Человек. Индивид. Личность.
I. Человек - биопсихосоциальное существо.
Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества.
- всякий, любой
- один из нас
II. Индивидуальность - специфические черты человека, которые отличают его от других людей.
В понятие индивидуальность включается: интеллект, характер, темперамент, социальные отличия, способности.
1. Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные
Уровни способностей
А) Задатки - природные предпосылки способностей (свойства нервной системы - повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.).Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности.
Б)Талант - выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости .Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
В) Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
2. Характер- совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.
Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни.
На него оказывают влияние:
- наследственность
- социальная среда
- самовоспитание
3. Темперамент - врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства.
Темперамент не меняется в течение жизни.
Виды темперамента: (Гиппократ)
- холерик (желтая желчь)
- флегматик (лимфа)
- сангвиник (кровь)
- меланхолик (черная желчь)
III. Личность - субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.
Аномальная (патологическая) личность – душевнобольной человек.
Асоциальная личность – преступник.
Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
1. Факторы, влияющие на формирование личности:
- генетический
- индивидуальный опыт человека
- социальное окружение
- культурная среда
Личность
- имеет активную жизненную позицию
- имеет систему ценностей
- воздействует на развитие других людей.
2. Этапы становления личности (Cоциализация):
- адаптация - усвоение действующих в обществе норм, приспособление
- индивидуализация
- интеграция
Агенты социализации
А. Первичные- непосредственно взаимодействующие (родители, друзья, тренер….)
Б. Вторичные – косвенно воздействующие (милиционер, ведущий передачи, директор школы)
Институты социализации —это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Как и агенты, институты социализации также подразделяютсяна первичные и вторичные
. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа,
вторичного —средств а массовой информации, армия, церковь.
П ервичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная —в сфереотношений социальных.
Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ре-социализации.
Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни.
Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни.
Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.
3.Типы личности:
1. нигилист
2. реакционер
3. реформатор
4. революционер
4.Черты личности:
1. устойчивые
а ) направленность
- общественная
-эгоистическая
-деловая (художник рисует картину, так как ему нравится сам процесс)
б) жизненные установки
-когнитивные (знания)
-эмоциональные
-поведенческие (готовность к осуществлению деятельности)
в) убеждения
2. изменчивые
а) поведение
б) настроение
в) эмоции
г) жизненный опыт
IV. Смысл жизни - наиболее ценное, высшая цель жизни, которой должны быть подчинены частные цели.
- здоровье
- самореализация
- материальная обеспеченность
- социальный статус
- личностные отношения
Концепции смысла жизни:
1. Аскетизм – жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.
2. Гедонизм – жизнь – наслаждение
3. Прагматизм – цель жизни оправдывает любые средства для её достижения.
4. Утилитаризм – жизнь – это извлечение из всего пользы.
5. Эвдемонизм – жизнь – стремление к счастью как к подлинному назначению человека.
6. Альтруизм – жизнь – пожертвование собой во имя других.
Направленность личности - психологические качества, ценности и идеалы – социальные качества.