Введение.
Каждый день мы слышим и говорим: творчество, творческий человек, творческий подход и т.д. Но знаем ли мы точно, что такое творчество? Кажется, что все понятно, предельно просто. Но попросите своих друзей или родных дать определение слову «творчество». Скорее всего, мы увидим подобную картину: люди на какое-то время задумаются. Возможно, подумав, реципиент и даст вам ответ и может быть, даже правильный, но все же – подумав. А значит, это уж не такая простая категория – творчество… Ведь мы совершенно точно, не раздумывая можем дать определение многим явлениям из нашей жизни.
Именно из этого интереса к своеобразной сложности простого явления –творчества - выбрана тема. Хочется углубиться в это понятие, расставить в нем все точки над «i».
В своей работе мы попробуем разобраться с тем, что же все-таки такое «творчество», из чего оно получается. Посмотрим на изнанку этого явления.
Актуальна ли выбранная тема? Если творчество актуально всегда, то почему его теория не будет актуальной. Думается, что эта тема будет интересна как людям, занимающимся творчеством, так и тем, кто его лицезреет.
Работ по теории творчества достаточно много, естественно изучить все для написания реферата невозможно, мы будем опираться на некоторые из них: Энгельймейер П.К «Теория творчества», Райнов Т.И. «Теория творчества», а также интернет источники.
Чтобы определить структуру работы, поставим цель: описать теорию творчества в общих чертах (большее нам не позволяет сделать формат реферата).
Для достижения цели ставим перед собой и конкретные задачи:
· Дать определение понятию «творчество»
· Разобрать структуру явления
· Посмотреть механизмы творчества.
|
В первой главе мы охарактеризуем творчество как особое явление жизни, классифицируем его по нескольким подходам. Во второй выявим, на какие фазы можно разделить творческий процесс, а так же рассмотрим некоторые его механизмы.
Глава 1
Понятие творчества и новизны.
Начнем с определения. Что же все-таки такое – творчество. Например, энциклопедический словарь дает нам такое понятие:
Творчество - вид деятельности, порождающий нечто качественно
новое, никогда ранее не существовавшее. [1]
Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален.
Творчество - процесс создания нового. Творческая деятельность, как правило, многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека - результат творчества. Это антропогенная среда. Классообразующим признаком творческого характера деятельности является созидание нового.
Существует две формы получения творческого результата (решения):
- изобретение;
- рационализация.
Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства или обороны страны.[2]
Как правило, результат изобретения должен давать положительный эффект.
К творческой может быть отнесена лишь такая деятельность, результатом которой может быть создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью. Не всегда результат творческой деятельности совпадает с результатом его практической применимости и значимости.
|
Если мы заговорили о «новом», то возможно так же рассмотреть результат творчества с разных сторон. Различают:
- принципиально новое (качественно);
- новое во времени.
Принципиально новое - это результат творческой деятельности, который создается или возникает впервые. Такое новое не имеет аналогов с предыдущим опытом.
Новое во времени - это результат творческой деятельности, созданию или возникновению которого предшествовало существование аналогичного предмета. Особенность - наличие такого качества у предмета, в силу которого этот предмет представляет еще один, очередной экземпляр исходного. Например, усовершенствование какого-либо технического средства или дополнение автором уже изданной книги, будет новым именно во времени.
Само понятие новизны тоже не является однозначным. Новое творческое явление может быть новым на разных уровнях. Новизна связывает субъективные и объективные моменты, выражающее в конечном счете отношение человека (общества) к результату (продукту деятельности).
По отношению к "творцу", новизна классифицируется:
1. Индивидуальная новизна. Результат деятельности "творца" дляобщества не является новым. Такое новое является субъективным, индивидуальным, психологически новым.
2. Локально-новая (групповая) новизна. Результат творческой деятельности является новым для группы или коллектива людей.
3. Регионально-новое. Новизна распространяется или ограничивается рамками отдельной страны, государства или определенного региона.
4. Объективно-новая (всемирная) новизна. Новизна определена для всего сообщества, человечества, всего мира.
Глава 2.