ГОУ ВПО РОСЗДРАВА РФ
Новосибирский государственный медицинский университет
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.
КАФЕДРА ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ХИРУРГИИ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ
” ОСТРЫЙ холецисТИТ”
Новосибирск 2010
-1-
«Утверждаю»
Зав.кафедрой факультетской хирурги НГМУ
дмн.,проф. ------------
В.В. Атаманов.
1сентября 2010 г.
Методическое пособие для студентов
К практическому занятию по теме: ”Острый холецистит”
Клиническое значение изучаемой темы: Острый холецистит довольно часто встречается в медицинской практике. В хирургических стационарах его частота достигает 5-12 %по отношению к другим заболеваниям. Знания клиники, диагностики этого заболеваний позволят избежать диагностических ошибок и эффективно помочь больному человеку.
Цель занятия: Научиться клинике, диагностике, классификации и лечению острого холецистита.
Cтудент должен знать (знания на входе):
1- анатомию и физиологию печени и желчевыводящих путей.
Cтудент должен знать (на выходе): 1- этиопатогенез острого холецистита, 2- клинику, диагностику, дифференциальную диагностику,
3- классификацию,
4- принципы лечения,
5- прогноз данного заболевания.
Студент должен уметь: Собирать жалобы, обследовать больного с острым холециститом, назначить обследование, читать и интерпретировать анализы, уметь определить необходимый объем лечебных мероприятий, представить прогноз течения заболевания.
Место проведения занятия: Палаты хирургического отделения, учебная комната, операционная, перевязочная.
Оснащение занятий. Иcтории болезни c анализами и методами обследования, набор слайдов.
Расчёт времени:
1. Вводное слово преподавателя -5 мин.
2. Предварительный опрос студентов -20 мин.
3. Курация больных по теме истории болезни – 15 мин.
4. Курация больных с острым панкреатитом – 20 мин.
5. Клинический разбор больных, историй болезни по теме- 40 мин.
6. Продолжение опроса студентов – 60 мин.
7. Подведение итогов занятия – 5 мин.
Два перерыва по 5 мин. - 10 мин.
.
.
Наглядные пособия: видеофильм операции при остром холецичтите, слайды острый холецистит классификация.
Вопросы для обсуждения:
1- Причины возникновения острого холецистита:
А – анатомические предрасположения,
Б- функциональные предпосылки,
В- патологические состоянии, способствующие развитию острого холецистита.
Патогенез развития острого холецистита,
Клиника острого холецистита,
Классификация острого холецистита,
Диагностика острого холецистита,
6 – Лечение острого холецистита:
А - принципы консервативного лечения,
Б – принципы опреативного лечения,
Г – показания к оперативному лечению,
Прогноз острого холецистита.
Предварительный опрос- из предшествующего курса студенты должны знать:
1.Расположение печени и желчного пузыря в брюшной полости, граничащие с ними органы, проекцию желчного пузыря на переднюю брюшную стенку.
2.Анатомию внепеченочных желчных путей.
3.Физиологию печени.
4.Лабораторную диагностику заболеваний желчных путей.
Понимать:
1.Механизм камнеобразования.
2.Механизм рарушения оттока желчи и возникающие в результате этого проявления.
Уметь:
1. Читать рентгенограммы желчного пузыря, желчных протоков, данные УЗИ и МРТ
2. Проводить обследование больного с патологией внепеченочных желчных путей.
3. Проводить поверхностную и глубокую пальпацию живота.
4. Выполнять перкусию живота.Определять границы печени по Курлову.
Из лекционного материала студент должен знать:
1.Симптомы патологии желчного пузыря
2.Классификацию холециститов
3.Тактику дежурного хирурга при лечении больного с острым холециститом (экстренная операция, отсроченная операция в холодном периоде)
4.Виды операций при остром холецистите
5.Диагностика камней в желчевыводящей системе
6.Дифференциальная диагностика (синдром Курвуазье)
Понимать:
1.Патогенез острого холецистита
2.Механизм и последствия осложнений болезни
3.Последствия нарушения естественного оттока желчи
Уметь:
1.Дифференцировать острый холецистит с печеночной коликой, острым панкреатитом, осложненной язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки
2.Дифференцировать калькулезный холецистит с раком поджелудочной железы
3.Дифференцировать желтухи (механическую,паренхиматозную,гемолитическую)
4.Иртерпретировать данные лабораторных исследований
5.Определить симптомы:Ортнера, Мюсси-Георгиевского, Мерфи, Курвуазье
6.Составить и обосновать план лечения больного
Работа в палате
До начала занятий преподаватель подбирает трех больных с заболеваниями желчевыводящей системы. Студенты, разбитые на группы, проводят курацию, ставят диагноз, определяют тактику лечения.
Дифференциальная диагностика
Под контролем преподавателя в присутствии остальных групп представители групп докладывают своего больного. При этом преподаватель обращает внимание на латинскую терминологию, динамику заболевания, исправляет неправильно выполненные студентами приемы обследования больных. Затем группа переходит в учебную комнату, где проводится дифференциальная диагностика.