Тест №1:
1. Укажите название науки, которая изучает общественные структуры, институты, их функционирование и взаимодействие?
· педагогика.
· политология.
· социология.
· генеалогия.
2. Согласно выводам, какого ученого, общество состоит из конфликтных друг к другу элементов, что приводит к борьбе классов, которая в свою очередь является двигателем исторического процесса?
· М. Вебер.
· О. Конт.
· К. Маркс.
· А. Смит.
3. В зависимости от численности группы делятся на...
· значительные и незначительные.
· большие и малые.
· расширенные и суженные.
· общие и ограниченные.
4. Конфессиональные общности - это...
· группы людей, которые образуются на основе политико-социальных убеждений.
· группы людей, которые образуются на основе вероисповедания.
· группы людей, которые образуются на основе общего диагноза.
· группы людей, которые образуются на основе совместного проведения свободного времени.
5. Маргинализация - это...
· изменение общественной формы всех основных социальных институтов.
· потеря личностью принадлежности к определенной социальной группе, норм и ценностей соответствующей субкультуры без вхождения в другую.
· углубление социальной поляризации общества.
· Ослабление имеющихся в обществе стратификационных ограничений.
6. Стратификация - черта... общества.
· любого.
· неразвитого.
· развитого.
· только индустриального.
7. Что такое дифференциация?
· выделение основных групп и элементов одной системы, и их характеристика
· процесс перехода от государственного к частному.
· процедура легализации социальных норм и традиций.
· выделение основных этапов развития общества.
|
8. Из какой науки был заимствован термин «стратификация»?
· политология.
· этнология.
· история.
· геология.
9. Какое из утверждений правильное?
А. Спецификой социальной стратификации является то, что она отражает принцип неравенства в обществе.
Б. Социальная стратификация – это совокупность расположенных исключительно в горизонтальном порядке социальных слоев общества.
· Только А правильно.
· Только Б правильно.
· Оба варианта правильны.
· Оба варианта ошибочны.
10. Как назывался общественный класс, который, согласно Марксу, был в конфликте к буржуазии?
· дворянство.
· интеллигенция.
· пролетариат.
· мещане.
11. Как называлась категория крестьян в Руси, которые имели личную свободу?
· рядовичи.
· закупы.
· смерды.
· холопы.
12. Какой ученый ввел стратификацию в зависимости от принадлежности к власти, возможности влиять на политические решения?
· О.Конт.
· В.Ленин.
· К.Маркс.
· М.Вебер.
13. В 1887 году министр просвещения Российской империи И. Делянов принял закон «о кухаркиных детях», запрещающим крестьянам и другим беднякам поступать в гимназии и тем более университеты. После этого образование перестало быть для крестьян:
· элементом социальной дифференциации.
· предметом споров и противоречий.
· социальным лифтом.
· все вышеперечисленное.
14. Какая из этих социальных страт в истории была полностью закрытой?
· боярство на Руси.
· дворянство в Российской империи.
· бароны в Англии.
· касты в Индии.
15. Владельцы заводов, которые в годы восстания Пугачева, смогли оказать ему сопротивление, получали позже от Екатерины дворянские звания. Это пример:
|
· социальной нестабильности.
· социальной мобильности.
· географической мобильности.
· географического детерминизма.
16. После того, как Российская империя присоединяет Крым и Северное Причёрноморье, многие дворяне и их крепостные подпали под:
· географическую мобильность.
· социальную мобильность.
· маргинализацию.
· отмену крепостного права.
17. Какая социальная группа оказалась в числе маргиналов в конце 1920-х годов?
· партийная элита, которая организовывала индустриализацию.
· дворянство, которое было лишено своего статута.
· крестьянство, часть которого вынуждена была ехать на заводы и становится рабочим классом.
· все вышеперечисленные.
18. Укажите наиболее популярную тенденцию в развитии общества в постиндустриальных развитых странах?
· рост количества рабочих.
· популяризация идеи закрытых социальных групп.
· увеличение количества среднего класса.
· усиление социальной дифференциации.
19. Какая первая стадия формирования нового общественного института?
· создание материальной базы института.
· возникновение соответствующей системы статусов и ролей.
· создание особой системы знаков, символов.
· возникновение насущной потребности, осознание ее обществом.
20. К какому общественному институту относится образование?
· политические институты.
· экономические институты.
· социально-культурные институты.
· институт семьи.
21. Как называются составные части общего устройства общества, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность системы в целом?
· социальная стратификация.
· социальная дифференциация.
· социальная инфраструктура.
· социальный институт.
22. По какому критерию общества делят на простые и сложные?
· наличие письменности;
· численность уровней управления;
· способ производства;
· наличие системы ценностей и норм