451,1 | |
Межбюджетные трансферты | 886 451,1 | |
Межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования | 886 451,1 | |
Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан | 4 018 566,4 | |
Межбюджетные трансферты | 4 018 566,4 | |
Межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования | 4 018 566,4 | |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения | 13 360,0 | |
Прикладные научные исследования и разработки | 13 360,0 | |
Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам | 13 360,0 | |
Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд | 13 360,0 | |
Иные закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд | 13 360,0 | |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 13 360,0 | |
Другие вопросы в области здравоохранения | 926 530 362,9 | |
Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением | 1 092 330,0 | |
Нормированный страховой запас Федерального фонда обязательного медицинского страхования | 1 092 330,0 | |
Иные бюджетные ассигнования | 1 092 330,0 | |
Резервные средства | 1 092 330,0 | |
Реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений | 259 519 577,3 | |
Реализация программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части укрепления материально-технической базы медицинских учреждений | 138 918 047,7 | |
Межбюджетные трансферты | 138 918 047,7 | |
Межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования | 138 918 047,7 | |
Реализация программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части внедрения современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца | 10 723 068,1 | |
Межбюджетные трансферты | 10 723 068,1 | |
Межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования | 10 723 068,1 | |
Реализация программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи | 80 056 718,2 | |
Межбюджетные трансферты | 80 056 718,2 | |
Межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования | 80 056 718,2 | |
Реализация мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, в части укрепления материально-технической базы медицинских учреждений | 23 678 947,7 | |
Межбюджетные трансферты | 23 678 947,7 | |
Иные межбюджетные трансферты | 23 678 947,7 | |
Реализация мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, в части внедрения современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца | 1 248 795,6 | |
Межбюджетные трансферты | 1 248 795,6 | |
Иные межбюджетные трансферты | 1 248 795,6 | |
Реализация мероприятий государственными учреждениями по внедрению современных информационных систем в здравоохранение | 4 894 000,0 | |
Межбюджетные трансферты | 4 894 000,0 | |
Иные межбюджетные трансферты | 4 894 000,0 | |
Социальная помощь | 665 918 455,6 | |
Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" | 648 278 965,4 | |
Выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования | 640 562 414,2 | |
Межбюджетные трансферты | 640 562 414,2 | |
Межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования | 640 562 414,2 | |
Единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам | 7 716 551,2 | |
Межбюджетные трансферты | 7 716 551,2 | |
Межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования | 7 716 551,2 | |
Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни | 17 639 490,2 | |
Межбюджетные трансферты | 17 639 490,2 | |
Межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации | 17 639 490,2 | |
Социальная политика | 20 804,6 | |
Социальное обеспечение населения | 20 804,6 | |
Руководство и управление в сфере установленных функций | 20 804,6 | |
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов | 20 804,6 | |
Социальное обеспечение и иные выплаты населению | 20 804,6 | |
Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат | 20 804,6 | |
Субсидии гражданам на приобретение жилья | 20 804,6 | |
Средства массовой информации | 11 079,7 | |
Другие вопросы в области средств массовой информации | 11 079,7 | |
Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением | 11 079,7 | |
Выполнение других обязательств государства | 11 079,7 | |
Прочие выплаты по обязательствам государства | 11 079,7 | |
Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд | 11 079,7 | |
Иные закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд | 11 079,7 | |
Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд | 11 079,7 |
Теоретические исследования расходов бюджета ФОМС за 2010 - 2012 года позволяют сделать следующие выводы:
|
|
|
- Расходование бюджетных средств с каждым годом возрастает, и это связано с увелечением расходов по отдельным статьям. Например, финансирование расходов на создание и совершенствование информационной системы Фонда с 2010 года по 2012 год увеличилось на 400 млн. рублей. Также значительное расходование средств произошло в территориальном фонде ОМС на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики, медицинским сетрам.
- Образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного использования в 2010 году остатки средств на 1 января 2011 года направлены в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на завершение расчётов в первом квартале 2011 года по заключенным в 2010 году договорам на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи, а также на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной вышеперечисленными учреждениями женщинам в период беременности и родов, в случае отсутствия средств на указанные цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации.
- В 2012 году Фонд осуществлялось финансирование проведения в субъектах РФ направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения пилотного проекта. Проект ориентирован на конечный результат с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование за счёт перечисляемых из федерального бюджета средств в сумме 4000000,0 тыс. рублей и остатков средств на 1 января 2011 года в сумме 1434280,0 тыс. рублей, образовавшихся в бюджетах Фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в результате неполного использования ассигнований на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования после завершения в первом квартале 2007 года расчётов по дополнительной оплате оказанной неработающим пенсионерам в 2006 году амбулаторно-поликлинической помощи.
- В бюджете Фонда на 2012 год установлено, что Фонд направляет в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации денежные средства в сумме 16661 млн. рублей на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещён государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребёнка в течение первого года жизни на основании документов, формы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.
Рассмотрев исполнение бюджета обязательного медицинского страхования за 2012 года, можно сделать следующие выводы:
- расходы в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в сумме составили 932 158 млн. рублей;
- осуществляется финансирование проведения в субъектах РФ направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения пилотного проекта в сумме 4 млн. рублей;
3. Пути совершенствования финансовой системы обязательного медицинского страхования.
За последние 2011 и 2012 годы реформирования системы ОМС обеспечено существенное укрепление финансового потенциала системы обязательного медицинского страхования, значительно возросли объёмы поступлений единого социального налога и страховых взносов на неработающее население. В 2011 году по динамике роста сбора финансовых средств система ОМС вышла на первое место среди всех видов социального страхования в стране. Благодаря активной работе с руководителями субъектов Российской Федерации успешно решается задача по повышению уровня страховых взносов на ОМС неработающего населения. В настоящее время динамика роста поступлений страховых взносов из региональных бюджетов соответствует наблюдаемому сегодня росту налоговых поступлений. Уровень сбора страховых взносов на ОМС неработающего населения вырос на 25,7% и составил 143 млрд. рублей. рублей.
В ряде регионов обеспечено многократное увеличение этого показателя: например, в Чеченской Республике - в 19 раз, Республике Тыве - в 5 раз, Республике Карелия - в 3 раза, Ямало-Ненецком автономном округе - в 2,5 раза, Чукотском автономном округе - в 2 раза.
При этом сумма задолженности страховых взносов на ОМС неработающего населения резко уменьшилась. В 2011 году она сократилась на 49%, до уровня в 9,3 млрд. рублей (для сравнения - на начало 2006 года она равнялась 25,5 млрд. рублей). В 32 субъектах РФ задолженность прошлых лет отсутствует. В 2012 году удалось ликвидировать текущую задолженность.
Многое было сделано в планировании и мобилизации зачисляемого в доход бюджетов фондов ОМС единого социального налога в рамках межведомственной рабочей группы по взаимодействию Минздравсоцразвития России, ФНС России и Федерального фонда ОМС. Это способствовало усилению администрирования единого социального налога. В результате в 2011 году впервые отмечен профицит бюджета ФОМС по поступлению налоговых платежей на сумму более 3 млрд. рублей (при общем объёме поступлений в размере 71 млрд. рублей). Уровень поступлений единого социального налога в территориальные фонды ОМС вырос на 25,9% и составил сумму в размере 125,1 млрд. рублей (в 2010 году - 99,3 млрд. рублей).
Принимаемые меры привели к увеличению фактических расходов на реализацию территориальной программы ОМС, которая является составной частью Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Уровень финансового обеспечения населения субъектов Российской Федерации средствами ОМС на 19% превысил нормативные показатели и достиг 2 298,4 рублей на 1-го застрахованного гражданина.
Федеральный фонд ОМС наращивает объёмы дотаций на выполнение территориальных программ ОМС. В 2012 году на эти цели с учётом дополнительных доходов ФОМС было направлено более 80 млрд. рублей, из них 7,5 млрд. рублей - за счёт экономии средств, не использованных при завершении расчётов по программе ДЛО 2011 г., достигнутой в результате укрепления финансовой дисциплины в системе льготного лекарственного обеспечения. В соответствии с принятым законом «О внесении изменений в федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» внесены коррективы в бюджет ФОМС на 2012 год, в котором учтены дополнительные возможности ФОМС для финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В настоящее время методика распределения дотаций для субъектов Российской Федерации чётко прописана и абсолютно прозрачна, для каждого региона определены базовые объёмы финансирования.
Средства нормированного страхового запаса ФОМС составили около 30 млрд. рублей. Уровень направляемых средств на финансовую поддержку территориальных программ ОМС превышает показатели предыдущего года в 15 раз, поскольку система ОМС в 2012 году была освобождена от функций по финансированию государственных социальных программ (в 2011 году для обеспечения финансовой стабилизации программы ДЛО была потрачена значительная часть нормированного страхового запаса).
При этом принципиально изменена методология предоставления финансовой помощи из средств нормированного страхового запаса. Эти средства подразделяются на две части: первая часть в размере 90% предназначена для сокращения дефицита территориальных программ обязательного медицинского страхования; вторая часть в размере 10% направляется на стимулирование субъектов Российской Федерации, достигших лучших показателей в понижении общей смертности, младенческой смертности, первичного выхода на инвалидность. Таким образом, эти субъекты Российской Федерации, в случае если они достигли позитивных показателей, будут получать дополнительную финансовую помощь на развитие здравоохранения. В 2011-2012 гг. размер стимулирующей части нормированного страхового запаса предполагалось существенно увеличить. При этом не израсходованные в 2011году средства нормированного страхового запаса и зарезервированные средства в объеме 8,3 млрд. рублей были направлены в 2011 году на повышение уровня дотаций ФОМС для финансирования территориальных программы ОМС.
Исследовав пути совершенствования финансовой системы обязательного медицинского страхования, мы можем сделать следующие выводы:
- неуправляемые масштабы платности медицинской помощи, и связанные с этим потери для населения и государства, диктуют необходимость пересмотра системы государственных гарантий в здравоохранении. Необходимо искать более рациональные варианты привлечения средств населения в систему здравоохранения;
- государственное регулирование объёмов и цен на платные услуги, при всей его важности, не решает проблемы обеспечения доступности медицинской помощи для наиболее нуждающейся части населения и поэтому может рассматриваться только на среднесрочную перспективу (3 – 5лет). В более долговременном плане целесообразно взять курс на оказание платных услуг преимущественно в сети частных медицинских организаций;
- более перспективным представляется привлечение личных средств населения через механизм соплатежей в момент получения медицинских услуг и через участие работающих граждан в финансировании системы обязательного медицинского страхования. Но даже при реализации этих стратегий сохраняется необходимость более чёткого определения границы между платной и бесплатной медицинской помощью.
Заключение.
Основные аспекты ОМС в Российской Федерации, а именно: его сущность и основные элементы - в стране являются всеобщими для населения. ОМС осуществляется за счёт двух основных финансовых источников.Первый источник - это ассигнования из государственного бюджета. Вторым источником являются страховые взносы работодателей (всех форм собственности) за своих работников. ОМС осуществляется на основе договорных отношениймежду субъектами данного вида страхования.
Однако на сегодняшний день самой большой проблемой остается то, что большая часть региональных программ бесплатной медпомощи дефицитна, а сами они не соответствуют реальным потребностям. Существование проблемы недофинансирования отрасли признают уже все фракции Госдумы. В совокупности программы около 50 регионов страны недофинансированы на 125 млрд. рублей. Кроме того, из-за предполагающейся значительной корректировки федерального бюджета в 2014 году Минздрав получит на 26 млрд руб. меньше, чем в нынешнем. При этом доля Фонда обязательного медстрахования (ФОМС) по-прежнему остаётся незначительной. Так, в соответствии с программой госгарантий, стоимость одного случая госпитализации складывается из полученных из регионального бюджета 62 тыс. рублей и только 19 тыс. рублей за счёт ФОМС.
В результате в большинстве регионов основой планирования объёмов медицинской помощи является не фактическая потребность в ней населения, а финансовая возможность региона и сложившаяся сеть учреждений здравоохранения. Снижение финансирования из федерального бюджета должно компенсироваться за счёт предполагаемого роста средств ФОМС, но при риске недобора этих средств возможно снижение оказания высокотехнологичной помощи. Последние годы в стране отмечается снижение смертности ввиду такой помощи и сокращения сроков её ожидания. При нехватке средств обеспечить это будет трудно. Однако снижение объёма медпомощи и увеличение сроков ожидания вызовет недовольство населения.
Для повышения финансовой эффективности реализации программы в 2013г. начата поэтапная реструктуризация объёмов медицинской помощи внутри системы. В 2013 году впервые введены нормативы профилактической, неотложной и паллиативной медицинской помощи, а также «сделан акцент на развитие дневных стационаров». Реструктуризация стационарной помощи подразумевает, прежде всего, не сокращение коечного фонда, а его оптимизацию. За счёт интенсификации работы коек острого периода, они будут высвобождаться и перепрофилироваться в койки для долечивания и реабилитации.
По предварительным расчётам, в результате реструктуризации объём высвобождающихся и перераспределяемых в системе средств составит за три года не менее 103 млрд. рублей, что позволит без привлечения значительных дополнительных ресурсов развивать направление медицинской реабилитации.
Одновременно с этим снизить расходы государства на содержание медучреждений поможет участие в программе госгарантий частных клиник.
«За период с 2010 года более чем в два раза увеличилось число частных медицинских организаций, работающих в территориальных программах ОМС – с 600 до 1251 в 2013 году (это уже 14,7% от общего количества). А на 2014 год уже зарегистрировано 1 655 частных организаций (17%)».