Приемы постановки свистящих при разных видах сигматизма




При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении,предложить ребенку произнести изолированно звук С несколько раз (сделать насос): с…с…с.., затем попробовать в слогах: са – са– са.

При боковом сигматизме ставить звук С целесообразно в три приема: а) межгубное дутье, язык широкий, края языка достают до уголков губ; б) межгубное дутье заменяется на межзубное; в) затем кончик языка постепенно переводится за нижние резцы при условии, если ребенок умеет укладывать широкий язык за нижние зубы, что можно достичь с помощью зонда или шпателя.

При носовом сигматизме:необходима предварительная работа над организацией правильного выдоха через середину ротовой полости.Упражнения проводятся сначала в межгубном положении с тем, чтобы выдыхаемая струя воздуха ощущалась на кончике языка.Затем язык переводится в межзубное положение.Закрепление навука дутья на кончик языка, просунутого между передними зубами, рекомендуется производить параллельно с общей тренировкой ротового выдоха: задувание свечи, поддувание кусочков ваты, бумажек и т.п. Зажим крыльев носа для предотвращения утечки воздуха через нос – не эффективен.

Исправление губно-зубного (щечного) сигматизма включает два момента:а) обнажение резцов, для чего необходимо раздвинуть губы («до ушей»); б) удержание (можно с механической помощью) нижней губы, чтобы она не подтягивалась к верхним резцам. Чтобы струя воздуха не уходила в щеки, рекомендуется сначала отработать ротовой выдох.

При шипящем сигматизме важно отучить ребенка от привычки оттягивать язык при произношении свистящих вглубь рта. С этой целью рекомендуется временно перевести ребенка на межзубное произношение звука С в слогах, словах и даже фразах. Когда язык укрепится в таком положении, перевести кончик языка за нижние резцы, что происходит обычно автоматически.

Для всех видов сигматизма можно рекомендовать универсальный прием постановки С в два приема (из практики Жуковой Н.В) и вместо зондов использовать указательный палец ребенка.

Ребенка учат укладывать первую фалангу указательного пальчика на широкий язык, лежащий за нижними зубами.Пальчик прикусывается резцами: «кладем свисток» в рот. Ротик улыбается до ушей, передние зубы хорошо видны до клыков. Края языка (передней его части) показываются с двук сторон прикушенного языка и достают до углов рта. Как только ребенок научится ловко укладывать «свисток» в рот, ему предлагается подуть в «свисток», не вынимая пальца, не изменяя положения губ, языка и зубов. Полученный звук С закрепляется в обратных слогах, а затем в словах, заканчивающихся на С (лес, нос, пес и т п.) Отрабатываются с пальчиком и прямые слоги. Необходимость в механической помощи отпадает, как только рефлекторно вырабатывается правильный артикуляционный уклад и выдох.

При разных видах сигматизма работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не бывает замены фонемы [с] другой. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации [с] и звукозаменителей: губно-зубной (с — ф), призубный (с — т), шипящий (с — ш).

После автоматизации С вызывают путем подражания С ' со слуховым и зрительным контролем (с помощью слогов си, ся, се, сю) — просят шире улыбнуться, так как это способствует смягчению звука. В наиболее трудных случаях – с механической помощью от С – са - са – са, нажимая шпателем на кончик языка и отодвигая язык вглубь рта – ся – ся – ся.

 

Постановка звуков З и З 'не вызовет трудностей после того, как С и С ' будет автоматизирован в словах, фразах и стихах (ощущение вибрации голосовых связок в гортани). Ставится по подражанию от С - со слуховым и тактильно – вибрационным контролем. В случае необходимости надо применить те же приемы, что и при постановке звуков С и С '.

 

Постановка Ц возможна только после того, как звук С будет исправлен и войдет в речь ребенка. Ставят Ц от Т при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. В случае дефекта артикуляции звука Т (что бывает редко) этот недостаток устраняется в первую очередь. Ребенка просят произнести Т с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят Т и С. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным А (атс). Постепенно пауза между произносимыми Т и С сокращается до одномоментального произношения двух звуков на одном сильном выдохе. Ребенку предлагается сильно растянуть губы и как бы сплюнуть сквозь оскаленные зубы – Ц. после отработки утрированного произношения Ц (показ резцов), сначала в обратных слогах, а затем в прямых, целесообразно в течение какого – то времени сохранять «нажим» на звук Ц в словах и фразах.

При автоматизации звуков [С], [З], [Ц] следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность усвоить семантику, владение слоговой структурой слова.

 

Список литературы:

 

1.Жукова Н.С.Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – Москва, ЭКСМО, 2012

2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков С,СЬ.З,ЗЬ, Ц у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 1. – Москва, Издательство Гном, 2018.

3.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии: учебное пособие для учащихся педучилищ. – Москва: Просвещение, 1989.

 

Интернет – источники:

https://infourok.ru/sbornik-priemov-postanovki-zvukov-zzc-779224.html

https://www.logopedia.com.ua/proiznoshenie/zvuki-s-z-tc.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: