Архитектура Новосибирска




 

 

Выполнила:

Пашкина Ксения Сергеевна

ученица 11 а класса

Проверила:

Болячева Татьяна Павловна

учитель истории

 

 

город Новосибирск 2017

содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………...3

1.С чего всё начиналось……………………………………………………………………………………………………….4 1.1Собор Александра Невского……………………………………………………………………………………..…….4

1.2 Часовня во имя святителя и чудотворца Николая…………………………………………………………5

1.3 Здание Дворца труда……………………………………………………………………………………………………..5

1.4 Новосибирский Государственный Академический Театр Оперы и Балета…………….…6-7

Вывод…………………………………………………………………………………………………………………………………….8

Список используемой литературы……………………………………………………………………………………….9

 


 

Введение

Посещая Новосибирск многие смотрят по сторонам, обращая внимание не только на прохожих и их внешний вид, но и на здания, их архитектурный ансамбль. И только после этого составляют своё мнение о том, что представляет из себя город, сравнивая его непосредственно со своим, так как архитектурные стили зданий, заимствовали элементы друг друга.

Некоторые здания несут в себе вековую историю, а другие представляют из себя будущее Новосибирска. Мы же поговорим о знакомых на первый взгляд зданиях, которые зарождались ещё в эпоху освоения Сибири и после неё.

Цель работы: Выяснить, каково же влияние времени на архитектурные постройки, а также познакомить ребят с историей создания тех мест в которых не трудно побывать.

Актуальность работы: Ознакмнелие учеников с архитектурным искусством и историей сбири, для по мощи в написании экзамена.


 

1. С чего всё начиналось

1.1 Собор Александра Невского

На наших глазах вершится история, но мы заглянем в её истоки.

Собор, воздвигнутый в честь оберегателя и защитника земли Русской, святого благоверного князя Александра Невского, находится на главной улице города Новосибирска, — Красном проспекте (ранее Николаевский). Это первый каменный храм города и одно из первых каменных зданий Новосибирска, прежде Новониколаевска 1899.

15 мая 1896 года состоялся молебен, и 29 мая собор был заложен. Каменную кладку из красного кирпича вели итальянские каменщики. 29 декабря 1899 года собор освятили, и он стал самым крупным храмовым сооружением на протяжении всей Транссибирской железной дороги. Он имел три престола – центральный во имя святого Александра Невского два боковых; во имя святителя и чудотворца Николая и святого великомученика Георгия Победоносца.

Архитектура собора была выполнена в византийском стиле. Долгое время назывались разные авторы этого сооружения. Сначала это был архитектор Николай Соловьев, который якобы повторил пропорции храма Милующей Божьей Матери в Галерной гавани Санкт-Петербурга. Затем автором был назван известнейший томский архитектор К.К. Лыгин, положивший в основу вариант «новой церкви для Санкт-Петербурга» архитекторов В.Косякова и Д. Пруссака. К. Лыгин выполнил не просто копию, а талантливо мастерски развил идею прототипа.

В 1938 г. по решению Новосибирского горсовета собор был закрыт, сняты колокола, кресты, разрушена колокольня, собор был перепрофилирован и частично реконструирован.

Собор отличает единая центрическая трактовка главного столпообразного, восьмиугольного в плане, объема храма. План собственно храма имеет форму креста, который в уровне первого яруса окон закрыт приделами.

В архитектуре собора использованы мотивы византийского храмового зодчества. Фасады обильно украшены узорными карнизами из профильного кирпича, зубчатыми поясами, полуколоннами с капителями, рустами, плоскими уступчатыми нишами в форме креста. Большие окна светового барабана визуально облегчают массивный и по-сибирски кряжистый объем храма. Полукруглые завершения оконных проемов повторяют очертания портала главного входа и звонницы.

В интерьерах сохранились узорные кирпичные орнаменты в византийском стиле, рисунчатые полы из керамической плитки, а также фрагменты живописи. Судя по ритму расстановки фигур, всего в барабане было написано 17 фигур.

В начале 1990-х гг. были проведены реставрационные работы. В интерьере собора современный позолоченный иконостас и люстры.

 

 

1.2 Часовня во имя святителя и чудотворца Николая

 

В 1915 году в честь 300-летия дома Романовых на Николаевском (ныне Красном) проспекте была построена часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая. Организатором строительства выступило благотворительное общество «Ясли». Сбор средств производился по подписке. Основа проекта безвозмездно выполнена архитектором А. Д. Крячковым. Она была выстроена в модернизированных стилистических формах новгородско-псковской архитектуры XII-XIVвв. Новый проект выполнил архитектор П. А. Чернобровцев. Из-за смены власти часовню часто переносили, сносили, но в конечном итоге её пере реконструировали. Правда, расположение и ориентация часовни несколько изменились. Раньше часовня была ориентирована по сторонам света. Теперь ориентация — по линии Красного проспекта. Часовня по-прежнему является архитектурной достопримечательностью города.

1.3 Здание Дворца труда

Здание Дворца труда — характерный пример поисков новой типологии и архитектуры в первые годы Советской республики. Дворец труда был запроектирован в 1923 году в стиле романтической «замковой» архитектуры. Проект предусматривал размещение 20 краевых отделов профсоюзов, клубов советских служащих и строителей, кинотеатра «Пролеткино» на 800 человек, зала заседания на 300 человек, библиотеки, гостиницы и столовой. В 1936 году здание надстроили на 2 этажа. Сегодня в здании размещается Новосибирская государственная академия водного транспорта.

Здание Дворца Труда (признано памятником архитектуры регионального значения).

В близких к Дому Ленина архитектурных формах была разрешена сложная плановая и объёмная композиция построенного к 1926 г Дворца Труда в Новосибирске.

Дворец Труда был возведён по проекту инженера «Госстроя» C.А. Шестова. Здание высотой в 3 этажа (4-й этаж — цокольный), символико-романтического направления архитектуры, воспроизводило отчасти в сложной группировке своих объёмов, в силуэте и некоторых деталях средневековые замковые комплексы. Здание имело башенные формы с узкими окнами, со стилизованными иллюзорно-зубчатыми завершениями. Здание возводилось из кирпича с железобетонными перекрытиями.

На постаменте, включённом в композицию высокой внешней лестницы здания, ведущей к главному входу, в ознаменование 10-летия Октября был установлен памятник В.И. Ленину — одна из четырёх отливок известной скульптуры В.И. Ленина работы В.В. Козлова. Скульптура эта была изваяна для памятника В.И. Ленину перед Смольным и была установлена в Ленинграде в честь 10-й годовщины Октября.

Здание было реконструировано и надстроено на 2 этажа в 1936 г. со значительным изменением его внешней архитектуры (архитекторы И.С. Алексеев и Т.Я. Бардт).

1.4 Новосибирский Государственный Академический Театр Оперы и Балета

«Новосибирский государственный академический театр оперы и балета построен как Дом Науки и Культуры (ДНиК) по проекту архитектора Л.З. Гринберга.

Здание реконструировано под театр оперы и балета во 2-й архитектурно-планировочной мастерской Моссовета по проекту архитекторов А.Б. Куровского, B.C. Биркенберга и Б.А. Гордеева по технологическому варианту архитектора Г.М. Данкмана, инженерные расчеты конструкций зданий выполнены инженером Л.М. Гохманом.

Строительство осуществлено под архитектурно-техническим руководством инженера С.А. Полыгалина и архитекторов Б.А. Гордеева, Н.И. Болотина и Б.И. Дмитриева. Монументально-декоративные работы выполнены художниками А.А. Бертиком, А.Н. Фокиным, A.M. Ивановым и И.И. Яниным при участии художников О.А. Шеремитинской, П.Г. Якубовского, П.Ивакина, В.Огородникова и М.Л. Кременского, скульпторами В.Ф. Штейн и К.И. Крюнталем при участии В.А. Ковшова.

Начало строительства - 22 мая 1931 года, открытие театра - 12 мая 1945 года.

Здание театра является памятником архитектуры и охраняется государством».

…Вместе с тем, театр предполагался в проекте и как некий синтез техники и искусства. Были предложены все новейшие электромеханические усовершенствования, известные в то время. Действие могло происходить без антрактов. Это обеспечивалось конвейерной и револьверной зарядкой транспортирующих установок для сценического оборудования.

Театр представлялся весьма сложным сооружением как в архитектурно-строительном отношении, так и с точки зрения задуманной его механизации.Здание было огромным: объём его составлял 220 тыс. м3, высота в высшей точке достигала 40 м.

Одновременно с инженерно-технической и технологической реконструкцией театра начинаются поиски и новой архитектурной выразительности здания (пока внешней). Проект А.3. Гринберга был характерным для архитектуры конструктивизма конца 20-х годов. Несколько механическим было сопоставление чётко выявленных объёмов вестибюльной части, зрительного зала и сценической коробки по продольной оси композиции. В целом всё же господствовал хорошо выделенный объём зрительной части, перекрытый большим куполом. Никаких декоративных элементов, только гладкие плоскости стен, ленточные окна и балконы, большие стёкла в лестничных клетках, лёгкие портики-козырьки над входами, обнажённая и ясная структура конструкции. Но такая архитектура уже не могла быть созвучной с новыми понятиями архитектурной эстетики, нарождающимися с начала 30-х годов. Призыв к эстетическому богатству архитектуры не увязывался с геометризмом и конструктивным структурализмом проекта А.3. Гринберга. Последующее декоративное обогащение архитектуры театра обернулось эклектическим заимствованием или прямым копированием декоративных форм классицистической или античной архитектуры.

 

 

В 1933 году перед комитетом содействия строительству Дома Культуры и Науки в Новосибирске встала проблема стилевого изменения его архитектуры из-за изменения концепций советского зодчества, вернее, «возобладавшей классицистической системы мышления в архитектуре» (К этому времени ДКиН был уже возведен во всех своих строительных объемах.) 13 января 1933 года было созвано совещание при заместителе председателя Крайисполкома по вопросу нового архитектурного «оформления» здания ДКиН. Комитет содействия строительству участвовал в этом совещании с группой новосибирских архитекторов и инженеров, которые подвергли резкой критике архитектуру ДКиН, требуя изменения как его планировочной структуры, так и внешней стилизации архитектуры.

Возвращаясь к «наружному оформлению», Андрей Дмитриевич заключил: «Фасады, несмотря на то, что они в принципе классические, симметричны, до известной степени гармоничны, но... они являются отрицанием скульптуры и, если здесь применять скульптуру, то только при серьезном изменении архитектурных форм». А. Д. Крячков по существу предложил провести конкурс на «внешнее оформление» ДКиН, сказав: «Я думаю, что надо предоставить свободу местным силам и, может быть, внести ряд предложений по поводу внешней обработки и внутренней отделки помещений театра».

5 июня 1933 года был объявлен конкурс на «архитектурное оформление фасада ДКиН» по программе, составленной «на основании идейной установки», данной Т. Я. Бардтом и М. И. Курилко, первоначальных авторов театра, наряду с А. 3. Гринбергом.

В преамбуле условий конкурса провозглашалось, что «идея театра, возникшая на основе социальной революции и социальных сдвигов в народных массах, должна быть заключена в наружные формы, отражающие характерные черты этой эпохи». Требовалось учесть, что это «театр преимущественно историко-героического репертуара...

Конкурс был объявлен «двухстепенным» для углублённой разработки проблемы его новой архитектуры. С профессиональной уверенностью он выявляет единство архитектурных форм и масштаба здания в колоннаде глубокого шестиколонного (двухрядного) портика, увенчанного антаблементом и аттиковым этажом, с барельефами на нем со стороны портика и протяженными ленточными окнами по боковым фасадам вестибюльной части здания. Далее колоннада развивается по боковым фасадам вестибюльной части фасада театра и в виде пилястрового ряда того же размера переходит на подкупольную часть сооружения, что монументализировало архитектуру сооружения, придавало ей композиционную целостность. В концепции архитектурного решения автора явно просматривалась ориентация на антично-римскую архитектуру, на что указывает еще и изображение на переднем плане в эскизном проекте триумфальной колонны антично-римского образца. Основание купола в проекте получает рельефную (в кессонах) обработку, что более органично «связывает» его со всей композицией сооружения. Проект А. Д. Крячкова в целом представлял одно из интересных архитектурных решений по внешней реконструкции театра.

 

 

Вывод

В ходе нахождения материалов, я обнаружила колоссальное влияние политики на архитектурные, дореволюционные построения. Оказывается, что после Октябрьской революции у народа сформировалось новое мировоззрение. Но история доказывает, что как бы сильно не менялись люди, искусство остаётся неизменным. Оно лишь иногда скрывается до лучших времен ожидая своей очереди на реконструкцию. Я предоставила лишь малую часть истории. Истории небольшого количества, обширной коллекции архитектурных памятников.

 

 

Список используемой литературы:

1. Андрей Б. ЖУРНАЛ «О России познавательно» или «Moiaoussa». Ст. «Новосибирск тогда и сейчас» 2015 г.

2. Игоря Поповского газета «Недвижимость и деньги», от. из ст. «Площадь уважения разных взглядов» 2007 г. 

3. Novosibom.ru. «Новониколаевск-начало». Храм во имя св. Александра Невского 2003 г.

4. Novosibom.ru. «Новониколаевск-начало». Часовня Святого Николая Чудотворца

5. Novosibom.ru. «Новониколаевск-начало». Новосибирский Государственный Академический Театр Оперы и Балета.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: