Направленность личности - психологические качества, ценности и идеалы – социальные качества.




Человек. Индивид. Личность.

I. Человек - биопсихосоциальное существо.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества.

- всякий, любой

- один из нас

II. Индивидуальность - специфические черты человека, которые отличают его от других людей.

В понятие индивидуальность включается: интеллект, характер, темперамент, социальные отличия, способности.

1. Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные

Уровни способностей

А) Задатки - природные предпосылки способностей (свойства нервной системы - повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.).Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности.

Б)Талант - выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости .Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

В) Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

2. Характер- совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.

Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни.

На него оказывают влияние:

- наследственность

- социальная среда

- самовоспитание

3. Темперамент - врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства.

Темперамент не меняется в течение жизни.

Виды темперамента: (Гиппократ)

  1. холерик (желтая желчь)
  2. флегматик (лимфа)
  3. сангвиник (кровь)
  4. меланхолик (черная желчь)

III. Личность - субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.

Аномальная (патологическая) личность – душевнобольной человек.

Асоциальная личность – преступник.

Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

1. Факторы, влияющие на формирование личности:

  1. генетический
  2. индивидуальный опыт человека
  3. социальное окружение
  4. культурная среда

Личность

- имеет активную жизненную позицию

- имеет систему ценностей

- воздействует на развитие других людей.

2. Этапы становления личности (Cоциализация):

  1. адаптация - усвоение действующих в обществе норм, приспособление
  2. индивидуализация
  3. интеграция

Агенты социализации

А. Первичные- непосредственно взаимодействующие (родители, друзья, тренер….)

Б. Вторичные – косвенно воздействующие (милиционер, ведущий передачи, директор школы)

Институты социализации —это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Как и агенты, институты социализации также подразделяютсяна первичные и вторичные

. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа,

вторичного —средств а массовой информации, армия, церковь.

П ервичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная —в сфереотношений социальных.

Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:

1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;

2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ре-социализации.

Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни.

Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни.

Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.

3.Типы личности:

1. нигилист

2. реакционер

3. реформатор

4. революционер

4.Черты личности:

1. устойчивые

а ) направленность

- общественная

-эгоистическая

-деловая (художник рисует картину, так как ему нравится сам процесс)

б) жизненные установки

-когнитивные (знания)

-эмоциональные

-поведенческие (готовность к осуществлению деятельности)

в) убеждения

2. изменчивые

а) поведение

б) настроение

в) эмоции

г) жизненный опыт

IV. Смысл жизни - наиболее ценное, высшая цель жизни, которой должны быть подчинены частные цели.

- здоровье

- самореализация

- материальная обеспеченность

- социальный статус

- личностные отношения

Концепции смысла жизни:

1. Аскетизм – жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.

2. Гедонизм – жизнь – наслаждение

3. Прагматизм – цель жизни оправдывает любые средства для её достижения.

4. Утилитаризм – жизнь – это извлечение из всего пользы.

5. Эвдемонизм – жизнь – стремление к счастью как к подлинному назначению человека.

6. Альтруизм – жизнь – пожертвование собой во имя других.

Направленность личности - психологические качества, ценности и идеалы – социальные качества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: