Цель: изучить практику работы Европейского Суда по правам человека по обеспечению прав человека и гражданина при рассмотрении дел в отношении Российской Федерации.
Методические указания к изучению темы:
Необходимо изучить международные нормативно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина. Знать краткую характеристику положений Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1948 г.), а также Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950 г.). Европейский Суд по правам человека. Изучить условия, обеспечивающие прием обращений граждан для рассмотрения в Европейском Суде по правам человека и практику рассмотрения обращений Европейским Судом по правам человека.
Самостоятельное изучение:
1. Международные нормативно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина.
2. Краткая характеристика положений Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1948 г.), а также Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950 г.). Европейский Суд по правам человека.
3. Условия, обеспечивающие прием обращений граждан для рассмотрения в Европейском Суде по правам человека.
4. Практика рассмотрения обращений Европейским Судом по правам человека.
Задачи
В соответствии с ч.1 ст.11 Конвенции о защите прав человека и основных свободКаждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
В прокуратуру поступило коллективное обращение граждан о том, что им должностными лицами Управления Министерства юстиции запрещено создавать общественную организацию
|
Вопрос: Как необходимо поступить прокурору в данной ситуации руководствуясь нормами международного права?
В соответствии с ч.1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.
В прокуратуру поступило обращение гражданина Н. о том, что предприятие не исполнило решение суда о восстановлении его на работео восстановлении заявителя на работе, подлежащее в этой части немедленному исполнению, оставалось неисполненным — из-за того, что учреждение являвшийся обособленным структурным подразделением, где работал заявитель, был ликвидирован — в течение почти года и четырех месяцев, пока президиум суда автономного округа в порядке надзора не изменил решение суда первой инстанции и апелляционное определение, указав, что по закону и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ судам следовало не восстанавливать заявителя на работе в ликвидированном структурном подразделении, а признавать его уволенным со дня вынесения решения суда первой инстанции по пункту 1 части первой статьи 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.
|
Рекомендуемая литература к теме:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1949г.
2. Гражданский процесс: учебник / В.В. Аргунов, Е.А. Борисова, Н.С. Бочарова и др.; под ред. М.К. Треушникова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 960 с.
3. Васяев А.А., Князькин С.А. О применении российскими судами (органами прокуратуры, следствия) Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Адвокат. 2013. N 8.
4. Прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав и свобод подозреваемого и обвиняемого в свете решений Европейского Суда по правам человека: пособие / Е.В. Быкова и др. АГП РФ.-М., 2015.-64с.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по темам.
1. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов.
2. Объекты прокурорского надзора за исполнением законов.
3. Разграничение объектов прокурорского надзора по субъектам прокурорской деятельности.
4. Понятие нормативного правового акта.
5. Требования, предъявляемые к правовым актам, издаваемым органами местного самоуправления.
6. Организация работы прокурора по оценке законности уставов и иных правовых актов, принятых органами местного самоуправления.
7. Критерии оценки прокурором законности нормативного правового акта.
|
8. Типичные нарушения закона, допускаемые при принятии уставов муниципальных образований.
9. Полномочия прокуроров по прекращению действия незаконных правовых актов, изданных муниципальными органами.
10. Участие прокурора в правотворческой деятельности как вид прокурорской деятельности.
11. Формы и практика участия прокуроров в правотворческой деятельности.
12. Систематизация, мониторинг прокурором законодательства и правоприменительной практики.
13. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социальной сфере.
14. Органы исполнительной власти, наделенные контрольными полномочиями в сфере защиты трудовых прав граждан.
15. Предмет и основные направления прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан.
16. Организация прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан.
17. Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны труда.
18. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений.
19. Основные направления прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав граждан.
20. Нормативно-правовое регулирование правоотношений и полномочия органов государственной власти и органы местного самоуправления в сфере миграции населения.
21. Предмет, пределы и основные направления прокурорского надзора за исполнением миграционного законодательства.
22. Государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного образования.
23. Компетенция органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в области образования.
24. Основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере образования.
25. Система правовых мер защиты и охраны здоровья граждан и практика их применения.
26. Правовые основы ПНП «Здоровье». Типичные нарушения, выявляемые прокурором при реализации национального проекта «Здоровье».
27. Предмет и основные направления прокурорского надзора в сфере охраны здоровья граждан.
28. Предмет, пределы и основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства об исполнительном производстве.
29. Полномочия прокурора, осуществляющего производство по делам об административных правонарушениях.
30. Типичные нарушения прав потребителей и меры прокурорского реагирования, принимаемые для их устранения.
31. Предмет, пределы и основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства об административных правонарушениях.
32. Типичные нарушения законодательства при производстве по делам об административных правонарушениях, выявляемые прокурорами при осуществлении надзора, и способы их устранения.
33. Полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях.
34. Основания и порядок вынесения прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
35. Условия, обеспечивающие прием обращений граждан для рассмотрения в Европейском Суде по правам человека.
Тематика курсовых работ
Курсовая работа выполняется студентами всех форм обучения (очной, заочной) и является завершающим этапом изучения дисциплины.
Методические рекомендации к написанию курсовой работы
Курсовая работа по дисциплине «Прокурорский надзор за исполнением законов и законностью» является сложным видом самостоятельной учебной работы студента.
В ней проявляется его способность к анализу и обобщению теоретического и практического материала, к аналитическому мышлению и систематизации знаний по дисциплине, развиваются необходимые навыки письменной речи.
Кроме того, курсовая работа является формой проверки степени усвоения программного материала по изучаемой дисциплине.
Объем курсовой работы 25-30 машинописных листов (формат А-4).
Курсовая работа должна быть выполнена аккуратно и содержать четыре основных элемента: титульный лист, план работы, изложение ее содержания в соответствии с намеченным планом и список используемой литературы.
В конце работы ставится дата и подпись автора. Грубое нарушение этих требований является основанием для возвращения курсовой работы на доработку.