Всякая птица своим голосом поёт




Декан юридического факультета Кузутов

Филин, Гусь и Голубь

И другие

 


Фабула: На дворе 1991 год, близится развал СССР, в воздухе запах неотвратимых перемен, что чувствуют все жители провинциального города, от студентов местного университета и до чиновников. И в этой атмосфере грядущего развала социалистической империи, когда почти возможна новая гражданская война, живёт молодой человек по имени Степан – все его называют полным именем из уважения к нему, потому что он постоянно… молчит. А молчаливый, немногословный человек – это мудрый, загадочный, рефлексирующий слушатель.

 

АКТ I

Детство

Действие 1

*действие происходит в кабинете следователей: один настраивает камеру, второй готовится к допросу, Степан пытается услышать собственные мысли*

 

Следователь 1: Интересное, Воронцов, дело – видеокамера, что делали наши коллеги до её изобретения?
Следователь 2: Протоколы, полагаю.
Следователь 1: Но ведь и мы… (отвлекается и смотрит в инструкцию) Да где эта кнопка? А, нашёл. (продолжает обращение) Ведь и мы пишем протокол. Спрашивается, на кой чёрт делать и то и то?
Следователь 2: Слышишь, Горовой, прекращай размусоливать. Подозреваемый Иванов, готовы в кино сниматься?
Степан: …
Следователь 2: Молчание – знак согласия. Включил?
Следователь 1: Да. (обращается в камеру) Сегодняшняя дата – 28 сентября 1991 года. Производится видеофиксация допроса подозреваемого Иванова Степана Алексеевича в совершении преступлений, предусмотренных статьями 213.3, 218, 224 УК РСФСР. Допрос проводится следователями Воронцовым Кириллом Сергеевичем и Горовым Валентином Александровичем.

Следователь 2: Иванов Степан Алексеевич 1971 года рождения (показывает паспорт в камеру). Вам ясны ваши права?(Степан кивает) (читает протокол) второго сентября 1991 в десять часов утра ОМОН был произведён штурм квартиры 11 по адресу: улица Кирова, дом 22. Органы правопорядка были уверены, что по данному адресу находится ячейка террористической организации «Дети Ильича», взявшая на себя ответственность за акты поджога административных зданий и покушения на убийство местных чиновников. При штурме были выбиты двери, в квартире обнаружены: четыре пистолета конструкции Макарова и боеприпасы к ним, две гранаты конструкции Ф-1, самодельные взрывные устройства. После тщательного обыска в пакетах из-под муки найдены наркотические вещества. Кроме вас на квартире людей не было обнаружено. Без оказания сопротивления вы, Иванов Степан Алексеевич, вину признали, а также сообщили об отсутствии сообщников. Медицинская экспертиза подтвердила вменяемость, на учёте в наркологическом и психиатрическом диспансере не состоите.

Кроме того, в материалах дела имеется ваше чистосердечное признание (показывает на камеру), а также ваши собственные объяснения, в которых вы точно даёте понять, что вам нечего больше добавить. На данный момент это так?
Степан: *кивает*
Следователь 1: В камеру, пожалуйста.
Степан: *поворачивается и кивает снова*

Следователь 2: У вас довольно подробный рассказ в объяснениях, для камеры его всё же придётся зачитать. Если у вас будут дополнения – они будут занесены в протокол допроса. Кхэ-кхэ «Я, Иванов Степан Алексеевич…»

 

Действие 2

*Следователь продолжает читать объяснения. На сцене эпизод школьной жизни, Стёпа оживлённо что-то обсуждает с одноклассниками, Галина Анатольевна диктует предмет, пишет что-то на доске*

Следователь 2: …детство у меня было хорошее, в школе какой-либо травле не подвергался…

ГА: Таким образом, мы пишем числа друг над другом, умножая отдельно цифры каждого числа, если же выходит десятичное произведение чисел, что первую цифру такого числа мы относим к… *резко оборачивается* Иванов, встать! Ты считаешь себя настолько гениальным, что тебе не нужно то, о чём я сейчас рассказываю?
С: *задорно, мальчик явно не похож на мужчину, который находится на допросе* Галина Анатольевна, при всём уважении, но я хочу стать артистом, а зачем артисту математика? Только деньги считать за выступления! *класс смеётся*
Одноклассник 1: Иванов в кино! Спешите видеть!
Одноклассница 1: Автографы уже раздаёшь, Стёпочка?
ГА: Тишина в классе! Иванов, дневник на стол. *класс замолкает, Степан виновато смотрит в пол*
С: Ну, Галина Ивановна…
ГА: Дневник! Живо!
С: Да я и так всё понял.
ГА: Нет уж, я тебя молчать быстро научу. Давай-давай *подгоняет жестом*
С: *несёт дневник и становится около учительского стола*
ГА: *пишет в дневник замечание* Ишь ты, артист. Посмотрим, как перед родителями играть будешь. *передаёт дневник Стёпе, он берётся за него, ГА находит его взгляд* Клоун – это тоже артист, кстати. Ты подумай, может, в цирковое училище?
Одноклассник 2: *ставит подножку Стёпе, который возвращался обратно на место, Стёпа падает на четвереньки»
С: Ой.
Одноклассница 2: Что такое, Иванов, нос свой красный потерял? *класс взрывается хохотом, ГА тоже улыбается*
С: *поднимается, его взглядом ловит одноклассница*
Одноклассница 3: Ты на перемене ко мне подойди – я тебе такой грим сделаю!
Одноклассник 2: Петрушка! Покажи фокус!
ГА: Так, ещё успеете наградить вниманием Иванова, когда его на манеж пустят, а сейчас вернёмся к математике.

 

Действие 3
*Следователь читает объяснение. На сцене ГА, по очереди к ней заходят родители(Отец и Мать) вместе со Степаном*

 

Следователь 2: …родители у меня были хорошие, я рос в заботе и понимании, насилие ко мне, даже минимальное в воспитательных целях, никогда не применялось… Мой отец – Иванов Алексей Семёнович – был известным в нашем городе теоретиком литературы, который писал собственный роман, поэтому отец у меня был настоящим интеллигентом, прививал любовь к языку, культуре…

О: *выходит к ГА* Что этот отпрыск опять натворил?
ГА: Добрый вечер, Алексей Степанович, рада, что вы пришли, а ваша…
О: Она сейчас придёт вместе с ним.
ГА: Будьте спокойнее. Как продвигается ваш роман? *что-то обсуждают, пока Следователь читает объяснение*

Следователь 2: …моя мама - Иванова Анна Дементьевна, в девичестве Миронова, родила меня от другого мужчины, которого я не знаю. Когда я ещё ничего не понимал в силу возраста, она вышла замуж за Алексея Семёновича, который стал мне отчимом и дал мне свою фамилию и отчество, поэтому я и называю его отцом. Мама почему-то не могла родить детей отчиму, хотя сильно любила и дорожила им.

М: *выходят вместе со Степаном* Добрый вечер, Галина Анатольевна.
ГА: Здравствуйте, Анна Дементьевна. И тебе привет, артист.
О: Поздоровайся, что смотришь насвоего учителя как баран на новые ворота?
С: Добрый вечер.
ГА: Чудно. Итак, родители, я вызвала вас потому, что меня крайне беспокоит поведение Степана. Для мальчика своего возраста он ведёт себя крайне активно…
М: Разве плохо ребёнку быть активным?
О: Молчи и не перебивай. Сразу видно, в кого твой дурачок пошёл.

ГА: Нет, Анна Дементьевна, ребёнок должен быть активным в таком возрасте, хотеть играть и развиваться, но всему есть предел. Мальчик неусидчив, и своим поведением мешает мне вести урок. Но что самое страшное, он мешает другим детям получать необходимые знания. Заражает своим дурным примером.
С: Да кому я мешаю! *бубнит под нос*
О: Если хочешь что-то сказать, то говори громко как мужчина, а не как баба ноет.
С: Я сказал, что никому не мешаю. Они сами со мной разговаривают, что-то спрашивают, что-то хотят.
О: Ты перекладываешь ответственность на других? Своей головы на плечах нет?
ГА: И понимаете, он никак не реагирует на замечания. В ответ на них огрызается и хамит. *обращается к С* А я старше, Стёпа, и по возрасту и по опыту.
М: Как он… огрызается?
ГА: Ну, вот совсем недавно: на моё замечание о том, что он мешает мне объяснить классу умножение в столбик, он ответил, что ему это не надо и что он хочет стать артистом.
С: Я… я просто пошутить хотел *уже подходит ком к горлу в этих словах*
ГА: Ты пошутил. На что я тебе справедливо ответила, что из тебя получится хороший клоун.
С: Вы просто высмеяли меня перед всеми. Лавочкину ничего не сказали за подножку – только улыбнулись, когда я упал. Я видел!
О: *даёт крепкий подзатыльник* Не смей кричать на учителя! Галина Анатольевна, прошу прощения за это безобразие с его стороны. Я не воспитываю его так, чтобы он посмел крикнуть на преподавателя.
ГА: Знаете, я уверена, что вы, в силу вашей профессии, доходчиво и красочно умеете объяснить что-то даже самому безграмотному человеку. Попробуйте ещё раз научить сына правилам поведения.
О: Бесполезно. Туп как дуб. *стучит по парте*

ГА: Но между нами, может, ему действительно просто не хватает… ну… * пытается показать удар ладонью* Всыпать хорошенько

Действие 4
* следователь читает объяснения, затем слышится резкий удар*

 

Следователь 2: …любые хулиганские потуги дома укрощались мирным разговором с отцом. Мать это и любила в нём. И передала эту любовь мне к, казалось, совсем чужому человеку… *удар*

 

М: Лёша! *выходит на сцену, держа руки впереди, будто останавливая кого-то*
О: *выходит после М. держа С. за ухо* Молчать!*замахивается на М, она отбегает от удара* Твой нагулянный идиот мешает мне концентрироваться над опусом. Почему я должен куда-то ходить и краснеть за его выходки?
М: Он всего лишь ребёнок, Лёша. Он хочет внимания, проявить себя и не более. Галина Анатольевна всё приукрашивает…
О: Да у него на лице написано, что он дебил, что он вторсырьё. Он не может помолчать и вести себя спокойно сорок минут. *смотрит на Стёпу* Слушай, а может, ты буйный? Может, тебя в дурдом отправить? На лечение? У меня старый друг работает в лечебнице.
С: Я не буйный! Отвали! *вырывается из рук О*
О: Отвалить? Я тебя приютил, гадёныш. Ты жрёшь мою еду, носишь одежду за мои деньги. Если б не я – ты со своей мамашей гулял по помойкам и просил милостыню.
М: Извинись, Стёп.
С: За что? За то, что он говорит про меня гадости? Или за то, что обзывает тебя?
О: Ты не заслужил другого отношения. Проси прощения, или я приму меры.
С: Попробуй! *Стёпа лезет на О с кулаками, проигрывает, О хватает его за шкирку и тянет по полу, М бегает за ними и просит остановиться*
О: Ну что ты, сын алкаша, ещё хочешь?
М: Прекрати! Алексей, ты же взрослый человек!
О: *не слышит М* Подзаборный щенок, нравится?
М: Лёша, хватит!
О: Неблагодарная свинья!
М: Лёша, послушай!
О: *свободной рукой ударяет М, та ложится на пол вместе с сыном* Если повторятся подобные выходки – я не тебя бить буду. Я твою мать буду пороть как сидорову козу, на твоих глаза буду её убивать. *вытер с плеча пыль* А сейчас я пойду к себе в кабинет, и надеюсь, что не услышу ни единого писка. Приберите тут бардак за собой. *уходит*

 

*М обнимает плачущего Стёпу на полу*
М: Тише, Стёпочка, тише, ты слышал его.
С: Почему ты позволяешь так с нами обращаться!
О: *кричит из своего кабинета* Ни единого!
М: Потому что он прав – без него мы никто. А ты не прав, что грызёшься с ним. Он уважаемый человек, он тебе дорогу в жизнь даст, обучит тебя. Он любит нас: и меня, и тебя. Просто странной любовью, которую тебе пока не понять.
С: Но как вытерпеть такую любовь?
М: Молчи, молчи. Нужно просто молчать, мой хороший. И всё у тебя в жизни будет хорошо. Он тебе поможет, он для тебя всё сделает – нужно только молчать. Молчать.

 

Действие 5
*комната допроса*

 

С1: Ну, я пока на паузу ставлю.
С2: Разве это… процессуально?
С1: Да чёрт с ним. Надо отдохнуть, всё равно этот голубец *показывает на Степана* никуда не денется, а от твоего чтения башка кипит.

С2: Вы…
С1: Да чё ты с ним выкаешь, камера выключена – с этим чокнутым только на ты…
С2: *старается перебить* Ну, всё-таки…
С1: Это ж надо. На вид такой убогий, а у самого и дурь, и оружие в квартире. Не верю я, что этот пацан в одиночку грохнул кого-то. Он даже сказать ничего не может.
С2: А ты поверхностно не смотри. Свидетели из универа боялись его как огня.
Степан: *поднимает палец вверх, готовясь возразить* Эээ
С1: Да по тебе видно, что ты «эээ».
С2: Слышишь, кончай с ним фамильярничать. Всё должно быть по закону.
С1: *дразнит* По закону… *С2 встаёт, потягивается, С1 протирает лицо, пьёт воду* Устроить бы ему кашу манную, жизнь гуманную.
С2: Вам точно нечего сказать? Хотя бы по поводу прочитанного?
Степан: Воды *показывает на С1*
С2: Налей воды, и мы продолжим
С1: *наливает воду, подаёт* Зачем она тебе, если и так молчишь, словно… воды в рот набрал? *смеётся*
С2: Горовой, заводи шарманку!
С1: Поехали!
С2: После пятиминутного перерыва продолжается допрос обвиняемого Иванова Степана Алексеевича. Обвиняемый отказывается комментировать своё письменное объяснение, поэтому я продолжу его зачитывать для видеофиксации.

 

Действие 6
*Следователь читает объяснение. На сцене снова классная комната, Галина Анатольевна ведёт урок русского языка*

 

С2: …особенно на моё воспитание повлияла учительница Скоморохина Галина Анатольевна. Она учила меня скромности, сдержанности и солидарности к окружающим…

 

ГА: Сегодня, класс, мы познакомимся с такими понятиями как пословицы и поговорки… Орлова, прекрати общаться. Я, конечно, в это не верю, судя по вашей успеваемости, но может, кто-то сможет ответить о разнице между пословицами и поговорками?
С: *уставший и не выспавшийся появляется в дверях класса* Доброе утро. Извините за опоздание. Разрешите войти.

 

ГА: Доброе утро, Иванов. Видок у тебя, будто машина переехала *смешок в классе*. Приведи себя в порядок и заходи.
Одноклассники: О, ща будет, ща будет, ща он ей ответит
С: *злится лицом, сжимает кулаки, но тут же успокаивается и уходит*
ГА: Ну что, может кто-то ответить на заданный вопрос? Лес рук. Лес рук. Тогда записывайте, пословица – используется в качестве отдельного предложения. Поговорка же в связи с другим текстом в предложении. Надеюсь, хотя бы примеры вы сможете привести. Да, Олечка.
Одноклассница 1: Поговорка, например, когда кого-то ловят за чем-то… как сказать… плохим, то говорят, что на воре шапка горит.
ГА: Умничка, садись. А пословицу?
С: *в дверях* Молчание – золото, а слово – серебро. Это пословица. Можно войти?
ГА: *немного ошарашенно* Эм, видимо, знание этой пословицы – результат вчерашней воспитательной беседы. Горжусь тобой, Иванов. Заходи, присаживайся. *в классе начинается обсуждение*
Одноклассник 1: Видать, папаша вчера ему крепко всыпал.
Одноклассница 2: На нём лица прям нет.
Одноклассница 3: Жуть какая.
Одноклассник 2: *чуть громче остальных* Сесть-то сможешь, Иванов? Или вся жопа от ремня синяя? *класс взрывается хохотом*
С: *останавливается перед партой и ждёт, пока смех прекратится* Если любопытно – можешь на неё посмотреть. *садится за парту*
ГА: Иванов, что за грубости? Ещё одна выходка сегодня – повторно вызову отца и мать.
С: *бубнит в нос* Да разве… Я разве… Он же начал…
ГА: Чтоговоришь?
С: Ничего. Я молчу.
ГА: И это будет твоё самое верное решение, Иванов… Орлова, болтушка, к доске. Проверим правописание.

 

 

АКТ II
Отрочество

 

Действие-монолог 1.
*следователь читает объяснение, С. безмолвно стоит на центре сцены, мимо него проходят персонажи*

 

Следователь 2: …обучение в школе проходило гладко и мирно. Я старался быть человеком, который всегда был готов помочь другому, в духе социалистического воспитания…
Одноклассница 1: Иванов, марш собирать макулатуру. Все остальные отказались и ушли в кино.
Одноклассница 2: Иванов, нужны мальчики на субботник. Идёшь? А, неважно, я уже записала.
Одноклассник 1: Иванов, сдашь нас – оборачивайся по сторонам.
Следователь 2: …Одноклассники, учителя и комсомол быстро нашли во мне соратника по любым вопросам. Каждый может даже сейчас, на момент совершения мною преступлений, дать мне только положительную характеристику.
Учитель 1: Степан, как самому серьёзному человеку в классе поручаю следить за наличием мела в классе.
Учитель 2: Степан, даю тебе проверить часть тетрадей твоих одноклассников. У тебя ведь самые лучшие знания по истории.
Одноклассники: Слышь, Степан, сходи за нас к физруку, а мы на речку. Ты же серьёзный товарищ, ну. С тобой училки как с равным. Договоришься.

Следователь 2:… к достижению мной 14 лет дома атмосфера стала ещё теплее и лучше, потому что мать родила отцу долгожданного ребёнка, моего младшего брата, отец расцвёл, и стал ещё добрее, чем был раньше.
*О и М идут со свёртком*

О: Хороший сын, на меня похож. Ему роман и посвящу.

Следователь 2: …однако в жизни любого молодого мужчины наступает момент, когда ему надо покинуть родной дом, чтобы начать самостоятельную взрослую жизнь, этот момент наступил после окончания мной школы.

 

Действие 2
*Следователь читает объяснение. Группа явно пьяных подростков-выпускников стоит во дворе, добивает бутылку, курит; среди них Степан*

 

Одноклассник 1: Ну что, пацаны, закат встретим?
Одноклассник 2: Рассвет, пьяньчуга. Если портвейн ещё останется, то может и встретим.
Одноклассник 1: или если не вырубимся здесь прямо в клумбе. *заливаются хохотом, кроме Степана*. Степан, тебе шутка не понравилась?
С: … *хочет что-то сказать*
Одноклассник 3: Он просто самый серьёзный, а не такой шалопай как мы. Как только он с нами выпить смог придурками.
Одноклассник 1: Степан хоть и серьёзен, но не лишён товарищеского плеча, иначе хер бы его взяли в комсомол!

Одноклассник 3: Друзья, есть великолепный тост про наш любимый ВЛКСМ и таких, как наш брат и товарищ Степан
Одноклассники: Ну-ка
Одноклассник 3: Выпьем за тех комсомольцев, которые пьют так много, чтоб выпил меньше хулиган! *ребята чокаются и смеются*
С: … *поднимается*
Одноклассник 4: *выбегает к ребятам* Пацаны, там берёза с облавой на Мира! Ищут всех пьяных выпускников!
Одноклассник 1: Весь праздник обламывают. Спасибо, Петька. Пацаны, по домам!
Шум дружинников из-за кулис: Стоять на месте, товарищи выпускники!
Одноклассник 4: Всё, шухер! *одноклассники разбегаются*

 

 

*переход на квартиру. С разувается в коридоре, случайно роняет вешалку, ребёнок зарыдал. О. уже стоит в потёмках, наблюдая за неуклюжей сценой*

 

О: Аня, твой уродец вернулся.
М: Я… я ребёнка успокою.
О: *выходит в коридор к С.* Так-так-так, наклюкался. Мне позвонили из ДНД – сказали, что видели тебя в компании каких-то маргиналов, не стыдно?Посмотри на себя, как свинья валяешься в одежде, весь в грязи. Прёт как от бродяги. *принюхивается* А ну-ка, дай свои пальцы.
С: *прячет руки*
О: Протяни мне руку, я сказал. *С протягивает, О слегка нюхает, выворачивает её* Ты ещё и куришь! Тратишь мои деньги на эту отраву!
М: *выходит с ребёнком в коридор* Лёша, мальчишки балуются, выпускной. Я уверена, что он первый раз попробовал.
С: *кивает*
О: Это только начало, Аня. Сегодня он балуется, завтра он начнёт деньги воровать на бутылку. Послезавтра что? Найдут в каком-нибудь притоне со шприцом в руке?!У него это в крови заложено от его папашки. *обращается к С* Ты хоть понимаешь, насколько ты омерзителен сейчас? В таком виде? Весь мятый, вонючий. Не стыдно так предстать перед отцом с матерью? Это всё не должно продолжаться. *вздыхает* Аня, дай мне ребёнка, а сама сходи возьми банкноты из комода. Пулей!
М: *приходит со шкатулкой денег, забирает ребёнка из рук О»
О: Значит так, надеюсь, твой котелок сейчас понимает, что я тебе говорю. Я знаю, что у тебя хорошие знания истории и языка. Мои подзатыльники, видимо, обладают невероятным педагогическим эффектом. Историком или филологом я тебе быть не дам – это будет позор для всей науки, таких проходимцев там и так полно. Я тебя устрою вместныйюрфак: будешь нечто средним между приличным человеком и попрошайкой. Ты комсомолец, тебе напишут рекомендации, плюс я немного помогу.*отсчитывает купюры* Вот тебе подъёмные деньги- снимешь себе комнату: недорогую, но приличную. Если узнаю, что прогулял их – я тебя в армию отправлю.
С: Я…не…
О: Молчать. Устрою тебя помощником к знакомому нотариусу. Будешь у него на побегушках – может, чему научишься. Единственное же моё условие за всё то, что я тебе дал – никогда больше не появляйся в этом доме. Считай, что все эти деньги и прочее – лишь мой откуп от тебя, потому что гражданский и человеческий долг не позволяет мне выбросить тебя на улицу. При всём желании.

С: … Спасибо *протягивает руку отцу*
М: Стёпочка, миленький *слёзы наворачиваются*
О: Не ной, Аня, будто происходит что-то страшное или грустное. Прощайся с ним и баста. Руку твою грязную я брать не буду, я этими руками своего сына глажу. *уходит с ребёнком на руках*
М: Стёпочка, я же говорила, говорила тебе, что он всё устроит. Это я… это я его обо всём попросила ещё тогда, когда ты даже разговаривать не мог.
С: Я и сейчас будто не могу. *сквозь зубы* И это стоило всех наших мучений?
М: Молчи, молчи, молчи
*М и С обнимаются, С немного отстраняет через время мать, встаёт*
С: Вещи свои… заберу?
М: *виновато смотрит в пол* Он сказал, что у тебя нет здесь вещей.
С: Прощай, мам. *стараясь не заплакать* Люблю. *уходит*

 

*С. забивает махорку в бумагу во дворе, наслаждается рассветом, или пытается им наслаждаться*

Следователь 2: Отец настоял на том, чтобы я выбрал юридическое направление. Я сначала упирался, но он смог убедить меня в ценности и актуальности профессии. Кроме того, чтобы облегчить мне вход во взрослую жизнь – он снял мне квартиру, устроил на работу, выделил первый капитал. С этого момента я сам решил, что больше не буду беспокоить своих близких. Я решил, что отныне я - взрослый и самостоятельный мужчина, а значит, я должен сам принимать решения и не просить больше ни чьей помощи.

 

Действие 3
*пустая сцена, на экране выпуск новостей, играет заставка*

 

Диктор: Здравствуйте, в эфире «Новости». Первые выстрелы новой гражданской войны или одиозная выходка местного сумасшедшего? За текущий месяц в провинциальном городе было совершено сразу несколько покушений на тамошних политиков и работников администрации. Ответственность за хаос взяла на себя радикальная коммунистическая организация «Дети Ильича», запугивающая население террористическими актами. Сегодня утром при поддержке ОМОН следователи штурмом взяли конспиративную квартиру бандитов, где обнаружили орудия преступлений и запрещённые вещества. Как оказалось, организация и вовсе не была организацией, за все преступные деяния в ответе один единственный человек – студент местного университета Иванов Степан Алексеевич *показываются его фото*.

Как он немногословно пояснил журналистам, он сам, единолично, виновен в причинении вреда людям. На вопрос о мотивации совершения террористических актов, молодой преступник отвечает довольно кратко *проигрывается ролик с его задержанием, взгляд С в камеру»

С: *абсолютно хладнокровно* Да здравствует Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин.

Диктор: Согласно данным, которые получил наш журналист, юноша уже дал чистосердечное признание следствию. На счету Иванова такие злодеяния, как поджог отделения милиции, стрельба в местного лидера партии демократов Худеева и представителя городской думы Харченко, а также хранении наркотических веществ. Спокойный и приличный на вид юноша стал заложником собственной развращённой идеологии. Главные пострадавшие от его рук – это его родители, которые отказываются верить в произошедшее. *на экране берут интервью у семьи С*

М: Может быть, мы не были идеальными родителями, но мы старались ему дать всю нашу любовь и заботу. *начинает рыдать* Это невозможно, что мой… наш Стёпа. Милый Стёпочка, который и жучка не обидел за жизнь.
О: Тише-тише… Нам не остаётся ничего, кроме как извиниться перед всеми людьми за то, сколько бед обрушил он на них.

Репортёр: Вы замечали странности, происходящие с ним, в последний месяц? Может, несвойственное ему поведение?
О: Он ушёл из семьи несколько лет назад. Отказался поддерживать с нами связь, когда мы его попросили прекратить злоупотреблять спиртным.
Репортёр: Он был алкоголиком?
О: Скорее всего. Мы приложили все силы для его воспитания, ограждения от вредных привычек… Уверен, это не наша вина, а вина его круга общения.

Репортёр: Вы думаете, что именно его друзья поспособствовали нравственному разложению Степана. Значит ли это, что он не один совершил преступления?

М: Не один! Не один! Подставили! Надоумили!
О: Извините, моей жене очень тяжело всё это воспринимать. Давайте закончим беседу.
Репортёр: Хорошо, но разрешите задать вопрос напоследок: что бы вы хотели сказать вашему сыну, если он сейчас видит нас по телевизору?
О: Я бы хотел пристыдить его за то, что он сделал. Как с потерпевшими, так и с нами. Моя жена ничего съесть не может, не перестаёт плакать от горя, от стыда. Я надеюсь, что нынешние и будущие родители научатся на нашей ошибке, и впредь будут строже относиться к воспитанию своих детей.
*С1 выключает телевизор*

 

С1: Ну да, на допросе то же самое сказал. Вот мужик железный. Думал, все писаки меланхоличные нюни, а этот жёсткий такой. *поворачивается назад* Здрасьте, вам кого?

Кузутов: Я… декан факультета, где учился Иванов
С1: Свидетель?
Кузутов: Да, мне к следователю Воронцову.
С1: Пятый кабинет. Это сейчас прямо и направо.
Кузутов: Благодарю, товарищ следователь *уходит*

 


Действие 4.

* кабинет С2, который сейчас сидит за столом, заканчивая допрос студента, заходит Кузутов*

 

Кузутов: *стучит* Разрешите?
С2: *жестком приказывает подождать*
Кузутов: Понял-понял
Однокурсник: Здравствуйте, Валентин Семёнович!
Кузутов: Привет, Коля, продолжайте-продолжайте

 

С2: Так, и последние вопросы: этот его друг, Фонарёв, мог ли он быть сообщником? Потому что вы не единственный, кто говорит об их тесной дружбе.

Однокурсник: Вряд ли, потому что как раз в месяц совершения преступлений, Андрей отбил у Стёпы девчонку. Вполне возможно, что на этой почве Стёпа и свихнулся

С2: Ну, свихнулся или не свихнулся – это подтвердят специалисты. *протягивает лист* Распишитесь и можете быть свободны.

Однокурсник: Когда будете его допрашивать – будьте с ним аккуратны, он лютый.
С2: В каком смысле? *забирает бумаги*
Однокурсник: Ну, не совсем ясно, что у него на уме. Я вам рассказывал. До свидания.
С2: До свидания. Кузутов, входите.

 

С2: Распишитесь тут, тут и тут, что вам ясны все ваши права и… Ну вы поняли, буду ли я разъяснять декану юрфака эти вещи.

Кузутов: Да, будем беречь время. Паспорт *протягивает С2*
С2: Значит, Валентин Семёнович, вы лично были знакомы с обвиняемым Ивановым?
Кузутов: Ну, не совсем лично. Впервые мы встретились на вступительном экзамене: у него были только положительные характеристики, отличные знания, сам он произвёл на меня хорошее первое впечатление. В дальнейшем, я вёл у него курс государственного права. Он стабильно посещал и лекции и практические занятия.

С2: А личное общение, не связанное с учёбой, у вас было?
Кузутов: Дружеского общения на равных у нас быть не могло.

С2: Тогда, может, его что-то интересовало в вашем предмете?
Кузутов: Да, он был очень прилежным студентом, очень любопытным. Конечно, как и многих, его интересовало дальнейшее государственное устройство страна. В связи с последними событиями – это вполне естественно.

С2: Мы говорим про обвиняемого в терроризме, поэтому очень важно, что именно он спрашивал?

Кузутов: В частности, его волновала тема всеобщего молчания по поводу наступающего развала страны. Его основной вопрос был: «Почему так?»
С2: А сам он не участвовал в митингах, не был каким-то активистом в защиту страны?

Кузутов: Нет. Он отличался особой молчаливостью, что странно для наших студентов.

С2: Это не для протокола. Только ваши мысли. Как вы думаете, являются ли акты насилия, совершённые им, высказыванием на фоне «общей молчаливости»?

Кузутов: Я полагаю, что этот человек – ребёнок тяжелого времени: внешне очень кроткий, а внутри пустой и неприкаянный. Вы видели его отца? Извините, но это настоящий подонок. Только подонок мог так отреагировать на действия своего сына. И эту внутреннюю пустоту люди заполняют идеями, помыслами, зачастую чужими, так как своих они лишены. Они говорят не свои слова, а выражения тех, кто якобы их хочет спасти, якобы помочь, а на самом деле, лишь заражает своей идеологией, создавая себе послушника. И неважно, хороша ли эта идеологи, или ужасна. Применительно к Степану, мне кажется, что его преступления – это не высказывание, а выполнение приказа.

С2: Считаете, что были сообщники? Что он не один всё это сделал?
Кузутов: Не один, но он никогда не признается, потому что эти люди дали ему иллюзию, что он что-то высказал, а большего ему и не надо было.

С2: *молчаливо глядит на него* Подпишите тут, тут и тут.
Кузутов: Не судите его строго, будьте справедливы к нему. Я вас прошу. Не позволяйте другим издеваться и устраивать самосуд над ним. Он виновен, это ясно и ему самому. Но он и так страдает, хотя бы ещё на воле добавляйте ему новых мучений, товарищ следователь.

С2: За себя я даю слово, но дальше им будет заниматься КГБ, сами понимаете.

Кузутов: Расписался. Удачи вам.

 

 

АКТ III

Юность

Действие 1

*С2 читает объяснения С, на сцене кабинет Рубена Нарековича*

 

С2: …моя самостоятельная жизнь началась с того, что я успешно поступил на юрфак. Теоретические знания с самого первого курса дополнялись практическими, благодаря работе у нотариуса Рубена Нарековича.

 

РН: Степан, дорогой, подойди сюда.
С: *выходит к РН*
РН: Степан, твоя стахановская производительность может только впечатлять. О таком работнике можно только мечтать!
С: *подозрительно смотрит на РН*

РН: Помоги начальнику, мой хороший. Надо заполнить вот эти реестры по наследственным делам и потащить их в суд в канцелярию. Я это сделать не могу, у моей доченьки день рождения…
С: *хочет возразить* Я не…
РН: Ой-ой, я знаю, что ты хочешь сказать, какой я хитрый жук, но вот сделай сейчас милость, а, Степан. Пары-шпары, я на них особо не ходил и вот, кем я стал. А тут тебе смотри, какая практика: *рекламирует поручаемое дело* наследство, земля, квартиры, семейные отношения. Когда ко мне приходят студенты, они готовы глотки друг другу порвать, чтоб поработать с таким и делами. Они провожают меня до самого дома и говорят: «Рубен Нарекович, позвольте работать с вашим материалом». А я тебе сам его даю, сам предлагаю, сам в суд прошу сходить. С такими людьми в суде познакомишься! Судьи, приставы, секретари, прокуроры! Ну что, сделаешь?

С: *вздыхает и кивает, молча садится за стол заполнять документы*

РН: Вах, джигит настоящий! Закроешь тогда контору, и завтра жду тебя. *уходит*

С: *очень тихо* Старый шакал нашёл себе раба.

 

Действие 2

*С2 читает объяснение, С. ищет кабинет в суде*

 

С2: … Рубен Нарекович поручал мне самые ответственные дела, которые не мог выполнить в силу чрезмерной занятости. Благодаря его поручениям я познакомился с Первомайским районным судом и стал в нём частым гостем, стал интересоваться делами и работой судей.

 

С: Где этот кабинет? Пристав сказал налево… Или прямо. *блуждает по суду* *открывает дверь без номера*

 

Судья АВ: Явились все лица, участвующие в деле?

Помощник: Да-да, и ответчик и истец. А вы кто, молодой человек?

С: *растерянно* Я

Судья АВ: Вы-вы, студент что ли?
С: *кивает*
Судья АВ: *к помощнику* Почему никто не предупредил, что у нас будет студент слушатель? *сторонам* Стороны согласны, чтобы в зале присутствовал слушатель? *ей кивают* Хорошо, проходи.
С: *медленно входит, озирается*

Помощник: Смелее, возьми табуретку и садись, студент.

АВ: В таком случае, при явке сторон, объявляю судебное заседание по иску Смирнова Павла Андреевича к Шмурдиной Ольге Петровне о нарушении договора аренды открытым. Истец, вы поддерживаете иск…

 

Действие 3

*кабинет С2*

 

С1: Прочитать тебе, что в газете пишут, Воронцов?

С2: Валяй, пока свидетель не пришла.

С1: Кхэ-кхэ, слушай: «Блаблабла…такого-то числа, который совершил то да сё, студенты университета описывают Иванова серьёзным молодым человеком, который никак не был похож на революционера и террориста. Показательным случаем поделился студент Василий Жихарев, однокурсник преступника. Студент рассказывает, что Иванов обладал определённым авторитетом у других обучающихся. Однажды группа молодых людей пристала к девушке с двусмысленными намёками. Появившийся при этой сцене Иванов одним взглядом прекратил действия аморалов… Блаблабла». Так наш красавец героем был получается?

С2: *молчит, потом резко встаёт и бьёт по столу» Нихера не понимаю! Я скоро очную ставку буду проводить со всеми этими малолетками. Никто его нормально ни черта описать не может! Чтоб… ну чтоб прям чётко подогнать мотивчик.

С1: Найди девушку.

С2: Какую? Я женат.

С1: Тьфу, Воронцов, девушку, про которую здесь написано. Ты думаешь, что она оставила без внимания такой поступок? Ну, если только этот Вася не насвистел для газеты. *уже выходит* О, доброго времени суток, так неожиданно, что вы тут появились.*наигранная улыбка*

 

АВ: *появляется* Можно?

С2: Проходите, судья. Горовой, побудь в кабинете!

С1: *мимо АВ* Прошу прощения, разрешите вернуться обратно.

С2: Ваш паспорт, и распишитесь тут и тут о том, что вам известны ваши права и обязанности.

АВ: Конечно-конечно.

С2: Итак, следствие располагает подтверждёнными сведениями, что вы – Александра Владимировна – были лично знакомы с обвиняемым Ивановым и у вас были неслужебные взаимоотношения. Расскажите про них.

АВ: *очень печально* Что ж, Степана я знаю с тех пор, как он перепутал кабинеты. Забавная ситуация. Мальчик так растерялся, зайдя не туда, на почти начатое судебное заседание, что согласился ненароком стать слушателем дела. Принёс табуретку из коридора и просидел всё заседание.

С2: Как я понимаю, это ваша не единственная встреча?

АВ: Да, Степан стал приходить слушать дела раз в неделю. Иногда он появлялся в суде и по своим делам – он же помощник Рубена Нарековича, вы в курсе?

С2: В курсе. Продолжайте.

АВ: Да, что я могу сказать про его приходы ко мне. Он показался мне сначала особенным, ну, понимаете *покрутила пальцем у виска*, а потом я поняла, что он сам по себе такой: серьёзный, молчаливый, скромный, или даже робкий. Ему очень нравилось слушать. Мы Стёпе даже прозвище такое дали с моим помощником. Придёт он за десять минут до заседания, встанет в дверях, а помощник и говорит: «Александра Владимировна, наш Слушатель пришёл» *смеётся*.

С2: Задавал ли он какие-то вопросы после заседаний?
АВ: Да, его иногда интересовало, почему стороны отмалчиваются на доводы против них. Его интересовала психология подобных ситуаций между людьми.

С2: И что вы ему отвечали?

АВ: Отвечала, что судебный процесс – это дело относительно быстрое и оперативное, что в этом деле нужна невероятная тонкость ума для быстрого и точного возражения на нападки против своей позиции.

С2: Как он на это реагировал? На ваши ответы.

АВ: Немного не понимаю русло вашего расследования… Обычно, он делал грустное лицо. Как-то сказал, что именно поэтому ему нравится бумажная работа, ему больше нравится писать, чем говорить, потому что тонкостью ума он не обладает.

С2: Он был грустным человеком, правильно?

АВ: Правильно.

С2: Русло моего расследования, Александра Владимировна – составить для самого себя, в первую очередь, точное понимание того, кем же является Иванов Степан, прежде чем начать его допрос. *хмурится* А честно говоря, он такой диковинный персонаж, что никто про него ничего внятного сказать не может.

АВ: Могу лишь сказать то, что я бы хотела такого сына. Вместо того, который у меня, к сожалению, есть. *взгляд вниз*

Действие 4

*С2 читает объяснения С. С сидит в кафе с Нюрой*

 

С2: …Сам я не женат, даже девушек у меня никогда не было. Я не считал и до сих пор не считаю, что у строителя коммунизма есть время для такого рода отношения. Вместо жён дол<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: