Модель формирования у профессиональных замещающих родителей педагогических умений




 

 

Одной из задач деятельности специалистов по социальной работе, социальных педагогов, работающих в отделах опеки и попечительства, является формирование у приемных родителей педагогических умений. Приемный родитель выступает двух ролях: воспитатель (в привычном понимании) и родитель. Приемные родители обеспечивают реализацию задач социализации детей, организуют их жизнедеятельность, заботятся об удовлетворении всех их жизненных потребностей. Как воспитатели, они дисциплинируют детей, обучают различным социальным навыкам, организуют воспитывающую, обучающую среду. Родители должны уметь распознавать симптомы нарушения психологического здоровья ребенка, симптомы возникающих изменений, психологического дискомфорта в семье, уметь адекватно и грамотно реагировать на эти изменения. Труднее всего научить родителей правильному эмоциональному общению, проявлять искренность и отзывчивость на эмоциональном уровне. Психологическая, педагогическая подготовка необходима для успешного формирования и функционирования профессиональной замещающей семьи.

Основными компонентами методики формирования педагогических умений у приемных родителей являются качество, состояние, отношение, воспитанность, обученность и развитие. Ведущими основами формирования у родителей педагогических умений являются саморягуляционность и демократичность.

Ряд зарубежных специалистов подсчитали, что патронатные воспитатели применяют до 25 тысяч различных умений и навыков.
А для практического использования в работе служб по устройству детей в семью можно выделить пять областей значимых ценностей, знаний и навыков (компетенций) и в данном деле.

  • РЕБЕНОК (Понимание ребенка и способность обеспечить его потребности.Способность обеспечить безопасные условия для его развития и воспитания).
  • Понимание возрастных особенностей ребенка, распознавание его потребностей
  • Умение понимать чувства ребенка и оказывать ему эмоциональную поддержку
  • Реалистичные представления о ребенке и о семье, из которой он пришел и готовность принять прошлое ребенка и его самого таким, какой он есть
  • Понимание причин задержки в развитии, распознавание их проявлений, готовность воспитывать ребенка с возрастными отклонениями, умение справляться с этими отклонениями
  • Понимание последствий жестокого обращения и их проявлений. Готовность помочь ребенку преодолеть эти последствия и умения научить его вести себя в ситуациях, несущих риск жестокого обращения
  • Умение заботиться о здоровье, гигиене и питании ребенка
  • Понимание причин трудного поведения ребенка
  • Умение устанавливать границы. Умение управлять поведением ребенка
  • Понимание особенностей сексуального развития ребенка, умение разговаривать на интимные темы откровенно.
  • СЕМЬЯ (Понимание особенностей своей семьи и умение приспособить семейную систему к задаче воспитания ребенка).
  • Осознание неизбежности изменений в жизни семьи после прихода ребенка, способность к этим изменениям
  • Понимание сильных и слабых сторон своей семьи и ее возможностей, умение их оценить
  • Умение справляться с кризисами
  • Понимание того, ребенка из какой семьи и с какими потребностями семья сможет принять
  • Предпочтения и возможности семьи для воспитания ребенка того или иного возраста
  • Способность обеспечить безопасность ребенка и безопасность членов семьи (предотвращение риска жестокого обращения) внутри и вне семьи. Умение научить ребенка вести себя в ситуациях несущих риск
  • Умение сотрудничать между собой в семье в деле воспитания ребенка.
  • ВОСПИТАТЕЛЬ (Понимание воспитателем своих личностных особенностей и своих слабых и сильных сторон, как воспитателя. Обеспечение заботы, контроля и требований. Способность к профессиональному росту).
  • Осознание своих умений как родителя и воспитателя, готовность их совершенствовать
  • Умение отказаться от стереотипов
  • Способность понимать и принимать других людей, уважение к различиям
  • Предпочтительные методы и приемы воспитания. Отношение к физическим наказаниям. Умение поощрять. Умение наказывать. Ненасильственное воспитание.
  • Умение справляться со своими чувствами. Умение контролировать эмоции (импульсивность). Умение справляться с тяжелыми переживаниями.
  • Умение соблюдать конфиденциальность
  • Способность к обучению, саморазвитию
  • Умение обращаться к собственному детскому опыту
  • ДРУГИЕ ЛЮДИ (Умение строить взаимоотношения с социальным окружением в интересах ребенка и помогать ребенку в налаживании социальных связей).
  • Умение говорить о ребенке с окружающими
  • Умение отстаивать интересы ребенка и защищать его
  • Умение налаживать социальные связи и учить этому ребенка. Наличие друзей, семьи, интенсивность общения, готовность вовлечь ребенка
  • ПАРТНЕРСТВО (Понимание системы семейного устройства и своего места в ней.Умение строить и поддерживать партнерские отношения со службой сопровождения).
  • Понимание прав и обязанностей принимающих семей при различных формах устройства, а так же особенностей патронатного воспитания.
  • Умение строить партнерские отношения и взаимодействовать с другими людьми
  • Готовность при необходимости просить и принимать помощь
  • Понимание роли кровных родителей в жизни ребенка и готовность содействовать поддержанию отношений ребенка с кровной семьей
  • Понимание неизбежности конфликтов и умение их разрешать.

 

Данные умения должны сформироваться не только на основе теоретических знаний, но и на практическом опыте. В связи с этим предложена модель личностного формирования педагогических умений родителей из профессиональных замещающих семей. Особенности данной модели заключаются в следующем:

во-первых - системное и личностно-ориентированное формирование у родителей из профессиональных замещающих семей мотивационной сферы, творческой, что побуждало бы их к проявлению педагогических умений в решении бытовых проблем;

во-вторых - формирование у замещающих родителей готовности к педагогической самокоррекции, путем обеспечения методической литературой семей;

в-третьих - обучение основам взаимодействия замещающих родителей с приемными детьми.

для успешной реализации модели в основу должна быть положена технология формирования замещающей семьи как социально-педагогического института для детей, оставшихся без попечения родителей. Первый этап - обучение кандидатов в приемные родители. Начинать обучение приемных родителей целесообразно еще до их знакомства с будущими приемными детьми.

Основная цель данных занятий - помочь будущим родителям сделать серьезный и важный шаг в своей жизни, сделать его не под эмоциональным воздействием от встречи с детьми-сиротами, от посещения детского дома, а на основании твердого решения, осознанного выбора.

Факторы риска:

  • наличие табуированных тем в семье ("секса нет", "деньги не главное", "родители всегда правы", "тайна усыновления")
  • подозрения на наличие зависимости (алкоголизм, наркомания).
  • постоянная закрытость, недоброжелательность по отношению к сотрудникам службы
  • неготовность выделить ребенку личное пространство
  • уклонение кого-то из членов семьи от общения с сотрудником службы по устройству
  • формальное отношение членов семьи к домашнему опросу
  • напряженные отношения между членами семьи (или с каким-то из членов)
  • присутствие людей снепонятным семейным статусов, о котором не было ничего известно ("Это мой гражданский муж", "бабушка из Киева")
  • проявление неуважения между членами семьи
  • подозрения на нестабильность отношений между супругами (нарушение "брачного контакта")

 

Вторым этапом педагогического обучения является консультирование приемных родителей и оказание им помощи в налаживании отношений с ребенком-сиротой, имеющим различные проблемы в индивидуально-личностном развитии. Также необходимо научить приемных родителей педагогическим основам разрешения конфликтов в семье. В ходе обучения рекомендуется использовать методику Томаса Гордона «Шесть шагов в беспроигрышном методе разрешения конфликтов». В частности, замещающим семьям необходимо освоить следующие шаги в разрешении конфликтов: распознание и определение конфликта, выработка возможных альтернативных решений, выбор наиболее приемлемого решения, выработка способов выполнения решения, контроль и оценка его результатов.

На третьем этапе обучения целесообразно провести тренинг подготовки замещающей семьи и детей, оставшихся без попечения родителей, к совместному проживанию. Программа тренинга должна включать следующие занятия: знакомство, учимся понимать друг друга, личное пространство, семейные ценности, наша новая семья. Родители должны обучиться элементарным схемам реализации своей роли приемного родителя как профессионального родителя. Для этого специалистам необходимо научить их применять простейшие схемы стратегического планирования: определение (описание) проблемы; формирование видения своих действий и реальных возможностей решения проблемы; формирование команды по её решению (родитель знает, что он не один с проблемой); уметь обсудить и выработать (в группе) цели, задачи по решению проблемы, оценить каждый шаг на пути к достижению цели по критериям (конкретность, срок исполнения, результативность); уметь для решения каждой из задач составить план конкретных мероприятий (действий); знать организацию контроля за реализацией мероприятий. Какую главную задачу должны ставить перед собой приемные родители? Какой должна быть основная линия их поведения? Специалисты органов опеки и попечительства должны подвести замещающих родителей к тому, что это - обучение и осуществление на практике конкретной роли «родитель как учитель своих детей». На данном этапе у замещающих родителей должны сформироваться методы, согласно которым он будет выступать как родитель-профессионал. Родитель не должен· давать рекомендаций, он обучает всех членов семьи методам самостоятельного исследования (изучения) проблем через организацию совместной деятельности, вырабатывает у детей навыки в применении специфических методов общения и взаимодействия, которые приводят к выгодным позициям ребенка в результате межличностных, внутригрупповых взаимодействий. Стоит отметить, каким умениям обучают родители детей: эмпатическим умениям (способность поставить себя на место другого), экспрессивным умениям (осознавать то, что вы понимаете и то, что вы желаете донести до других), дискуссионным и переговорным навыкам.

Для эффективности реализации модели формирования у профессиональных замещающих родителей педагогических умений следует проводить обучение в студийной форме работы. В рамках педагогической студии необходимо рассмотреть систему сопровождения профессиональной замещающей семьи, которая должна состоять из следующих этапов: выявление проблемы в развитии и социальном положении ребенка­сироты, воспитывающегося в замещающей семье; первичная диагностика, разработка программы углубленного изучения проблемы; составление индивидуальной программы реабилитации; реализация программы индивидуальной реабилитации ребенка, оставшегося без попечения родителей, с периодическим подведением итогов и разработкой дальнейших этапов реабилитации; социализация приемных детей, адекватно его проблемам и потенциалу индивидуальных возможностей. Необходимость разработки индивидуальной карты адаптации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей обусловлена тем, что можно проследить динамику развития ребенка, эффективность его воспитания в приемной семье. Данная карта адаптации, облегчит задачу замещающим родителям в отчетности о проделанной работе, а также упростит работу органам опеки и попечительства в проведении сравнительного анализа по эффективности воспитания приемных детей, так как единая структура отчета (карты) поможет беспрепятственно проанализировать показатели развития ребенка.

Индивидуальная карта адаптации должна содержать следующие разделы:

во-первых - сведения о несовершеннолетнем, поступившем в замещающую семью (Ф.И.О., дату и место рождения, данные свидетельства о рождении, медицинского полиса, место учебы/ДДУ);

во-вторых - сведения о семье (биологической);

в-третьих - биопсихосоциальная история несовершеннолетнего (внешний вид, состояние здоровья, образование, санитарно-гигиенические навыки, психологический портрет несовершеннолетнего, педагогическая диагностика);

в-четвертых - план-сетка реабилитационных мероприятий, результаты воспитательно-­реабилитационных и психолого-педагогических мероприятий;

в-пятых - карта наблюдений за приемными детьми (личные гигиенические навыки, отношение к социально-бытовому окружению, отношение к учебе, саморазвитию, отношение к ближайшему социальному окружению, к родителям).

Следующей составной частью в педагогической подготовке замещающих родителей является прикладной практикум, который преподается в виде мастер-классов. Необходимость его включения в подготовку профессиональных семей обусловлена достаточно низким уровнем развития у них прикладных умений. Основные направления деятельности социального педагога с замещающей семьей включают не только обеспечение доступа к культурно-досуговым учреждениям, но и умение организовать один из видов прикладного детского творчества.

Завершающим компонентом работы социальных педагогов с профессиональными замещающими родителями является разработка методических рекомендаций для родителей по общению с приемным ребенком, его поощрению и наказанию, разрешению конфликтной ситуации. Благодаря несложным правилам, замещающие родители смогут самостоятельно справляться с небольшими повседневными трудностями, не прибегая к помощи специалистов.

Таким образом, целенаправленная, научно обоснованная, практически значимая деятельность педагогической подготовки профессиональных замещающих родителей, будет способствовать повышению профессионального уровня замещающих родителей. В итоге работы педагогической подготовки должна сформироваться главная задача приемных родителей - обучение приемных детей всем жизненным навыкам (равноценно как и родных). Несформированные педагогические навыки у замещающих родителей приведут к неэффективности роботы семьи как формы профессионального семейного жизнеустройства детей-сирот.

Вряде регионов Российской Федерации созданы школы профессионального замещающего родительства, целью которых является оптимизация процессов становления и развития семей, принявших детей на воспитание.

К основным задачам работы школы относятся:

· оказание помощи приемным родителям, патронатным воспитателям в овладении психологическими, педагогическими, юридическими и медицинскими знаниями;

· содействие замещающим родителям в практическом использовании полученных знаний, в овладении навыками эффективного межличностного взаимодействия с детьми;

· оказание помощи в создании оптимальных условий для воспитания и развития ребенка;

· формирование у замещающих родителей здоровой родительской позиции.

За время обучения кандидаты в замещающие родители смогут:

во-первых - оценить собственные силы и возможности принятия ребенка в свою семью; во-вторых - получить знания о том, как строить отношения с приемным ребенком на различных этапах: во время первой встречи, в период адаптации, в кризисных ситуациях; как сблизиться с ребенком; как разрешить проблемы на первоначальных этапах общения; в-третьих - узнать о возможных проблемах, возникающих при контакте с биологическими родителями, и понять важность, которую составляют для ребенка воспоминания о его кровных родителях;

в-четвертых - узнать про типичные ошибки, ожидания и разочарования приемных родителей; научиться понимать поведение детей в процессе адаптации в семье;

в-пятых - познакомиться с педагогическими и психотерапевтическими прием и компенсации отрицательного опыта и моральных травм у детей;

в-шестых - встретиться с приемными родителями, взявшими на воспитание детей, и ознакомиться с их опытом.

Разделы программы работы школы: законодательный, административный, медицинский, психолого-педагогический (родительские, детские и детско-родительские отношения).

Формы и методы реализации программы:

1. Лекционно-семинарские занятия.

2. Практические занятия.

3. Анкетирование и повторная диагностика.

Специалисты, обеспечивающие выполнение программы: юрист, психологи, специалист по социально-педагогической работе, медики (психотерапевт, логопед, гинеколог, педиатр, нарколог и др.)

 

План реализации программы школы профессиональных замещающих родителей

(для приемных родителей, патронатных воспитателей)

Тема занятия Форма занятия Продол- жительность занятия Аудитория Специалисты, ведущие занятия
Юридические основы жизнедеятельности и приемной семьи Лекция 2 занятия по 1,5 часа Патронатные воспитатели, канд. в приемные родители Юрист
Проблемы семейного воспитания Практич. занятие 1 занятие 1-1,5 часа Патронатные воспитатели, канд. в приемные родители Психолог  
Эмоциональные трудности приемных детей Лекция 2 занятия по 1,5 часа Патронатные воспитатели, канд. в приемные родители Психолог психотерапевт (логопед, гинеколог, нарколог)
Принятие ребенка. Психологическое обеспечение адаптации ребенка в приемной семье Тренинг семинар 2 занятия по 1,5 часа Патронатные воспитатели, канд. в приемные родители Психолог
Особенности воспитания ребенка в приемной семье семинар 1 занятие 1,5 часа Патронатные воспитатели, канд. в приемные родители Психолог, Соц. педагог
Психологические проблемы приемных родителей Тренинг семинар 2 занятия по 1,5 часа Патронатные воспитатели, канд. в приемные родители Психолог
Что значит дом для ребенка, у которого его не было и который так хочет его обрести Тренинги 2 занятия по 2 часа Патронатные воспитатели, канд. в приемные родители Психолог, специалист по социально-педагогической работе

Программа является обобщенной и содержит полный перечень тем, затрагивающих все возможные проблемы замещающих родителей. Для каждой группы родителей программа может корректироваться с учётом их состава и пожеланий обучающихся.

Последовательность обучения:

Полный курс для улучшения качества подготовки и удобства обучающихся целесообразно разбить на три подкурса:

1 курс ориентирован на начинающих, не имеющих ни опыта, ни подготовленных документов. Основная задача этого этапа курса - выявить мотивы принятия ребенка в семью, а также помочь подготовиться замещающим родителям к приему ребенка.

2 курс - для оформивших документы и находящихся в стадии поиска ребенка или недавно принявших его в семью - это курс поддержки. Он предназначен, преимущественно, для помощи в сближении с ребенком, адаптации семьи и ребенка, решения первичных проблем. Предусматривает индивидуальные консультации. Если семья берет впервые ребенка, тогда необходимо пройти 5 занятий. В случае, когда семья имеет опыт воспитания приемных детей, курс можно сократить до 3 занятий.

3 курс предназначен для принимающих родителей, прошедших стадию адаптации ребенка в семье. На курсе изучаются вопросы воспитания, отношений в семье, само идентификации приемного ребенка, тайны, отношения к кровным родственникам ребенка, общения семьи и ребенка в обществе: родственники, знакомые, ребенок в детском саду, поликлинике, школе, среди друзей и др.

Система занятий:

Группы формируются из всех желающих со сходными задачами. Количество слушателей в группе - не более 10 - 12 человек. Продолжительность занятий - 1,5 - 2 часа.

Тематические групповые занятия-консультации.

Данные консультации должны проводиться регулярно, для всех желающих. Занятия служат для закрепления по отдельным сложным темам, вызывающим наибольший интерес, проводятся в виде семинара.

Диагностика детей, рождённых инфицированными матерями.

Медицинская генетика, чем она может помочь приемным родителям и детям. Влияние генетической наследственности и среды на поведение ребёнка. Адаптация ребёнка в семье.

Как рассказать ребёнку о его принятии в замещающую семью.

Восстановление биографии ребёнка, сбор документов, сбор сведений о родственниках, контакты с биологическими родителями. Построение генограммы биологической семьи ребёнка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: