Узел проводник одним концом




МБОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсии «Простор»

Ново - Савиновского района г. Казани.

 

«УЗЛЫ- ЭТО ВАЖНО!»

Методические рекомендации по обучению вязанию узлов

 

 

Составитель: Замалетдинов И. В. учитель, педагог высшей квалификационной категории, Мастер спорта России, Заслуженный путешественник России, Отличник физической культуры и спорта РФ, Почетный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта РФ», Почетный работник общего образования РФ, старший инструктор по пешеходному и горному туризму, Судья по спорту Всероссийской категории.

 

Казань 2015 г.

 

 

Данный сборник включает в себя методику и формы обучения школьников на уроках вязанию узлов. Методическое пособие предназначено для повышения квалификации учителей ОБЖ, педагогов дополнительного образования, а также для туристов, занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом.

Данная работа призвана помочь молодым учителям, педагогам в подготовке занятий по темам: «вязка узлов», «страховка и самостраховка», «технико-тактическая подготовка»; при организации соревнований по программе «Школа безопасности». Соблюдению техники безопасности при организации и проведения практических занятий.

 


 

 

Предисловие

 

В предлагаемой работе автор дает рекомендации по обучению детей вязке узлов, правила хранения и транспортировка веревок, предусмотренных учебником «Основы безопасности жизнедеятельности» и программой кружковой работы учреждений дополнительного образования.

В работе описаны приемы и последовательность обучения, применения узлов в спортивном туризме, при спасательных работах, а также набор специальных упражнений, перечислены часто встречающиеся ошибки и способы их устранения.

Описанная методика обучения вязки узлов проверена на практике в течение двадцати лет. Автор был начальником дистанции «Полосы препятствий» финала V Всероссийских соревнований учащихся «Школа безопасности» проводимых в г. Нальчик, а также многократным начальником дистанций соревнований «Школа безопасности» Республики Татарстан.


Общие вопросы

Узлы – одно из древнейших изобретений человечества, которым и по сей день пользуются все. Жители современных мегаполисов знают об узлах меньше, чем человек древности: «Бантик» на шнурках ботинка или узел на галстуке (ну, может быть два-три) – вот вообще - то и все. Причем, зачастую люди не задумываются над способом их завязывания, поскольку делают это автоматически. В городе это не страшно, хотя иногда и неудобно, а в лесу, на рыбалке, или тем более в море - этот навык становится жизненно необходимым.

Техника вязки узлов берет свое начало с незапамятных времен. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Несомненно, узлы были и раньше, но, к сожалению, не сохранились. Можно предполагать, что первобытный человек придумал десяток другой узлов раньше, чем научился добывать огонь. Очевидно, он начал применять узлы задолго до того, как изобрел лук и стрелу, лемех, колесо, иглу, якорь. Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством, которое считалось родовым достоянием, ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну.

Но, как это, ни удивительно, девять из десяти сегодняшних жителей не умеют правильно их вязать. Как утверждает книга рекордов Гиннеса, по скорости вязания узлов чемпионом является Клинтон Бейли - старший, 52-летний американец из города Пасифик - Сити, который за 8,1 секунды завязал шесть узлов (прямой, шкотовый, «баранью ногу», выбленочный и штык с двумя шлагами).

Наши ребята, да что греха таить, и мы, взрослые, не можем надежно связать две веревки. Почему? Потому что, применяем один и тот же узел, который запомнили еще с детства, пол-узла и еще пол-узла. Завязанный таким образом узел слаб и даже опасен, он совершенно не надежен. Завязанный же по всем правилам узел в среде мальчишек вызывает восторг и восклицания: «О! Морской узел!». Правда, оговоримся сразу, что в морской практике термина «морской узел» не было, и нет.

Статистические данные свидетельствуют, что 14,5% несчастных случаев в туризме происходит в результате неправильного вязания узлов, особенно при обвязывании себя основной веревкой, из чего следует, что туристы подвергают себя опасности с самого начала. Навыки правильной работы с веревкой, ее хранение, транспортировка, вязание необходимы всем туристам и работникам МЧС (переправа через реку, навеска снаряжения для спуска в пещеру или подъема по отвесной скале, разбивка лагеря).

В мире существует более тысяч различных узлов, которыми пользуются люди различных профессий, начиная с космонавтов и кончая яхтсменами. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что одни и те, же узлы имеют различные названия в разных странах.

С появлением в первой половине ХХ столетия специфической деятельности – туризм – техника вязки узлов получила дальнейшее развитие. Узлы, применяемые сейчас в туризме, альпинизме, спелеологии, скалолазании и при высотных работах, берут свое начало от морских узлов.

Из всех морских узлов были отобраны те, которые в минимальной степени ослабляют веревку, не ползут, не являются само развязывающимися, легко завязываются, удобны в работе. В литературе можно встретить различные точки зрения авторов, на вязку узлов и их применение.

Здесь и далее тексты взяты из книг c сохранением орфографии, пунктуации и стилистики авторов:

Знаменитый альпинист Абалаков В.М. Основы альпинизма. М.: ФиС, 1958, считал, что:

«Связывание концов и петель в альпинизме очень ответственное дело, поэтому к узлам предъявляются особенно жесткие требования. Узел не должен сам растягиваться и тем более развязываться, и должен как можно меньше снижать прочность веревки.

Хорошо зарекомендовали себя для связывания двух концов равной толщины ткацкий узел, для разной -– брамшкотовый и для вязки петель – рифовый узел.

Лучшая, простейшая для обучения и исполнения, петля для обвязки – с узлом проводника, пригодным на конце и середине веревки; но намокший или сильно затянутый узел проводника трудно развязывается и, кроме того, требует пролезания в него при обвязке. Если внутрь узла предварительно вставить конец веревки или карабин, то развязать его гораздо проще.

Узлом «булинь» вяжется петля на конце веревки; он удобен во всех отношениях, но лучше его закрепить дополнительным узлом.

Петли для подъемов с помощью схватывающих узлов вяжутся из куска вспомогательной веревки длиной 3,0-3,5м; чтобы нога стояла удобно и не выскакивала, на конце петли делается «стремя»».

Именно веревка является главным гарантом туриста не погибнуть в горах.

Казакова Е.А. кандидат технических и педагогических наук, Заслуженный мастер спорта в книге Техника страховки в горах М,: Профиздат, 1950

«Применение веревки в альпинизме требует знания узлов. Узлов, которые могут быть использованы в технике альпинизма много. Однако опыт показал, что лучше знать и применять только небольшое количество основных узлов.

Применяемые в технике альпинизма узлы можно разбить на две основные группы: 1) для связывания двух веревок и 2) для обвязки альпинистов основной веревкой.

Обособленно от этих двух групп стоит схватывающий узел, нашедший широкое применение в технике движения и страховки.

Для связывания двух веревок обычно употребляют узлы: прямой, ткацкий и академический».

Известный турист Ю. Промптов в книге Юному туристу – пешеходнику Детгиз 1953. советует:

«Прежде чем отправляться в дальние путешествия, особенно же в путешествия по горам, нужно уметь завязывать специальные узлы и петли. «Узел проводника», «Марку», схватывающий узел».

Переход от веревок изготавливавшихся из растительных материалов (пенька, манильский сизаль и пр.) на веревки совершенно другого качества и уровня потребовало пересмотра требований к узлам. Тем не менее, разработанные еще в предвоенные годы перечень узлов и требования к ним почти без изменений дошли до наших дней.

Книга Спутник туриста М., ФиС 1969. рекомендует следующие узлы, которые должен уметь и вязать каждый турист: «булинь», «Узел проводника», вспомогательные узлы «ткацкий, «прямой», «брамшкотовый», «восьмерка», «схватывающий», «стремя», а также узлы, применяемые при спасательных работах в горах: карабинный или узел Бахмана, узел «двойной проводник».

В брошюре Туризм во Всесоюзном физкультурном комплексе ГТО М., ЦРИБ «Турист» 1986:

«В туристских походах, альпинистских восхождениях, скалолазании широко применяют основные и вспомогательные (репшнур) веревки из капрона. Для соединения веревок обычно употребляют узлы прямой, ткацкий и академический. При различных работах и обвязывания людей с целью страховки применяют узел проводника, схватывающий узел, булинь».

В брошюре Организация и проведение слетов и соревнований. Кодыш Э.Н. ЦРИБ «Турист» М., 1982:

«Для проверки умения вязать узлы рекомендуются: проводник (одним концом), двойной проводник, восьмерка, булинь, брамшкотовый, удавка, прямой, встречный, схватывающие (австрийский, прусик), стремя. Образцы узлов целесообразно показать до начала соревнований».

Энциклопедия туриста. М., 1993:

«В туристской практике широко распространены различные узлы. Веревки одинакового диаметра, как правило, соединяют прямым, рифовым, встречным и ткацким. Узлы разного диаметра – академическим, шкотовым и брамшкотовым узлом. Для образования незатягивающейся петли, а также для обвязывания туриста при организации страховки обычно служат узлы «проводника», «восьмерка» и «булинь» (петлевые узлы). Для самостраховки при движении по веревке на подъеме и спуске, при натягивании веревки для переправы, при подъеме человека или груза применяют «схватывающие» узлы (обмоточный, двойной петлевой, карабинный, Бахмана), которые вяжутся вспомогательной веревкой (репшнуром) на основной».

Кропф Ф.А. Спасательные работы в горах: Учебное пособие для альпинистов и туристов, М., Профиздат, 1975. «При спасательных работах применяются в принципе все те же узлы, которыми часто пользуются наши альпинисты на восхождениях («булинь», «узел проводника», схватывающий, брамшкотовый и др.)».

Дублянский В.Н., Илюхин В.В. Путешествие под землей.- М., «ФиС 1981:

«В спелеотехнке применяются узлы трех основных категорий: для крепления линейной опоры к точечной или спелеолога к линейной опоре (булинь, штык, проводник, восьмерка); для связывания двух веревок (прямой, ткацкий, академический, брамшкотовый); вспомогательные (схватывающий – Пруссик, Бахмана, стремя. Все узлы (кроме стремени) должны иметь контрольные узлы».

Профессонально-прикладная физическая подготовка. Учебно-методическое пособие для преподавателей вузов. М., Высшая школа 1962. «На практических занятиях, объясняется назначение и демонстрируются узлы для обвязывания – булинь, узел проводника,

грудная обвязка; узлы для связывания веревки – ткацкий, прямой, двойной морской; вспомогательные узлы – схватывающий петлей и одним концом, удавка, стремя».

Необходимость создания единых требований была продиктована в целях обеспечения безопасности при проведении занятий с детьми. детско-юношеского туризма потребовало разработку новых программ в системе дополнительного образования детей и обеспечение безопасности на практических занятиях.

В Программах для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ М., «Просвещение» 1976. в разделе «Туризм и краеведении», было требование для школьников, занимающихся в кружке младшие инструкторы горного туризма. Знать и уметь применять следующие узлы: «Проводник», «Булинь», «Прямой», «Ткацкий», «Схватывающий», «Грудная обвязка», «Стремя», «Удавка», «Беседка», «Брамшкотовый», «Контрольный».

В 1993 году руководителей кружков по туризму стали официально называть педагогами дополнительного образования. Развитие спортивного туризма потребовало разработку базовых программ для в системе дополнительного образования детей.

Программа для системы дополнительного образования детей Юные инструкторы туризма М., ФЦДЮТиК 2002: рекомендует для учащихся восьмерка, прямой, схватывающие, встречный, а также спортивное и прикладное значение узлов, для 3-го года обучения узлы: удавка, булинь, брам-шкотовый, академический и другие, техника их вязания.

Фролов М.П. Литвинов Е.Н. Смирнов А.Т. Петров С.В. Учебник для общеобразовательных учреждений 7 класс. Основы безопасности жизнедеятельности М., АСТ 2002:

«Некоторые виды узлов и способы их вязки. Люди придумали много хороших узлов, но чаще всего любой человек знает не больше двух, да и те не самые надежные. Восполним этот пробел в ваших знаниях. Один из самых распространенных узлов – «прямой», или «морской». Если тебе надо связать две веревки «намертво», свяжи их «дубовым» узлом. Для этого узла не важно, какой диаметр веревок.

Для того чтобы не применять нож при развязывании веревок, пользуйся очень древним «фламандским» узлом. Для этого узла не важен диметр веревок. Он их красиво и надежно свяжет, а когда потребуется – без особых проблем развяжет.

Можно связать веревки близкого диметра или прикрепить поводок к леске старым «рыбацким» узлом. Он прост, но достаточно надежен, если дело не касается жизни.

Если тебе понадобится незатягивающаяся петля на конце веревки, то проще всего связать «дубовую» (альпинисты называют эту петлю «узел проводника). Только после сильной нагрузки на петлю, вряд ли удастся развязать.

Поэтому на конце веревки лучше вязать «фламандскую» петлю. Ее-то ты развяжешь. Можно воспользоваться «фламандской» петлей и для крепления струн музыкальных инструментов.

Если тебе нужно будет сделать на веревке сразу несколько петель, воспользуйся «бурлацкой» петлей. Но перед тем, как использовать веревку с этими петлями, затяни узлы покрепче.

Королем всех узлов специалисты называют один из древнейших – «беседочный узел» или – «булинь».

Если тебе понадобится затягивающая петля, воспользуйся «бегущим простым узлом». Образуемую этим узлом петлю удобно использовать при установке палатки.

Очень удобен в быту узел с загадочным названием «констриктор». В переводе с латинского так называют удава – «Boa constrictor». Этот узел сжимает, как удав, и считается одним из наиболее сильно затягивающихся. Его проще разрезать, чем развязать.

В свободное время и в походах отрабатывай навыки вязания узлов. В трудную минуту они тебя не подведут».

Константинов Ю.С. Детско – юношеский туризм, М., ФЦДЮТиК 2008:

«Согласно учебным программам в соревнованиях на этапе «Вязка узлов» должны быть следующие узлы: «прямой», «проводник одним концом», «булинь», «схватывающий», «встречный», «брамшкотовый»».

Как проверить качество подготовленности юных туристов по вязке узлов?

В книге Искусство скаута – разведчика. Руководство по скаутингу, переработанное Жуковым И.И. Издание Т-ва В.А Березовского, 1918:

«В отряды бойскаутов может вступить всякий мальчик, а в отряды герлскаутов – всякая девочка в возрасте от 12 лет и должны уже уметь завязать четыре простейших узла из тех, которые употребляются при перевязках, в пожарной практике и лагерном обиходе («прямой», «рифовый», «выблиночный» и «беседочный»).

Знание и умение, необходимые для получения звания стажер (младший скаут): уметь вязать 5 узлов: прямой (плоский), шкотовый, булинь (мертвая петля), штык, стремя. Носить скаутский значок имеет право только тот скаут, который сдал экзамены на 3-й разряд (начальный курс скаутинга) и прошел так называемую «лесенку скаута», а затем на 2-й и 1-й. разряды.

Для того, чтобы получить звание скаута первого разряда и иметь право на полный значок, надо выдержать следующие испытания перед инструктором: связать 8 разных узлов в течение 30 секунд каждый, причем 4 из них с закрытыми глазами или в темноте.

После этого ему могут быть присвоены другие звания, в том числе руководительские – скаут – инструктор и скаутмастер.

Это довольно трудное и серьезное испытание для современных школьников и не каждый турист-разрядник сможет выполнить этот норматив.

Такие вступительные экзамены избавляет скаутскую организацию от праздно шатающихся по кружкам и клубам «балбесов». Сдача зачетов происходит постепенно и индивидуально.

В какой-то мере на это ответил Гранильщиков Ю. в своей статье Знать и уметь, в альманахе Ветер странствий №21, М, «ФиС»,1986: «...так, участники походов I категории сложности должны уметь и выполнить на первом этапе обучения следующие задания:

Сматывание и переноска веревки. Маркировка. Узлы: прямой, академический, проводника, булинь, грудная обвязка, удавка (скорость завязывания не более 10 секунд). Участники походов 2-й и 3-й категорий сложности. Вязка узлов: схватывающего с двумя и тремя витками, одним концом и серединой репшнура, «карабинного» схватывающего узла (по Бахману), стремени. Грудная обвязка и беседка. Страховочный пояс. Бросок, выдача и выбирание веревки, Укорачивание веревки узлом проводника и исключение поврежденного участка веревки узлом «Бергшафт». Участники походов 4-й и 5-й категорий сложности. Использование двойной веревки. Способы закрепления и выдергивания веревки на спусках.

Надо отметить, что это первое упоминание в отечественной литературе о нормативах завязывания одного узла. Он же предложил нормативы и требования к туристам той или иной спортивной квалификации, проверку их подготовленности в обращении с веревкой и вязке узлов. Доведенное до автоматизма умение завязывать все перечисленные узлы более чем достаточно для похода даже высшей категории сложности.

Ганопольский В.И. Учебник Туризм и спортивное ориентирование для институтов и техникумов физической культуры: М.,1987. Контрольные нормативы по туристской технике. Индивидуальное прохождение этапов полосы препятствий: 1. подъем по склону – траверс – спуск (длина этапа 40м): 2. навесная переправа (10м): 3. вязка узлов выбор по карточке: прямой, встречный, брамшкотовый, схватывающий, проводник, проводник – восьмерка, двойной проводник, стремя, булинь. Зачетное время 6 мин.

Правила соревнований по туристской технике ВЦСПС, Центральный совет по туризму и экскурсиям «Турист» 1990: «Участники команды (один-три человека) вытаскивают карточки с наименованиями 2-3 узлов. Контрольное время завязывания одного узла 30-60 сек. Перечень рекомендуемых узлов: Проводник (одним концом). Двойной проводник. Срединный проводник. Восьмерка. Булинь. Брамшкотовый. Прямой, Академический. Встречный. Схватывающие: а) прусик, б) австрийский, в) Бахмана (карабинный). Стремя. Образцы узлов рекомендуется вывесить до начало соревнований».

Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) на 2012 – 2013 учебный год предлагает следующие требования для участников олимпиады среди учеников 10 – 11 классов образовательных учреждений.

Завязать за 1 минуту пять из числа перечисленных узлов: «булинь», «проводник», «восьмерка», «стремя», «встречный», «схватывающий» (классический), «брам-шкотовый на петле», «прямой», «заячьи уши», «двойной проводник».

Для учащихся 8-9 классов. Применение элементов страховочного снаряжения (узлов). Условие: за 1 минуту участник должен завязать 3 узла. Перечень ошибок – отсутствие контрольного узла; для выполнения задания не выбран нужный узел; не завязан узел; контрольные узлы имеют выход менее 50 мм; перехлест в узле.

Даже здесь организаторы олимпиады сделали ошибки в названиях узлов. Требования весьма серьезные, за 12 секунд завязать один узел, это на уровни II спортивного разряда по туризму.

Внутренние войска РФ в программу своих прикладных видов спорта внесли изменения. Значительных изменений, претерпела высотная горная подготовка. Сюда добавлены нормативы по умению вязать 12 различных альпинистских узлов.

Журнал «Русский турист» М., 1998. Нормативные акты по спортивно – оздоровительному туризму в России.

Штраф за неправильно завязанный узел – 30 секунд.

Анализ современных программ дополнительного образования по подготовки юных туристов показывает, что знание такого количества узлов уже не достаточно. На соревнования 2-3 класса, на которых соревнуются школьники по дисциплине «дистанция» стали требовать узлы «карабинный тормоз», «австрийский проводник», «узел Бахмана». Устройства для подъема по вертикальным веревкам «жумар», «лепесток», «восьмерка», «рамка». При спасательных работах организацию тормоза и полиспаста при переправах.

Регламент по виду спорта «спортивный туризм» ТССР, ФСТР М., 2008. по группе дисциплин «дистанция», «маршрут» предлагает следующие названия узлов:

«Для выполнения технических приемов применяются следующие узлы: для связывания веревок – встречный, встречная восьмерка, грейпвайн, брам-шкотовый; для крепления на опоре – карабинная давка, штык, стремя, булинь; петлевые – проводник-восьмерка, двойной проводник, австрийский проводник; схватывающие – симметричный (прусик), Бахмана, австрийский (обмоточный). Все узлы, кроме встречного и встречной восьмерки, грейпвайна, проводника-восьмерки, двойного проводника, австрийского проводника, должны иметь контрольные узлы. За неправильно завязанный узел – штраф 3 балла. Временный эквивалент одного штрафного балла устанавливается: 30 секунд для длинной дистанции. 15 секунд для короткой дистанции».

Не спешите утверждать, что вязать узлы – это просто. Знать узел и уметь быстро его вязать – две разные вещи. Вязка узлов – дело сугубо индивидуальное. Один и тот же узел разные люди вяжут по-разному. Не имеет никакого значения, как вязали тот или иной узел. Главное – результат: узел завязан быстро и абсолютно правильно.

Любой изучаемый узел, завязанный без ошибок десять раз подряд, не глядя на образец или картинку, уже можно считать освоенным. Широко распространенный прием – повторенье мать учения, но и оно не безгранично. Качество исполнения улучшается при повторении упражнения до 5-6 раз. Стабилизация качества – через 10-12 упражнений. Увеличение ведет к ухудшению исполнения. Еще один важный момент при работе с детьми - развивать, а не натаскивать. Это значит, все делать сознательно, с пониманием начала и завершения приема вязки узла.

Несколько слов о названиях узлов. Только некоторые из узлов имеют установившиеся названия, прошедшие всесторонние испытание временем и показавшие свою надежность в ситуациях, которым они предназначены.

Многие узлы имеют одновременно два-три, а некоторые пять-семь названий. В рекомендациях допущены ошибки, которые не исправлены до сих пор. Проанализировав методическую литературу за последние 60 лет можно обратить внимание, что есть определенные узлы или «джентльменский» набор из 10-15 различных по назначению. Их предлагают почти все авторы, они апробированы многолетним опытом и рекомендованы для применения в спортивном туризме.

Обучение технике вязания данного набора узлов является важным разделом начальной туристской подготовки юных туристов и гарантирует безопасность в походах, соревнованиях. Получается, что юные туристы обходятся малым количеством узлов. Не верится, но это действительно так, их немного. Но всеми этими узлами дети должны владеть в совершенстве. Основные узлы должны быть завязаны правильно в любом состоянии: в темноте, в панике, в состоянии усталости.

В данном методическом пособии рассматриваются только те узлы с точными названиями, которые действительно необходимо знать и правильно вязать в любой ситуации. Они описаны и рекомендованы в спортивно туристских источниках.

Поэтому школьники должны не только уметь вязать тот или иной узел, но и твердо знать, в каком случае его применять в условиях похода, соревнований и в различных жизненных ситуациях. Узлы могут выручить в любой момент.

Узлов много, они дублируются под разными названиями, многие рисунки узлов воспроизведены с искажением и с ошибками и «кочуют» из книги в книгу. Разработанная мною методика - попытка объединить или хотя бы приблизиться к объединению этих частей туристской этики и выбрать то, что действительно необходимо знать и уметь юным туристам. Они рекомендованы Туристско-спортивным союзом России для учреждений дополнительного образования детей.

В данном пособии приводятся истории и легенды и названия узлов принятые в официальных изданиях (другие названия даны в скобках). Детям полезно это знать, чтобы иметь представление, о чем идет речь, когда кто-нибудь называет узел иначе.

В начале 90-х годов в России стали активно развиваться горные виды спорта, сформировавшиеся на базе спортивного туризма и альпинизма, спортивное ледолазание, скалолазание и др. в горной местности, на искусственном рельефе, которые со временем могут стать массовыми видами спорта. Возможно, это станет дисциплиной школьных уроков физкультуры и ОБЖ. Скалодромы, веревочные полигоны в школьных спортзалах уже сегодня являются популярном местом занятий детей, где можно лазить на «трудность» и «скорость». Здесь нет камнепадов, не портиться погода, поэтому особенно важно, чтобы контроль техники безопасности был обычном делом при проведении занятий с детьми на скалодромах.

Совершенствование узлов – постоянная тенденция в многолетней истории спортивного туризма. В связи со значительным улучшением материальной базы и техники туризма эти вопросы в последнее годы приобретают все большую актуальность. На первое место выходит проблема качественного обучения детей вязке узлов в условиях городской и природной среды, которые потребовали круглогодичную тренировку в спортивном туризме.

На соревнованиях в походах зачастую приходится вязать узлы очень быстро и в неудобных условиях (зависнув на перилах или страховке, в неудобной позе, на маленькой площадке на скалах или льду). Дети должны уметь это делать автоматически, не задумываясь, пользуясь «моторной» памятью.

Опираясь на результаты собственных наблюдений при проведении занятий, имея большой опыт судейства соревнований Всесоюзного и Всероссийского масштаба по технике туризма, и руководства походами пришел к определенным выводам. Большинство детей, занимающихся, в кружках спортивного туризма знают определенный набор узлов, которые они могут вязать в строго определенной последовательности, то есть так, как им показали педагоги. Любая нестандартная ситуация, возникшая на дистанции, в походе выбивает их из обычной колеи. Они начинают теряться, не могут от одного узла перейти к другому, доходит до того, что выбирают всю веревку, чтобы завязать привычный узел на ее конце.

Высокая культура работы с веревкой подразумевает непрерывное расширение «ассортимента» узлов. Умение их правильно и грамотно применять на соревнованиях, в походах.

Главным свойством любого узла является его функциональность, т. е. четкое предназначение. Добиваться устойчивого завязывания каждого узла хотя бы за 20 секунд (простые узлы за 10 секунд), как показывает практика это вполне реально.

В настоящей момент обучение детей вязке узлов все еще имеет неорганизованную форму, в этом мы сильно отличаемся от других видов спорта. Учащиеся, занимающиеся спортивным туризмом, теперь пользуются одним и тем же снаряжением, применяют технические приемы, одинаково вяжут узлы, что и представители других горных видов спорта. В связи с этим необходимо преодолеть разобщенность педагогов дополнительного образования, учителей, тренеров по туризму в этой области.

 

 

Введение

Задача данного методического пособия – обобщить свой сорокалетний педагогический опыт работы по данной теме, не выходя за рамки учебников «Основы безопасности жизнедеятельности», начальной туристской подготовки детей в учреждениях дополнительного образования. Выделить наиболее удачные и эффективные приемы организации занятий по вязке узлов.

Новизна заключается в том, что за годы работы в школе над проблемой обучения школьников вязке узлов убедился, что начинать первое занятие надо с «Простого» узла и затем с этого узла перейти на другие. Базовые узлы составляют основу существующего многообразия узлов. Мною предложен дидактический принцип: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Содержание каждого занятия разрабатывается самим учителем ввиду различных условий работы, разнообразия средств обучения, поэтому невозможно предложить единые конспекты занятий для всех образовательных учреждений.

На одном уроке обычно решается только несколько задач:

- ребята хотят увидеть новое интересное место – познавательная задача;

- потренироваться перед соревнованиями – учебная;

- поиграть на природе – оздоровительная.

Учитель из всех задач должен выбрать главную, объединяющую - ту, ради чего и организовывалось данное занятие по вязке узлов. Это, как правило, учебные цели: отработка различных навыков, умений по вязке узлов, работа с веревкой.

Оптимальное количество детей это класс – 20 - 25 учащихся, с последующим делением на микрогруппы. Инвентарь: - веревка 20-30м (для натяжки поперек зала, класса). Репшнуры, куски основной веревки длиной до 1,5 метров в количестве 15 - 30 штук диаметром 5-10 мм, концы веревок должны быть оплавлены, чтобы не распускались на пряди. Стенды с макетами узлов, карточки изучаемых узлов, а также образцы веревок и репшнуров, выпускаемые различными фирмами.

При выборе способов построения учебного занятия необходимо руководствоваться следующими принципами:

1.Точно называть узел с установленной терминологией и его назначением, показать его внешний вид и назначение.

2. Перечислить все названия, которые могут встречаться в разных литературных источниках, а также исторические сведения, легенды.

3. Сформулировать правила, лежащие в основе вязки этого узла.

4. Четко, правильно и красиво демонстрировать прием вязки в замедленном темпе, в обычном темпе, сопровождая показ объяснениями.

5. Предупредить ребят о трудностях, которые встретятся в процессе вязки узла.

6. Представить время на разучивание приемов вязки узла и его запоминание, проверить вязку узла у каждого ребенка.

Время занятия 15 - 20 минут, в зависимости от возраста детей. Первые занятия могут проходить в обычной классной комнате, за обычными ученическими столами, так как на 1- 2 занятиях большее внимание уделяется теории, истории с забавными игровыми ситуациями, связанные с узлами. Основная форма проведения занятия - урок, состоящий из трех взаимосвязанных частей: подготовительная (7-10мин.), основная (25-30мин.) и заключительная (3-5мин.).

В подготовительной части занятий необходимо организовать группы. Объяснить задачи занятия, активизировать внимание детей. Любое занятие необходимо начинать с комплекса разогревающих и специальных упражнений с помощью веревки или репшнура.

Упражнения, выполняемые сидя на месте: сгибание и разгибание пальцев рук; круговые вращения вправо и влево кисти, кулака.

Упражнения, выполняемые стоя с репшнуром (1,5м) или куском основной веревки:

прокручивание прямых рук за спину, постепенно уменьшая расстояние между руками; повороты

туловища до предела вправо и влево с репшнуром на вытянутых руках; наклоны туловища до предела вправо и влево с репшнуром на вытянутых руках; круговые движения туловища выполняются вправо и влево при различных исходных положениях - стоя руки на поясе, за головой, вверху.

Каждое упражнение необходимо выполнять 15-20 раз в нарастающем темпе. Как показали многочисленные исследования, даже 3-5 минутные занятия физическими упражнениями вызывает определенное улучшение самочувствия,

повышают двигательную активность, и дает положительный эффект.

В основной части занятия учителю следует расположить детей так, чтобы видеть всю группу сразу. Необходимо иметь достаточный раздаточный инвентарь, чтобы ребята меньше ожидали очереди для выполнения приема.

При работе с новичками каждый узел изучается изолированно. С старшими классами необходимо подбирать комплекс заданий, состоящих из 2-3 приемов (ситуаций).

Содержание основной части занятия должно соответствовать поставленной задаче и быть логическим продолжением предыдущего занятия. Когда ребенок первый раз самостоятельно завяжет узел, педагог обязан проверить правильность вязки узла. Во время повторного завязывания узлов целесообразно дать задание проконтролировать друг друга.

Занимаясь с детьми, надо помнить, что вынужденная статическая поза во время занятий ведет к утомлению мышц, вследствие чего у детей появляются признаки двигательного беспокойства, нарушается правильное положение тела за столом, что приводит к нарушению осанки.

Поэтому через 5-10 минут нужно повторять комплекс упражнений с веревкой.

Занятие должно заканчиваться игрой. Игры в процессе занятий по вязке узлов используются для придания процессу обучения эмоциональной окраски. В коллективной деятельности детей происходит осмысление и усвоение материала. Школьники учатся предвидеть первоочередные и перспективные действия в экстремальных ситуациях. Предлагаю задания на внимание, сообразительность, различные головоломки или ряд творческих заданий, игр, что содействует умственному развитию детей.

Чем меньше возраст детей и ниже уровень их подготовки, тем чаще нужно применять на занятиях игры и игровые упражнения, а вязать узлы на репшнуре. Дозировка игровых упражнений зависит от цели, с которой они применяются.

Отдельные части занятий связаны между собой и имеют связь с узлами предыдущего и последующих занятий.

Процесс обучения вязке узлов значительно ускоряется, если для каждого ребенка подготовить карточки – схемы вязки узлов по элементам. Имея эти схемы, учащиеся могут самостоятельно освоить вязку некоторых узлов с проверкой вязки узла у каждого школьника.

Содержание занятий по учебной программе могут видоизменяться, варьировать, гармонично сочетать теорию и практику, а также возраст детей и их туристский опыт.

Опыт вязки узлов, который приобретается только на практике (книги здесь не помощники – в них практически на эту тему ничего нет), отрабатывается в игровых ситуациях и на учебных соревнованиях после изучения блока узлов. На практике знание узлов является очень важным, т.к. неправильно или недостаточно быстро завязанный узел может привести к весьма трагическим последствиям. Все допущенные ошибки подвергаются совместному обсуждению с детьми.

Самостоятельные занятия предусматривают методические приемы и упражнения, которые помогают активизировать деятельность учащихся, воспитывают их самостоятельность и творчество. Предлагается им самостоятельно провести разбор увиденных ошибок и поиск путей его выполнения и исправления.

Перед детьми ставятся реальные задачи по силам для их выполнения.

В качестве домашнего задания предлагается повторить технику вязания изученного узла. Спросить у родителей, родственников, может быть, они знают еще какие – нибудь узлы, или другие способы вязки с их ознакомлением и обсуждением на следующем занятии. Поискать материалы по узлам в Интернете. Из прочитанных книг рассказать, какие узлы использовали выдающие путешественники и альпинисты пре прохождения маршрутов.

Учащимся предлагаю носить с собой в кармане небольшой отрезок репшнура, веревки для тренировки завязывания изученных узлов в свободное время. Рекомендуется практиковаться так до тех пор, пока не научишься завязывать любой узел закрытыми глазами. И только когда ты научишься делать это автоматически, тогда будешь готов применить свое уменье в любой экстремальной ситуации.

У спасателей, работников МЧС, в спортивном туризме сложилась специфическая терминология, связанная с узлами, которые должны и обязаны знать дети.

Трос – веревка из синтетических материалов.

Коренной конец – закрепленный конец веревки при вязке узлов.

Ходовой конец – свободный конец веревки, которым начинают движение при



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: