К приему детей, оставшихся без попечения родителей//Козырева И.А. Семейные формы устройства детей-сирот




Подготовка профессиональных замещающих семей

 

 

Успешность семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, складывается из нескольких составляющих, но основой является правильная подготовка замещающих семей к приему детей на воспитание. Для воспитания приемного ребенка требуются личностно зрелые, душевно здоровые родители, которые могут удовлетворить потребности ребенка в любви, признании, стабильности и защищенности, создать условия для личностного развития. В связи с этим для достижения положительных результатов адаптации детей в семьях и возможности дальнейшей социализации несовершеннолетних, актуальным становится вопрос качественной подготовки профессиональных замещающих родителей. Подготовкой будущих родителей занимаются различные специалисты: специалисты по социальной работе, социальные педагоги, психологи.

Прежде чем начнется подготовка замещающих семей к приему ребенка, с кандидатами проводится индивидуальное интервью, по которому складывается портрет кандидата в родители. Обязательно выясняются и проверяются следующие критерии: возраст, семейное положение, жилищные условия, профессия и род занятий, информация о членах семьи, информация об образе жизни, выясняются пожелания по полу и возрасту ребенка, отношение членов семьи к принятию ребенка, выясняется предпочтительный вид воспитания (патронатный воспитатель, приемный родитель, воспитатель семейной воспитательной группы), каковы будут отношения к кровным родственникам ребенка.

Одновременно необходимо выяснить такие вопросы как истинная мотивация кандидата и его ожидания, серьезность намерений и степень его готовности к приему ребенка в семью, характер и личностные особенности потенциального родителя (гибкость, терпение, готовность к сотрудничеству с органами опеки) и пр.


Один из наиболее сложных моментов в работе с семьей – выявление сознательных и бессознательных мотивов принятия ребенка на воспитание. Получить ответ на вопрос, какие мотивы движут потенциальными родителями, важно при первой встрече. Эта задача является одной из основных для работников органов опеки, специализированных учреждений для несовершеннолетних, так как правильное определений мотивации имеет огромное значение для будущего семьи. Желание иметь детей представляется столь естественным, но когда заявители при помощи специалиста углубляются в этот вопрос, может выясниться, что за ним стоит очень многое, и ответы на него самостоятельно трудно осознать и сформулировать. Так, например, за высказыванием «Хочу, чтобы в семье был ребенок (дети)», скрывается мотив – не отличаться от тех, кто имеет ребенка, поднять собственную самооценку. Зачастую у приемных родителей не какой-то один мотив, а сочетание нескольких: удовлетворение каких-то собственных потребностей, сострадание, жалость и желание помочь детям, оставшимся без попечения родителей. Но такой мотив, как любовь к детям, может возникнуть не сразу и не всегда, возникает привязанность, ответственность за судьбу ребенка. Немало важным моментом является желание каждого из супругов принять детей на воспитание. Для того чтобы, заявители сами уяснили для себя мотивы своего поступка, уместно не только обсудить со специалистом намерения своего поступка, но и подробно узнать следующее:

· как семья пришла к решению принять ребенка (детей) на воспитание;

· сколько времени понадобилось, чтобы прийти к такому решению;

· кто или что влияло на решение в ходе обдумывания;

· как отнеслись члены семьи к такой идее и каково их мнение сейчас;

· кто из родственников не поддерживает эту идею;

· чем обоснован выбор формы семейного устройства.

Особенно важно понять мотивы и установки у заявителей как очень молодого, так и пожилого возрастов. Чем больше получено информации о семье, тем легче делать вывод об ее особенностях, составить психологический портрет, выявить воспитательный потенциал – дать прогноз на психологическую совместимость с ребенком.
Исходя из того, на каком этапе готовности находится семья, важную роль играет психокоррекционная работа. Кратко стоит отметить некоторые, часто встречающие семейные проблемы, требующие коррекции. Зачастую кандидаты не представляют, какие трудности их ожидают. Уже с первых встреч появляется необходимость коррекции нереальных ожиданий.

Возрастнаяпсихокоррекция, т.е. возраст кандидатов предполагает и определенный возраст ребенка, тогда успешнее и эффективнее пойдет процесс адаптации и воспитания.

Диагностические мероприятия также направлены на решение профессиональных задач: получение «психологического портрета» семьи; выявление качеств кандидата, существенных для «воспитательного потенциала»; получение прогноза стиля взаимоотношений с ребенком, создания прочных родительско-детских отношений; исключение отказа профессиональных замещающих родителей от взятых на воспитание детей.

Диагностика на этом этапе работы носит экспертный характер, что ведет к актуализации психологических защит и, как следствие, испытуемые выдают желаемый результат, который не обязательно отражает ту реальность, в которой они живут. Работа будет эффективнее, если совмещать проективные методики с опросниками.

Следующая проблема, с которой приходится постоянно сталкиваться специалистам на консультации – недостаточность знаний кандидатами особенностей ребенка из сиротского учреждения. Большинство будущих родителей представляют «милых, с бантиками (галстучками) детей», обязательно вежливых, умеющих говорить «здравствуйте» и «спасибо». Кандидаты, конечно, понимают, каковы причины сиротства, но не предполагают, как отражается на развитии ребенка отсутствие родителей. Поэтому, специалисты центров усыновления должны сказать о том, что большинство детей, которые испытали отлучение от матери до двухлетнего возраста, в более старшем возрасте переходят в разряд «трудных», но с этим можно справиться, если знать, что может быть.

Этапы знакомства с ребенком можно разделить на две части.

Первый заочное знакомство с ребенком (детьми).

На этом этапе каждый специалист, работавший с ребенком, предоставляет кандидату всю имеющуюся у него информацию. Рассказ о ребенке сопровождается показом фотографий. Кандидату нужно обеспечить все условия для возможности принятия взвешенного решения. Очень важно не утаивать и не приукрашивать информацию, но и слишком не драматизировать ее.
Социальный педагог - наиболее компетентный человек во всем, что касается биографии и социально-юридических дел ребенка. Он знакомит кандидата с личным делом и юридическим статусом ребенка, рассказывает все, что на данный момент известно об истории его жизни, о наличии или отсутствии у него родственников и возможности контактов с ними.

Психолог рассказывает о психологических особенностях ребенка, о том, как его прошлый травматический опыт может проявляться в поведении, предлагает конкретные рекомендации.

Детский врач рассказывает о состоянии здоровья ребенка и дает конкретные рекомендации по лечению, питанию, гигиене и т.д.

Воспитатели, которые наблюдали этого ребенка в условиях детского дома, специализированного учреждения для несовершеннолетних рассказывают о характере ребенка и особенностях его поведения.

Учителя, логопеды, педагоги дополнительного образования рассказывают об особенностях развития ребенка, его способностях, увлечениях, отношениях со сверстниками и взрослыми. Кандидату необходимо предоставить время для обдумывания полученной информации и принятия решения. Кандидат обычно советуется со своими членами семьи, близкими друзьями. Не следует торопить его с ответом, поскольку для принятия решения разным людям требуется разное время.

После получения и обдумывания информации кандидат имеет право на отказ. Если вся полученная информация о ребенке приемлема для кандидата, начинается очное знакомство с ребенком.

Второй – очное знакомство с ребенком (детьми).

Нет стандартной процедуры очного знакомства с ребенком. Этот процесс индивидуален и требует творческого подхода. Многое зависит от возраста и характера как ребенка, так и кандидата. Обычно, если ребенку не требуется срочного помещения в семью, этот процесс занимает достаточно длительное время, так как ребенку и кандидату необходимо присмотреться друг к другу, пообщаться.
Будущие родители должны знать, что дети ведут себя по-разному. Это зависит от возраста и особенностей нервной системы. Рекомендуется побеседовать со специалистами детского учреждения, как можно больше узнать о ребенке, записать всю необходимую информацию с тем, чтобы в первое время новым родителям легче было общаться с приемными детьми.

Иногда родители теряются, не знают, как начать общение, как познакомиться, о чем говорить и тогда сами дети приходят к ним на помощь.

В иных случаях помогают игрушки, книги, совместная прогулка, сладости. Возможна организация знакомства в естественной обстановке, в группе с другими детьми. Многие приемные мамы и папы рассказывая о своих ощущениях, отмечали, что сердце подсказало «своего» ребенка.

Родителям приемных детей потребуется много усилий, чтобы создать полноценную, счастливую семью. Не стоит ждать результатов сразу, нужно терпение и время. Чем больше вкладывать в воспитание ребенка сейчас, тем легче будет в будущем.

Характерные, повторяющиеся проблемы при помещении ребенка в семью, позволяют говорить о «синдроме отторжения» или в другом варианте «синдром приемного ребенка». В общих чертах, это последствия эмоциональной травмы, сниженная самооценка, потеря чувства защищенности, трудности в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми, беспомощность, плохая успеваемость и т.д. Обнаруживая ограниченные знания об особенностях развития ребенка в разные возрастные периоды, не зная особенностей психофизического развития вообще, родители часто теряются и не видят выхода из затруднительной ситуации, предлагая ребенку вместо мудрого совета и решения вопроса только доброе отношение и любовь (хотя и это не мало). В связи с этим, с учетом опыта многих регионов и имеющегося родительского опыта, разработаны программы по очному и дистанционному (заочному) обучению замещающих родителей. Очное обучение предполагает проведение семинаров и курсов как подготовительных, так и курсов повышения знаний в области воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Заочное обучение предполагает самостоятельное изучение предлагаемых материалов с учетом тематики вопросов кандидатов при первых встречах со специалистами. За весь процесс подготовки замещающих родителей к приему детей на воспитание, необходимо провести не менее трех встреч. К сожалению, по многим причинам это не всегда удается, вследствие удаленности некоторых районов, что в будущем может привести к распаду замещающих семей.

Стоит отметить, что подготовка замещающих профессиональных семей к приему детей на воспитание, а в частности патронатных семей имеет некоторые отличительные особенности. Технология подготовки, которая предлагается для рассмотрения, не является окончательной. В настоящее время она состоит из следующих этапов: информационная кампания;телефонные переговоры; информационная встреча; индивидуальное интервью; формирование тренинговых групп; обучающе-психологический тренинг; обследование семьи; консультирование семьи; итоговое заключение о семье; планирование помещения ребенка в семью; знакомство с ребенком; заключение контракта; профессиональное сопровождение, консультирование, семейная и индивидуальная терапия; тренинги родительских навыков. Технология подготовки патронатного воспитателя предполагает поэтапное прохождение пути патронатного воспитателя (Приложение 1). Не все этапы являются обязательными, некоторые из них могут быть иногда пропущены или следовать в другом порядке. Однако, стоит заметить, что результатом прохождения данного «пути» должно стать принятие решения о долгосрочном, либо краткосрочном размещении детей в патронатной семье. Если патронатные воспитатели приняли решение о долгосрочном патронате, то необходимо продумать о дальнейшей судьбе ребенка по достижению возраста 18 лет. При краткосрочном патронатном воспитании замещающие родители после реабилитации ребенка (детей) должны вернуть их в родные семьи, но также они имеют право подобрать ребенку новую опекунскую семью по согласию с ребенком. Основной принцип работы — подбор семьи для ребенка, а не ребенка для семьи. Большой минус краткосрочного патроната – прерывание эмоциональных привязанностей ребенка к значимому взрослому человеку. Но существует большой плюс патронатного воспитания – на сегодняшний день это – единственная форма передачи ребенка в семью, при которой обязателен отбор, обучение и сопровождение семьи профессиональными специалистами. Ни при какой другой форме семейного воспитания, специалисты не вправе потребовать от кандидатов пройти обучение, можно только мотивировать их на это. Поэтому при патронате минимизируется число возвратов ребенка из семьи обратно в учреждение.

Таким образом, подготовка профессиональных замещающих семей должна иметь нормативно-правовое подкрепление, для того, чтобы она носила не рекомендательный характер для кандидатов в приемные родители, а обязательный. В подготовке потенциальных родителей должны принимать участие не только специалисты органов опеки, а также психологи, психотерапевты, юристы, медицинские работники. В том случае, если данные специалисты будут работать как единая команда, можно будет говорить о полной профессиональной подготовке кандидатов. Особенно важно определить мотивы принятия ребенка на воспитания, так как от этого зависит дальнейшая судьба ребенка, его успешная социализация. Следствием недостаточной подготовки замещающих родителей становятся длительные дезадаптационные состояния семей, что приводит к неэффективности воспитания ребенка в замещающей семье.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: