В предыдущей главе мы определили, что под традиционными религиями мы понимаем религиозные образования, которые сохраняются в течение длительного времени и передаются следующим поколениям на определенной территории, среди определенного этноса или соообщности людей. Их возрождение и развитие происходит в рамках их этнических или государственных границ. Традиционные религии глубоко укоренились в быту, в системе обрядов и праздников, мифологии, типах и способахмышления, психологии, культуре[20].
Под «нетрадиционными религиями» подразумеваются религиозные комплексы, которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его религиозной духовности, не укоренились в быту, культуре, а распространились в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины или созданы отдельной личностью. Нетрадиционными для определенных этносов могут быть как мировые религии, традиционные для других, так и новые религиозные образования, базирующиеся на инотрадиционной основе» [35].
Однако в реальной практике существования религиозных объединений в разных странах нетрадиционные черты соседствуют с древними и традиционными одновременно. Для нашей страны традиционными религиями являются православие, ислам, буддизм.
Кроме традиционных религиозных объединений, в России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, которые вовлечены в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 млн. человек, при этом 70% из них – это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. Только «штатных» сектантов насчитывается минимум 600-800 тыс. Во многих из культов на сегодняшний день приток новых членов равен оттоку – ведь выжатый материально, физически и морально адепт через несколько лет «выкидывается» из секты за ненужностью. В соответствии с данными экспертов, секты очень активно скупают недвижимость, занимают должности во властных структурах, являются инициаторами судебных процессов по, якобы, нарушенным законам свободы совести, стремясьтаким образом максимально основательно закрепиться в нашем обществе[7].
|
Современной морфологической классификацией насчитывается около 10 форм организации религиозных объединений, начиная от понятия общины, которая живет в мире с обществом, не предъявляя своим адептам любых из ряда вон выходящих требований, или приказов совершить мученических подвигов во имя веры. На другом полюсе такой классификации находится современное, преимущественно молодежное, религиозное движение, которое не поддается определенной четкой характеристике или же классификации.
Отечественными исследователями выделяется на этом этапе три - четыресамых ярких типа структур: это церковь, деноминация, секта, культ (или религиозное движение). Среди новых религиозных объединений указанные морфологические типы представлены достаточно неоднородно: церквей и деноминаций мало, что можно пояснить спецификой генезиса новых религий. При своем формировании они всегда стараются противопоставлять себя определенным социальным нормам, или же прямо отвергают официальные религиозные институты и доминирующий социально-политический строй, основываясь при этом на определенных религиозно-утопических позициях, или же отстраняясь от земных порядков, рассматривая их как неприемлемые, утратившие изначальный позитивный заряд [12].
|
Ключевыми отличительными характеристика тоталитаризма отечественными исследователями называются такие как: полное отрицание любых проявлений инакомыслия, полное отсутствие у адептов веротерпимости и неизбежнаявзаимосвязьсвязь не только с тотальным контролем за поведением индивида, но и, прежде всего, с массовым геноцидом. Такой контроль не может осуществляться при помощи закона, в связи с тем, что последний никогда не охватывает всего спектра общественных проявлений. Следовательно, необходимы другие средства. В. А. Шапинским называются главными из них такие как традиция, высшая воля, революционный дух и т. п., т. е. такие репрессивные формы, которые, стнремясь поставить под контроль весь социум, по сути уничтожают его, устраняя в нем всякие различия [10].
Перечислим наиболее известные и опасные современные деструктивные культы: «Церковь сайентологии», «Свидетели Иеговы», «Церковь Объединения» и другие мунистские организации, «Общество сознания Кришны», «Трансцендентальная медитация», «Ананда Марга», «Сахаджа – йога», культ Шри Чинмоя, «Брахма Кумарис», культ СаиСатьи Бабы, Кундалини йога, культ ОшоРаджниша, «АумСинрике», «Сока Гоккай», «Фалуньгун», «Семья» («Дети Бога»), «Церковь Иисуса Христа» (бостонское движение Кип Мак Кина), «Движение веры» (неопятидесятники, в том числе такие секты, как «Новое поколение», «Живая вода», «Слово жизни», «Посольство Божие», «Церковь на камне», «Благодать», «Роса». «Живая вера», «Дом горшечника», все «церкви полного Евангелия»), «Церковь любви Христа», «Синтон» Козлова, «братство фиолетового пламени», «Новый Акрополь», «Белое братство», «Церковь Божьей Матери Державная» (она же «Богородичный центр»), «Ревнители истинного благочестия», культ «Анастасия», «Церковь последнего завета»,,ивановцы, школа Щетинина, «Радастея», секта Ольги Асауляк, «Тетрада», секта Столбуна, «Школа Лхасы», «Академия фронтальных проблем Золотова», «Троянова тропа», «Рэйки» и еще масса других групп и сект, которые навязывают оккультно-магические и аморальные идеи и практики под видом разного рода псевдонаучных, псевдохристианских, восточных, оккультных и синкретических доктрин [36].
|
Наиболее отрицательное воздействие издействующих в настоящее время на территории России оказывают такие деструктивные культы[71].:
1. Церкви, имеющие американское происхождение - «Свидетели Иеговы», или «Общество Сторожевой башни»; «Церковь Саентологии» или «Дианетика»; «Семья» или «Дети Бога»; «Церковь Христа» (Бостонское движение);
2. Церкви, имеющие южно-корейское происхождение - «Церковь Объединения» Муна, или «Вузовская ассоциация по изучению Принципа»;
3. Церкви, имеющие индийское происхождение - «Всемирное Общество Сознания Кришны»;
4. Церкви, имеющие шведское происхождение- «Слово жизни»;
5. Российские церкви - «Последователи Виссариона», «Богородичный Центр» или «Церковь Божьей Матери Преображающей».
Начиная с середины 60-х годов 20 века было зафиксировано появление нового типа сектантских образований, систематическое исследование которых было начато только спустя десятилетие, и далеко не сразу стало эффективным. Выявилось присутствие групп, формально слабо объединенных, которые исповедовали взгляды, в современном религиоведениисчитающиеся «нетрадиционными». По преимуществу их учения носили синкретический характер, эклектически соединяя между собой элементы различных религий и философских систем, что дало основание также для именования их «постмодернистскими»[9].
Важно также отметить, что преимущественное большинство указанных сектне имеет аналогов в тех нетрадиционных культах, которые, начиная с 1960-х годов получили своейраспространение в западных странах: «Движение Иисуса», «Миссия божественного света», «Харе Кришна», «Трансцендентальная медитация», «Объединенная церковь Муна» и другие. Попытки внедрения в нашей стране этих религиозных движений оказались состоятельными. Кроме того, были сформированы так называемые «самородные» (самозародившиесяименно в нашей стране) секты: хотя они, безусловно, не были свободными от мистических поверий, происходящих с Востока и Запада, все-таки их учения стоит признать достаточно самостоятельными и требующими отдельного рассмотрения [25].
Новейшие секты, в отличие оттрадиционных, распространяются, как правило, не в сельской местности, а в крупных городах, с уплотненной образовательной и культурной инфраструктурой. Как продемонсирировлиисследования, самую питательную почву нетрадиционные верования нашли в среде специалистов, имеющих среднее и высшее образование. Отсюда происходит и активная профессиональная ориентация современных сект: они стремятся религиозно осмыслить и «освятить» деятельность индивида как специалиста в какой – либо сфере.
Поэтому сектанты на современном этапе очень часто группируются по профессиональному признаку — безусловно, объединения такого рода могут включать в себя и обыкновенных любителей, которые проявляют интерес к этой профессии. Объединения сектантского типа создаются также среди писателей, физиков, историков, врачей,которые пытаются дать религиозную интерпретацию различным фактам в конкретной предметной области. При этом догматы веры очень часто составляются из различных профессиональных предписаний и запретов, включают в себя набор специальных понятий, трактующихся в религиозном ключе [14].
Характерной особенностью современного сектантства, которая обусловлена возросшим образовательным уровнем, выступает также его книжность и обилие письменных источников. Если о протестантских сектах можно сказать, что там каждый рядовой верующий становится священником, то среди новых сектантов, практически каждый считает себя «богословом» и пишет различные пространные вероучительные трактаты, теоретические рассуждения, проповеди и манифесты [5].
Среди сектантов также активно распространяется огромное количество различных самодельно сброшюрованных машинописных сочинений — так называемых «листков» или «подборок». Каждая из них, имея объем от нескольких до многих десятков и даже сотен страниц, содержит различные тексты, носящие религиозно-философский, религиозно-публицистический, религиозно-художественный характер, которые написаны в форме проповедей, манифестов, инструкций, трактатов, эссе, монографий, притч, легенд, писем, протоколов. Обмен книжной информацией объединяет многих сектантов в не меньшей степени, чем непосредственно прямое устное общение, а теоретические интересы не меньше и даже больше, чем совместная ритуальная практика, которая отходит в таких условиях на второй план. Названные специфичные особенности дают основание для ввода в теорию также понятия книжного сектантства[68].
Внеосектантствеисследователи также сталкиваются с таким уникальным явлением, как религиозный юмор, который ранее не входил в поле научного исследования.Безусловно, традиционное сектантство является абсолютно серьезным и придает максимально торжественный и возвышенный статус каждому религиозному высказыванию. Именно пародийность большинства из неосектантских текстов, как новая стилистическая черта, мешаларассмотреть в них с самого начала достаточно серьезное и опасное религиозное содержание [19].
Необходимо отметить, что новое сектантство, достаточно резко противопоставляя себя «традиционной религии», в целом достаточно «снисходительно» относится к явлению атеизма, иногда даже оценивая себя как проявление «творческого атеизма», который, по их мнению, даже ближе изначальному откровению о Боге-творце, чем существующие традиционные религии, превращающие его в застывший образ и впадающие в идолопоклонство. По мнению новых сектантов, «Бог» является превыше всякого образа Бога и веры в Бога — и взрывает их изнутри, как бы требуя от истинно верующих непрерывного творческого отрицания своей веры, «атеизма во имя Бога» [28].
Во время доверительных бесед с людьми они пытаются убедить их, что атеизм, который они могут исповедовать, является также в своем роде верой, и в каком-то смысле даже лучшей, более очищенной от натуралистических представлений, чем ортодоксальное, то есть церковное вероисповедование [6].
Значимаяособенность нового сектантства – это его обращение к повседневной реальности. Если религиозные и мистические учения прошлого различным образом стремились к подчеркиванию своего неприятия «мирской» жизни, то сектантство на современном этапе, приспособляясь к актуальным запросам современников, утверждает, что их религиозный опыт ничем принципиально не огражден от будничного. Их предметы совпадают – это дом, быт, природа, работа, дети, различается при этом только степень «интенсивности». Религиозный опыт дает возможность придать всему конкретному, что переживается человеком в будничном опыте, абсолютное измерение, соотнося каждую единичность с единым целым. Если это условие интенсивности выполняется, то, живя в привычных условиях, занимаясь привычными делами, человек осуществляет всю полноту религиозного служения[9].
Такая позиция крайне выгодна для сектантов, так как позволяет привлечь к себе максимальное число людей, которые совсем не стремятся порывать спривычным для них образом жизни.
Необходимо также отметить, что значительную долю современного сектантского движения составляют не секты, а именно версии, в которых верующие объединяются не столько на основании горизонтальных социальных связей, сколько по вертикали — по типу типом религиозного мировоззрения, которое обращено как бы «ввысь», к «небу». Таким образом, это не реально функционирующие коллективы и организации, а определенные идейно-духовные общности, которые состоят из одиночек. Но от имени этих «многих одиночеств» осуществляют свои выступления большое количество различных «мыслителей», «глашатаев», из-за которых происходит создание иллюзии более тесного сплочения верующих, чем это имеет место в реальной действительности. Таким образом, это в своем роде является «фиктивным сектантством», идеальной конструкцией, которой в реальности отвечает определенное число индивидов со схожими религиозными установками. Однако опыт демонстрирует, что там, где на сегодняшний день имеются в состоянии зарождения определенные идеальные умозрения, уже вскоре могут возникнуть сформироваться сектантские образования, если с самого начала не проводить с ними последовательную идейную борьбу [11].
Одной из особенностей нового сектантства выступает стремление к приближению религии к быту, внедрению ее в ход повседневной жизни. По мере того, как уменьшалась степень влияния церкви и традиционной обрядовости на верующих, их потребности в ритуалах постепенно переносились на ближайшие предметы и процессы домашнего обихода, к примеру, такие как приготовление еды, ведение домашнего хозяйства, коммуникация с близкими. Сюда перемещалось также чувство священного, здесь происходило обретение определенного подобия храма. Так сформировались те религиозные умонастроения, которые с канонической, церковной позиции должны быть охарактеризованы как ереси, а с позиции научного атеизма являют собой относительно пассивные виды нового сектантства [37].
Рассмотрим наиболее распространенные секты на территории России и способы их влияния на адептов [4].
1) Неопятидесятники, или харизматики – это наиболее распространенное сектантское движение в нашей стране, включающее в себя около 300 тысяч членов (то есть участники данной секты составляют почти половину всех сектантов страны). Данное течение включает в себя дестяки более мелких организаций, таких как «Слово жизни», «Часовня на Голгофе», «Церковь новое поколение». Влияние данного движения на общественную жизнь в России очень велико, однако пришло оно к нам из США, где зародилось в 70-х гг. XX столетия.
В ходе проведения вербовки адептов харизматики называют себя протестантами или пятидесятниками, однако, это является заведомой ложью, так как настоящие протестанты данные организации не признают.
Харизматизм представляет собой магическое оккультное течение, провозглашающее, что настоящему христианину следует быть здоровым, богатым и счастливым, а если этого не происходит, то значит, человек не может являться истинным христианином.
Самым часто используемым приемов в этой секте является прием массового внушения, которое чаще всего осуществляет пастор, собрав людей в зале под веселую музыку. На таких «собраниях» люди под влиянием внушения хохочут, выгибаются, падают, кричат от счастья, что поясняется лидерами как переживание чувства Святого Духа [28].
Немаловажным среди методов работы с адептами является и создание материальной зависимости. Так, адептам поясняют: чтобы стать богатым, нужно отдавать деньги в секту, соответственно, чем больше даешь, тем быстрее разбогатеешь. Вскоре после попадания в секту люди начинают думать, что они богаты, здоровы и счастливы, вне зависимости от того, что происходит в реальности. Однако, спустя время, разница реального и воображаемого становится настолько очевидной, что у адептов не выдерживает психика, в результате чего многие из них предпринимают попытки суицида [65].
Д. С. Сухоруков, характеризуя деятельность христианских сект на территории России, отмечает, что важной особенностью таких учений, затрудняющей дальнейший выход адепта из секты, выступает достаточно высокий уровень сплоченностиих членов. В связи с переживаемым ощущением себя членами избранного круга, познавшего, в отличие от других людей, божественный замысел, адептам учений данного направоенияприсуще «чувство локтя», что на современном этапе, когда люди перестали мыслить категориями рода и утратили в определенной степени семейные ценности, может оцениваться обществом достаточно позитивно. В то же время, адепты секты для новых ее членов начинают восприниматься как «новая семья», что часто приводит к тому, что «старая семья» утрачивает для человека былую роль значение вплоть до полного прекращения общения с ее членами по различным причинам: от излишней занятости делами секты до признания «бывших» родственников недостаточно чистыми духовно - это однозначно негативное влияние таких организаций на социум[49].
2) Свидетели Иеговы («Сторожевая башня») – также одна из наиболее крупных среди действующих на территории России сект, численность которой в нашей стране составляет около 200 тысяч человек. Манипуляция сознанием в данной секте осуществляется, в первую очередь, путем убеждения с дальнейшим установлением полной власти над личностью, что происходит в несколько этапов[44].:
- установление власти, путем информационного обсуждения с незаметным, доброжелательным навязыванием своего мнения;
- формальное регулярное изучение Библии на дому, в ходе которого устанавливается контроль за личным временем адепта;
- подмена Библии специально растиражированными книгами, в которых изменены более 500 из ее стихов, изучая которые, адепт снижает критичность мышления, принимая учение секты;
- подрыв доверия адептов к различным организациям, что осуществляется через представление их как инструментов дьявола и представление их в наихудшем свете, с искажением исторических фактов;
- советы остерегаться противников учения, путем запугивания и формирования у адепта страха попасть под влияние дьявола – именно на данном этапе происходит полное попадание сознания человека под контроль учения;
- посещение встреч, которое делается для адепта обязательным, так как именно на встречах, по убеждению вербовщиков, он может получить настоящие глубинные знания;
- социальная изоляция, проявляющаяся в запрете на празднование «оскорбительных» для Бога традиционных российских праздников – Рождества, Пасхи, дня рождения, что приводит к краху отношений адепта с родственниками и друзьями, охлаждению семейных связей и установлению полного контроля над социальной жизнью адепта.
Такая социальная изоляция выступает ключевым элементом контроля сознания, так как отрезает члена секты от свободного хода мыслей, который при нормальных обстоятельствах свойственный, постоянно общающимся между собой - как друзьям или родственникам. Человек, однажды поставленный в нужную ситуацию, допускает в результате для себя только идеи Сторожевой Башни, а в случае, когда другие мнения исходят от окружающих, они рассматриваются с подозрением, как принадлежащие безбожным «мирским» людям, давно уже не считающимся равными;
- внушение путем повторения на собраниях одних и тех же мыслей, идей и фраз (не менее 50 раз на каждом собрании), что является в своем роде ментальной бомбардировкой мозга;
- принудительное внушение – осуществление путем «принудительных судов», наказывающих адпетов за любое отклонение в поведении, требуемом сектой. С этого момента адепт уже не может задавать вопросы организации или добровольно уйти из нее без того, чтобы не понести какое-либо наказание, выносимое согрешившему.
3) Сайентология – это мощная международная структура с главным центром в США, созданная Р. Хаббардом, которая в России представлена десятками организаций, таких как «Сайентологическая церковь Москвы», «Центр дианетики» и многие другие. Данная секта имеет множество направлений деятельности, среди которых – сайентологический менеджмент на предприятиях, медицина, политика, работа в промышленных группах. Примечательно, что в ряде зарубежных стран данная организация считается криминальной и действует под надзором полиции [43].
Основным постулатом организации выступает обреченность человечества на уничтожение, пережить которое адептам секты поможет выход за пределы ума и тела (раскрытие «совершенного человека»), что позволит жить за пределами физической вселенной. Таким образом, члены данной секты вскоре начинают осознавать себя «сверхлюдьми», а других людей – неполноценными. Среди основных методов контроля сознания в данной организации – это деструктивное воздействие на личность, заключающееся в организации тотального жесткого контроля и подчинения лидеру. У адептов утрачивается критичность мышления,формируется большая уверенность в себе, при этом почти полностью исчезает письменная грамотность. По мнению психиатров, работающих с выходцами из данной секты, им требуется гораздо больше времени для реабилитации, чем членам любых других сект.
4) Кришнаиты – это организация, основанная выходцем из Индии в 1966 г. В Нью-Йорке (США), на сегодняшний день не признаваемая официальной индуистской религией. Верование секты основано на любви к творцу мира – богу Кришне, основная цель при этом – стремиться к супружеской любви с богом, что позволит выйти из колеса Сансары (круга перевоплощений) и войти в «небесные чертоги», став рабами Кришны.
Единение с Богом достигается на служениях путем доведения до экстаза, что проявляется в катании по земле, громких криках, слюноотделении, тяжелом дыхании, бешенном хохоте. С целью абстрагирования адептов от реального мира, члены секты питаются индийской едой и носят индийскую одежду, а также регулярно курят благовония, и 1728 раз в день повторяют мантры. Очевидно, что регулярное впадание в такое состояние отрицательно влияет на психику. Существуют также косвенные данные о развитии у некоторых адептов психических заболеваний [13].
5) Муниты, или «Федерация семей за мир и объединение» организация, существующая под множеством имен, была создана корейцем Сен Мен Муном, который на сегодняшний день проживает в США. В России приверженцами учения являются сотни тысяч человек, организации принадлежат многие предприятия, Основой учения секты является положение о греховности народа Земли, который нуждается в очищении крови, при чем очищение это должно происходить через совокупление с основателем секты Муном, в результате чего будут рождаться дети с богоносной кровью. Однако, позднее был разработан ритуал, через который адепты «усыновлялись» Муном, выпив коктейль, содержащий биологический (семенной) материал основателя секты [17].
В секте используется полный разрыв социальных связей для контроля адептов – они бросают свои семьи и живут группами по 5 – 10 человек. Для них разработан строгий распорядок дня, включающий ранний подъем, молитву и работу, доходы от которой отдаются семье Муна. В секте существует запрет на половые отношения, и только спустя 3 года пребывания адепт получает разрешение на брак, при этом молодые люди не знакомы друг с другом до свадьбы.
Кроме контроля социальных связей, секта активно использует методы изменения сознания, заставляя адептов впадать в транс, считать себя другими людьми, историческими личностями.
6) «Анастасия» - это организация, насчитывающая около 30 экологических поселений по всей территории России, основанная в 1995 году. Основой учения является видение организатора секты (псевдоним – «Мегрэ») о сверхженщине Анастасии, род которой живет отдельно от всего человечества. Учение близко к оккультизму, и, вероятно, черпает постулаты из различных оккультных источников. Адептов призывают продавать квартиры и «селиться на земле», при этом, право поселиться в общине стоит около 30 тысяч долларов. Секта также занимается торговлей, продавая различные амулеты и обереги. Секта использует методы жёсткого тоталитарного контроля, в результате «духовных практик» у адептов появляется немотивированная агрессия, утрата логического мышления, раздвоение сознания.
Альтернативный подход к привлечению и удерживанию адептов в сектах предлагает А. А. Мельникова. Автор отмечает тот факт, что в большинстве теоретических исследований на сегодня участие в секте представляется как результат манипулирования сознанием личности - применения различных психологических методов, гипноза, идеологического влияния, использования разнообразных маркетинговых технологий, предоставления ложной информации. Индивид, таким образом, выступает в качестве «жертвы», которую как бы «затягивают» в «тоталитарную секту». Для такого подхода «манипулирования сознанием» свойственно восприятие субъекта как такого, который пассивно поддается внешнему давлению [8].
На примере изучения и опроса молодежи, являющейся участниками новых религиозных движений в России, автор доказывает точку зрения о том, что в большинстве случаев положения, которыми аргументируют авторы подхода «манипулирования сознанием», не всегда могут подходить для интерпретации причинчленства человека в сектах. Представление о том, что в секту насильно «затаскивают», не соответствует данным, полученным в ходе проведенного автором исследования.
Основное положение, выдвигаемое А. А. Мельниковой, это утверждение о том, что огромное воздействие на выбор человеком религии оказывается родителями, братьями, сестрами или самыми близкими друзьями, уже входящими в конкретную организацию. Таким образом, основной канал первого контакта с определенной религиозной организацией обеспечивается первичной группой.Объявления о лекциях, маркетинговые технологии, специальные акции, которые организуются участниками секты, имеют при этом второстепенное значение. Таким образом, участие человека в религиозном движении обусловлено не столько целенаправленной внешней деятельностьюнепосредственно самих религиозных движений, сколько результатом влияния социального окружения будущего адепта [23].
Одной из важных причин участия человека в тоталитарных сектах с точки зрения рассматриваемого подхода выступает эксклюзивность ее членов, исключенность их из «большого общества». Это подразумевает как удаленность от других источников духовной жизни, так и слабость социальных взаимосвязей с семьей и трудовым коллективом. Человек, который находится в таком положении, стремится примкнуть к любой группе, в результате чего приходит в секту и еще больше отдаляетсятаким образом от других членов общества. Часто это иллюстрируется такими случаями, когда последователи сектантского учения бросают учебу, перестают работать и общаться с близкими людьми [9].
Мнение о том, что ключевой причиной членства индивида всектах выступает исключенностьего из других социальных сетей, не находит однозначного подтверждения, так как большинство опрошенных участников сект в России попали в сектантские организации именно через уже существующие социальные сети. Стадия исключенности, на которую могли бы указать приверженцы подхода «манипулирование сознанием», действительно, присутствует тогда, когда пройден этап первого знакомства и начат процесс включения в группу и усвоения ее основных норм. В данный период самое интенсивное социальное взаимодействие осуществляется внутри организации, а не в тех группах, в которые человек входил раньше. Однако, после закрепления в группе практически все опрошенные восстанавливают прежние социальные связи: больше внимания начинают уделять семье, старым друзьями, знакомым по учебе или работе [14].
Таким образом, представления о маргинальности участников сект, их исключенности из социума, выступают в данном случае не причиной, а только краткосрочным следствием «вливания» индивида в новый коллектив с другим культурным контекстом. Результатом такого вливания совсем не выступает отрыв от общества, наоборот, благодаря новому социальному опыту человек приобретает социальные связи, которые выходят за пределы этой группы и нужные для поиска работы, жилья, репетиторства, поездок в другие города и страны [65].
Второй подход к раскрытию причин участия в сектах условно можно назвать «культурно-стилевой». В данном подходе секты анализируются я как одна из культурных инсценировок, одна из многих возможных презентаций и самоидентификаций личности. В результате стремления человека «показать себя» его «внешняя», презентативная сторона возрождаемых культурных форм становится важнее «внутренней» - теоретической, или доктринальной. Она стала при этом и самой важной, так как позволяет вербовать все новых и новых приверженцев. Таким образом, в контексте культурно-стилевого подхода основное внимание уделяется преимущественно внешней презентации членов организации. Именно внешняя привлекательность и возможности для самопрезентациинаходятся в основе участия индивида в новых религиях [34].
В других же случаях исследователями делается вывод о том, что основным мотивом увлечения новыми религиозными движениями выступает также жажда экзотики, неудовлетворенность человека реальной жизнью, неспособность к поиску в ней своего места и ожидание новых возможностей в новой культуре –то есть, в своем роде эмиграция в экзотику. Экзотика - это также аспект во внешнем проявлении, презентации. Однако в данном случае уже происходит создание пространства для сомнений в отношении объяснительной возможности мотивов участия в тех сектах, в которых механизмы презентации являются недостаточно экзотичными.
Теоретический анализ показал, что «теологические» построения, применяемые сектами для контроля сознания, являются ложными, натянутыми и фальшивыми, и противоречат здравому смыслу. Всему естественному, что происходит в человеческой жизни, секты придают сверхъестественный смысл, в сущности, совсем необязательный, легко упразднимый [54].
Также проблемой функционирования сект в нашей стране выступает то, что все эти организации легализованы, а именно, официально зарегистрированы как религиозные, что соответствует Конституции свобода. Таким образом, закрывать секту возможно только через суд,для чего необходимы доказательства того, что члены «религиозной организации» систематически осуществляют нарушение закона.Учитывая то, что все методы вербовки в сектах осуществляютсяскрыто (только по отношению к собственным членам, которые, как правило, никому не жалуются), для выявления данных преступлений, необходимо использовать методы скрытой работы, что небезопасно и дорогостояще.