Здоровьесберегающие технологии




 

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

Сократ

В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

-предупреждение утомления,

-укрепление глазных мышц

- снятие напряжения.

- общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.

Время: Выполняются 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Прием проведения – наглядный показ действий педагога.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

Картотека гимнастики для глаз

Комплекс 1.

Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшение кровообращения (и.п. – сидя).

1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (пять – шесть раз).

2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (три – четыре раза).

3. Вращать глазами по кругу по 2 – 3 сек. (три – четыре раза).

4. Быстро моргать (1 мин.).

5. Смотреть вдаль, сидя перед окном (3 – 4 мин.).

Комплекс 2.

Способствует снятию утомления, улучшения кровообращения, расслаблению мышц глаза (и.п. – стоя).

1. Смотреть прямо перед собой (2-3 сек.), поставив указательный палец на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек., опустить руку (четыре – пять раз).

2. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (три – четыре раза).

3. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолёт и проследить за ним взглядом, назвать транспорт, проезжающей мимо или стоящий на обочине дороги.

Комплекс 3.

Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и.п. – сидя).

1. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноимённого глаза (1-2 сек.); отвести пальцы (три – пять раз).

2. Смотреть на концы пальцев вытянутой вперёд руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (три раза).

3. Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; тоже самое и в обратную сторону (четыре – пять раз).

Комплекс 4.

Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п.- стоя).

1. Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три – четыре раза).

2. Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелке (два – три раза).

3. Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два – три раза).

 

 

Комплекс 5.

Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

1. И.п. – сидя на полу. Ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (два раза).

2. И.п. – стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать подающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (повторить три – четыре раза).

3. И.п. – стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки больше» (широко открыть глаза).

Комплекс 6.

1. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.

2. И.п. – стоя, мяч на вытянутых перед собой руках. Двигать руками влево и вправо, следить глазами за мячом (пять – шесть раз)

3. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом (четыре – пять раз).

4. И.п. – стоя, мяч на вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и.п., следить за мячом (четыре – пять раз).

Комплекс 7.

1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Комплекс 8.

1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

Комплекс 9.

1. -Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

2. -Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

3. -Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.

4. -Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

5. -Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

Комплекс10

Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).

1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою … (2—3 сек)». Повторить 4 раза.

2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно следите глазами: … подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.

3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.

4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза

Комплекс 11.

"Дождик"

Дождик, дождик, пуще лей.

Смотрят вверх.

Капай, капель не жалей.

Смотрят вниз.

Только нас не замочи.

Делают круговые движения глазами.

Зря в окошко не стучи

Комплекс 12.

"Ветер"

Ветер дует нам в лицо.

Часто моргают веками.

Закачалось деревцо.

Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише...

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше.

Встают и глаза поднимают вверх.

Комплекс 13.

"Рисование носом"

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

Комплекс 14.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнем.

Комплекс 15.

"Снежинки"

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Комплекс 16.

Лучик солнца

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

Отводят взгляд вправо.

Комплекс 17.

Бег по дорожкам.

Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу по часовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка». Каждое движение выполняется 4-6 раз.

 

Артикуляционная гимнастика

  Вот гри­бок на тон­кой нож­ке - Ты кла­ди его в лу­кош­ко! Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.  
  У щен­ка - ма­лют­ки Уже боль­шие зуб­ки. Как по­ка­жет их Тре­зор­ка, Сразу в дом бе­жит Егор­ка. Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук «и». Удерживать в таком положении губы на счет от 1 до 5.    
  Широко ра­зи­нув рот, Зевает тол­с­тый бе­ге­мот. А ве­се­лая мар­тыш­ка, Губы сжав, Читает книж­ку. Рот ши­ро­ко рас­к­рыть. Вдох че­рез рот: ими­та­ция зе­во­ты.За­тем плот­но сжать гу­бы. Чередовать упражнения.      
  Собираем мы без спеш­ки, Словно бе­лоч­ка, ореш­ки. Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков. Упражнение выполнять медленно, четко 8-10 раз.      
  Не нуж­ны сей­час улыб­ки - Делай ро­тик, как у рыб­ки.     Губы сжа­ты, ще­ки втя­ну­ты. Упражнение выполнять медленно, четко 8-10 раз.    
  Петя встал се­год­ня ра­но И сту­чит по ба­ра­ба­ну. Улыбнуться, от­к­рыть рот, пос­ту­чать кон­чи­ком язы­ка за вер­х­ни­ми зу­ба­ми, при этом чет­ко про­из­но­сить звук «д-д-д-д…» - сна­ча­ла мед­лен­но, за­тем темп уве­ли­чить. Упражнение выполнять в течение 10- 15 сек.    
  Тик-так, тик-так - Ходят ча­си­ки - Вот так! Рот ши­ро­ко рас­к­рыть. Язык мед­лен­но го­ри­зон­таль­но пе­ред­ви­гать из сто­ро­ны в сто­ро­ну, тя­нуть язык к угол­кам рта. Поочередно менять положение языка 4-6 раз.    
  Мы с мо­ей под­руж­кой Свет­кой Жуем мят­ные кон­фет­ки. Улыбнуться, при­от­к­рыть рот, «по­же­вать» пе­ред­ни­ми зу­ба­ми кон­чик язы­ка. Язык ши­ро­кий. Упражнение выполнять медленно, четко 8-10 раз.    
  Обезьянка, бе­ге­мо­тик - Все во­дой по­ло­щут ро­тик. Рот зак­рыть, гу­бы плот­но сжать, ще­ки на­дуть. Ими­ти­ро­вать по­лос­ка­ние рта во­дой. Выполнять упражнение в течение 10- 15 сек.      
  На ниж­ней губ­ке язы­чок Расстелим, как по­ло­ви­чок. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 5 до 10.    
  Как вол­шеб­ник, наш Ни­кол­ка - Лопатку прев­ра­тил в игол­ку. Улыбнуться, вы­ло­жить ши­ро­кий язык на ниж­нюю гу­бу, за­тем сде­лать язык уз­ким, а кон­чик язы­ка - ос­т­рым. Чередовать движения 6-8 раз.    
  Поиграть те­бе охо­та? Загоняем мяч в во­ро­та. Вытянуть гу­бы тру­боч­кой и дли­тель­но по­дуть на ват­ный ша­рик, ко­то­рый ле­жит на сто­ле. Во­ро­та­ми мо­гут слу­жить два ку­би­ка или ко­ро­боч­ка. Выполнять упражнение 6-8 раз.  
  Потолок пок­ра­сил гно­мик, Приглашает нас в свой до­мик. Улыбнуться, от­к­рыть рот, «пог­ла­дить» кон­чи­ком язы­ка твер­дое не­бо, со­вер­шая дви­же­ния впе­ред и на­зад. Проделать 10 раз, меняя направления.      
  Быстро по ре­ке плы­вет И гу­дит наш па­ро­ход - «ыы­ыы»! Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ыыыыыы» - имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.      
  Лопаткой ям­ку я ко­паю, Цветы игол­кой вы­ши­ваю. Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6-8 раз.    
  Ветер дул на оду­ван­чик - Разлетелся са­ра­фан­чик. Вытянуть гу­бы впе­ред тру­боч­кой и дли­тель­но дуть на ват­ный ша­рик, за­фик­си­ро­ван­ный на ни­точ­ке. Выполнять упражнение 4-6 раз.    
  Мурка спин­ку вы­ги­ба­ет, Глазки щу­рит и зе­ва­ет. Улыбнуться, при­от­к­рыть рот. При­жать кон­чик язы­ка к ниж­ним зу­бам, выг­нув при этом спин­ку язы­ка. Выполнять упражнение 4-6 раз.  
  Кашку ман­ную мы ели И до­бав­ки за­хо­те­ли. Хобот вы­тя­нул сло­не­нок, Плачет ве­ли­кан - ре­бе­нок. Растянуть гу­бы в улыб­ке. Про­из­но­сить: «ням-ням-ням…» Затем вы­тя­нуть гу­бы впе­ред, дли­тель­но про­из­нес­ти «уу­у­у­у­уу…». Чередовать движения 4-6 раз.  
  Тарелку вы­ли­зал щеночек, Колбаски про­сит он кусочек. Вылизывать ши­ро­ким язы­ком блюд­це, на­ма­зан­ное ва­рень­ем. Выполнять уп­раж­не­ние в те­че­ние 10- 15 сек.    

 

 

Пальчиковая гимнастика

  УТОЧКА На волнах качаясь, Уточка плывет. | То нырнет, то вынырнет – Лапками гребет.   Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.  
УПР. 1 ЛИСА     Лиса по лесочку петляла, Хвостом следы заметала.   Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх – вниз, затем вправо – влево.     УПР. 2 ЗА ГРИБАМИ     Мы положим в кузовок Самый маленький грибок: Подосиновик, волнушку И забавную свинушку Белый, рыжик, сыроежку, Подберезовик, конечно, А красавец мухомор Пусть украсит косогор! Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца.  
УПР. 1 - Ножки Вот бегут босые ножки Прямо к речке по дорожке   Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.     УПР. 2 - Барабанщики Твои пальчики‑барабанщики Там‑там‑там Тук‑тук‑тук Раздаётся звонкий звук Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.
  УПР. 1 - УЛИТКА Выставив крутые рожки, Ползет улитка по дорожке. Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».   УПР. 2 - Солнышко   Солнышко в глазки Светит ребяткам Мы поиграем С солнышком в прятки   Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.  
  УПР. 1 - СТУЛ Без молотка, И без гвоздей, Стул смастерим мы Для гостей!   Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно на счет «раз»‑«два».  
  УПР. 1 - ДОМ Мы построим новый дом Дружно в доме заживём В нашем домике‑окошко Загляни туда Антошка. Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу.    
  ПАЛЬЧИКИ   Сел на диванчик Маленький мальчик. Сел рядом с ним Безымянный пальчик. Средний сел и указательный, А большой следит внимательно. – Пальчик‑мальчик, Где ты был? – С этим братцем – В лес ходил. С этим братцем – Щи варил. С этим братцем – Кашу ел. С этим братцем – Песни пел! (Народная песенка)   Поочередно сгибать и разгибать цы, начиная с мизинца. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
УПР. 1 - БАБОЧКА Бабочка‑капустница Над цветком летала, Весело порхала – Пыльцу собирала.   Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.   УПР. 2 - ПТЕНЧИКИ   Приносила пташка Птенчикам букашек. Птенчики ждали – Рты разевали, Громко кричали. Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.  
  УПР. 1 - ПТИЧКА На ладонь посадим птичку, Кормим милую синичку. Птичка зернышки клюет, Деткам песенку поет: «Тень, тень, потетень, Я летаю целый день».     Ждёт синичку пять птенцов – Голосистых молодцов. Детки в гнездышке сидят И, конечно, есть хотят.   Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть к ладошке, имитируя движение, как птичка клюет зернышки. УПР. 2 - Лодочка Мила в лодочке плывет, Песни весело поет.   Ладонь руки – вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно совершать качающие движения руки влево‑вправо.  
  УПР. 1 - СЧИТАЛОЧКА Гусь гнездо свое чинил, Гусь считалку сочинил, И гогочет, и гогочет: Заучить считалку хочет! (Г. Лагздынь)   Большой и указательный пальцы соединить в «клюв», а остальные – в кулачок.   УПР. 2 - ГУСЬ Ты сердитый белый гусь, Но тебя я не боюсь!   Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом».  
  УПР. 1 - ЕЖИК Шел по лесу Хмурый ежик. Не жалел Коротких ножек. Нес детишкам Он грибочки. Растерял их Возле кочки.   Пальцы правой и левой руки как будто шагают по парте. Затем пальцами обеих рук «собирать» потерянные грибочки. УПР. 2 - Солнечные зайчики Задрожали пальчики, Как солнечные зайчики. Пляшут, пляшут зайчики, И трепещут пальчики.     Поднять обе руки ладонями к себе, пальцы расставить широко. Энергично пошевелить пальцами.    
  УПР. 1 - РЫБКИ Рыбки пляшут в синем море – Хорошо им на просторе.   Вытянуть ладошки и качать запястьями влево и вправо. Текст повторить несколько раз.     УПР. 2 - РУБИМ ДРОВА Чтобы печку истопить, Надо дров нам нарубить. Рубим, рубим мы дровишки – Пусть тепло будет детишкам. Имитировать движения рук дровосека, пальцы «сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее.  
  УПР. 1 - КОЗЛЯТКИ   Веселятся на площадке Тонконогие козлятки. На травке кувыркаются, Прыгают, бодаются. Мама‑козочка строга, Оттаскала б за рога, Но нет пока что рожек У деток – тонконожек.   Указательный и большой пальцы левой и правой руки энергично перемещаются по поверхности стола, затем кулачки упираются друг в друга («бодаются»). Со слов: «Мама‑козочка строга...» – поднимать два растопыренных пальца левой руки вверх, а правой рукой сжимать «рожки». УПР. 2 - МЫШКА Дети пили молоко, Ели с медом пышку И не знали, что под стол Забралась к ним мышка. Нет в стакане молока, На тарелке – пышки, Ну а крошки на столе Доедает мышка.     Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить щепоткой. Ритмично наклонять кисть руки вниз, имитировать сбор крошек с поверхности стола.
  ЛЯГУШКИ Две зеленые лягушки Скачут к пруду по опушке.   Сжать руки в кулачки и положить их на стол пальцами вниз. Резко выпрямить пальцы, – рука как бы подпрыгивает над столом, и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол. Повторить несколько раз.  
  ТАНЮША У нашей Танюшки Живые игрушки: Котенок – миленок, Щенок – лопоушка, И мышка смешная По кличке Норушка.   Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого.   Гладит Танюшка Щенка‑лопоушку, Щекочет миленка За ушком. А мышка‑норушка, Грустит за подушкой.     Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев.   Не видит хозяйка, Что мышка Норушка Давно уж доела ватрушку. И ждет, когда крошки от пышки Достанутся маленькой мышке.   Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить щепоткой. Ритмично наклонять кисть руки вниз, имитировать сбор крошек с поверхности стола.    

 

Зарядка

 

Комплекс № 1

«Потанцуем!»

 

1. «ВСТРЕТИЛИСЬ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнение: 1 — руки развести в стороны, улыбнуться, сказать: «Ах!». 2 — опустить руки. Повторить: 4 раза.

 

2. «ПОВОРОТЫ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнение: 1 — поворот вправо, развести руки в стороны, сказать: «Ох!». 2 — вернуться в и. п. То же в левую сторону.

Повторить: по 3 раза.

 

3. «ПРИТОПЫ»

И. п.: стоя, ступни параллельно, руки на поясе

Выполнение: 1 – поднять ногу, согнутую в колене, притопнуть ногой, сказать «Топ!»; 2 - вернуться в и. п. То же другой ногой.

Повторить: по 3 раза каждой ногой

 

4. «ПРУЖИНКИ

И. п.: стоя, ноги параллельно, руки опущены. Выполнение: 8-10 полуприседаний, разводя колени в сто

согнутые в локтях: кисти рук изображают

фонарики

Комплекс № 2

 

1. «ХЛОПКИ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнение: 1 — руки в стороны. 2 - поднять руки над головой, хлопнуть два раза. 3 — вернуться Повторить: 4 раза.

 

2. «НАКЛОНЫ»

Выполнение: 1 — наклон вперед, хлопнуть перед ногами. 2 – хлопнуть ладонями по полу как можно дальше. 3 — хлопнуть ладонями перед ногами. 4 — вернуться

Повторить: 4 раза.

 

3. «ПРУЖИНКА И ПРИСЕДАНИЕ»

И. п.: стоя, ноги в основной стойке — пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.

Выполнение: 1-2 — пружинки. 3 — приседание. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

 

4. «НЕВАЛЯШКА»

И. п.: лежа на спине, руки на затылке.

Выполнение: 1-2 — локти выставить вперед (руки на затылке), поворот на бок. 3 — поворот на спину. 4-5 — локти выставить вперед (руки на затылке), поворот на другой бок. 6 - вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

 

5. «ПОДПРЫГИВАНИЕ С ПОВОРОТОМ»

И. п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе.

Выполнение: 8 подпрыгиваний с поворотом вокруг себя; прыгать легко, высоко. Ходьба на месте. Повторить: 3 раза.

 

Комплекс № 3 (с кубиками)

 

1. «КУБИК О КУБИК»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, кубики за спиной. Выполнение: 1 — кубики вперед. 2 — стукнуть кубиком о кубик, сказать: «Тук». 3 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

 

2. «НАКЛОН»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с кубиками перед грудью.

Выполнение: 1 - наклон вперед, кубики в стороны. 2

вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

 

4. «БРЕВНЫШКО»

И. п.: лежа на животе, руки с кубиками выпрямлены за головой.

Выполнение: 1-2 — поворот на бок, на живот (без помощи рук и ног). 3-4 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

 

3. «ГОРКА»

И. п.: лежа на спине, руки вдоль тела, держать кубики в руках, ноги выпрямлены.

Выполнение: 1 — согнуть ноги в коленях — «горка». 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

 

5. «ПОДСКОКИ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, кубики на

полу.

Выполнение: 8-10 подскоков около кубиков, чередуя прыжки с ходьбой.

Повторить: 3 раза.

Комплекс № 4 (с обручем)

 

1. «ОБРУЧ ВВЕРХ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с обручем опущены.

Выполнение: 1 — обруч вперед. 2 — обруч вверх, посмотреть в обруч. 3 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

 

2. «ПОВОРОТ»

Выполнение: 1 — обруч вперед. 2 — поворот в сторону, обруч перед собой. 3 — вернуться в и. п. То же в другую сторону.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

 

3. «ПРИСЕДАНИЕ»

И. п.: ноги параллельно, обруч в вытянутых руках перед грудью.

Выполнение: 1 - присесть, обруч поставить на пол, сказать: «Вниз». 2 - вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

 

4. «ШОФЕРЫ»

И. п.: ноги параллельно, обруч в руках внизу. Выполнение: 1 — поднять руки вперед, обруч перед собой «держим руль». 2 — вернуться в и. п Повторить: 4 раза.

 

Комплекс № 5 (с мячом среднего диаметра — 15 см)

 

1. «МЯЧ ВВЕРХ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, мяч держать двумя руками внизу.

Выполнение: 1 - руки с мячом вверх, прогнуться, посмотреть на мяч. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

 

2. «НАКЛОНЫС МЯЧОМ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с мячом опущены.

Выполнение: 1 — поднять мяч вверх. 2 — наклон в правую сторону, руки прямые, мяч в руках над головой. 3 - вернуться в и. п. То же в другую сторону.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

 

3. «ПОВОРОТ С МЯЧОМ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, прямые руки с мячом впереди

Выполнение: 1 - поворот в правую сторону, ноги не двигаются, руки с мячом не опускать. 2 - вернуться в и. п.; 3 — поворот в левую сторону, ноги не двигаются, руки с мячом не опускать. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

 

4. «ПРИСЕДАНИЕ»

И. п.: ноги параллельно, мяч держим двумя руками внизу.

Выполнение: 1 — присесть; мяч в прямых руках перед собой; спину держать прямо; смотреть вперед. 2 — вернуться в и.п.

Повторить: 5 раз.

 

5. «ПЕРЕЛОЖИ МЯЧ»

И. п.: ноги параллельно, обе руки опущены вниз, в правой – мяч.

Выполнение: 1 — поднять обе руки вперед, переложить мяч в левую руку; 2 - вернуться в и. п. (мяч в левой руке). 3 - поднять обе руки

вперед, переложить мяч в правую руку. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

 

 

Комплекс № 6 (с ленточками),

 

1. «ВОЛНЫ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с ленточками опущены вниз.

Выполнение: 1 - руки с ленточками вперед. 2-3 — движение одновременно обеими руками вверх-вниз. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза

 

2. «НАКЛОН»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с ленточками опущены вниз.

Выполнение: 1 — наклон вперед; обе прямые руки с ленточками отвести назад; голову не наклонять; смотреть прямо; колени не сгибать. 2 - вернуться в и. п

Повторить: 4 раза.

 

3. «ПАУЧКИ-КРЕСТОНОСЦЫ»

И. п.: лежа на спине, руки с ленточками вдоль тела, ноги выпрямлены.

Выполнение: 1 — одновременно поднять руки и ноги, стараясь делать скрестные махи. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 3 раза.

 

4. «ПРИСЕДАНИЯ»

И. п.: основная стоика, руки с ленточками опущены вниз.

Выполнение: 1 — присесть на носках, колени в стороны; руки с ленточками перед собой. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

 

5. «ВПЕРЕД-НАЗАД»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с ленточками внизу.

Выполнение: 1-3 - махи руками: одна рука вперед, другая назад, 4 - вернуться в и. п.

Повторить: 3 раза.

 

Игры на развитие двигательных способностей.

 

МУРАВЬИ

 

Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

 

Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

 

 

МОКРЫЕ КОТЯТА

 

Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.

 

Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок»,с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

 

 

СНЕГОВИК

 

Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног, корпуса.

 

Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях, руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

 

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

 

Цель. Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.

 

Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела (правая рука, левая рука, левая нога, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.

 

КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ

 

Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

 

Ход игры. Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук – лентяй изрядный

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон, будто делом занят он.

На заре и на закате всё не слезть ему с кровати.

(В. Викторов)

Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер и стараются как можно больше расслабиться.

 

ГИПНОТИЗЕР

 

Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

 

Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит «сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения руками, он говорит: «Спите, спите, спите…Ваши голова, руки и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.

Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.

 

САМОЛЕТЫИ БАБОЧКИ

 

Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: