Методы вербования и контроля сознания в сектах




 

Изучив теоретические положения, представление в работах различных авторов, выделим условия, повышающие риск того, что человек станет адептом секты. К таким можно отнести обстоятельства, которые определенным образом влияют на жизнь и психическое состояние личности, сама секта с ее разнообразными манипулятивными технологиями, а также индивидуально-психологические особенности самой личности [18].

К обстоятельствам максимального риска быть вовлеченными в деструктивный культ можно отнести личностные и возрастные кризисы, трудные жизненные ситуации, которые обычно возникают при смене жизненных этапов или в различных сложных социально-политических условиях.

По мнению А.В. Розанова, прохождение ключевых этапов психосоциального развития личности и соответствующих им кризисов предполагает рост вероятности вовлечения человека в секты. Особенно в этом отношении являются значимыми (по типологии Э. Эриксона) подростковый возраст и этап поздней зрелости (после 60 лет).

К ситуационным факторам можно отнести все состояния неустойчивости перехода, которые связаны с изменением социального статуса человека и выполняемых им групповых ролей, у примеру, окончание средней школы, начало самостоятельной жизни вне семьи, тюремное заключение, первый или последний год учебы в вузе, утрата или смена работы, развод, путешествие, переезд, болезнь, смерть близкого человека, смена образа жизни.

Д.Г. Труновым отмечается тот факт, что вовлечение индивида в группу последователей секты в большой степени зависит от неблагоприятной ситуации в семье, которая порождает острую неудовлетворенность человека собственным существованием, что особенно свойственно для периодаподросткового и юношеского возраста, так как именно в данные периоды человек наиболее подвержен внешним воздействиям[29].

По мнению А.А. Сергеева, Н.Б. Григорян, в зависимости от соотношения ценностей, интересов и имеющихся ресурсов люди могут вступать друг с другом во взаимодействие с использованием трех технологий воздействия, таких как подчинение, рефлексивное управление и манипуляция, сотрудничество. Манипуляция распространена во всех сферах человеческой жизни, и многие исследователи рассматривают ее как неприемлемую форму коммуникации, которая нарушает права человека на свободу своего волеизъявления и принятия решений. В контексте же деструктивных сект вербуемые уже с самого начала подвержены воздействию различных манипулятивных практик [44].

Отличительной чертой психологических манипуляций в деструктивных сектах выступает отношение к вербуемому не как к личности, клтораяобладает, прежде всего, самоценностью, а как к специфическому средству, через использование которого достигаются, как правило, скрываемые истинные цели манипулятора, происходит реализация его интересов и удовлетворение собственныхпотребностей без учета интересов, воли и желаний другой стороны - человека, который выступает как объект манипуляций.

На людей, которые участвуют в сектах, производит особое впечатление появление в их жизни смысла и приобретение ощущения безопасности. Люди, пребывающие в кризисных состояниях, после перенесенных ими психологических травм, находящиеся во власти травмирующих переживаний, очень легко вовлекаются членами секты в свои ряды. Ими овладевает стремление к преодолению в рамках секты своей душевной боли. В секты также очень легко попадают личности с недостаточным структурированием и лабильной психикой, которые не привыкли задавать критических вопросов, легко индоктринирующиеся и зависимые. С этим связан тот факт, что лица, которые участвуют в деятельности секты, рассматривают ее как средство спасения себя и своей души [10].

Анализ активных участников секты показывает, что они находят себя в новой реальности и приобретают особое чувство безопасности, принадлежности к группе, связанное с коллективным проведением времени (молитвы в общине, исполнение коллективных обрядов, собраний).

Гуру рассматривается членами секты как божественная фигура сверх-отца или сверх-матери, обладающая непререкаемым авторитетом. Гуру удовлетворяет различные стремления членов секты и воспринимается ими как сверх-отец, обладающий сверхвозможностями спасения, направления по правильному пути и т.д. Члены секты воспринимают свое сообщество как идеальное общество братьев и сестер, воодушевленных одной идеей и стремящихся к одной цели. Таким образом, секта для многих становится видом совершенной семьи [18].

Вербовка в секту происходит без особых затруднений при наличии у человека исходного стремления ктакого рода «спасению».

В секте эксплуатируется неудовлетворенное желание в коллективной защите и стремление к соучастию в проявлении божественной силы.

Сектыоперировали в прошлом и продолжают оперировать в настоящее время прежде всего обещаниями по исполнению надежд на обретение лучшей жизни; удовлетворению стремления индивида к гармоничному существованию и обещаниями спасения души после смерти. Акцент иногда также выполняется на необходимости поиска в себе определенной силы и поиска нового смысла жизни. В ходе поиска в себе нового смысла, особенно в отношении тех людей, которые не имеют этого смысла, происходит заполнение имеющегося у них сознании вакуума информацией, которая отражает точку зрения руководителя секты, последний при этом выступает как «фальшивый бог». Полное подчинение такому лидеру крайне свойственно для тоталитарных сект [10].

Для сект характерна также фиксация на своем руководителе. Члены секты беспрекословно признают его духовный или религиозный авторитет. Основатель секты при этом доминирует в superego членов секты, подавляя их идентичность.

Современная тенденция состоит в образовании психогрупп, которые используют групповые динамические процессы с применением собственных коррекционных техник влияния, которые изменяют сознание. Члены секты убеждены в уникальных, необычных возможностях психотехник, что приводит в итоге к возникновению у них ряда иррациональных представлений, которые базируются на надежде при помощи психотехник и психологических методов значительно расширить тесные границы человеческих действий и чувств. Данная уверенность начинает выступать для них новым видом религии [63].

Примечательно, что большая часть людей попадают в секты, пребывая в различных кризисных ситуациях. Интеграция в состав группы, осознание и впитывание в себя человеком идей спасения и излечения приводит в результате к ощущению того, что сбывается определенная с формированием убеждения в исполнении духовных надежд.

Секты способствуют реализации стремлениячеловекак заполнению имеющегося у него психологического дефицита и преодоления тревоги. Экзистенциальный страх, который появляется у человека, делает его идеальной жертвой разнообразных тоталитарных групп, в которых он может освободиться от мыслей, беспокоящих его. После пребывания в секте процесс возвращения человека в реальность очень трудный, так как путем аутосуггестии человек начинает убеждать себя в том, что он получает в этой группе именно то, чего он хочет. Секты обещают своим членам окончательное разрешение вопросов по принципу «fastfood» (быстрого питания). Соблазнительность сект состоит в обещании немедленного исполнения любых желаний. Пребывание в секте сопровождается попаданием индивида в глубокую психологическую деструктивную зависимость от нее. Некоторыми авторамиданные психические изменения называются руинизация психики, при которой индивиду становится все сложнее использовать собственные потенциальные интеллектуальные и волевые возможности [57].

Секты стремятся к контролю, а также к власти ограниченного круга лиц. Данное стремление, естественно, не рекламируется. Разнообразные учения, способы спасения, групповые ритуалы предлагаются адептам для того, чтобы при помощи них скрыть реальные цели, которые преследуют секты. Реальность при этом оказывается противоположной тому, что секты в действительности обещают. Так, к примеру, вместо обещанных сектой свободы, «просветления», и разрешения реальных проблем, человек в итоге получает контроль над собственным сознанием, отчуждаясь и деперсонализируясь. Руководители сект делают членов своими добровольными последователями, которые проявляют слепое послушание. Надежда на спасение души в секте способствует потере индивидом своего «Я» и формированию у него готовности ради этого делать все, что от него требуют. На это и рассчитывают руководители сект, которые индоктринируют членов и делают их послушными инструментами для реализации собственных идей [19].

Первое и основное, на что направленые требования сект, это уничтожение в структуре личности ее социального начала, превращение ее в асоциальный или антисоциальный элемент, что достигается путем требования разрыва всех взаимосвязей с семьей и обществом, уходом адепта из дома, увольнения с работы, прекращения учебы. Кроме этого, в сектах порицаются и отвергаются привычные для человека нормы жизни, обычное поведение и человеческие отношения, такие как родство, дружба или товарищество, внушается пренебрежение к мнению общества, окружающим людям, национально-культурным традициям, уничтожаются гражданские и патриотические чувства [18].

Выделяют такие фазы в индоктринации членов сект [11]:

1. Фаза вербовки реализуется людьми, которые способны интуитивно чувствовать потенциального члена секты. На этой фазе осуществляется эмоциональная дестабилизация человека и запутывание его в противоречиях. Вербующий член секты стремится вызвать доверие человека на длительное время, демонстрирует желание оказать помощь нуждающемуся, направив его на якобы верный путь. Человек, который осуществляет вербовку, выглядит крайне воодушевленным, радостным, проявляет себя членом сообщества, делающего всех счастливым.

Люди обычно попадают в секту потому что:

· они не знают, чем данная группа выступает на самом деле;

· вербовщики не говорят человеку честно и искренне об истинной цели секты;

· вербовщики не сообщают человеку обо всех требованиях, которые выдвигаются в дальнейшем к членам группы;

· вербовщик выглядит очень искренне дружелюбным и откровенным;

· вербовщик – это друг или член семьи.

2. Введение в учение (индоктринация) заключается в изложении основных положений предлагаемой доктрины. Основной задачей этого этапа выступает психологическая привязка вербуемого человека с вовлечением его в провозглашаемую идеологию, в смысл таинства. Форма вовлечений при этом может быть совершенно различной - этокурсы, семинары, лекции, изучение книг, богослужения, просмотр фильмов, во время которых «учения», которые излагаются основателями секты, выдаются потенциальному адепту «порционно». Наблюдается также тенденция связывать новичков новыми обязанностями, не оставляя им при этомдостаточного количества времени для самостоятельного критического осмысления происходящего. Активно также используются также методы комплимента и похвалы, таким образом, человек получает очень приятную и значимую для него эмоциональную поддержку.

Процесс ввода адепта в учение направлен на установление контроля над его чувствами и мыслями. Активно используется на данном этапе метод аутосуггестии, при которой индивид начинает считать, что он получает в секте именно то, к чему он ранее больше всего стремился. Таким образом, происходит создание своеобразной картины иллюзорного мира, которая обладает крайне аддиктивной привлекательностью. Постепенно у вербуемого начинает искореняться критическое отношение к происходящему, которое могло еще присутствовать ранее, одновременно с этим происходит привите стремления к достижению значимой цели[20].

Индоктринация приводит к формированию у человека новой идентичности, новой личности, которая является думающей и чувствующей в других категориях, в ее мышлении используется уже другая система ценностей. Происходит формирование новой аддиктивной личности.

Формироваие новой идентичности приводит в итоге к расщеплению личности с дальнейшим возникновением у него в подсознаниичувства несоответствия и опасности.

Существует также точка зрения, о том, что сформированная таким образом у человека аддиктивная личность пребывает в конфликте и с его прежней личностью. Ощущение раздвоенности вэтом случае может способствовать возникновению эмоционального напряжения. Подсознательные импульсы при наличии такой двойной идентичности не находятся под контролем человека в достаточной мере, в связи с чем в таких состояниях увеличивается возможность для прорыва энергетического потенциала из глубины подсознания.

3. Со временем у адепта секты угнетается критическое осознаниевытесняется его прежняя личность;

4. Увеличивающаяся взаимосвязь с группой наблюдается в разрыве человека с прежними его «корнями». Жизнь проходит практически полностью в группе. Осуществляется прерывание всех контактов с теми, кто отвлекает человека от постоянной связи с группой;

5. Альенация (отчуждение) человека от окружающего мира и изоляция, которые происходят параллельно со все большим вхождением в жизнь секты.

6. Укрепление приверженности адепта к учению секты, которое характеризуется усилением зависимости, контроля над сознанием и чувства личности и формирования идентичности с сектой.

В сектах достаточно широко практикуется контроль сознания адептов. Для успешного контроля сознания нужны четыре элемента: контроль организации над поведением адептов, контроль над их эмоциональной жизнью, контроль над языком и контроль над информацией.

С. А. Фирсов, в частности, выделяет такие механизмы контроля адептов в сектах как [70]:

· изоляция;

· социальное групповое давление;

· навязывание чувства вины;

· формирование чувства страха, запугивание;

· «бомбардировка любовью»

· ограничение личной жизни;

· создание чувства усталости.

В процессе деятельности сект осуществляется совершенствование используемых ими техник и ритуалов.

Ведущим к утрате собственного «лица», прежде всего, выступает постепенное разрушение природного баланса связей личности с его физическим и социальным окружением. В рамках ключевых целей секты для человека организуется особая ситуация, в которой утрачивают эффективность все выработанные ранеезащитные механизмы психики. В ходе изучения специфики деиндивидуализации, создающей предрасположенность личности к контролю заее мышлением и определяет общую интеллектуальную и эмоциональную ее деградацию, ряд авторов приводитсясписок основных параметров (по работам М.Т.Синчер и Р.Д.Лифтона)[70].

1. Осуществление контроля над временем индивида (в том числе, временем на размышления).

2. Содержание новых членов секты в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет о том, что с ним происходит (так как нельзя выполнять программу по реформированию мышления при полной компетенции и согласии участника).

3. Создание системы жесткого контроля, в которой тех, кто отступает от взглядов секты, заставляют ощущать себя плохо, подталкивая их к мысли, что они являются врожденно неполноценными.

4. Создание у новичковчувства беспомощности и снятия данного неприятного переживания при помощи обеспечения их моделями нового поведения, удобного для группы.

5. Подавление способов прежнего социального поведения человека за счет манипуляции наградами и наказаниями, достижение новых состояний сознания. Использование новых состояний сознания с целью создания желаемого восприятия предыдущего жизненного опыта и его переоценки.

6. Использование методик, которые тормозят процессы мышления.

Ключевыми механизмами психического влияния на новичков выступают внушение и заражение. Под внушением понимается процесс особого влияния на психику, который не требует полного понимания материала, так как связан со снижением уровня сознательности и критичности, как в ходе восприятия, так и в ходе реализации внушаемого содержания.

В связи с этим информации, которая была усвоена при внушении, свойственный навязчивый характере, обнаруживающийся в том, что содержание, которое было введено внушением, со значительным трудом поддается коррекции.К личностным факторам, которые повышают внушаемость, относят: неуверенность человека в себе, низкий уровень самооценки, ощущение собственной неполноценности, покорность, робость, тревожность, доверчивость, повышенная впечатлительность, слабо развитое логическое мышление.[29].

Для заражения свойственна идентичность переживаемых человеком эмоциональных психических состояний. Если во время внушения имеет место намеренное целенаправленное влияние, то при заражении – это непроизвольная и спонтанная тонизация эмоциональных состояний личности. Для внушения применяются, как правило, речевые воздействия, а для заражения – экспрессивные.

В частности, заражение может вызваться при помощи возгласов, восклицания, плача, смеха, ритмических движений, аплодисментов. При этом хоровое исполнение при помощи жестов обладает очень сильным заражающим эффектом, а повторение мантр в течение длительного времени, носит самовнушающий характер, что нарушает у личности переживание чувства реальности [66].

Для ускорения процесса трансформации психических свойств новичка нередко в процессе посвящения вступающему дают новое имя. Это хорошо известный в истории прием, который связан с тем, что имя имеет глубинное влияние на человека, и он очень трепетно относится к тому, кто и как его именует.

Новое имя человек получал при ритуальной инициации, и оно облегчало ему переход в статус взрослого. Такой ритуал перехода в новое состояние отличается обязательным инструктированием инициируемых о том, как правильно вести себя в новом статусе.

В заключении следует подчеркнуть, что тоталитарные секты на сегодняшний день представляют серьезную социальную опасность, в связи с чем данная проблема требует дальнейшего всестороннего изучения и реализации квалифицированных подходов в сфере предупреждения вовлечения личности в секты и оказания помощи людям, которые подверглись влиянию деструктивных культов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: