Тема: «Волшебный цветик-семицветик. Средства музыкальной выразительности».




Технологическая карта урока 2 А класс

Дата урока – 8 апреля

Предмет - муэыка

Тема: «Волшебный цветик-семицветик. Средства музыкальной выразительности».

Цель: дать учащимся знания о средствах музыкальной выразительности.

Задачи: - научить учащихся определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания определенного образа в произведении;

- развивать чувство ритма, музыкальную память учащихся;

- развивать навык пения хором.

- воспитывать слушательскую культуру учащихся.

 

Ход урока:

!

1. Беседа

У: - Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Д: - Весна!

У: - Совершенно верно! И как вы знаете, именно весной природа просыпается, и распускаются первые цветы!

2.Знакомство с темой урока.

Прочитайте тему урока.

Волшебный цветик-семицветик.

У: - Вы видите, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название. Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют средства музыкальной выразительности.

Д: -В сердцевине находится - Интонация!

У: - Верно! Все лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонация.

Интонация - это не только музыкальное понятие. В первую очередь это одно из свойств человеческой речи. Так, например, даже если мы не знаем языка, на котором говорит человек, мы почти всегда можем догадаться о том, что человек злится, радуется, грустит или о чем-то спрашивает и т.д. Мелодическое начало очень тесно связано со звучанием живой человеческой речи, а интонация как раз и является связующим звеном разговорной речи и музыкальной.

Ребята, скажите пожалуйста, с каким музыкальным жанром наиболее связана речь человека?

Д: - С песней.

У: - Конечно же с песней! А какую песню человек слышит практически с первого дня своей жизни?

Д: - Колыбельную!

Звучит «Колыбельная медведицы». Звукозапись.

У: - Скажите, какая интонация прозвучала в этой песне?

Д: - Успокаивающая, убаюкивающая, нежная…

У: - Молодцы! Ребята, а без чего у нас не могло бы быть песни? Что является «душой музыки»?

Д: - Мелодия!

У: - Правильно! Мелодия - это основа любой песни, любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Мелодия никогда не стоит на месте! Она может двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на двух-трех звуках рядом или развиваться стремительными скачками.

Звукозапись «Колыбельная медведицы».

У: - Как двигалась мелодия в песне?

Д: - Плавно, без больших скачков…

У: - Верно! Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки - это лад и динамика. Про лад мы с вами уже говорили раньше. Скажите, какие лады вы знаете?

Д: - Мажор и минор!

У: - Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой - светлую?

Д: - Минор - темную, мажор - светлую.

У: - Правильно

Звучит музыка из «Детского альбома» Чайковского.

У: - Вы заметили, насколько по-разному звучали произведения? Но отличаются они не только ладом, но еще и динамикой. Динамика - это сила звука. И мы уже знаем, как обозначается динамика в нотах

Что означают буквы f и p?

Д: - f - громко, p - тихо.

У: - Очень хорошо! А теперь давайте послушаем пьесу Чайковского «Неаполитанская песенка» и вспомним, что же в этой песенке такого необычного?

Звучит «Неаполитанская песенка» Чайковского.

Д: - Сначала звучит очень спокойно, потом ускоряется.

У: - Абсолютно точно! То есть в произведении меняется темп! Это еще одно средство музыкальной выразительности. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения - быстро, умеренно, медленно.

А сейчас, сядьте все очень прямо и ровно и положите правую руку на сердце. Что вы чувствуете?

Д: - Удары, биение сердца.

У: - Верно. У кого-то сердце бьется быстро, у кого-то медленно. У каждого по-разному. Так и в произведениях - каждое исполняется в своем темпе - в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп. А еще, у каждого из вас сердце бьется в разном ритме! У одних - ровно, у других - нет. Этот ритм присутствует и в музыке. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя разновидностями ритма - ровным и пунктирным.

Но у нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр. Что же такое регистр? Это высота звучания голоса или инструмента. Посмотрите: существует высокий, низкий и средний регистр. Давайте попробуем догадаться, кому на картинке соответствуют эти разные регистры?

Д: - Высокий - птице, средний - человеку, низкий - волку.

У: - Правильно! У каждого инструмента разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка - только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности - тембр. Тембр - это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого.

Мы с вами рассмотрели все лепестки нашего волшебного цветика-семицветика!

Подведение итога.

Итак, давайте с вами еще раз вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы теперь знаем?

Домашнее задание. Нарисовать волшебный цветик-семицветик.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: